Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 20:41, курсовая работа
Объектом исследования выступает – ОАО Банк «Петрокоммерц».
Предметом исследования – собственный капитал банка.
Целью курсовой работы является: изучение структуры, содержания и роли банковских пассивов, рассмотрение принципов Базеля III и его требований к капиталу коммерческого банка и разработка рекомендаций по усовершенствованию управления капиталом. Так же мы проведем анализ капитала банка и оценку системы управления собственным капиталом.
В условиях рыночной экономики исключительную важность приобретает процесс формирования банковских пассивов, оптимизация их структуры и в связи с этим качество управления всеми привлеченными средствами, которые образуют ресурсный потенциал коммерческого банка.
До недавнего времени пассивным операциям не придавалось серьезного значения, они не воспринимались банками как объект, требующий эффективного управления.
В современных условиях экономическое мировоззрение изменилось и постепенно происходит переосмысление основ банковской деятельности и прежде всего, роли пассивных операций. Для банка становятся одинаково важными как активные, так и пассивные операции. И для того, чтобы размещать средства в активах, необходимо сначала сформировать прочную ресурсную базу, которая создается в результате осуществления пассивных операций.
Коммерческие банки, как и другие субъекты хозяйственных отношений, для обеспечения своей коммерческой и хозяйственной деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств, т.е. ресурсами. В современных условиях развития экономики проблема формирования ресурсов имеет первостепенное значение. Это вызвано тем, что с переходом к рыночной модели экономики, ликвидацией монополии государства на банковское дело, построением двухуровневой банковской системы характер банковских ресурсов претерпевает существенные изменения. Это объясняется тем, что, во-первых, значительно сузился общегосударственный фонд банковских ресурсов, а сфера его функционирования сосредоточена в первом звене банковской системы - Центральном Банке Российской Федерации. Во-вторых, образование предприятий и организаций с различными формами собственности означает возникновение новых собственников временно свободных денежных средств, самостоятельно определяющих место и способ хранения денежных средств, что способствует созданию рынка кредитных ресурсов, органически входящего в систему денежных отношений.
Кроме того, масштабы деятельности банков, определяемые объектом его активных операций, зависят от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают, и особенно от суммы привлеченных ресурсов. Такое положение обостряет конкурентную борьбу между банками за привлечение ресурсов.
Пассивы коммерческих банков, или «банковские ресурсы», представляют собой совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в его распоряжении и используемых для осуществления активных операций.
Основным источником пассивной базы коммерческого банка являются привлеченные средства, составляющие около 70-80% всех банковских ресурсов.
Операции по формированию привлеченных ресурсов - это операции по формированию депозитов и недепозитных источников (заемных средств).
Депозитные операции принято считать пассивными кредитными операциями, так как они формируют основную ресурсную базу для выдачи ссуд коммерческими банками. Роль их велика, поскольку через депозитные операции банк превращает свободные денежные средства в капитал, удовлетворяет временную потребность предприятий и организаций в дополнительных оборотных средствах.
Рост доли привлеченных ресурсов отражает активную работу банка с клиентурой, но одновременно требует эффективного их использования и отдачи. Оценка структуры привлеченных средств по клиентам и срокам позволяет выявить, из каких секторов экономики и на какой срок привлекается основная масса денежных средств. Так, увеличение доли срочных депозитов является положительным моментом, несмотря на рост процентных расходов (стоимость срочных депозитов выше, чем по депозитам до востребования, но обычно ниже, чем по межбанковским кредитам).
Для формирования ресурсов коммерческий банк берет на себя определенные обязательства, такие как привлеченные средства, а также заемные средства. Анализ ресурсов коммерческого банка является актуальной темой для исследования, так как от правильной политики руководства банка по формированию ресурсной базы зависит проведение активных операций, а, следовательно, прибыльность и ликвидность банка.
Объектом исследования данной дипломной работы является Открытое акционерное общество Коммерческий банк "Петрокоммерц" (ОАО Банк "Петрокоммерц") основано в апреле 1992 г.
Основной акционер Банка - Группа "ИФД КапиталЪ".
Банк «Петрокоммерц» создан в 1992 году и в настоящее время представляет собой универсальную кредитно-финансовую организацию, оказывающую широкий спектр банковских и финансовых услуг юридическим лицам и частным клиентам.
Банк обладает полным перечнем лицензий на осуществление всех видов банковских операций, операций на финансовых рынках, на оказание услуг в области шифрования информации, осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, а также правом выступать гарантом перед таможенными органами.
С 2005 года Банк «Петрокоммерц» является участником системы обязательного страхования вкладов (номер в реестре - 420), а также основных российских и международных финансовых, платежных и иных профессиональных ассоциаций и организаций.
В январе 2011 года Банк «Петрокоммерц» стал первым в России банком, прошедшим сертификацию на обслуживание бесконтактных карт MasterCardWorldwide, и одним из первых банков, которые начали выпускать карты с технологией бесконтактной оплаты PaуPass.
Одним из ключевых факторов успеха Банка является постоянное развитие информационных технологий, модернизация существующих IТ-платформ, систем автоматизации бизнес-процессов и процедур, предлагаемых клиентам продуктов и услуг. Благодаря этому Банк «Петрокоммерц» из года в год занимает высокие позиции в рейтинге крупнейших банков России по уровню информатизации, по версии CNEWSAnalytiks (14-е место в 2011 году).
Финансовая надежность и стабильность Банка «Петрокоммерц» подтверждаются высокими кредитными рейтингами, присвоенными Банку ведущими международными и национальными рейтинговыми агентствами.
По итогам 2012 года Банк «Петрокоммерц» занимает 21-23-ю строчку в рейтинге лучших розничных банков России.
Целью исследования является на основе определения экономического содержания пассивных операций раскрытие механизма управления пассивами коммерческого банка и выработка рекомендаций по эффективному управлению.
В процессе работы амною были изучены труды экономистов, исследовавших проблемы формирования банковских ресурсов: Березиной М.П., Крупнова Ю.С., Косого A.M., Падалкиной Л.С., Савинского Ю.П., Сахаровой М.О., Ямпольского М.М. Были также изучены работы Барковского Н.Д., Валенцевой Н.И., Лаврушина О.В., Левчука И.В., Мамоновой И.Д., Ширинской З.Г. и др., посвященные вопросам сбалансированности пассивов и активов банка.
При подготовке работы использовались соответствующие законодательные и нормативные акты высших органов законодательной власти Российской Федерации; инструктивные материалы Центрального банка России, регламентирующие деятельность коммерческих банков по привлечению пассивов; специальная и периодическая литература; Интернет-ресурсы, а также практический материал по ОАО Банк "Петрокоммерц".
Объектом исследования выступает – ОАО Банк «Петрокоммерц».
Предметом исследования – собственный капитал банка.
Целью курсовой работы является: изучение структуры, содержания и роли банковских пассивов, рассмотрение принципов Базеля III и его требований к капиталу коммерческого банка и разработка рекомендаций по усовершенствованию управления капиталом. Так же мы проведем анализ капитала банка и оценку системы управления собственным капиталом.
Курсовая работа включает в себя 3 главы, заключение и список использованных источников, выполнена на 32 страницах, содержит 7 таблиц, 1 рисунок и приложение.
Коммерческий банк проводит операции пассивные – по привлечению денежных средств и активные – по размещению денежных средств. Пассивные операции банков, посредством которых образуются банковские ресурсы, играют всегда первичную роль по отношению к активным операциям, так как прежде чем размещать что-либо, необходимо сформировать ресурсы. Пассивы банка отражают источники средств, которые банк использует в своих операциях.
Собственный капитал (собственные средства) банка – это денежное выражение всего реально имеющегося имущества, принадлежащего банку. Он является основой для начала деятельности банка и выступает Гарантийным фондом банка.
Пассивы банков - часть бухгалтерского баланса, отражающая в денежном выражении источники образования средств банка. В зависимости от характера источников средств все пассивы банка различаются по срокам привлечения и стоимостью. От стоимости и сроков привлечения средств зависит способность банка обеспечить их рациональное размещение и в конце концов допустимый прибыль акционеров банка. Основным источником средств банка, как правило, являются депозиты физических и юридических лиц, а кроме того, средства центральных (национальных) банков, кредиты, привлеченные в других коммерческих банках, облигационные займы, размещенные на рынке. Особенностью пассивов коммерческого банка по сравнению с другими компаниями является высокая доля средств, привлеченных на разных условиях, что значительно превышает собственные средства банка.
Пассивы банка имеют свои размеры и структуру (состав), чем определяют размеры и структуру активов (т. е. вложений) банка и его надежность как участника рынка. Пассивы банка часто называются также обязательствами банка перед другими участниками рынка, так как банк является юридическим лицом, а потому все, что у него имеется, так или иначе, принадлежит другим участникам рынка — владельцам банка, кредиторам, владельцам банковских счетов и т. п. В целом пассивы банка обычно возрастают по мере расширения своей коммерческой деятельности.
Увеличение пассивов банка укрупненно имеет две группы причин, или факторов роста:
1) общерыночные причины. Например,
если экономика страны
2) специфические причины. Связаны с деятельностью именно данного банка, например, повышение его конкурентоспособности. На рынке действует конкуренция. Если банк функционирует более успешно, чем другие банки — его конкуренты, то он сосредоточивает у себя относительно больше свободного капитала небанковских участников рынка, а потому идет процесс увеличения его собственных пассивов за счет перемещения части пассивов от других банков.
Заемные средства банка — это денежные средства (или имущество) участников рынка, которые они предоставили банку взаймы (в долг). В соответствии с составом пассивов банка к пассивным операциям обычно относят:
депозитные операции;
эмиссионные операции;
получение кредитов от других участников рынка — это кредиты, предоставленные Центральным банком или другими банками данному банку.
Если банк представляет собой акционерное общество, то полученный им от владельцев банка капитал является выручкой от продажи акций банка. Если юридическая форма существования банка иная, то полученный от владельцев капитал есть просто те или иные их взносы (вклады, доли) в устав банка в денежном выражении.
Банк работает как коммерческая организация, а потому обычно он получает ежегодную прибыль, которая частично передается владельцам банка, а в другой своей части присоединяется к функционирующему капиталу банка — реинвестируется.
Ресурсы коммерческих банков, или банковские ресурсы, представляют собой совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в его распоряжении и используемых для осуществления активных операций.
По способу образования все ресурсы коммерческого банка подразделяются на собственные и заемные (привлеченные).
Собственные средства - это уставный фонд и другие фонды банка (которые создаются для обеспечения финансовой устойчивости, коммерческой и хозяйственной деятельности), а также прибыль, полученная банком в текущем году и в прошедшие годы. Состав собственного капитала банка представлен на рис. 1.1.
Собственные средства представляют собой состояние акционеров в коммерческом банке, т.е. чистую стоимость банка. Поэтому их движение - предмет особого отчета в комплексе финансовой отчетности, составленной по международным правилам.
Основные объемы ресурсной базы коммерческого банка составляют привлеченные и заемные средства, которые образуются в результате исполнения банком операций, формирующих его пассивы.
Другими источниками банковских ресурсов служат денежные фонды, которые банк привлекает самостоятельно с целью обеспечения своей ликвидности (среди них: кредиты, полученные у других банков; ценные бумаги, проданные по соглашениям об обратном выкупе). Их еще называют управляемыми пассивами. Эти пассивы дают банкам возможность восполнять депозитные потери, быть готовыми к непредвиденным обстоятельствам (например, к внезапному оттоку депозитов, к неожиданным заявкам на предоставление кредита).