Управление коммерческими рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность определила цель исследования настоящей курсовой работы – исследовать основные методы оценки и профилактики коммерческих рисков в современных экономических условиях.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
Рассмотреть понятие и сущность риска как объективно существующей экономической категории;
Рассмотреть общую классификацию рисков;
Рассмотреть основные методы оценки коммерческих рисков;
Рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «ДПМК Ачинская»;

Файлы: 1 файл

Kursovaya_.docx

— 376.93 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В условиях нестабильной макроэкономической ситуации актуальна проблема поиска и внедрения в практику таких  форм и методов управления компанией, использование которых позволяло  бы не доводить предприятие до кризисного состояния, несмотря на макроэкономические факторы.

Риск  как неотъемлемый элемент экономической, политической и социальной жизни  общества неизбежно сопровождает все  направления и сферы деятельности любой организации, функционирующей  в рыночных условиях. Таким образом, в настоящее время проблема исследования риска приобретает самостоятельное  теоретическое и прикладное значение как важная часть теории и практики управления.

Большинство управленческих решений принимается  в условиях риска, что обусловлено  рядом факторов: отсутствием полной информации, элементами случайностей и некоторыми другими. Правильность и обоснованность выбранной стратегии  предпринимательской деятельности определяют успех предприятия в  сфере бизнеса. При этом должны учитываться  вероятности критических ситуаций.

Чтобы предприятие могло успешно функционировать  в условиях рыночной экономики нужно  идти на риск. Можно сказать, что  не существует предпринимательской  деятельности без риска. Для любого бизнеса важным является не избежание  риска, а предвидение и снижение его до минимального уровня.

Отлаженная  система риск-менеджмента служит основой стабильности бизнеса. Для  того чтобы управлять рисками, необходимо понимать их сущность, знать подходы  к формированию системы управления рисками, методы оценки и управления рисками.

Недостаточная изученность вопросов управления рисками вообще и коммерческими рисками в частности определила актуальность темы настоящего исследования.

Предметом данной курсовой работы является изучение теории и практики управления коммерческими рисками предприятия.

Объектом данной курсовой работы является предприятие ООО «ДПМК Ачинская».

Актуальность  определила цель исследования настоящей  курсовой работы – исследовать основные методы оценки и профилактики коммерческих рисков в современных экономических  условиях.

Поставленная  цель определила необходимость решения  следующих задач:

  1. Рассмотреть понятие и сущность риска как объективно существующей экономической категории;
  2. Рассмотреть общую классификацию рисков;
  3. Рассмотреть основные методы оценки коммерческих рисков;
  4. Рассмотреть модели управления коммерческими рисками;
  5. Рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «ДПМК Ачинская»;
  6. Проанализировать финансовое состояние ООО «ДПМК Ачинская», дать оценку;
  7. Проанализировать коммерческие риски на ООО «ДПМК Ачинская»;
  8. Дать рекомендации по снижению коммерческих рисков.

 

  1. Коммерческие риски в системе финансового управления
    1. Коммерческий риск: понятие, структура и типовые характеристики

Деятельность любого предприятия  связана с ситуацией объективно существующей и принципиально неустранимой неопределенности, обусловленной отсутствием  полной информации.

Неопределенность является основной характеристикой риска. Объективно существующая и принципиально неустранимая неопределенность приводит к тому, что риск никогда не бывает нулевым.

Неопределенность – это  неполное или неточное представление  о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения.

Основными причинами неопределенности являются следующие:

  1. Отсутствие полной, объективной информации;
  2. Случайность – невозможность предугадать то, как будет протекать явление в сходных условиях.
  3. Противодействие – проявление неопределенности, например, в отношении договорных обязательств.

Понятия «риск» и «неопределенность» очень близки: оба термина применяются  для обозначения отсутствия или  недостатка определенности. Тем не менее, в экономической литературе данные понятия разделяют. Различия между риском и неопределенностью  сводятся к объему доступной информации об исследуемой ситуации. [8]

Неопределенность выражается в незнании достоверного, отсутствии однозначности. Но в то же время неопределенность обуславливает возможность получения как негативных, так и позитивных результатов, их определенный закономерный характер, что следует учитывать при рассмотрении категории «риск».

В настоящее время не существует единой трактовки понятия «риск». Это объясняется в частности многоаспектностью этого явления. Кроме того, риск – это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных реальных основ. Это обуславливает возможность существования нескольких определений риска с разных точек зрения. [11]

И все-таки, коммерческие риски представляют собой опасность потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Они означают неопределенность результатов от данной коммерческой сделки. Сущность коммерческого риска определяется спецификой коммерческой деятельности, которая характеризуется как целенаправленная деятельность, учитывающая требования рынка и связанная с поиском, выбором, продвижением товаров от производителей к потребителям, их реализацией. Чтобы свести неопределенность при осуществлении коммерческой деятельности к минимуму, необходимо выбрать то ее направление или тот вариант инвестирования, который позволит получить боле высокие результаты.

Коммерческая деятельность без рисков невозможна, однако при  ее планировании важно предусмотреть  влияние коммерческого риска. Для  того чтобы риск был «взвешенный», необходимо использовать максимально  возможный объем информации, всесторонний анализ коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских  связей, всесторонне исследование рынка, тщательный  подбор персонала. [9]

Таким образом, обобщая содержание определений понятия «риск», можно сформулировать основные отличительные черты понятия «риск». К ним относятся:

  • экономическая сущность категории «риск»;
  • зависимость риска от социальных, политических и правовых факторов;
  • наличие неопределенности в финансово-хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие или неполнота либо недостоверность информации о текущем состоянии самого хозяйствующего субъекта и его внешней среды;
  • невозможность с абсолютной точностью прогнозировать основные тенденции развития конъюнктуры рынка;
  • вероятность получения прямых убытков в результате проведения конкретной коммерческой операции;
  • возможность получения нулевого результата коммерческой деятельности, и.е. отсутствие прибыли;
  • наличие реального, но не безусловного шанса получения положительного результата, т.е. прибыли;
  • отсутствие возможности точно определить предполагаемый экономический результат конкретной коммерческой операции.

Существуют следующие  основные причины коммерческого  риска:

  • снижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснения его конкурирующими товарами (товарами-заменителями), введение ограничений на продажу;
  • повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
  • непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей коммерческой операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно-постоянных расходов);
  • непредвиденные потери товара;
  • снижения качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
  • повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы;
  • сложности, возникающие при приемке товаров (услуг) покупателем, в том числе задержка, отказ, что повышает расходы предприятия;
  • низкая платежеспособность покупателя на момент осуществления коммерческой операции;
  • отказ клиента от оплаты товара (услуги) надлежащего качества, количества;
  • форс-мажорные обстоятельства.[6]

Сегодня нет однозначного понимания сущности коммерческого  риска. Коммерческий риск – это возможные  убытки в коммерческой работе. Он может  быть определен как сумма ущерба, понесенного вследствие неверного  решения и расходов его реализации. Может возникнуть вследствие инфляции (в связи с падением покупательной  способности денег), с ухудшением финансового положения контрагентами, связанных с действиями конкурентов, от стихийных бедствий, от возможной  нечестности работников предприятия, по причине нестабильности социально-политической ситуации.

В экономической литературе сформировались несколько вариантов  классификации рисков, наиболее широкая представлена в таблице 1. Представленная система является универсальной, поскольку может быть применена для характеристики различных видов экономической деятельности. [15]

Таблица 1 – Классификация предпринимательских рисков

№ п/п

Признак классификации

Риски

1

По сфере возникновения или  по характеру учета

- внешние риски;

- внутренние риски.

2

По уровню принятия решения

- макроэкономические (глобальные) риски;

- риски на уровне отдельного  предприятия.

3

По продолжительности действия во времени

- кратковременные риски;

- постоянные риски.

4

По степени правомерности

- оправданный риск;

- неоправданный риск.

5

В зависимости от степени воздействия

- допустимый (минимальный) риск;

- критический риск I степени (потери равны ожидаемой прибыли);

- критический риск II степени (при данном уровне потерь затраты на производство не окупаются);

- катастрофический риск.

6

В зависимости от возможности страхования

- страхуемые риски;

- нестрахуемые риски.

7

По объектам, подверженным воздействию  риска

- риски нанесения ущерба жизни  и здоровью граждан;

- имущественные риски.

8

По характеру последствий воздействий  риска

-чистые риски, т.е. означающие  возможность получения только  отрицательного или нулевого  результата;

- спекулятивные риски, т.е. способные  принести предприятию как потери, так и прибыль.

9

По соотношению проявления вероятных  негативных и позитивных последствий  риска

- приемлемый риск (соответствующий  определенному балансу между  ожидаемой выгодой и угрозой  потерь);

- риск, неприемлемый для экономического  субъекта.

10

По основным сферам, областям деятельности предприятия

- производственные риски;

- инновационные риски;

- финансовые риски;

- коммерческие риски;

- информационные риски;

- социальные риски;

- экологические риски.


Такое разнообразие способов классификаций усложняет решение  вопроса о том, какая же классификация  является основной, и в какой степени  она будет способствовать управлению рисками. Классификация рисков, определение  их видов является основой для  проведения качественного анализа  рисков и должна быть ориентирована  на выявление факторов рисков.

Фактор – это существенное обстоятельство в каком-либо явлении, процессе, исходная составляющая чего-либо.

В свою очередь коммерческие риски  также включают в себя некоторые  виды рисков (рисунок 1).

Рисунок 1 – Классификация коммерческих рисков

В зависимости от события  риски можно разделить на две  большие группы: чистые и спекулятивные. Чистые риски означают получение отрицательного или нулевого результата. [15]

Спекулятивные риски означают получение как положительного, так  и отрицательного результата.

К группе чистых рисков обычно относят следующие их виды:

1) природно-естественные риски, которые связаны с проявлениями стихийных сил природы: землетрясения, наводнения, бури, пожары, эпидемии и др.;

2) экологические риски, которые выступают как возможность потерь, связанных с ухудшением экологической ситуации;

3) социально-политические риски, которые связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. К этому виду рисков относятся политические потрясения, непредсказуемость экономической политики государства, изменения в законодательстве, и др.;

4) транспортные риски – риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, железнодорожным и т. д.

К группе спекулятивных рисков обычно относят все виды финансовых рисков, являющихся частью коммерческих рисков. Финансовые риски характеризуется вероятностью наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций с ценными бумагами, а также риск, который следует из природы финансовых операций, подразумевающих отношения по поводу формирования, распределения, использования денежных средств. [13]

Финансовые риски связаны  с вероятностью потерь финансовых ресурсов (денежных средств) и подразделяются на четыре вида:

- Ценовой риск;

- Кредитный риск;

- Операционный риск;

- Инфляционный риск.

Ценовой риск – это риск, связанный с изменением рыночной цены финансового актива. Большинство  финансовых институтов (банки, страховые  компании, пенсионные фонды) осуществляют свою деятельность в большей мере за счёт заёмных средств (банковские и пенсионные вклады, страховые взносы). Полученные средства инвестируются  институциональными инвесторами в  различные рынки – фондовые, государственных  ценных бумаг, товарные рынки, рынки недвижимости.

Информация о работе Управление коммерческими рисками