Управление оборотным капиталом туристской организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 17:54, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании состояния управления оборотным капиталом туристской организации (на примере туристической фирмы «Петро Трэвел (Petro Travel)» и в разработке рекомендаций по эффективному управлению оборотным капиталом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1.Управление оборотным капиталом…………………………………..5
1.1.Экономическая сущность и структура оборотного капитала………….5
1.2.Методы управления оборотным капиталом……………………………18
1.3.Модели управления оборотным капиталом……………………………..23
1.4.Методологические основы анализа и управления оборотным капиталом……………………………………………………………………...38
Глава 2. Анализ оборотного капитала……………………………………….44
2.1. Анализ структуры и динамика оборотного капитала………………...44
2.2. Анализ деловой активности оборотного капитала…………………….47
2.3. Анализ ликвидности оборотного капитала…………………………….49
2.4.Анализ показателей рентабельности оборотного капитала…………..51
Заключение…………………………………………………………………...57
Литература………………………

Файлы: 1 файл

Управление оборотным капиталом.docx

— 118.91 Кб (Скачать файл)

     Дебиторская задолженность бывает:

-отсроченная (срок исполнения обязательств по задолженности еще не наступил);

-просроченная (срок исполнения обязательств по задолженности уже наступил).

     Как правило, оценка дебиторской задолженности  требуется:

-при определении финансовой эффективности компании;

-при покупке дебиторской задолженности;

-при обращении взыскания на имущество должника.

     В мировой практике рыночных отношений  погашение долговых обязательств перед  кредиторами является безусловным  и требующим немедленного исполнения. В противном случае деловая репутация  дебитора резко упадет и упущенная  в результате этого выгода окажется намного больше любой величины непогашенных долгов. Именно это предполагает высокую  ликвидность этого актива в бизнесе. Это нашло свое отражение в  коэффициентах ликвидности, которые  широко используются в финансовом анализе  деятельности предприятия.

       В соответствии с ними получается, что чем выше величина дебиторской  задолженности в балансе предприятия,  тем выше ликвидность этих  активов и, как следствие, выше  платежеспособность такого предприятия.  Однако, практика российских предприятий  показывает, что в действительности  может иметь место прямо противоположная  тенденция.

       Именно это обстоятельство свидетельствует,  что использование для анализа  платежеспособности таких коэффициентов  не всегда дает объективную  оценку.

     Производя анализ стоимости дебиторской задолженности  всегда необходимо помнить о том, что дебиторская задолженность, достигшая 30% от величины реальных активов  баланса компании, может оказывать  значительное влияние на формирование конечных показателей экономической  деятельности фирмы, а также на формирование рыночной стоимости бизнеса, поэтому  конкретный метод оценки дебиторской  задолженности наши специалисты  определят после ознакомления с  исходными данными.

     В настоящее время все большее  распространение получает реализация туров в кредит. При этом возможно две ситуации. Первая – когда турфирма предоставляет туристу так называемый «коммерческий кредит», то есть фактически продает ему тур с рассрочкой платежа, взимая за данную услугу дополнительную оплату. Вторая – когда туриста кредитует банк, с которым у турфирмы заключен договор на соответствующее обслуживание. Рассмотрим обе ситуации.

       По общему правилу при продаже  товаров (работ, услуг) на условиях  коммерческого кредита, предоставляемого  в виде отсрочки и рассрочки  оплаты, выручка принимается к  бухгалтерскому учету в полной  сумме дебиторской задолженности,  то есть с учетом процентов  за кредит, которые заплатит покупатель (п. 6.2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

       Однако отразить выручку с  учетом процентов по кредиту  можно, если точно известна  сумма этих процентов (когда  они установлены в виде фиксированного  платежа или процентной ставки  и при этом определены точные  сроки погашения кредита).

       На практике же бывает, что  клиенту устанавливается «плавающий»  график погашения кредита. Тогда  до получения от туриста денежных  средств окончательная сумма  выручки неизвестна. Соответственно, не может быть выполнено требование  пункта 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации». В этом случае выручка в  бухгалтерском учете должна признаваться  только в части стоимости тура.

       Кроме того, согласно пункту 5 ПБУ  9/99 «Доходы организации», доходами  от обычных видов деятельности  признаются: выручка от продажи  продукции и товаров; поступления,  связанные с выполнением работ,  оказанием услуг. А вот доходы  от предоставления займа или  кредита (если это не является  предметом деятельности организации)  относятся к прочим доходам.

       Турфирма не является организацией, для которой выдача займов (предоставление  коммерческих кредитов) - основной  вид деятельности. Поэтому проценты  за предоставленный коммерческий  кредит следует отражать в  составе прочих доходов (п. 7 ПБУ  9/99 «Доходы организации»).

       В соответствии с пунктами 10.1 и 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации»  для целей бухгалтерского учета  проценты начисляются за каждый  истекший отчетный период согласно  условиям договора.

       Проценты за пользование коммерческим  кредитом включаются в состав  внереализационных доходов и  признаются полученными ежемесячно. Такой вывод следует из положений  пункта 6 статьи 250, пункта 4 статьи 328 Налогового  кодекса РФ.

        Начисленные проценты за пользование коммерческим кредитом облагаются НДС (п. 2 ст. 153 и подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ). Сумма этого налога рассчитывается в соответствии с пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ расчетным методом.

     Важнейшая сторона финансовой деятельности турпредприятий - формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства, финансирование научно-технического прогресса, освоение и внедрение новой техники, экономическое стимулирование, расчеты с бюджетом, банками.

     Денежные  фонды турпредприятий можно разделить на пять групп:

     первая  группа - фонды собственных средств -

уставный  капитал,

добавочный  капитал,

резервный капитал,

фонд  накоплений,

целевые финансирование и поступления,

нераспределенная  прибыль,

прочие;

     вторая  группа - фонды заемных средств -

кредиты банков,

коммерческие  кредиты,

факторинг,

лизинг,

кредиторы,

прочие;

     третья  группа - фонды привлеченных средств -

фонды потребления,

расчеты по дивидендам,

доходы  будущих периодов,

резервы предстоящих расходов и платежей;

     четвертая группа - фонды, образуемые за счет нескольких источников, -

внеоборотные  активы (источники - собственные и  заемные),

оборотные активы (источники - собственные средства, кредит, кредиторская задолженность, привлеченные),

инвестиционный  фонд (источники - прибыль, амортизационный  фонд, заемные средства),

валютный  фонд (источники - собственные и заемные  средства),

прочие;

     пятая группа - оперативные денежные фонды -

для выплаты  заработной платы,

для выплаты  дивидендов,

для платежей в бюджет.

  
 
 
 
 
 
 

     1.2. Методы управления оборотным капиталом.

     Управление  оборотным капиталом – основа успешной деятельности туристской фирмы.

      Оборотный капитал (по-английски он называется working capital, «рабочий капитал») – это разница между текущими активами и текущими пассивами.

        Оборотные средства и политика в отношении управления этими активами  важны, прежде всего,  с позиции обеспечения непрерывности  и эффективности  текущей деятельности предприятия. Поскольку во многих случаях изменение величины  оборотных активов  сопровождается и изменением краткосрочных пассивов, оба эти объекта  учета  рассматриваются, как правило,  совместно в рамках политики управления чистым  оборотным капиталом, величина которого рассчитывается  как разность между оборотным капиталом (СА) и краткосрочным пассивом (СL).

      Управление  чистым оборотным капиталом  подразумевает  оптимизацию его величины, структуры  и значений его компонентов. Что  касается общей величины чистого  оборотного капитала, то обычно разумный рост ее  рассматривается как  положительная тенденция;  однако могут быть и исключения, например, ее рост за счет увеличения  безнадежных  дебиторов  вряд ли удовлетворит  финансового менеджера. С позиции  факторного анализа принято выделять такие компоненты  чистого оборотного капитала, как производственные запасы (IS), дебиторская задолженность (AR), денежные средства (СЕ), краткосрочные пассивы (CL), то есть анализ основывается на следующей модели:

WC=CA-CL=IS+AR-CL                                                                               (5)

Оборотные активы представлены в балансе отдельным  разделом.

      Одной из основных составляющих оборотного капитала являются производственные запасы предприятия, которые в свою очередь  включают в себя: сырье и материалы, незавершенное производство, готовую продукцию и прочие запасы.

      Так как предприятие вкладывает свои средства  в образование запасов, то издержки хранения запасов связаны  не только со складскими расходами, но и с риском порчи  и устаревания  товаров, а также с вмененной  стоимостью  капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла быть получена  в результате других инвестиционных  возможностей с эквивалентной степенью риска. Большинство предприятий  допускает, что образование запасов  имеет  такую же степень риска, что и типичные для данного  предприятия капитальные вложения, и поэтому при расчете издержек  хранения используют среднюю вмененную  стоимость капитала предприятия.

      Экономический и организационно-производственный результаты   от хранения определенного  вида оборотных активов в том  или ином объеме носят специфический  для данного вида активов характер. Например, большой запас готовой  продукции (связанный с предлагаемым объемом продаж)  сокращает возможность  образования дефицита продукции  при неожиданно высоком спросе. Подобным образом достаточно большой запас  сырья и материалов  спасает  предприятие  в случае неожиданной  нехватки соответствующих запасов  от прекращения  процесса производства или покупки более  дорогостоящих  материалов – заменителей. Большое  количество заказов  на приобретение сырья и материалов, хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее, имеет смысл, если предприятие  может добиться от своих поставщиков  снижения цен (т.к. больший размер заказа обычно предусматривает некоторую  льготу, предоставляемую поставщиком  в виде скидки). По тем же причинам предприятие предпочитает иметь  достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. В результате этого уже предприятие, как правило, предоставляет скидку своим клиентам. Задача финансового менеджера – выявить результат и затраты, связанные с хранением запасов, и подвести разумный баланс.

      Дебиторская задолженность – еще один важный компонент оборотного капитала. Когда  одно предприятие продает товары другому, это вовсе не означает, что  товары будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской  задолженности. Специфический элемент  дебиторской задолженности –  векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие ценные бумаги) . Одной из задач финансового  менеджера по управлению дебиторской  задолженностью является определение  степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а  также представление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

      Денежные  средства и их эквиваленты – наиболее ликвидная часть оборотного капитала. К денежным средствам относятся  деньги в кассе, на расчетных и  депозитных счетах. К эквивалентам денежных средств  относятся ликвидные  краткосрочные финансовые вложения: ценные бумаги других предприятий, государственные  казначейские билеты, государственные  облигации и ценные бумаги, выпущенные местными органами власти.

      Выбирая между наличными средствами и  ценными бумагами, финансовый менеджер решает задачу, подобную той, которую  решает менеджер по производству. Всегда существуют преимущества, связанные  с созданием большого запаса денежных средств, - они позволяют сократить  риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо  выше, чем затраты, связанные с  краткосрочным вложением денег  в ценные бумаги (в частности, их можно условно принять в размере  неполученной прибыли при возможном краткосрочном инвестировании). Таким образом, финансовому менеджеру необходимо решить вопрос об оптимальном запасе наличных средств.

      Краткосрочные пассивы – это обязательства  предприятия перед поставщиками, работниками, банками, государством и  другими, причем основной удельный вес  в них приходится на банковские ссуды  и неоплаченные счета других предприятий. В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Поэтому достаточно обычным  становится требование банка об обеспечении  предоставленных ссуд товарно-материальными  ценностями. Альтернативный вариант  заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности  финансовому учреждению с предоставлением  ему возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них  активов, другие – за счет частичной  их продажи.

Информация о работе Управление оборотным капиталом туристской организации