Управление оборотным капиталом туристской организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 17:54, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании состояния управления оборотным капиталом туристской организации (на примере туристической фирмы «Петро Трэвел (Petro Travel)» и в разработке рекомендаций по эффективному управлению оборотным капиталом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1.Управление оборотным капиталом…………………………………..5
1.1.Экономическая сущность и структура оборотного капитала………….5
1.2.Методы управления оборотным капиталом……………………………18
1.3.Модели управления оборотным капиталом……………………………..23
1.4.Методологические основы анализа и управления оборотным капиталом……………………………………………………………………...38
Глава 2. Анализ оборотного капитала……………………………………….44
2.1. Анализ структуры и динамика оборотного капитала………………...44
2.2. Анализ деловой активности оборотного капитала…………………….47
2.3. Анализ ликвидности оборотного капитала…………………………….49
2.4.Анализ показателей рентабельности оборотного капитала…………..51
Заключение…………………………………………………………………...57
Литература………………………

Файлы: 1 файл

Управление оборотным капиталом.docx

— 118.91 Кб (Скачать файл)

       - полученные результаты оптимизируются  с учетом предусматриваемого  размера страхового остатка этих  активов;

       - сокращение расчетов наличными  деньгами;

       - ускорение инкассации дебиторской  задолженности:

       - открытие «кредитной линии»  в банке;

       - ускорение инкассации полученных  наличных денежных средств.

       V. Разработка системы мероприятий по минимизации уровня потерь альтернативного дохода процессе из хранения и противоинфляционной защиты.

       VI. Контроль совокупного уровня остатка денежных активов, обеспечивающих текущую платежеспособность предприятия.

       Система контроля за денежным  активами должна быть интегрирована  в общую систему контролинга  использования капитала предприятия.

     Учитывая  все вышеперечисленное существуют следующие обобщенные методы управления оборотными средствами:

       1) Аналитический метод;

       2) Коэффициентный метод;

       3) Метод прямого счета.

       Аналитический метод предполагает  определение потребности в оборотных  средствах в размере их среднефактических  остатков с учетом роста объемов  производства. Чтобы не фиксировать  недостатки прошлых периодов  в организации оборотных средств,  н6еобходимо проанализировать фактические  остатки производственных запасов  в целях выявления ненужных, излишних, неликвидных, а также все стадии незавершенного производства для выявления резервов сокращения длительности производственного цикла, изучить причины накопления готовой продукции на складе и определить действительную потребность в оборотных средствах. При этом необходимо учесть конкретные условия работы предприятия в предыдущем году ( например, изменение цен ).

       При коэффициентном методе запасы  и затраты подразделяются на  зависящие непосредственно от  изменения объемов производства (сырье, материалы, затраты на  незавершенное производство, готовая  продукция на складе) и не зависящие  от него (запасы, МБП, расходы будущих  периодов). По первой группе потребность  в оборотных средствах определяется  исходя из размера в базисном  году и темпов роста производства  продукции в предстоящем году. Если на предприятии анализируется  оборачиваемость оборотных средств  и изыскиваются возможности ее  ускорения, то реальное ускорение  оборачиваемости в планируемом  году необходимо учесть при  определении потребности в оборотных  средствах. По второй группе  оборотных средств, не имеющей  пропорциональной зависимости от  роста объемов производства, потребность  планируется на уровне их среднефактических  остатков за ряд лет.

       При необходимости можно использовать  аналитический и коэффициентный  методы в сочетании. Сначала  аналитическим методом определить  потребность в оборотных средствах,  зависящих от объема производства, а затем с помощью коэффициентного  метода учесть изменение объема  производства.

       Метод прямого счета предусматривает  обоснованный расчет запасов  по каждому элементу оборотных  средств с учетом всех изменений  в уровне организационно-технического  развития предприятия, транспортировке  товарно-материальных ценностей,  практике расчетов между предприятиями.  Этот метод ,будучи очень трудоемким, требует высокой квалификации экономистов, привлечения к нормированию работников многих служб предприятия (снабжения, юридической, сбыта продукции, производственного отдела, бухгалтерии и др.). Но это позволяет наиболее точно рассчитать потребность предприятия в оборотных средствах.

       Метод прямого счета используется  при организации нового предприятия  и периодическом уточнении потребности  в оборотных средствах действующих  предприятий. Главным условием  его использования является тщательная  проработка вопросов снабжения  и производственного плана предприятия.  Важное значение имеет стабильность хозяйственных связей, так как периодичность и гарантированность снабжения лежит в основе расчета норм запаса.

       Метод прямого счета предполагает  нормирование оборотных средств,  вложенных в запасы и затраты,  готовую продукцию на складе. В общем виде его содержание  можно представить следующим  образом:

       - разработка норм запаса по  отдельным важнейшим видам товарно-материальных  ценностей всех элементов нормируемых  оборотных средств;

       - определение нормативов в денежном  выражении для каждого элемента  оборотных средств и совокупной  потребности предприятия в оборотных  средствах.

       Аналитический и коэффициентный  методы применимы на тех предприятиях, которые функционируют более  года, в основном сформировали  производственную программу и  организовали производственный  процесс и не располагают достаточным количеством квалифицированных экономистов для более детальной работы в области оборотных средств.

       На практике наиболее распространен  метод прямого счета. Преимуществом  этого метода является достоверность,  позволяющая сделать наиболее  точные расчеты частных и совокупных  нормативов.

   1.4. Методологические основы анализа  и управления оборотным капиталом. – содержание не соответствует теме

 Состав  и содержание бухгалтерской отчётности.

   Бухгалтерская отчётность как наиболее достоверный  и предсказуемый источник информации в той или иной степени регулируется различными нормативными документами. Исторически в нашей стране сложилось  так, что количество отчётных форм в  составе годового отчёта и их наполнение постоянно менялись. Если в середине 80-х годов бухгалтеры вынуждены  были включать в годовой расчёт несколько  десятков обязательных к заполнению форм, то в начале 90-х годов их число сократилось до трёх – баланса, отчёта о финансовых результатах  и их использовании и применении к балансу предприятия. В последние  годы вновь наблюдается некоторое  увеличение числа централизованных утверждённых форматов отчётности. Такая  же изменчивость свойственна и статьям  отчётности – менялось их число, наполняемость, месторасположение, способы группировки  и др.

   Проведём  краткую характеристику действующих  сословных форм отчётности и экономическую  интерпретацию отдельных их статей в объёме, достаточном для понимания  логически и последовательности процедур анализа.

   Бухгалтерский баланс

Термин  «баланс» происходит от латинских слов «bis» – дважды и «lanx» – чаша и означающий буквально «двучашие», употребляется как символ равновесия, равенства. Он не является специфическим  бухгалтерским термином, но также  широко используется и в других развитых экономических науках, в политике, в повседневной жизни. В бухгалтерском  учёте слово «баланс» имеет несколько  значений:

   а) Равенство итогов при проведении записей по счетам и группировке  средств хозяйствующего субъекта в  различных разрезах. 

б)  Итог основной расчётной формы.

   в)  Наименование основной расчётной формы.

   Как бухгалтерское понятие слово  «баланс» существует уже почти 600 лет. В литературе по истории бухгалтерского учёта можно встретить различные  сведения о времени появления  этого термина, относящиеся к  концу XIV - началу XV века. Так, по свидетельству  Р. Де Рувера, слово «баланс» было впервые  применено к финансовым отчётам  в 1427 году, независимо от того, были эти  отчёты на самом деле балансными в  современном понимании этого  термина или нет; известный русский  бухгалтер И. А. Кошнин относил появление  этого термина к V в. н. э. В данном разделе мы будем говорить о бухгалтерском  балансе именно как о форме  отчётности.

   Значение  баланса как основной отчётной формы  исключительно важно, поскольку  этот документ позволяет получить достаточно наглядное и не предвзятое представление  об имущественном и финансовом положении  предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия  в денежной оценке на определённую дату в двух разрезах: а) по составу (виду); б) по источникам формирования. Иными словами, одна и та же сумма  средств, которая находится в  распоряжении предприятия, показывается двояко, что даёт возможность получить представление о том, куда вложены  финансовые ресурсы предприятия (активов  баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса). В нашей стране традиционно баланс представлен  в виде двусторонней таблицы, в левой  части которой размещаются активы предприятия, а в правой – его  пассивы; в этом случае общие итоги  по активу и пассиву баланса совпадают. (Отметим, кстати, что в российской учётно-аналитической практике итог баланса принято называть валютой  баланса). Такое же представление  используется во многих странах (США, Франция); Возможно и другое представление, когда  пассив баланса приводится последовательно  за активом (Великобритания).

   Поскольку одно из предназначений баланса состоит  в характеристике изменений в  финансовом состоянии предприятия  за отчётный период, он содержит две  колонки показателей – на начало года и конец периода (например: квартала, полугодия, года). Для балансов двух смежных лет должно выполняться  следующее правило: данные на начало года n должны совпадать с данными  на конец года (n – 1); подразумевается, что структура баланса и состав статей при этом не меняются. В принципе возможны отклонения от этого правила; в частности, если произошла переоценка основных средств или в году n имела место реорганизация предприятия (слияние, дробление и др.).

На практике можно встретиться с различными видами балансов; не останавливаясь на подробной характеристике, приведём одну из возможных классификаций:

   Классификация бухгалтерских балансов

   Классификационный признак

   Виды  балансов
   По  времени составления    Вступительный

   Текущий

   Ликвидационный

   Разделительный

   По  источникам составления    Инвентарный

   Книжный

   Генеральный

   По  объёму информации    Единичный

   Сводный

   По  характеру деятельности    Баланс  основной деятельности

   Баланс  не основной деятельности

   По  видам деятельности    Баланс  организации

   Баланс  инвестиционного фонда

   Баланс  банка

   Баланс  страховой организации

   Баланс  бюджетной организации

   По  формам собственности    Баланс  государственного предприятия

   Баланс  частного предприятия

   По  объёму отражения    Самостоятельный баланс

   Отдельный баланс

   По  степени аналитичности    Баланс  – брутто

   Баланс  – нетто 

   Шахматный оборотный баланс

   Средний баланс

   Уплотнённый баланс


 

   Безусловно, не все из приведённых в таблице  видов балансов имеют познавательную значимость для финансового менеджера, однако с некоторыми из них он постоянно  сталкивается на работе. Кроме этого, необходимо понимать, что одно и  то же предприятие на один и тот  же момент времени может иметь  несколько балансов, причём их валюта не обязательно совпадает (в частности, это касается текущего и ликвидационного  балансов).

   Структура баланса, подразумевающая выделение  тех или иных разделов и статей, может быть различной; в настоящее  время она имеет следующий  вид. Логика этого представления  такова:

           Актив

           Пассив
           Внеоборотные  активы    Капитал и резервы
           Оборотные активы    Долгосрочные  пассивы
           Убытки    Краткосрочные пассивы

 

 Для осуществления своей деятельности предприятие должно иметь стартовый  капитал. Это могут быть взносы учреждений, либо средства, выделенные вышестоящей  организацией. Данную процедуру не следует понимать буквально, как  непосредственное выделение денежных средств. Взносы в уставный капитал  могут иметь различную форму, в том числе и материально  – вещественную: в этом случае производится денежная оценка представленных в качестве взноса материальных активов, которая  отражается в уставном капитале. Этот источник средств, обозначенный на рисунке  как «капитал и резервы» и представляющий собой собственные средства (собственный  капитал), изначально состоит из уставного  капитала, величина которого оговорена  в учредительных документах, однако по мере функционирования предприятия  структура и величина этого источника  меняется. Экономический смысл категории «собственный капитал» следующий: примерно такую сумму смогут получить владельцы предприятия при его ликвидации. Поскольку в этом случае учредители имеют право на получение причитающихся им долей лишь в той части стоимостной оценки имущества, которая останется после выполнения обязательств предприятия перед третьими лицами, реальная их величина, во-первых, практически всегда отличается от учётных оценок и, во-вторых, может быть определена лишь в ходе выполнения ликвидационных процедур. Любое предприятие обычно не ограничивается собственными средствами, а принимает средства из внешних источников: банковские ссуды, займы, кредиторы. Эти привлечённые средства подразделяются на две балансные группы: долгосрочные и краткосрочные; первые находятся в распоряжении предприятия в течение более чем одного года, вторые по каждому конкретному их источнику в течение года неоднократно возникают и исчезают в результате их погашения.

Информация о работе Управление оборотным капиталом туристской организации