Управление оборотным капиталом туристской организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 17:54, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании состояния управления оборотным капиталом туристской организации (на примере туристической фирмы «Петро Трэвел (Petro Travel)» и в разработке рекомендаций по эффективному управлению оборотным капиталом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1.Управление оборотным капиталом…………………………………..5
1.1.Экономическая сущность и структура оборотного капитала………….5
1.2.Методы управления оборотным капиталом……………………………18
1.3.Модели управления оборотным капиталом……………………………..23
1.4.Методологические основы анализа и управления оборотным капиталом……………………………………………………………………...38
Глава 2. Анализ оборотного капитала……………………………………….44
2.1. Анализ структуры и динамика оборотного капитала………………...44
2.2. Анализ деловой активности оборотного капитала…………………….47
2.3. Анализ ликвидности оборотного капитала…………………………….49
2.4.Анализ показателей рентабельности оборотного капитала…………..51
Заключение…………………………………………………………………...57
Литература………………………

Файлы: 1 файл

Управление оборотным капиталом.docx

— 118.91 Кб (Скачать файл)

 

     Мы  видим, что коэффициент абсолютной ликвидности оборотного капитала к концу года резко вырос и достиг рекомендованного  значения. Коэффициент срочной (быстрой) ликвидности имеет положительную динамику и приближается к нормативному. Коэффициент текущей   ликвидности (общий коэффициент покрытия) немного ухудшился,  но находится в допустимых рамках. Это позволяет сделать вывод о хорошей платежеспособности «Петро Трэвел».       

     2.4.Анализ показателей рентабельности  оборотного капитала  

     Рентабельность  — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют  эффективность работы предприятия  в целом, доходность различных направлений  деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более  полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  ил и потребленными ресурсами.

     Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях.

     Относительные показатели характеризуют рентабельность оборотного капитала и измеряются в процентах или в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).

       Расчет показателей рентабельности оборотного капитала приведен в таблице 5.  
 

     Таблица 5. Расчет и динамика показателей рентабельности «Петро Трэвел» в 2010 году   

            Показатели  Условные  обозначения Источник  информации или алгоритм расчета         Сумма, тыс. руб.
На  начало года На конец  года Изменения за год(+,-)
Исходные  показатели:          
1. Выручка от реализации    Qp Ф№2,с.010 38853 49855 11002
2.  Себестоимость услуг  СQp  Ф№2,с.020 36427     47000   10574
3.Прибыль  от продаж Пор  Ф№2,с.050   2426 2854   428
4. Прибыль до налогообложения,  тыс.руб.  Пф  Ф№2,с.140  1134  1212   72
5. Налог на прибыль и иные  аналогичные обязательные платежи,  тыс.руб.  Нпр  Ф№2,с. 141+142+150+180   847  934   87
6. Чистая прибыль, тыс.руб.   Пчист   Ф№2,с.190  495  527  3
7. Стоимость активов, тыс.руб. А Ф№1,с.300 29716  29190 -525
8. Стоимость оборотных активов,  тыс.руб.  Аоб Ф№1,с.290 23668 22906 -761
9. Собственный капитал, тыс.руб. Ксоб Ф№1,с.490 7201 7729 527
10. Долгосрочные обязательства, тыс.руб. Кз.долг Ф№1,с.590 531 407 -124
11. Показатели рентабельности, %          
11.1 Рентабельность активов Ра Пф/А 3,8 4,2 0,4
11.2 Рентабельность оборотных  активов РАоб Пф/Аоб 4,8 5,3 0,5
11.3 Рентабельность собственного капитала РКсоб Пчист/Ксоб 6,9 6,8 -0,1
11.4 Рентабельность инвестиционного  капитала РКз.инв Пчист/(Ксоб+Кз.долг) 6,4 6,5  0,1
11.5 Рентабельность продаж PQp Пор/Qp 6,2 5,7 -0,5
11.6 Рентабельность затрат (расходов)  PCQp Пор/СQp  5,7 6,1 0,4

 

     Из  таблицы следует, что  турфирма развивает свою финансово-хозяйственную деятельность относительно низкими темпами, о чем свидетельствует небольшая положительная динамика показателей рентабельности оборотных активов. Мы можем констатировать, что при росте производительности в 24,5 % рентабельность практически не растет. Это существенно сдерживает развитие предприятия.

     Факторный анализ по моделям фирмы «Du Pont» и пути повышения эффективности деятельности предприятия. 

     Анализируя  рентабельность оборотного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо учитывать три важные особенности этого показателя, существенные для формулирования обоснованных выводов. Первая связана с временным аспектом деятельности коммерческой организации. Коэффициент рентабельности продаж услуг определяется результативностью работы отчетного периода, вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает.  Вторая особенность определяется проблемой риска. Одним из показателей рискованности бизнеса является коэффициент финансовой зависимости – чем выше его значение, тем более рисковым с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов является данный бизнес.

     Таким образом, необходимо учитывать взаимосвязи  между факторами, которые прямо  не отражены в модели «Du Pont». Например, исходя только из математической формулы модели, может показаться, что бесконечное увеличение финансового рычага будет приводить к столь же бесконечному увеличению рентабельности собственного капитала. Однако при увеличении доли заемных средств в авансированном капитале возрастают и выплаты за пользование кредитами.  Третья особенность связана с проблемой оценки. Числитель и знаменатель коэффициента рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Прибыль – динамичный показатель, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период

       Назначение модели «Du Pont» – выявить факторы, определяющие эффективность функционирования бизнеса, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Эта модель используется и для сравнительной оценки риска инвестирования оборотного капитала.

     Модифицированная  модель «Du Pont» имеет вид:

ROE = Чистая  прибыль/Выручка * Выручка/Активы * Активы/оборотный капитал

      Для каждого конкретного случая модель позволяет определить факторы, оказывающие  наибольшее влияние на величину рентабельности собственного капитала. Из представленной модели видно, что рентабельность оборотного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры оборотного капитала. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику.  Модифицированная факторная модель наглядно показывает что, рентабельность оборотного капитала предприятия и его финансовая устойчивость находятся в обратной зависимости. При увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастает финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия в целом. 

     Модель  фирмы «Du Pont» демонстрирует взаимосвязь показателей рентабельности активов rА, рентабельности продаж и коэффициента оборачиваемости активов (ресурсоотдачи активов)

           

     Расширенная модель фирмы «Du Pont» отражает рентабельность оборотного капитала rКсоб Рентабельность оборотного капитала определяется умножением рентабельности активов rА на специальный мультипликатор mКсоб (финансовый леверидж), характеризующий соотношение авансированных в деятельность предприятия средств и оборотного капитала:

   

     Показатель  µКсоб определяется как отношение стоимости активов предприятия к величине оборотного капитала.

       Расчет влияния факторов на динамику рентабельности оборотного капитала приведен в таблице 6.

     Таблица 6. Расчет влияния факторов на динамику рентабельности оборотного капитала «Петро Трэвел» в 2010 году     

                Показатели  Услов-

    ное обозна-чение

                  Сумма, тыс. руб.
    На  начало года На конец  года Изменения за год(+,-)
    1. Выручка от реализации        Qp   38853 49855   11002
    2.Чистая  прибыль, тыс. руб  Пчист.   495   527   31
    3.Стоимость  активов    А   29716   29190  -525
    4. Собственный капитал    Ксоб   7201    7729  527
    5. Рентабельность продаж    PQp,  6,2  5,7 -0,5
    6. Коэффициент оборачиваемости активов   Коб-А 1,3 1,7 0,4
    7.Рентабельность  активов   РА  3,8  4,2    0,4
    8 Рентабельность оборотных активов  РАоб 4,8 5,3 0,5
    9.Рентабельность  собственного капитала РКсоб 6,9 6,8 -0,1
    10.Коэффициент оборачиваемости оборотных активов Коб,Аоб. 1,6 2,2 0,6

 
 

     Расширенная модель фирмы «Du Pont» позволяет сделать  заключение о финансовом положении предприятия, т. к. она раскрывает характер взаимосвязи между отдельными источниками финансирования.

       Результаты факторного анализа рентабельности оборотного капитала «Петро Трэвел» в 2010 году    показали, что ее уровень увеличился. Всем факторам модели и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика. Следовательно, в зависимости от   конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности оборотного капитала.

      Анализ деятельности предприятия «Петро Трэвел»     показал, что «Петро Трэвел» развивает свою финансово-хозяйственную деятельность относительно не высокими темпами, о чем свидетельствует небольшая положительная динамика показателей  рентабельности. Можно констатировать, что при росте производительности в 24,5 % рентабельность практически не растет. Это существенно сдерживает развитие предприятия.

     Проводимая  на предприятии политика управления оборотными активами имеет некоторые негативные последствия — увеличение налога, рост постоянных расходов приводит к повышению порога рентабельности деятельности организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Оборотные средства важны, прежде всего,  с  позиции обеспечения непрерывности  и эффективности  текущей деятельности предприятия.

     Все элементы оборотного капитала имеют  различную экономическую сущность, поэтому управление им является сложной  задачей, решаемой в любой организации. Только реализуя рациональную стратегию  формирования и использования оборотных  активов можно достичь высокой  рентабельности и стабильного положения  на рынке.

     Оборотные средства состоят из запасов, дебиторской  задолженности и денежных средств. По отношению к каждому элементу применяются свои методы управления ими.

     Для эффективной деятельности предприятие  необходимо проводить определенные мероприятия по следующим направлениям работы с оборотным капиталом:

1. Увеличение  скорости поступления денежных  средств

2. Оптимизация  скорости выплат

3. Регулирование  кассовой наличности

     В соответствии с основными задачами управления оборотным капиталом  его анализ предполагает проведение:

1.Анализ структуры и динамика оборотного капитала.

2.Анализ деловой активности оборотного капитала.

3.Анализ ликвидности оборотного капитала.

4.Анализ показателей рентабельности  оборотного капитала

     По  результатам данного анализа  можно сделать следующие выводы:

     Оборотные средства составляют около 80% от всех активов предприятия.

     Источниками формирования оборотного капитала являются как краткосрочные обязательства, доля которых в балансе составляет более 80%, так и собственные средства (благодаря небольшой доле внеоборотных активов в общей их сумме).

     В результате проведенного анализа  можно сделать следующие выводы: за отчетный период коэффициент оборачиваемости   активов вырос на 0.4, а коэффициент оборачиваемости оборотных активов вырос на 0.6. Это говорит о том, что все активы в т.ч. и оборотные средства используются    эффективно

     Несмотря  на то, что продолжительность одного оборота всех оборотных активов  увеличилась, срок пребывания активов  в каждой стадии кругооборота находится  в пределах, допустимых для организации, занимающейся услугами ( конкретно, турбизнесом).

     На  основании проделанной работы можно  дать  следующие рекомендации по повышению эффективности управления оборотным капиталом:

  1. Увеличение скорости оборачиваемости дебиторской задолженности за счет работы с заказчиками.
  2. Увеличение скорости оборачиваемости кредиторской задолженности, применяя эффективные методы управления выплатами.
  3. Ускорение оборачиваемости денежных средств (выявить результаты и затраты, связанные с движением денежных средств, усилить контроль за их движением)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ   

1. Анализ  и диагностика финансово-хозяйственной  деятельности предприятия / Под  ред. П.П. Тубурчака, В.Мумина  и М.С.Сапрыкина. -Ростов н/Д : Феникс, 2008 .

2. Анализ  финансовой отчетности: Учебное  пособие / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. - М.:Омега-Л, 2008.

Информация о работе Управление оборотным капиталом туристской организации