Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 17:54, дипломная работа
Цель работы заключается в исследовании состояния управления оборотным капиталом туристской организации (на примере туристической фирмы «Петро Трэвел (Petro Travel)» и в разработке рекомендаций по эффективному управлению оборотным капиталом.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1.Управление оборотным капиталом…………………………………..5
1.1.Экономическая сущность и структура оборотного капитала………….5
1.2.Методы управления оборотным капиталом……………………………18
1.3.Модели управления оборотным капиталом……………………………..23
1.4.Методологические основы анализа и управления оборотным капиталом……………………………………………………………………...38
Глава 2. Анализ оборотного капитала……………………………………….44
2.1. Анализ структуры и динамика оборотного капитала………………...44
2.2. Анализ деловой активности оборотного капитала…………………….47
2.3. Анализ ликвидности оборотного капитала…………………………….49
2.4.Анализ показателей рентабельности оборотного капитала…………..51
Заключение…………………………………………………………………...57
Литература………………………
Мы
видим, что коэффициент абсолютной
ликвидности оборотного капитала к концу
года резко вырос и достиг рекомендованного
значения. Коэффициент срочной (быстрой)
ликвидности имеет положительную динамику
и приближается к нормативному. Коэффициент
текущей ликвидности (общий коэффициент
покрытия) немного ухудшился, но находится
в допустимых рамках. Это позволяет сделать
вывод о хорошей платежеспособности «Петро
Трэвел».
2.4.Анализ
показателей рентабельности оборотного
капитала
Рентабельность
— это относительный
Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях.
Относительные показатели характеризуют рентабельность оборотного капитала и измеряются в процентах или в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).
Расчет показателей рентабельности оборотного
капитала приведен в таблице 5.
Таблица 5. Расчет и динамика показателей рентабельности «Петро Трэвел» в 2010 году
Показатели | Условные обозначения | Источник информации или алгоритм расчета | Сумма, тыс. руб. | ||
На начало года | На конец года | Изменения за год(+,-) | |||
Исходные показатели: | |||||
1. Выручка от реализации | Qp | Ф№2,с.010 | 38853 | 49855 | 11002 |
2. Себестоимость услуг | СQp | Ф№2,с.020 | 36427 | 47000 | 10574 |
3.Прибыль от продаж | Пор | Ф№2,с.050 | 2426 | 2854 | 428 |
4. Прибыль до налогообложения, тыс.руб. | Пф | Ф№2,с.140 | 1134 | 1212 | 72 |
5. Налог на прибыль и иные
аналогичные обязательные |
Нпр | Ф№2,с. 141+142+150+180 | 847 | 934 | 87 |
6. Чистая прибыль, тыс.руб. | Пчист | Ф№2,с.190 | 495 | 527 | 3 |
7. Стоимость активов, тыс.руб. | А | Ф№1,с.300 | 29716 | 29190 | -525 |
8. Стоимость оборотных активов, тыс.руб. | Аоб | Ф№1,с.290 | 23668 | 22906 | -761 |
9. Собственный капитал, тыс.руб. | Ксоб | Ф№1,с.490 | 7201 | 7729 | 527 |
10.
Долгосрочные обязательства, |
Кз.долг | Ф№1,с.590 | 531 | 407 | -124 |
11. Показатели рентабельности, % | |||||
11.1 Рентабельность активов | Ра | Пф/А | 3,8 | 4,2 | 0,4 |
11.2 Рентабельность оборотных активов | РАоб | Пф/Аоб | 4,8 | 5,3 | 0,5 |
11.3
Рентабельность собственного |
РКсоб | Пчист/Ксоб | 6,9 | 6,8 | -0,1 |
11.4
Рентабельность |
РКз.инв | Пчист/(Ксоб+Кз.долг) | 6,4 | 6,5 | 0,1 |
11.5 Рентабельность продаж | PQp | Пор/Qp | 6,2 | 5,7 | -0,5 |
11.6 Рентабельность затрат (расходов) | PCQp | Пор/СQp | 5,7 | 6,1 | 0,4 |
Из таблицы следует, что турфирма развивает свою финансово-хозяйственную деятельность относительно низкими темпами, о чем свидетельствует небольшая положительная динамика показателей рентабельности оборотных активов. Мы можем констатировать, что при росте производительности в 24,5 % рентабельность практически не растет. Это существенно сдерживает развитие предприятия.
Факторный анализ по моделям фирмы «Du Pont» и пути повышения эффективности деятельности предприятия.
Анализируя рентабельность оборотного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо учитывать три важные особенности этого показателя, существенные для формулирования обоснованных выводов. Первая связана с временным аспектом деятельности коммерческой организации. Коэффициент рентабельности продаж услуг определяется результативностью работы отчетного периода, вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Вторая особенность определяется проблемой риска. Одним из показателей рискованности бизнеса является коэффициент финансовой зависимости – чем выше его значение, тем более рисковым с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов является данный бизнес.
Таким образом, необходимо учитывать взаимосвязи между факторами, которые прямо не отражены в модели «Du Pont». Например, исходя только из математической формулы модели, может показаться, что бесконечное увеличение финансового рычага будет приводить к столь же бесконечному увеличению рентабельности собственного капитала. Однако при увеличении доли заемных средств в авансированном капитале возрастают и выплаты за пользование кредитами. Третья особенность связана с проблемой оценки. Числитель и знаменатель коэффициента рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Прибыль – динамичный показатель, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период
Назначение модели «Du Pont» – выявить факторы, определяющие эффективность функционирования бизнеса, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Эта модель используется и для сравнительной оценки риска инвестирования оборотного капитала.
Модифицированная модель «Du Pont» имеет вид:
ROE = Чистая прибыль/Выручка * Выручка/Активы * Активы/оборотный капитал
Для каждого конкретного случая модель позволяет определить факторы, оказывающие наибольшее влияние на величину рентабельности собственного капитала. Из представленной модели видно, что рентабельность оборотного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры оборотного капитала. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику. Модифицированная факторная модель наглядно показывает что, рентабельность оборотного капитала предприятия и его финансовая устойчивость находятся в обратной зависимости. При увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастает финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия в целом.
Модель фирмы «Du Pont» демонстрирует взаимосвязь показателей рентабельности активов rА, рентабельности продаж и коэффициента оборачиваемости активов (ресурсоотдачи активов)
Расширенная модель фирмы «Du Pont» отражает рентабельность оборотного капитала rКсоб Рентабельность оборотного капитала определяется умножением рентабельности активов rА на специальный мультипликатор mКсоб (финансовый леверидж), характеризующий соотношение авансированных в деятельность предприятия средств и оборотного капитала:
Показатель µКсоб определяется как отношение стоимости активов предприятия к величине оборотного капитала.
Расчет влияния факторов на динамику рентабельности оборотного капитала приведен в таблице 6.
Таблица 6. Расчет влияния факторов на динамику рентабельности оборотного капитала «Петро Трэвел» в 2010 году
Показатели | Услов-
ное обозна-чение |
Сумма, тыс. руб. | ||
На начало года | На конец года | Изменения за год(+,-) | ||
1. Выручка от реализации | Qp | 38853 | 49855 | 11002 |
2.Чистая прибыль, тыс. руб | Пчист. | 495 | 527 | 31 |
3.Стоимость активов | А | 29716 | 29190 | -525 |
4. Собственный капитал | Ксоб | 7201 | 7729 | 527 |
5. Рентабельность продаж | PQp, | 6,2 | 5,7 | -0,5 |
6.
Коэффициент оборачиваемости |
Коб-А | 1,3 | 1,7 | 0,4 |
7.Рентабельность активов | РА | 3,8 | 4,2 | 0,4 |
8
Рентабельность оборотных |
РАоб | 4,8 | 5,3 | 0,5 |
9.Рентабельность собственного капитала | РКсоб | 6,9 | 6,8 | -0,1 |
10.Коэффициент оборачиваемости оборотных активов | Коб,Аоб. | 1,6 | 2,2 | 0,6 |
Расширенная модель фирмы «Du Pont» позволяет сделать заключение о финансовом положении предприятия, т. к. она раскрывает характер взаимосвязи между отдельными источниками финансирования.
Результаты факторного анализа рентабельности оборотного капитала «Петро Трэвел» в 2010 году показали, что ее уровень увеличился. Всем факторам модели и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика. Следовательно, в зависимости от конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности оборотного капитала.
Анализ деятельности предприятия «Петро Трэвел» показал, что «Петро Трэвел» развивает свою финансово-хозяйственную деятельность относительно не высокими темпами, о чем свидетельствует небольшая положительная динамика показателей рентабельности. Можно констатировать, что при росте производительности в 24,5 % рентабельность практически не растет. Это существенно сдерживает развитие предприятия.
Проводимая
на предприятии политика управления
оборотными активами имеет некоторые
негативные последствия — увеличение
налога, рост постоянных расходов приводит
к повышению порога рентабельности деятельности
организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оборотные
средства важны, прежде всего, с
позиции обеспечения
Все
элементы оборотного капитала имеют
различную экономическую
Оборотные средства состоят из запасов, дебиторской задолженности и денежных средств. По отношению к каждому элементу применяются свои методы управления ими.
Для эффективной деятельности предприятие необходимо проводить определенные мероприятия по следующим направлениям работы с оборотным капиталом:
1. Увеличение скорости поступления денежных средств
2. Оптимизация скорости выплат
3. Регулирование кассовой наличности
В соответствии с основными задачами управления оборотным капиталом его анализ предполагает проведение:
1.Анализ структуры и динамика оборотного капитала.
2.Анализ деловой активности оборотного капитала.
3.Анализ ликвидности оборотного капитала.
4.Анализ показателей рентабельности оборотного капитала
По
результатам данного анализа
можно сделать следующие
Оборотные средства составляют около 80% от всех активов предприятия.
Источниками
формирования оборотного капитала являются
как краткосрочные
В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы: за отчетный период коэффициент оборачиваемости активов вырос на 0.4, а коэффициент оборачиваемости оборотных активов вырос на 0.6. Это говорит о том, что все активы в т.ч. и оборотные средства используются эффективно
Несмотря на то, что продолжительность одного оборота всех оборотных активов увеличилась, срок пребывания активов в каждой стадии кругооборота находится в пределах, допустимых для организации, занимающейся услугами ( конкретно, турбизнесом).
На
основании проделанной работы можно
дать следующие рекомендации по
повышению эффективности
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ
и диагностика финансово-
2. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. - М.:Омега-Л, 2008.
Информация о работе Управление оборотным капиталом туристской организации