Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:28, курсовая работа
Цель данной работы – изучить механизм формирования и распределения прибыли в организации, выявить недостатки и внести предложения по его совершенствованию. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли в организации;
проанализировать распределение и использование прибыли;
определить пути повышения рентабельности в колхозе «Привольный»;
спланировать прибыль в организации.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы формирования и распределения прибыли в организации………………………………………………………………….4
1.1. Экономическая сущность прибыли, ее виды и функции…………….4
1.2 Порядок распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении организации………………………………………………10
1.3. Методы планирования прибыли………………………………………13
2. Организационно-экономическая характеристика СПК (колхоз) «Привольный» ………………………………………………………………21
3. Механизм формирования и использования прибыли в СПК (колхоз) «Привольный»………………………………………………………………33
3.1. Анализ динамики формирования прибыли и факторы, влияющие на прибыль……………………………………………………………………...33
3.2. Анализ рентабельности СПК (колхоз) «Привольный»……………...38
3.3. Анализ взаимосвязи себестоимость – объем продаж – прибыль………..39
3.4. Прогнозирование прибыли в СПК (колхоз) «Привольный»………39
Выводы и предложения…………………………………………………….45
Список использованной литературы……………………………………...49
Капитализированная прибыль характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль — ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам. В странах с развитой рыночной экономикой для характеристики этих видов прибыли используются термины соответственно нераспределенная и распределенная прибыль (в нашей практике термин нераспределенная прибыль имеет более узкое значение).
9. По значению итогового
результата хозяйствования
Несмотря на довольно значительный
перечень рассмотренных
Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.
Во-первых, прибыль характеризует
конечный финансовый результат предпринимательской
деятельности предприятия. Она является
показателем, наиболее полно отражающим
эффективность производства, объем
и качество произведенной продукции,
состояние производительности труда,
уровень себестоимости. Показатели
прибыли являются важнейшими для
оценки производственной и финансовой
деятельности предприятия. Они характеризуют
степень его деловой активности
и финансового благополучия.
По прибыли определяется уровень
отдачи авансированных средств и
доходность вложений в активы предприятия.
Прибыль оказывает также
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым, расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности предприятия и его возможностей в будущем.
В-третьих, прибыль является
одним из источников формирования бюджетов
разных уровней. Она поступает в
бюджеты в виде налогов и наряду
с другими доходными
1.2 Порядок
распределения и использования
прибыли, остающейся в
Прибыль как главный результат
предпринимательской
Важными факторами роста
прибыли, зависящими от деятельности предприятий,
являются рост объема производимой продукции
в соответствии с договорными
условиями, снижение ее себестоимости,
повышение качества, улучшение ассортимента,
повышение эффективности
В связи с тем, что подавляющую часть прибыли (95-97%) предприятия получают от продажи товарной продукции (работ, услуг), этой части прибыли должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на прибыль от продажи продукции (работ, услуг). Эти факторы подлежат детальному изучению и анализу.
Под распределением прибыли
понимается порядок ее направления,
определяемый законодательством. Конкретные
формы и методы использования
прибыли постоянно
На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов (доходов учредителям). Использование прибыли предприятием зависит от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоение новых видов продукции и новых технологий предприятие крайне нуждается в финансовых ресурсах, и предоставить их должны в первую очередь собственники. Однако это не означает, что они должны отказаться от своих ожиданий и не получать доход на вложенный капитал.
Использование прибыли, остающейся
в распоряжении предприятия, регламентируется
внутренними документами
Распределение и использование прибыли основывается на соблюдении трех принципов:
- обеспечение материальной
заинтересованности работников
в достижении наивысших
- накопление собственного капитала;
- выполнение обязательств перед бюджетом.
За счет чистой прибыли
формируется резервный капитал.
Средства резервного капитала имеют
целевое назначение - для покрытия
непредвиденных потерь, компенсации
риска, других расходов, возникающих
в процессе хозяйственной деятельности.
Существование резервного капитала
определяет возможности выплаты
дивидендов по акциям в случае недостатка
суммы чистой прибыли. Для дивидендов,
на которых полностью отражаются
колебания прибыли, характерна неустойчивость.
Если акции акционеров общества котируются
на фондовой бирже, одним из важнейших
ограничителей распределения
Направляя значительную долю
чистой прибыли на текущие потребности,
предприятие снижает темпы
Таким образом, прибыль это
денежное выражение основной части
денежных накоплений, создаваемых предприятиями
любой формы собственности. Базой
расчетов служит прибыль до налогообложения
– основной финансовый показатель
производственно-хозяйственной
1.3. Методы планирования прибыли
Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:
· прибыль от продажи продукции и товаров;
· прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
· прибыль от реализации основных средств;
· прибыль от реализации
другого имущества и
· прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
· прибыль (убыток) от прочих операций.
Основными методами планирования прибыли являются:
· метод прямого счета;
· аналитический метод;
· метод совмещенного расчета.
Метод прямого счета. Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:
П = (О × Ц) - (О × С), где
О — объем выпуска продукции
в планируемом периоде в
Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С — полная себестоимость единицы продукции.
Прибыль по товарному выпуску
(Птп) планируется на основе сметы
затрат на производство и реализацию
продукции, в которой определяется
себестоимость товарного
Птп = Цтп - Стп, где
Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.
Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:
Прп = Врп - Срп, где
Врп — планируемая выручка
от продажи продукции в
Срп — полная себестоимость
реализуемой в предстоящем
Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:
Прп = Пон + Птп - Пок, где
Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;
Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;
Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.
Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.
Аналитический метод. Этот метод
применяется при большом
1) определение
базовой рентабельности как
2) исчисление объема
товарной продукции в
3) учет влияния
на плановую прибыль различных
факторов: снижение себестоимости
сравнимой продукции,
После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.
Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые прочие доходы и расходы.