Управление прибылью на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить механизм формирования и распределения прибыли в организации, выявить недостатки и внести предложения по его совершенствованию. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли в организации;
проанализировать распределение и использование прибыли;
определить пути повышения рентабельности в колхозе «Привольный»;
спланировать прибыль в организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы формирования и распределения прибыли в организации………………………………………………………………….4
1.1. Экономическая сущность прибыли, ее виды и функции…………….4
1.2 Порядок распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении организации………………………………………………10
1.3. Методы планирования прибыли………………………………………13
2. Организационно-экономическая характеристика СПК (колхоз) «Привольный» ………………………………………………………………21
3. Механизм формирования и использования прибыли в СПК (колхоз) «Привольный»………………………………………………………………33
3.1. Анализ динамики формирования прибыли и факторы, влияющие на прибыль……………………………………………………………………...33
3.2. Анализ рентабельности СПК (колхоз) «Привольный»……………...38
3.3. Анализ взаимосвязи себестоимость – объем продаж – прибыль………..39
3.4. Прогнозирование прибыли в СПК (колхоз) «Привольный»………39
Выводы и предложения…………………………………………………….45
Список использованной литературы……………………………………...49

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансовому менеджменту.docx

— 137.79 Кб (Скачать файл)

Капитализированная прибыль  характеризует ту ее сумму, которая  направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль — ту ее часть, которая  израсходована на выплаты собственникам (акционерам. В странах с развитой рыночной экономикой для характеристики этих видов прибыли используются термины соответственно нераспределенная и распределенная прибыль (в нашей практике термин нераспределенная прибыль имеет более узкое значение).

9. По значению итогового  результата хозяйствования различают  положительную прибыль (или собственно  прибыль) и отрицательную прибыль  (убыток). В нашей практике эта  терминология получила пока ограниченное  распространение, хотя и встречается  в экономических публикациях  последних лет по вопросам  бухгалтерского учета. 

Несмотря на довольно значительный перечень рассмотренных классификационных  признаков, он, тем не менее, не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и предпринимательской практике.

Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.

Во-первых, прибыль характеризует  конечный финансовый результат предпринимательской  деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем  и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.  Показатели прибыли являются важнейшими для  оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют  степень его деловой активности и финансового благополучия.  По прибыли определяется уровень  отдачи авансированных средств и  доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее  воздействие на укрепление коммерческого  расчета, интенсификацию производства.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Ее содержание состоит в  том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

Рост прибыли определяет рост потенциальных  возможностей предприятия, повышает степень  его деловой активности, создает  финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения  проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Она  позволяет осуществлять капитальные  вложения в производство (тем самым, расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия  по его научно-техническому развитию. Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным  инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования  ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности предприятия и его возможностей в будущем.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в  бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями  используется для финансирования и  удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных  инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в  формировании бюджетных и благотворительных  фондов. За счет прибыли выполняется  также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

 

1.2 Порядок   распределения и использования  прибыли, остающейся в распоряжении    организации

 

Прибыль как главный результат  предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самой  организации и государства в  целом. На величину прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской  деятельности.

Важными факторами роста  прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции  в соответствии с договорными  условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования  производственных фондов, рост производительности труда. К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся  изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние  природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

В связи с тем, что подавляющую  часть  прибыли (95-97%) предприятия  получают от продажи товарной продукции (работ, услуг), этой части прибыли должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на прибыль от продажи продукции (работ, услуг). Эти факторы подлежат детальному изучению и анализу.

Под распределением прибыли  понимается порядок ее направления, определяемый законодательством. Конкретные формы и методы использования  прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного  производства и с изменением задач, стоящих перед экономикой. Каждый этап во взаимоотношениях между бюджетом и предприятием по поводу использования  прибыли порождает новые формы  и методы этого использования. Прибыль  распределяется между государством, собственниками предприятия и самим  предприятием. Пропорции этого использования  в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия  как позитивно, так и негативно. Взаимоотношения предприятий и  государства по поводу прибыли строится на основе налогообложения прибыли.

На предприятии распределению  подлежит прибыль после уплаты налогов  и выплаты дивидендов (доходов  учредителям). Использование прибыли  предприятием зависит от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоение новых видов продукции и новых  технологий предприятие крайне нуждается  в финансовых ресурсах, и предоставить их должны в первую очередь собственники. Однако это не означает, что они  должны отказаться от своих ожиданий и не получать доход на вложенный  капитал.

Использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия.

Распределение и использование  прибыли основывается на соблюдении трех принципов:

- обеспечение материальной  заинтересованности работников  в достижении наивысших результатов  при наименьших затратах;

- накопление собственного  капитала;

- выполнение обязательств  перед бюджетом.

За счет чистой прибыли  формируется резервный капитал. Средства резервного капитала имеют  целевое назначение - для покрытия непредвиденных потерь, компенсации  риска, других расходов, возникающих  в процессе хозяйственной деятельности. Существование резервного капитала определяет возможности выплаты  дивидендов по акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли. Для дивидендов, на которых полностью отражаются колебания прибыли, характерна неустойчивость. Если акции акционеров общества котируются на фондовой бирже, одним из важнейших  ограничителей распределения прибыли  становится их курс. Существенные изменения  в размерах выплаченных дивидендов немедленно отражаются на курсе акций.

Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления. Прибыль, направленная на капиталовложения, способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются  возможности будущего потребления.

Таким образом, прибыль это  денежное выражение основной части  денежных накоплений, создаваемых предприятиями  любой формы собственности. Базой  расчетов служит прибыль до налогообложения  – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Конечным финансовым результатом, представляющим наибольший интерес для собственников фирмы, является чистая прибыль как прибыль, остающаяся в их распоряжении после расчетов с бюджетом по налогам и обязательным платежам. Суверенное право распоряжения чистой прибылью имеют собственники хозяйствующего субъекта; это право реализуется ими в ходе распределения прибыли на формирование резервного капитала (делается в обязательном порядке при акционерной форме собственности), начисление дивидендов, формирование других фондов и резервов в соответствии с уставными документами и учетной политикой, оставление нераспределенного остатка в виде обезличенного источника финансирования.

 

1.3. Методы планирования  прибыли

 

Прибыль является основным фактором экономического и социального  развития не только для предприятия, но и для экономики страны в  целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

Прибыль планируется раздельно  по видам, а именно:

·  прибыль от продажи  продукции и товаров;

· прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного  характера;

· прибыль от реализации основных средств;

· прибыль от реализации другого имущества и имущественных  прав;

· прибыль от оплаты выполненных  работ и оказанных услуг и  т.д.;

· прибыль (убыток) от прочих операций.

Основными методами планирования прибыли являются:

·         метод прямого счета;

·         аналитический метод;

·         метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета. Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как  правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его  в том, что прибыль исчисляется  как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих  ценах за вычетом НДС и акцизов  и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

П = (О × Ц) - (О × С), где

О — объем выпуска продукции  в планируемом периоде в натуральном  выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы  затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска  планируемого периода:

Птп = Цтп - Стп, где

Цтп — стоимость товарного  выпуска планируемого периода в  действующих ценах реализации (без  НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость  товарной продукции планируемого периода.

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем  реализуемой продукции. Прибыль  на реализуемую продукцию (Прп) в  общем виде рассчитывается по формуле:

Прп = Врп - Срп, где

Врп — планируемая выручка  от продажи продукции в действующих  ценах (без НДС, акцизов, торговых и  сбытовых скидок);

Срп — полная себестоимость  реализуемой в предстоящем периоде  продукции.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в  плановом периоде определяется по формуле:

Прп = Пон + Птп - Пок, где

Пон — сумма прибыли  остатков нереализованной продукции  на начало планового периода;

Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в  плановом периоде;

Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в  конце планового периода.

Данная методика расчета  применима для укрупненного прямого  метода планирования прибыли, когда  легко определить объем реализуемой  продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого  счета является метод поассортиментного  планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных  на начало планируемого периода.

Аналитический метод. Этот метод  применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также  как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить  влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому  виду выпускаемой в планируемом  году продукции, а по всей сравнимой  продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим  методом включает три последовательных этапа:

1)    определение  базовой рентабельности как частного  от деления ожидаемой прибыли  за отчетный год на полную  себестоимость сравнимой товарной  продукции за тот же период;

2)    исчисление объема  товарной продукции в планируемом  периоде по себестоимости отчетного  года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3)    учет влияния  на плановую прибыль различных  факторов: снижение себестоимости  сравнимой продукции, повышение  ее качества и сортности, изменение  ассортимента, цен и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе  прибыли, как отмечено ранее, учитывается  прибыль от реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также  планируемые прочие доходы и расходы.

Информация о работе Управление прибылью на предприятии