Управление прибылью на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить механизм формирования и распределения прибыли в организации, выявить недостатки и внести предложения по его совершенствованию. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли в организации;
проанализировать распределение и использование прибыли;
определить пути повышения рентабельности в колхозе «Привольный»;
спланировать прибыль в организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы формирования и распределения прибыли в организации………………………………………………………………….4
1.1. Экономическая сущность прибыли, ее виды и функции…………….4
1.2 Порядок распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении организации………………………………………………10
1.3. Методы планирования прибыли………………………………………13
2. Организационно-экономическая характеристика СПК (колхоз) «Привольный» ………………………………………………………………21
3. Механизм формирования и использования прибыли в СПК (колхоз) «Привольный»………………………………………………………………33
3.1. Анализ динамики формирования прибыли и факторы, влияющие на прибыль……………………………………………………………………...33
3.2. Анализ рентабельности СПК (колхоз) «Привольный»……………...38
3.3. Анализ взаимосвязи себестоимость – объем продаж – прибыль………..39
3.4. Прогнозирование прибыли в СПК (колхоз) «Привольный»………39
Выводы и предложения…………………………………………………….45
Список использованной литературы……………………………………...49

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансовому менеджменту.docx

— 137.79 Кб (Скачать файл)

Источник: данные годового отчета.

По расчетным данным таблицы 3.3 видно, что по годам выручка  от продажи товаров, продукции, работ, услуг превышает себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг - это свидетельствует о  том, что деятельность предприятия  за анализируемые периоды принесла прибыль. Если рассматривать данные показатели в динамике 2009 – 2011 гг., то нужно отметить, что темпы снижения себестоимости, ниже темпа снижения выручки, и как следствие, уменьшается прибыль. Исходя из динамического анализа, можно отметить, что имеет место как положительно, так и отрицательно складывающиеся в отчетном году (2011г.) по сравнению с базисным (2009г.) тенденции.

Произведем формализованный  расчет факторных влияний на прибыль от продажи.

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние  инфляции. В данном случае индекс цены равен 1,154.

  1. Расчет влияния фактора «Выручка от продажи».

Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в  сопоставимых ценах будет равна:

 тыс. руб.

где  - выручка от продажи в сопоставимых ценах;

        - выручка от продажи продукции в отчетном периоде;

        - индекс цены.

Следовательно, выручка от продажи продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом увеличилась за счет роста цены на 4633,9 тыс. руб.:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Уменьшение количества реализуемой  продукции привело к уменьшению выручки в отчетном периоде на 14970 тыс. руб.

Для определения степени  влияния изменения цены на изменение  суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:

, где 

- показатель изменения  выручки от продажи под влиянием  цены;

- рентабельность продаж  в базисном периоде.

%

 тыс. руб.

То есть рост цен на продукцию  в отчетном периоде по сравнению  с прошедшим периодом привел к  увеличению суммы прибыли от продажи  на 1011,5 тыс. руб.

2. Расчет влияния фактора  «Количества проданной продукции»

Влияние на сумму прибыли  от продажи  изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:

3. Расчет влияния фактора  «Себестоимость проданной продукции»  осуществляется следующим образом:

,

где и - соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах.

Так как расходы – это  факторы обратного влияния по отношению к прибыли, поэтому  увеличение уровня себестоимости привело  к снижению суммы прибыли от продажи  на 1985,6 тыс. руб.

Исходя из полученных расчетных  данных делаем вывод, что прибыль  возросла в отчетном году на 4943 тыс. руб., на снижение прибыли  отрицательно  повлияли такие фактор, как прочие доходы, которые уменьшились на 4184 тыс.руб., количество проданной продукции 3267,9 тыс. руб., себестоимость 1985,6 тыс. руб. Также в результате анализа выявили положительное воздействие на прибыль такого фактора, как изменение цен на -1011,5 тыс. руб., прочие расходы уменьшились на 12972 тыс. руб., % к уплате уменьшился на -397 тыс. руб.

 

 

 

3.2. Анализ рентабельности СПК (колхоз) «Привольный»

 

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Таблица 3.2 - Динамика показателей  рентабельности СПК (колхоз) «Привольный»,%

Основные показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонение 2011г. к 2009г. (+ -)

Отклонение 2011г. к 2010г. (+ -)

Рентабельность производства

0,8

24,5

14,3

13,5

-10,2

Рентабельность  активов

0,8

24,5

12

11,2

-12,5

Рентабельность собственного капитала

0,6

16,1

8

7,4

-8,1

Валовая рентабельность продаж

21,8

27,2

16,1

-5,7

-11,1

Операционная рентабельность продаж

21,8

27,2

16,1

-5,7

-11,1

Чистая рентабельность

0,7

30,1

15,1

14,4

-15


 

Проанализировав динамику изменения  показателей рентабельности, можно  сказать, что в 2010 году самое большое  отклонение имеет рентабельность собственного капитала (на 8,1%). Рост рентабельности данного показателя нельзя назвать  положительным явлением, так как  оно обусловлено увеличением  финансовой зависимости предприятия.

Что касается показателей  рентабельности продаж, то судить однозначно об их значениях, не имея данных о значениях  аналогичных показателей по отрасли, нет смысла. На основании расчетов, произведенных в табл. 3.2, целесообразно  проанализировать лишь изменение этих показателей в динамике. Как видим, наблюдается резкие изменения операционной рентабельности, ее снижение варьирует в пределах от 21,8  до 16,1%. Это свидетельствует об увеличении постоянных расходов (административных расходов, расходов на сбыт, прочих операционных расходов).

Рост рентабельности производства и рентабельности активов, может  свидетельствовать об ускорении  оборачиваемости активов и более  эффективном использовании основных фондов и оборотных средств.

Проанализировав изменения  показателей рентабельности в 2011 году по сравнению с 2010 годом, можно сказать, что снижение рентабельности собственного капитала вызвано как негативным фактором (сокращение чистой прибыли), так и ростом суммы собственного капитала, который ведет к усилению финансовой автономии предприятия  и поэтому является положительной  тенденцией в 2011 году по сравнению с 2010 годом.

Что касается показателей  рентабельности продаж, как видим, наблюдается  более быстрое снижение чистой рентабельности продаж, чем снижение операционной рентабельности и показателя валовой  рентабельности продаж.

Рост рентабельности производства, может свидетельствовать о более  эффективном использовании основных фондов и оборотных средств. Увеличение рентабельности совокупных активов  за счет высоких темпов роста валюты баланса относительно финансового  результата то это говорит о нестабильности активов по источникам финансирования.

 

3.3. Анализ взаимосвязи  себестоимость – объем продаж - прибыль

 

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся  с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного  исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет  зависеть успешная финансово-хозяйственная  деятельность фирмы.

Расчет плановой прибыли  должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное  и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных  средств, соответствующие выплаты  рабочим и служащим, а также  своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим  элементом планирования предпринимательской  деятельности на современном этапе  хозяйствования.

Для прогнозирования максимально  возможной прибыли в плановом году целесообразно (исходя из зарубежного  опыта рыночных отношений) сопоставить  выручку от продажи продукции  с общей суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и смешанные. К переменным затратам относятся  расходы на сырье, материалы, электроэнергию, транспорт и др. Эти затраты  изменяются пропорционально изменению  объема производства.

Постоянные затраты —  это такие, которые не изменяются в зависимости от роста или  сокращения объема производства. К  ним относятся амортизационные  отчисления, оплата труда управленческого  персонала, административные расходы  и др. В связи с небольшим  удельным весом смешанных затрат сосредоточим внимание на переменных и постоянных расходах и попытаемся выявить влияние их изменения  на величину прибыли. Дело в том, что  прирост прибыли зависит от относительного уменьшения переменных или постоянных затрат.

 

 

 

 

 

Таблица 3.3 – Распределение  затрат на  производство продукции  растениеводства в СПК (колхоз) «Привольный»

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Изменение

2011 г. к 2009 г. , (+,-)

Изменение

2011 г. к 2009  г., в %

2009г.

2010г.

2011г.

Переменные затраты

26170,3

19895,5

33110

6939,7

126,5

из них:

Материальные затраты, всего

20330

14537

24412

4082

120,1

в том числе: - семена и  посадочный материал

6447

 

4734

9282

2835

144

- химические средства  защиты растений

2459

987

855

-1604

35

- электроэнергия

416

540

589

173

141,6

- топливо

411

397

418

7

101,7

- нефтепродукты

5729

5575

9334

3605

163

- запасные части, ремонтные  и строительные материалы для  ремонта

4027

2304

3934

-93

97,7

- оплата услуг и работ,  выполненных сторонними организациями

841

-

-

-

-

Затраты на оплату труда

5271

4965,5

7068,4

1797,4

134,1

Отчисления на социальные нужды

569,3

393

1629,6

1060,3

286,

Постоянные затраты

3564,7

4001,5

5919

2354,3

166,0

из них:

Затраты на оплату труда

1757

1400,5

1993,6

236,6

113,5

Отчисления на социальные нужды

189,7

285

201,4

11,7

106,2

Амортизация

636

1763

1845

1209

в 2,91 раза

Прочие 

982

553

1879

897

в 1,91 раза


 

Эффектом операционного  рычага называют такое явление, когда  с изменением объема продаж (выручки  от продажи продукции) происходит более  интенсивное изменение прибыли  в ту или иную сторону.

ОР= МД/П

МД - маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от продажи и переменными затратами.

Очевидно, что по мере возрастания  постоянных затрат при прочих равных условиях темпы прироста прибыли  сокращаются.

Разницу между объемом  продаж и переменными затратами  экономисты называют «вкладом на покрытие».

При исследовании взаимосвязи  между постоянными и переменными  затратами и прибылью важную роль играет анализ безубыточности производства. Для проведения такого анализа многие отечественные экономисты использовали рекомендации западного предпринимательства.

В соответствии с ними, прежде всего, определяется так называемая точка безубыточности производства и реализации продукции. Эту точку  называют мертвой точкой, критической  точкой, порогом рентабельности, точкой самоокупаемости.

Точка безубыточности соответствует  такому объему продаж, при котором  фирма покрывает все постоянные и переменные затраты, не имея прибыли. С помощью точки безубыточности определяется порог, за которым объем  продаж обеспечивает рентабельность, т.е. прибыльность продукции. Объем  продаж, соответствующий точке безубыточности, определяется как отношение постоянных затрат к разности между единицей и частным от деления переменных затрат на объем продаж в стоимостном  выражении.

Данные таблицы 3.4 показывают, что  с уменьшением выручки от продаж уменьшаются и постоянные и переменные затраты. Хотя доля постоянных затрат в себестоимости продукции в 2011 году уменьшились по сравнению с 2009 годом, на 12607,5 тыс.руб.. Прибыль от продаж  в 2011 году уменьшается, а уровень запаса финансовой прочности на протяжении анализируемого периода значительно варьирует и составляет соответственно по годам 64,7%; 81,3%;  56,2% .

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.4 – Расчет критического объема продаж для продукции растениеводства  СПК (колхоз) «Привольный»

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Изменение 2011 г. к 2009г.(-;+)

Выручка от продаж продукции, товаров (работ, услуг)

33960

19974

22223

-11737

Переменные затраты

17455,5

7949,8

13816

-3639,5

Постоянные затраты

5818,5

2242,2

3897

-1921,5

Доля постоянных затрат в  себестоимости продукции,%

25,0

22,0

22,0

-3,0

Маржинальный доход  в составе выручки от продаж

16504,5

12024,2

8407

-8097,5

Доля маржинального дохода в объеме реализации,%

48,6

60,2

37,8

-10,8

Порог рентабельности, тыс.руб.

11972,3

3737

9742,5

-2229,8

Запас финансовой прочности, тыс.руб.

21987,7

16237

12480,5

-9507,2

Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, %

64,7

81,3

56,2

-8,5

Прибыль (убыток ) от продаж

    10686

9782

4510

-6176

Сила воздействия  операционного рычага

1,54

1,23

1,86

0,32

Информация о работе Управление прибылью на предприятии