Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 08:58, курсовая работа
Цель работы - проанализировать управление заемным капиталом на СХПК «Нива».
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
1. Теоретически изучить управление заемным капиталом.
2. Дать анализ деятельности предприятия в целом.
3. Провести анализ управления заемным капиталом на СХПК «Нива».
4. Дать рекомендации по совершенствованию управления заемным капиталом.
Введение…………………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления заемным капиталом……………..5
1.1. Сущность, структура заемного капитала и ее классификация…………….…5
1.2. Этапы разработки политики привлечения заемных средств…………………7
1. 3. Преимущество и недостатки отдельных видов заемного капитала……….10
ГЛАВА 2. Характеристика экономических условий предприятия………..…....13
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика СХПК «Нива»...13
2.2. Анализ и оценка платежеспособности и финансовой устойчивости………16
2.3. Анализ и оценка деловой активности и рентабельности предприятия….…25
2. 4. Общая оценка финансового состояния предприятия с целью определения кредитоспособности и возможности банкротства…………………………….…30
ГЛАВА 3. Разработка и обоснование предложений по укреплению финансового положения СХПК «Нива»…………………………………….………...………….34
3.1. Мероприятия по организации управления движением заемного капитала на предприятии СХПК «Нива»………………………………………..…………...…34
3.2. Расчет прогнозного баланса ……………………………………………….…39
3.3. Рекомендации по улучшению эффективности использования заемного капитала…………………………………………….……………………………….44
Заключение ………………………………………………………………….….…..48
Список использованной литературы……………………………………...……
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Чувашская
Государственная
Кафедра финансы и кредиты
Курсовая работа
По дисциплине: Финансовый менеджмент
На тему: «Управление заемным капиталом».
(на примере СХПК «Нива» Красноармейского района)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления заемным капиталом……………..5
1.1. Сущность, структура
заемного капитала и ее
1.2. Этапы разработки политики привлечения заемных средств…………………7
1. 3. Преимущество и
недостатки отдельных видов
ГЛАВА 2. Характеристика
экономических условий
2.1. Краткая организационно-
2.2. Анализ и оценка
платежеспособности и
2.3. Анализ и оценка
деловой активности и
2. 4. Общая оценка финансового
состояния предприятия с целью
определения
ГЛАВА 3. Разработка и
обоснование предложений по укреплению
финансового положения СХПК «Нива»…………………………………….………...………
3.1. Мероприятия по
организации управления
3.2. Расчет прогнозного баланса ……………………………………………….…39
3.3. Рекомендации по
улучшению эффективности
Заключение …………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………...…….
Приложение……………………………………………………
Попытки исследовать проблемы управления заемным капиталом встречаются в работах авторитетных ученых: Кравченко Л.И., Тишкова И.Е., Русак Н.А., Стражева В.И., Савицкой Г.В., Ефимовой О.В. и др. Ими разработаны методологические аспекты и методики организации и ведения учета и анализа важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятий, усовершенствованные в соответствии с требованиями рыночной экономики.
В условиях рыночных отношений заемные средства приобретают особо важное значение. Ведь они представляют собой часть производительного капитала, которая переносит свою стоимость на вновь созданный продукт полностью и возвращается к предпринимателю в денежной форме в конце каждого кругооборота капитала.
Управление заемными средствами имеет большое значение как для крупных компании, где оборотные средства составляют более половины всех ее активов, так и для небольших компаний, у которых краткосрочные обязательства являются основным источником финансирования.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что на предприятиях разных отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности.
Величина и
эффективность использования
Предметом изучения в данной курсовой работе является управление заемным капиталом.
Объект исследования курсовой работы – СХПК «Нива».
Цель работы - проанализировать управление заемным капиталом на СХПК «Нива».
Задачи данной курсовой работы состоят в следующем:
1. Теоретически
изучить управление заемным
2. Дать анализ деятельности предприятия в целом.
3. Провести анализ управления заемным капиталом на СХПК «Нива».
4. Дать рекомендации
по совершенствованию
В ходе написания
данной курсовой работы использовались
следующие методы исследования:
- чтение бухгалтерской отчетности;
- вертикальный анализ, горизонтальный
анализ;
- расчет финансовых показателей;
- коэффициентный метод.
Информационной базой в данной работе является: форма бухгалтерского баланса, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств СХПК «Нива» за 2009-2011гг.
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления заемным капиталом
1.1. Сущность, структура заемного капитала и ее классификация
Заемный капитал - это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности[2].
В составе заемного
капитала предприятия
1. долгосрочные заемные средства. К ним относятся:
- долгосрочные кредиты банка со сроком возврата до 1 года;
- долгосрочные заемные средства, срок возврата которых еще не наступил (задолженность по налоговому кредиту, задолженность по облигациям, задолженность по финансовой помощи);
- долгосрочные кредиты и займы, не погашенные в срок;
2. Краткосрочные заемные средства. К ним относятся:
- краткосрочные кредиты банков со сроком погашения в предстоящем периоде;
- краткосрочные заемные средства, срок возврата которые еще не наступил;
- краткосрочные кредиты и займы, не погашенные в срок;
- расчеты с кредиторами, кредиторская задолженность;
- другие краткосрочные финансовые обязательства.
Основные признаки классификации заемного капитала:
1. По целям привлечения:
- заемные средства, привлекаемые
для воспроизводства
- заемные средства, привлекаемы для пополнения оборотных активов;
- заемные средства, привлекаемые
для удовлетворения
2. По источникам привлечения:
- заемные средства из внешних источников;
- заемные средства из внутренних источников (внутренняя кредиторская задолженность).
3. По периодам привлечения:
- заемные средства на долгосрочный период (более 1 года);
- заемные средства на краткосрочный период (до 1 года);
4. По форме привлечения:
- денежная форма (финансовый кредит);
- заемные средства, привлекаемые в форме оборудования (финансовый лизинг);
- заемные средства, привлекаемые в товарной форме (товарный, или коммерческий кредит);
- заемные средства, привлекаемые в иных материальных формах.
5. По форме обеспечения:
- необеспеченные заемные средства (под честное слово);
- обеспеченные поручительства или гарантии;
- заемные средства, обеспеченные залогом или закладом[11].
1. 2. Этапы разработки политики привлечения заемных средств
Чтобы эффективно использовать заемный капитал на предприятии, необходимо разрабатывать соответствующую политику привлечения заемных средств. Главная цель такой политики – это обеспечение эффективных форм и условий привлечения заемного капитала и его диверсификация[10].
Политика привлечения заемного капитала включает в себя следующие этапы:
1 этап - анализ использования и привлечения заемных средств предприятия в предшествующем периоде. Изучается общая динамика привлечения земного капитала, структура заемного капитала, изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм кредитов.
На завершающей стадии анализа
изучается эффективность
2 этап – определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде ( на долгосрочные цели, краткосрочные или на хозяйственные нужды).
3 этап – определение минимального (предельного) объема привлечения заемных средств. Пределом объема привлечения заемных средств является коэффициент финансовой независимости, который не должен быть ниже 0,5.
Кроме предельного ограничения объема заемного капитала необходимо брать также во внимание эффект финансового рычага – это прирост рентабельности совокупного капитала предприятия за счет привлечения заемного капитала и экономии на налоговых отчислениях.
4 этап – оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Стоимость привлечения определяется расходами на привлечение кредита, оформление залогового обеспечения, выплата неустоек, штрафов.
5 этап – определение соотношения объема заемных средств на долго- и краткосрочной основе.
6 этап – определение формы привлечения заемных средств (финансовый кредит, товарный кредит, лизинг). Выбор форм зависит от целей предприятия и сложившихся отношений.
7 этап – определение состава основных кредиторов. Основными кредиторами предприятия являются поставщики, банки, в которых осуществляются расчетно-кассовые операции.
8 этап – формирование эффективных условий привлечения кредита. К условиям относятся сроки кредитования, ставка процента за кредит, условия выплаты кредита, возврата и условия выплаты процентов.
Сроки кредитования:
1) Краткосрочные кредиты (до 1 года).
В настоящее время в сельском хозяйстве краткосрочные кредиты выдаются на пополнение сезонного недостатка оборотных средств на следующие цели: на покупку семян, удобрений, ГСМ, других материальных оборотных средств, необходимых для производства.
2) Инвестиционные кредиты (со сроком возврата от 3 до 10 лет).
3) Инвестиционные кредиты
на развитие животноводства (
Ставка процента за кредит – это стоимость кредита, по которой банк или другое кредитное учреждение предоставляет заемные средства и за счет них существует. Ставка процента за кредит напрямую связана с такими макроэкономическими показателями, как уровень инфляции и ставка рефинансирования ЦБ – это размер платы за кредит, устанавливаемый Центральным Банком для коммерческих банков при выдаче им кредитов. Ставка рефинансирования постоянно меняется и завязана на уровне инфляции.
Условия выплаты процентов могут быть в следующих вариантах:
1) выплаты всей сумму
процентов в момент
2) выплаты суммы процентов равномерными частями за весь срок предоставления кредита;
3) выплата всей суммы процентов в момент возврата всей суммы долга.
Условия выплаты суммы основного долга в следующих вариантах:
1) в течение общего
периода функционирования
2) возврат всей суммы долга по истечении срока использования кредита;
3) возврат основной
и части суммы долга с