Управление затратами и прибылью на предприятии (на примере СПК «Кульминский»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение экономической сущности, содержания и особенностей процесса управления затратами и прибылью в агропромышленных организациях на примере СПК «Кульминский».
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. показать сущность и классификацию затрат сельскохозяйственного производства;
2. изучить характеристику механизма управления затратами на производство продукции на предприятии;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……3
1. Теоретические основы управления затратами и прибылью в организациях агропромышленного комплекса…………………………………….…….…….6
1.1 Понятие затрат и их классификация…….………………………….………6
1.2 Характеристика механизма управления затратами на производство продукции……………………………………………………...…………….…...20
1.3 Маржинальный анализ прибыли…………………………………………...24
2. Организационно-экономическая характеристика СПК «Кульминский» ……………….……………………………………………………………………30
3. Механизм управления затратами и прибылью СПК «Кульминский» ………………………………………………………………………………..…..48
3.1 Анализ динамики и состава прибыли……………………………...…..…...48
3.2 Анализ затрат………………………..……………………………………….54
3.3 Анализ себестоимости, объема производства и прибыли………………...61
3.4 Планирование прибыли и затрат……………………………………………65
Выводы и предложения …………………………………………………..…….70
Список литературы……………………………………………………………...73

Файлы: 1 файл

курсовая работа Гринёва И.С.33 бух.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

В статью «Потери  от падежа животных» включают потери от гибели молодняка и взрослого  скота, птицы, а также семей пчел, за исключением потерь, подлежащих взысканию с виновных лиц, и потерь от стихийных бедствий.

По статье «Прочие  затраты» отражают затраты, непосредственно  связанные с производством продукции, не относящиеся ни к одной из указанных  выше статей: плату за землю, затраты  на подстилку для животных, расходы по искусственному осеменению животных, затраты по ограждению ферм, на строительство и содержание летних лагерей, загонов, навесов и др.

              В крестьянских хозяйствах состав статей затрат, включаемых в себестоимость, может существенно отличаться. Так, по статье «Затраты на оплату труда» отражается только оплата труда наемных работников. Кроме того, в калькуляцию могут включаться статьи «Арендная плата за основные средства» и «Отчисления кооперативам и ассоциациям». [21]

 

 

 

 

 

 

1.2 Характеристика механизма управления затратами на производство продукции

 

     Себестоимость  продукции отражает в денежном  выражении  стоимость производственных  ресурсов, израсходованных (затраченных)  на производство выпущенной продукции.

     Представление  о себестоимости продукции базируется на следующих положениях.

     Себестоимость  продукции – это затраты производственных  и финансовых ресурсов, использованных  для изготовления и выпуска  продукции.

     Объем  производственных ресурсов, использованных  для создания и выпуска продукции, должен иметь денежную оценку, чтобы свести расход этих ресурсов к экономическому единству.

     Определение  себестоимости продукции всегда  соотносится с конкретными целями  и задачами, которыми выступают:  оценка эффективности затрат  на производство, обеспечение конкурентоспособности и рентабельности продукции, управление производственной деятельностью.

     Предметом  управления в данном случае  являются затраты предприятия  на производство продукции.[12]

     Важной  отличительной характеристикой  затрат в части, относимой на себестоимость продукции, является динамичность. В рыночной экономике периодически изменяются цены на приобретаемые сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, услуги транспорта, связи, затраты на оплату труда и пр. обновляется выпускаемая продукция, изменяется ее структура, пересматриваются нормы и нормативы материальных и трудовых затрат. Все это отражается  на себестоимости произведенной продукции. В этой связи управлять затратами продукции и проводить экономический анализ следует с учетом всех изменений, происходящих в объеме, составе и направлениях затрат на производство продукции.

     Вторая  отличительная характеристика себестоимости   продукции как предмета управления  заключается в многообразии различных  видов затрат, формирующих себестоимость продукции, способов ее калькулировая и распределения косвенных расходов.

     Не  менее существенная характеристика  затрат на изготовление продукции  –  их противоречивость. Например, повысить рентабельность продукции  при стабильных ценах на изделия возможно только за счет снижения издержек. Однако обеспечение конкурентоспособности изделия, ориентированное на запросы потребителей, вызывает   необходимость повышения их качества. А повышение качества изделий во многих случаях ведет к росту их себестоимости. Все многообразие этих задач вызывает необходимость разработки специального механизма управления себестоимостью продукции.

     Механизм  управления затратами призван  решать такие основные задачи, как:

  • разработка методик по определению себестоимости продукции как в целом по предприятию, так  и в разрезе центров возникновения затрат и отдельных изделий;
  • обоснованность отнесения затрат на себестоимость продукции;
  • выбор способов разработки норм  и нормативов затрат по видам расходуемых ресурсов на изготовление продукции;
  • управление затратами и их  регулирование в процессе изготовления  продукции;
  • управление производственными запасами  во взаимосвязи с формированием  себестоимости продукции;
  • управление процессом калькулирования и способами отнесения затрат на себестоимость продукции;
  • разработка систем управления  затратами – стандарт – кост, директ – костинг, контроллинг,  экономический анализ;
  • компьютеризация учета, планирования  и экономического анализа – важнейшая функция управления затратами;
  • достоверный учет использованных  в процессе производства и  реализации продукции природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива,  энергии, основных средств и  нематериальных активов (посредством  амортизации), трудовых ресурсов (через фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды) прочих расходов в разрезе основных элементов затрат, формирующих себестоимость продукции;
  • рациональное калькулирование себестоимости  конкретных видов продукции;
  • оперативный контроль за издержками производства и финансовыми результатами;
  • экономический анализ себестоимости  продукции, ее рентабельности  и прибыли (управленческий анализ);
  • оценка экономической эффективности  новой техники и инвестиций;
  • разработка внутрифирменных положений по планированию, учету и экономическому анализу себестоимости продукции, а также ее конкурентоспособности;
  • составление прогнозов развития  бизнеса, повышения эффективности  работы предприятия на основе  фирменных и рыночных цен, сопоставления  внутрифирменных и рыночной себестоимости продукции, определения рентабельности продукции и продаж по основным видам продукции; 
  • выявление внутрихозяйственных  резервов повышения конкурентоспособности продукции, снижение издержек производства и расходов на продажу;
  • подготовка необходимой информации  для корректировки себестоимости  и финансовых результатов с  целью определения налогооблагаемой  прибыли;
  • разработка планов по себестоимости  и прибыли, а также рентабельности  в целом по предприятию, важнейшим  видам продукции и центрам ответственности.[17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Маржинальный  анализ прибыли

Сущность маржинального  анализа заключается в анализе  соотношения объема продаж (выпуска  продукции), себестоимости и прибыли  на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.

Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между  выручкой от реализации (без учета  НДС и акцизов) и переменными  затратами. Иногда маржинальный доход  называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Маржинальный  доход (М) рассчитывается по формуле

                                     (1.1)

где S — выручка  от реализации;

V — совокупные  переменные затраты.

Маржинальный  доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого  вида (удельный маржинальный доход). Экономический  смысл этого показателя — прирост  прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

                               (1.2)

                                 (1.3)

где M — удельный маржинальный доход;

Q — объем реализации;

р — цена единицы продукции;

v — переменные затраты  на единицу продукции.

Найденные значения удельных маржинальных доходов для каждого  конкретного вида продукции важны  для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.

На практике производят более  глубокую детализацию переменных затрат на группы переменных производственных, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов. Отсюда вытекает необходимость исчисления нескольких показателей маржинального дохода, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата.[12]

Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального  дохода позволяют определить влияние  объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа модели безубыточности (системы «затраты—объем производства—прибыль»).

Модель безубыточности опирается  на ряд исходных предположений:

  • поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;
  • переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;
  • структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
  • поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;
  • на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.[21]

Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.

Алгебраическим методом  точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости:

                (1.4)

где I — величина прибыли;

S — выручка; 

V — совокупные переменные  затраты, 

F — совокупные постоянные  затраты

Отсюда находим критический  объем:

                                                     (1.5)

где Q ' — точка  безубыточности (критический объем  в натуральном выражении).

Критический объем производства и реализации продукции можно  рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:

                                                    (1.6)

где S — критический  объем производства и реализации продукции.

Экономический смысл этого  показателя — выручка, при которой  прибыль равна нулю. Если фактическая  выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае — убыток.

Приведенные выше формулы  расчета критического объема производства и реализации в натуральном и  стоимостном выражении справедливы  лишь, когда выпускается только один вид продукции или когда структура выпуска фиксирована, т.е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными. Если выпускается несколько видов товара с разными предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи)этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.

Точка закрытия предприятия  — это объем выпуска, при котором  оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна  постоянным затратам:

                                                  (1.7)

где Q" — точка  закрытия.

Если фактический  объем производства и реализации продукции меньше Q", предприятие  не оправдывает своего существования  и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше Q", ему следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.

Еще один аналитический  показатель, предназначенный для  оценки риска, — «кромка безопасности», т.е. разность между фактическим  и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении):

                                                  (1.8)

где Kб — кромка безопасности;

Оф — фактический  объем выпуска и реализации продукции.

Полезно рассчитать отношение кромки безопасности к фактическому объему. Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы избежать убытка.

                                                        (1.9)

где К — отношение кромки безопасности к фактическому объему.

Кромка безопасности характеризует риск предприятия: чем  она меньше, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет  критического уровня Q' и предприятие  окажется в зоне убытков.

Данные о  величине маржинального дохода и  других производных показателей  получили довольно широкое распространение  для прогнозирования затрат, цены реализации продукции, допустимого  удорожания ее себестоимости, оценки эффективности  и целесообразности увеличения объема производства, в решении задач типа «производить самим или покупать» и в других расчетах по оптимизации управленческих решений.

Во многом это  объясняется сравнительной простотой, наглядностью и доступностью расчетов точки безубыточности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что формулы модели безубыточности годятся только для тех решений, которые принимаются в пределах приемлемого диапазона цен, затрат и объемов производства и продаж. Вне этого диапазона цена реализации единицы продукции и переменные издержки на единицу продукции уже не считаются постоянными, и любые результаты, полученные без учета таких ограничений, могут привести к неправильным выводам. Наряду с несомненными достоинствами модель безубыточности обладает определенными недостатками, которые связаны прежде всего с допусками, заложенными в ее основу.

Информация о работе Управление затратами и прибылью на предприятии (на примере СПК «Кульминский»)