Управление затратами и прибылью на предприятии (на примере СПК «Кульминский»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение экономической сущности, содержания и особенностей процесса управления затратами и прибылью в агропромышленных организациях на примере СПК «Кульминский».
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. показать сущность и классификацию затрат сельскохозяйственного производства;
2. изучить характеристику механизма управления затратами на производство продукции на предприятии;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……3
1. Теоретические основы управления затратами и прибылью в организациях агропромышленного комплекса…………………………………….…….…….6
1.1 Понятие затрат и их классификация…….………………………….………6
1.2 Характеристика механизма управления затратами на производство продукции……………………………………………………...…………….…...20
1.3 Маржинальный анализ прибыли…………………………………………...24
2. Организационно-экономическая характеристика СПК «Кульминский» ……………….……………………………………………………………………30
3. Механизм управления затратами и прибылью СПК «Кульминский» ………………………………………………………………………………..…..48
3.1 Анализ динамики и состава прибыли……………………………...…..…...48
3.2 Анализ затрат………………………..……………………………………….54
3.3 Анализ себестоимости, объема производства и прибыли………………...61
3.4 Планирование прибыли и затрат……………………………………………65
Выводы и предложения …………………………………………………..…….70
Список литературы……………………………………………………………...73

Файлы: 1 файл

курсовая работа Гринёва И.С.33 бух.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

 

    Анализируя  эту таблицу мы видим что  все затраты имеют тенденцию  к уменьшению, кроме затрат «отчислений  на социальные нужды» в переменных  затратах они повысились на 68,6%, а в постоянных на 59,3%.

     Большую  долю снижения составляют Постоянные  затраты, в общем они снизились на 75,9%. А именно: затраты на оплату труда на 14,4%,  амортизация на  91,8%; прочие затраты на 69,4%. Переменные затраты снизились не значительно на 2,4%. А именно: материальные затраты на 2,5%; затраты на оплату труда на 9.6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ себестоимости, объема производства и прибыли

Анализ себестоимости  отдельных видов продукции обычно начинают с изучения ее уровня динамики, рассчитывают базисные и цепные приросты, темпы роста. В условиях инфляции наряду с абсолютной суммой затрат на единицу продукции необходимо анализировать и относительный уровень себестоимости-затраты на рубль производства каждого вида продукции, что позволяет в некоторой степени нейтрализовать влияние инфляционного фактора.

Одна из объективных  причин повышения себестоимости сельскохозяйственной продукции - рост цен в связи с инфляцией на промышленную продукцию, другая - более высокие темпы оплаты труда по сравнению с темпами роста его производительности. Это также результат инфляции.

Однако наряду с объективными факторами немаловажную роль в повышении себестоимости продукции играют и субъективные причины. При одном и том же уровне и темпах роста цен на промышленную продукцию величина себестоимости продукции в разных хозяйствах неодинакова. Это обусловлено в первую очередь разным уровнем продуктивности животных и урожайности культур.

С помощью таблицы 8 рассмотрим себестоимость продукции в СПК «Кульминский».

Анализируя  таблицу можно сделать вывод  о том, что по себестоимости продукции  наибольший вес имеет продукция растениеводства, в 2011г. она увеличилась на 8,3% и составила 52109 тыс. руб.. В нем основное место занимает производство продукции зерновых культур, этот показатель за анализируемый период увеличился на 0,8% и составил 43488 тыс. руб., предприятие тратит на него большие средства, значит именно на продукцию растениеводства ориентирована основная деятельность СПК.

Также можно  сказать о том, что по животноводству наблюдается увеличение себестоимости на 8,3%, увеличение произошло практически по всем показателям за исключением коневодство, себестоимость которых снизилась на 56,6%.

Таблица 8- Анализ себестоимости продукции СПК «Кульминский», тыс. руб.

Продукция

2009г

2010г

2011г.

Изменение 2011г. к 2009г в %

всего

Ед. продукции, руб.

всего

Ед. продукции, руб.

всего

Ед. продукции, руб.

Зерновые и  зернобобовые  в физической массе  после доработки:

43133

552,31

34928

586,49

44655

334,19

103,5

Яровые зерновые

43133

552,31

34911

586,84

43488

334,19

100,8

Зернобобовые 

-

-

17

260,90

1167

1296,7

 

Многолетние травы:

2851

Х

3861

Х

3762

Х

132,0

сено

2851

179,99

3861

202,87

3762

178,6

132,0

Однолетние  травы:

1349

301,59

3196

161,16

1221

174,93

90,5

Побочная продукция

773

Х

1146

Х

1304

Х

168,7

Всего по растениеводству

48106

Х

43131

Х

52109

Х

108,3

КРС молочного  направления - всего, в том числе

22013

Х

17534

Х

24492

Х

111,3

молоко

8917

739,14

8280

805,60

12368

1395,91

138,7

масса телят  при рождении

1009

Х

920

Х

1240

Х

122,9

прирост

12087

6328,27

8334

5919,03

10884

8232,98

90,0

Коневодство- всего, в том числе

852

Х

507

Х

370

Х

43,4

приплод

17

2125,00

12

6000

-

-

 

прирост

835

Х

495

Х

236

Х

28,3

Всего по животноводству

22865

Х

18041

Х

24768

Х

108,3


 

Далее рассчитаем маржинальный доход, порог рентабельности и запас финансовой прочности. А также на основании полученных данных рассчитаем точку безубыточности.

Таблица 9- Расчет маржинального дохода, порога рентабельности и запаса финансовой прочности.

Показатели

2008г

2009г

2010г

Изменение 2010г  к 2008г в %

1.Выручка от продажи, тыс.руб.

42567

34482

51733

121,5

2.Прибыль от продаж, тыс.руб.

-13476

-4778

504

203,7

3.Переменные затраты в себестоимости продукции

40182,3

35648,1

46669,6

116,1

4.Постоянные затраты, тыс.руб.

15860,2

3611,9

4559,4

28,8

5.Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

56043

39260

51229

91,4

6.Маржинальный доход, тыс.руб.

2384,7

-1166,1

5063,4

212,3

7.Доля постоянных затрат в себестоимости продукции, %

28,3

9,2

8,9

-

8.Доля маржинального дохода в объеме реализации, % (стр.6/стр.1*100)

5,6

х

9,8

-

9.Порог рентабельности, тыс.руб.(стр.4/стр.8*100)

2832,2

х

46583

-

10.Запас финансовой прочности

       

а) в тыс.руб.(стр.1-стр.9)

39734,8

х

5149,4

12,95

б) в процентах (стр.10/стр.1*100)

93,3

х

9,9

-


 

Найдем точку  безубыточности с помощью формулы 1.3.4.

Так как выручка от реализации продукции больше критического значения, значит СПК «Кульминский» получает прибыль.

Итак, как видно  из приведенной ниже таблицы переменные затраты за анализируемый период увеличились на 16,1 % и составили 46669,6 тыс. руб., постоянные затраты снизились на 71,2% и составили 4559,4 тыс. руб.

Маржинальный  доход увеличился в 2 раза и составил в 2011г. 5063,4тыс. руб., порог рентабельности составил 465,2 тыс. руб.

Запас финансовой прочности снизился на 87% и составил 5149,4тыс. руб.

Насколько предприятие далеко от значение точки безубыточности, настолько показывает запас финансовой прочности. Эта величина показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не имея при этом убытков. Запас финансовой прочности в 2011г. составил 5149,4тыс. руб., значит СПК «Кульминский» не может снизить объем реализации, а наоборот его нужно повышать, чтобы повысить прибыль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Планирование  прибыли и затрат

Прибыль выступает  как результат производственной и финансовой деятельности и одновременно как основной финансовый ресурс хозяйственной  организации, необходимый для ее самофинансирования.

На величину прибыли воздействует множество  равнонаправленных факторов, что затрудняет прогнозирование прибыли на основе наблюдения за ее динамикой в прошлые периоды.

На практике возможно применение различных методик  прогнозирования (планирования) прибыли: традиционные методы, методы маржинального  анализа, экономико - математические методы.

Воспользуемся методикой прогнозирования прибыли  от продаж на основе факторной модели. Факторная модель прогнозирования  прибыли от продаж имеет следующий  вид:

PSp = PSb ± DS ± DN ± DVC ± DFC ± DP                 (3.4.1)

где:

PSp — прогнозируемая прибыль;

PSb — прибыль  базисного периода;

DS — влияние  изменения объема продаж;

DN — влияние  структурного (ассортиментного) сдвига  в объеме продаж;

DVC — влияние  изменения переменных расходов;

DFC — влияние  изменения постоянных расходов;

DP — влияние изменения продажных цен на продукцию организации.

Факторная модель обладает следующими преимуществами:

  1. Она может быть использована при сравнительно малой информационной базе.
  2. Она позволяет определить факторы, влияющие на изменение прибыли, и соответствующим образом на них воздействовать.
  3. На ее основе можно проверить достоверность расчета прибыли другими методами.

Для дальнейших действий воспользуемся полученными  данными таблиц 10 и 11.

Таблица 10- Расчетные  данные, необходимые для прогнозирования прибыли на основе факторной модели

Показатели

Символ

Величина

Метод расчета

Выручка от продажи, тыс. руб.

S

51733

Отчет

Переменные  расходы, тыс. руб.

VC

46669,6

Отчет

Коэффициент переменных расходов

b

0,9

VC:S

Маржинальный  доход, тыс. руб.

MP

5063,4

S-VC

Коэффициент маржинального  дохода

a

0,1

MP:S

Постоянные  расходы, тыс. руб.

FC

4559,4

Отчет

Прибыль от продаж, тыс. руб.

PS

504

MP-FC

Операционный  рычаг

OL

10,0

MP:PS


 

В выручке от продажи выделим три товарные группы: сельскохозяйственная продукция собственного производства, промышленная продукция, работы и услуги, со следующими структурными показателями

Таблица 11- Структура  продаж

Товарная группа

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, в %

МР на рубль  продаж

Взвешенный  МР на рубль продаж

Сельскохозяйственная продукция собственного производства

49435

95,6

0,7

0,67

Товаров

619

1,2

0,1

0,012

Работы и  услуги

1679

3,2

0,2

0,064

Итого

51733

100,0

х

0,74


 

Прогнозируются  следующие цели на будущий период:

  1. Рост выручки от продаж на 15%;
  2. Изменение структуры продаж: сельскохозяйственная продукция собственного производства-90%, товаров- 4%, работы и услуги- 6%;
  3. Снижение переменных расходов на 10%;
  4. Увеличение постоянных расходов на 5%;
  5. Рост цен на продаваемую продукцию на 5%;

Информация о работе Управление затратами и прибылью на предприятии (на примере СПК «Кульминский»)