Внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Именно от качества функционирования внебюджетных фондов во многом зависит социальная политика государства и состояние социально незащищенных слоев населения. Исходя из всего сказанного выше, можно сделать определенный вывод, что тема, выбранная для исследования в дипломной работе, является актуальной.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социально-экономическая сущность и роль внебюджетных фондов....4
Внебюджетные фонды государства…………………………………………......4
Специальные фонды……………………………………………………………...6
Социальные фонды…………………………………………………………….....7
Экономические, научно-исследовательские и кредитные фонды………….....8
1.1 Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………….....9
Особенности внебюджетных фондов РФ…………………………………….....9
Пенсионный фонд РФ…………………………………………………………...10
Фонд социального страхования РФ…………………………………………….13
Фонд обязательного медицинского страхования РФ………………………….15
2. Пенсионный фонд РФ ………………………………………………………17
2.1. Деятельность пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования………………………………………………………………………17
2.2. Организация государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом России…………………………………………………………………...32
2.3.Дополнительное пенсионное обеспечение пенсионными фондами……...40
3. Совершенствование деятельности пенсионных фондов……………….50
3.1 Обобщение зарубежного опыта организации деятельности пенсионных фондов……………………………………………………………………………50
3.2. Пути укрепления доходной базы пенсионных фондов в условиях пенсионной реформы в РФ……………………………………………………...62
3.3. Реформирование деятельности пенсионных фондов по пенсионному обеспечению в России………………………………………………………...…71
Заключение……………………………………………………………………...77
Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Внебюджетные фонды РФ 
Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Социально-экономическая сущность и роль внебюджетных фондов....4

Внебюджетные фонды  государства…………………………………………......4

Специальные фонды……………………………………………………………...6

Социальные фонды…………………………………………………………….....7

Экономические, научно-исследовательские  и кредитные фонды………….....8

1.1 Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………….....9

Особенности внебюджетных фондов РФ…………………………………….....9

Пенсионный фонд РФ…………………………………………………………...10

Фонд социального страхования  РФ…………………………………………….13

Фонд обязательного  медицинского страхования РФ………………………….15

2. Пенсионный фонд РФ ………………………………………………………17

2.1. Деятельность пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования………………………………………………………………………17

2.2. Организация государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом России…………………………………………………………………...32

2.3.Дополнительное пенсионное обеспечение пенсионными фондами……...40

3. Совершенствование деятельности пенсионных фондов……………….50

3.1 Обобщение зарубежного  опыта организации деятельности  пенсионных фондов……………………………………………………………………………50

3.2. Пути укрепления доходной базы пенсионных фондов в условиях пенсионной реформы в РФ……………………………………………………...62

3.3. Реформирование деятельности пенсионных фондов по пенсионному обеспечению в России………………………………………………………...…71

Заключение……………………………………………………………………...77

Литература……………………………………………………………………....82

Приложения……………………………………………………………………..88 
Введение

 

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды  государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных  органов самоуправления и имеющих  целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды  – один из методов перераспределения  национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп  населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Именно от качества функционирования внебюджетных фондов во многом зависит социальная политика государства и состояние социально незащищенных слоев населения. Исходя из всего сказанного выше, можно сделать определенный вывод, что тема, выбранная для исследования в дипломной работе, является актуальной.

Целью работы является теоретическое и практическое исследования работы внебюджетных фондов.

Объектами исследования в работе выступают внебюджетные фонды РФ.

Методологической и  теоретической основой исследования являются законодательные акты РФ, научная и учебная литература по исследуемым в работе вопросам.

 

Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль внебюджетных фондов

 

Внебюджетные  фонды государства

 

Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Их создание позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических задач. Внебюджетные фонды могут создаваться на федеральном, региональном и местных уровнях. По целевому назначению внебюджетные фонды подразделяются на социальные, экономические, научно-исследовательские, кредитные и т.п.

Внебюджетные фонды – особые фонды денежных средств, формирование которых обусловлено их целевым  характером. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств.

Внебюджетные фонды государства  – это совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. [7]

Исторически внебюджетные фонды возникли раньше, чем появился сам бюджет. Их основное отличие от бюджетных средств состоит в строго определенных целях использования. На определенном этапе развития финансовой системы на базе объединения Различных фондов создается государственный бюджет, что облегчает управление движением финансовых потоков и создает возможность возмещения нехватки средств в одних фондах за счет средств других. Этот процесс включения внебюджетных фондов в бюджетную систему государства продолжается и сейчас.

В современных условиях значение внебюджетных фондов вновь повышается. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в финансовой системе института независимых, находящихся вне бюджета, фондов. К этим преимуществам относятся, во-первых, автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий и возрастания дефицита государственного бюджета позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий в соответствии с задачами внебюджетных фондов.

Во-вторых, преимуществом внебюджетных фондов является их лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом, что позволяет фондам при наличии положительного сальдо выполнять роль кредиторов бюджета, предоставляя последнему ссуды. [9]

Источником внебюджетных фондов является национальный доход. Основными источниками  формирования внебюджетных фондов являются специальные налоги и сборы; средства из бюджета; займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью и являются основным методом формирования внебюджетных фондов. Средства из бюджета в фонды поступают в виде субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений бюджета. В случае недостатка средств, полученных в результате применения первых двух методов, привлекаются заемные средства. В качестве источника пополнения средств внебюджетные фонды могут также использовать получение процентов по размещенным на депозитах временно свободным денежным средствам, доходов от приобретенных ценных бумаг.

Наличие разнообразных источников образования внебюджетных фондов обусловливает возможность различных форм взаимодействия внебюджетных фондов с бюджетом. Во-первых, финансирование фондов только из бюджета в виде субсидий и займов и, наоборот, финансирование бюджета из фондов в виде займов. Во-вторых, средства в фонды могут поступать из нескольких звеньев финансовой системы: из бюджета на безвозвратной и возвратной основе, от предприятий и граждан в виде налогов и сборов, а также из других внебюджетных фондов. [12]

 

 

Специальные фонды

 

Для финансовой системы промышленно  развитых стран характерно наличие помимо собственно внебюджетных фондов различных специальных смет и счетов, а также присоединенных бюджетов, которые в совокупности объединяются понятием «специальные фонды». Значение их для финансовой системы развитых стран очень велико. Специальные фонды в ряде стран сопоставимы по своему объему с объемом государственного бюджета, а в большинстве стран финансируют от трети до половины государственных расходов.

Специальные фонды в зависимости  от правового статуса подразделяются на государственные и местные. К государственным специальным фондам относятся фонды, находящиеся в распоряжении центральных органов власти и имеющие общегосударственное значение. К ним относятся валютные фонды государства, центральные дорожные фонды, инвестиционные фонды, научно-исследовательские фонды, пенсионные фонды и некоторые другие. Местные специальные фонды представляют собой в основном фонды, созданные для кредитования различных мероприятий.

По направлениям использования  специальные фонды подразделяются на следующие группы: [11]

    • социальные фонды;
    • экономические фонды;
    • научно-исследовательские фонды;
    • кредитные фонды;
    • фонды личного и имущественного страхования;
    • военно-политические фонды;
    • межгосударственные фонды.

 

 

Социальные  фонды

 

Социальные фонды –  это фонды денежных средств, предназначенные для осуществления социальной помощи населению. В последнее время наблюдается тенденция роста расходов на социальные нужды, что вызвано объективными причинами: ростом продолжительности жизни в промышленно развитых странах, а также необходимостью преодоления различий в уровне жизни различных групп населения.

Существует три основных источника образования социальных фондов: страховые взносы наемного персонала и застрахованных лиц; страховые взносы, уплачиваемые работодателями и предпринимателями; субсидии государства. Обеспечение финансирования возрастающих потребностей социальных фондов в средствах достигается путем роста ставок отчислений в фонды и увеличением размеров бюджетных субсидий.

Взносы наемного персонала  и застрахованных лиц представляют собой вычет из их дохода. Ставка взноса в большинстве стран является процентной и пропорциональной, т.е. она не меняется с изменением размера дохода. При этом предусмотрен верхний предел взноса, который определяется или суммой взноса, или размером дохода, свыше которого взнос не взимается.

Взносы в социальные фонды приравниваются к издержкам  производства и, таким образом, включаются в цену продукции.

В США действует большое  число социальных фондов, наиболее крупными из которых являются фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца, фонд страхования государственных служащих, фонд помощи нуждающимся. В Японии функционируют фонд страхования здоровья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от производственного травматизма и фонд страхования от безработицы. Во Франции целям социальной помощи населению служат фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству; пенсионный фонд; фонд помощи семьям и национальный фонд помощи безработным.

 

Экономические, научно-исследовательские и кредитные фонды

 

Экономические фонды  предназначены для регулирования  хозяйственных процессов. К этим фондам, в частности, относятся инвестиционные фонды и фонды модернизации. Через эти фонды осуществляется финансирование государственных и частных компаний в форме субсидий и льготных кредитов.

Научно-исследовательские  фонды используются для финансирования научных исследований в промышленности и строительстве, а также для содержания государственных научных центров, осуществляющих фундаментальные исследования.

Кредитные фонды –  это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных банков, сберегательных касс, других кредитных институтов, предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие с государственными программами развития страны.

 

1.1. Государственные внебюджетные фонды в РФ

 

Особенности внебюджетных фондов РФ

 

Важнейшими внебюджетными  фондами, не консолидированными в федеральном бюджете РФ, являются следующие: [7]

    • Пенсионный фонд Российской Федерации;
    • Фонд социального страхования Российской Федерации;
    • Фонд обязательного медицинского страхования;
    • Российский фонд технологического развития;
    • Фонд инвестирования жилищного строительства.

Первые три фонда  относятся к социальным внебюджетным фондам, последние два фонда являются экономическими фондами.

К отличительным особенностям внебюджетных фондов относятся их целевая направленность на финансирование расходов, не предусмотренных в бюджете, и независимость от бюджета аккумулированных в фондах денежных средств, находящихся в государственной собственности. На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространяются нормы и положения налогового законодательства РФ.

Согласно законодательству о внебюджетных фондах в РФ представительные органы власти вправе принимать решение  об образовании целевых внебюджетных фондов. Источниками формирования внебюджетных фондов в РФ могут являться: добровольные взносы и пожертвования на соответствующие цели, суммы штрафов за нарушение санитарных норм и правил, за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, иные доходы в соответствии с законодательством. При рассмотрении отдельных фондов следует иметь в виду, что единого законодательства по социальным фондам и экономическим в настоящее время не существует, и поэтому различия между ними довольно значительны.

Пенсионный  фонд РФ

 

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. В задачи фонда входят обеспечение сбора страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий; организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд на основе современных средств автоматизации; проведение работы по организации индивидуального учета поступающих в фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых ими средств; а также международное сотрудничество РФ по Вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ