Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:44, курсовая работа
Цель данной работы: с помощью инструментов стратегического анализа и оценки организации провести детальный анализ объекта исследования. Для реализации указанной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть важность стратегического планирования и его ключевые факторы;
изучить этапы проведения стратегического анализа;
показать основные инструменты стратегического анализа организации;
рассмотреть механизм проведения анализа отрасли и конкуренции в ней;
выполнить стратегический анализ положения объекта исследования (анализ непосредственного окружения, внутренней и внешней среды, анализ конкурентной среды организации).
Введение……………………………………………………………...……...…2
Глава 1. Инструменты стратегического анализа и оценки организации.
1.1. Системное представление о стратегическом управлении. Миссия и цель организации.................................................................................................4
1.2. Этапы стратегического анализа..............................................................7
1.3. Инструменты стратегического анализа................................................11
1.4. Анализ конкурентной среды.................................................................15
Глава 2. Аналитические основы стратегического анализа и оценки организации.
2.1. Характеристика организации................................................................20
2.2. Анализ непосредственного окружения предприятия.........................25
2.3. Анализ внешней и внутренней среды..................................................30
Заключение………………………………………………………………….…37
Список использованной литературы……………
Как уже было сказано раньше, пензенский рынок насыщен товарами бытовой химии. Потребителю предложены различные виды товаров отечественного и импортного производства. Поэтому конкуренция между производителями очень острая.
Изучение конкурентов направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.
Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации.
Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны вновь пришедших на их рынок и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно им. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.
Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что, если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь достаточный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.
Основным конкурентом на рынке для сети магазинов «Косметичка» являются: «Молния», «Магнит», «Патэрсон», «Пятерочка». У конкурентов в три раза больше продукции, чем в сети «Косметичка», они имеют более низкие издержки, более высокий имидж.
В таких сложных и противоречивых условиях осуществляет «Косметичка» свою деятельность, а выстоять в них и адаптироваться предприятию должна помочь внутренняя среда.
2.3. Анализ внешней и внутренней среды торговой сети «Косметичка»
Анализ среды – очень важный элемент стратегического управления предприятием, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде и их влияния на текущую деятельность предприятия.
В процессе взаимодействия предприятия с микросредой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, какие факторы микросреды оказывают наибольшее влияние на предприятие и как должна вести себя организация, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими предприятиями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а значит, и обеспечить устойчивое существование организации.
Таблица 8
Анализ среды, в которой работает торговая сеть «Косметичка»
Группа факторов |
Фактор |
Тенденция развития |
Проявление |
Возможная реакция предприятия |
1.Экономичес- кие |
Уровень инфляции |
Возможна стабилизация |
При увеличении инфляции обесценивание денежных средств |
Учет уровня инфляции при установлении цен на товары |
Уровень реального дохода населения |
Возможно уменьшение |
Снижение уровня покупательской способности населения |
Продажа товаров с наименьшими издержками | |
Энерготарифы |
Возможно увеличение |
Увеличение себестоимости товаров и услуг |
Продажа товаров с наименьшими издержками | |
Налоговые ставка |
Возможно повышение |
Отток денежных средств из сферы производства в бюджет |
Изыскание путей минимизации доходов | |
Безработица |
Высокий уровень сохраняется |
Удешевление рабочей силы и увеличение числа претендентов на рабочее место |
Формирование рациональной кадровой политики. Пополнение штата сотрудников службы сбыта. | |
2. Правовые |
Несовершенсто законодатель-ной базы |
Тенденции стабилизации |
Ущемление интересов производственной сферы |
Изыскание путей для эффективной работы |
3.Политические |
Нестабиль-ность в обществе |
Тенденции не ясны |
Приостановление инвестиционного процесса и банковского кредитования бизнеса |
Получение денежных средств с помощью продажи и сдачи в аренду основных средств |
4.Международные |
Либерализация внешнеэконо-мической деятельности, сотрудниче-ства |
Тенденции роста сохраняются |
Появление новых рынков сбыта продукции |
Поиск новых партнеров и поставщиков |
5. Социальные |
Мобильность населения |
Тенденции роста сохраняются |
Отток работников |
Совершенст-вование системы стимулирования труда |
Уровень образования |
Тенденции роста сохраняются |
Увеличение числа высокообразованных специалистов |
Рациональный подбор кадров | |
6. НТП |
НТП в социальной сфере |
Тенденции роста сохраняются |
Рост уровня потребностей населения |
Маркетинговые исследования |
Анализ текущей ситуации на рынке товаров бытовой химии, анализ конкурентной среды и ситуации с обеспеченностью предприятий сырьем позволяет выделить ключевые факторы успеха (КФУ) торговой сети «Косметичка»:
Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность и открывают новые возможности, необходимо оценить: обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ слабых и сильных сторон предприятия.
Таблица 9
Сильные и слабые стороны ООО «Косметичка» торговой сети «Косметичка»
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Товар |
- возможность
расширения ассортимента -хорошее качество товаров; |
расширение ассортимента продаваемой продукции за счет поступления в продажу более качественных товаров |
Организация |
- компетентное руководство; - адекватная
организационная структура - эффективная система контроля; |
слабых сторон не наблюдается |
Маркетинг |
- эффективное
использование различных |
отсутствие информированности покупателей о продаваемых товарах; |
Персонал |
- небольшая текучесть кадров в целом по торговой сети «Косметичка» |
- задержки с выплатой заработной платы; - большая текучесть кадров в отделе сбыта; |
Финансы |
- предприятие является платежеспособным; - собственный
капитал преобладает над - высокая степень ликвидности баланса; |
- низкий уровень конкурентоспособности фирмы; - нехватка свободных денежных средств. |
Путем обобщения данных анализа факторов внешней и внутренней среды была составлена таблица угроз и возможностей, слабых и сильных сторон предприятия (табл. 10).
Таблица 10
Угрозы, возможности, слабые и сильные стороны торговой сети «Косметичка»
Возможности |
Сильные стороны |
- рынок товаров бытовой химии продолжает развиваться; - развитие НТП способствует появлению новых товаров, новых рынков и новых потребителей; - либерализация
внешнеэкономической - повышение уровня образования населения приводит к увеличению числа высокообразованных специалистов; - безработица
приводит к удешевлению |
- предприятие является платежеспособным; - предприятие является платежеспособным; - собственный капитал значительно преобладает над заемным; - хорошее качество поставляемой продукции; - наличие собственных каналов сбыта продукции; - высокий профессионализм работников предприятия; - компетентное руководство; - адекватная
организационная структура |
Угрозы |
Слабые стороны |
- снижение уровня покупательской способности населения; - повышение энерготарифов; - повышение налоговых ставок; - несовершенство
законодательной базы приводит
к ущемлению интересов - нестабильность в обществе приводит к приостановлению инвестиционного процесса и банковского кредитования бизнеса; - ужесточение конкуренции; |
- нехватка оборотных средств; - отсутствие информированности покупателей о товарах предприятия; - отсутствие
маркетинговых исследований рын |
С помощью проведенного анализа возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон торговой сети «Косметичка» можно установить, что предприятие имеет достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. ООО «Косметик» торговой сети «Косметичка» обладает многолетним опытом продаж товаров бытовой химии. К тому же продаваемые товары торговой сети, хорошего качества и пользуется спросом у потребителей Пензенского региона. А слабыми сторонами торговой сети отдаленность предприятия от основных поставщиков товаров.
Поэтому предприятию необходимо пересмотреть ассортимент выпускаемых товаров, необходимо провести маркетинговые исследования для того, чтобы выявить какие новинки товаров бытовой химии предприятие продавать для расширения ассортимента.
Развитие НТП открывает новые возможности для производителей, поэтому их необходимо проанализировать с целью поиска новых направлений деятельности, новых рынков и новых потребителей. Требуется найти такое новое направление деятельности предприятия, которое не требовало бы изменение его структуры и больших капиталовложений, сочеталось с продажей товаров бытовой химии, имело бы надежных поставщиков, большой спрос у потребителей и приносило бы постоянный доход.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор стратегии предприятия должен основываться на данных о степени развития рынка, о потенциале развития предприятия и востребованности его продукции потребителями. Рынок товаров бытовой химии является, хотя образованным давно, но до сих пор растущим. Здесь постоянно разрабатываются новые товары, способные удовлетворить развивающиеся потребности потребителей, появляются новые технологии и новое сырье. Поэтому предприятие, которое решит удержаться на этом рынке, должно обладать силой выстоять среди безжалостных конкурентов, производя продукцию, которая сможет конкурировать с товаром бытовой химии любых производителей.
Проведенный ранее анализ факторов внешней и внутренней среды, и, выделенные на его основе сильные и слабые стороны деятельности ООО «Косметик», позволили выявить, что предприятие имеет определенный потенциал роста, который при правильной стратегической политике и умелом внедрении ее в производственную среду сможет, не только удержать предприятие «наплаву», но и получить максимальную прибыль от производственной деятельности.
На основе проведенных исследований внешней и внутренней среды ООО «Косметик» торговой сети «Косметичка» были сделаны следующие выводы, повлиявшие на дальнейший выбор стратегии деятельности предприятия. Сильными сторонами деятельности предприятия являются его платежеспособность, большой опыт в продаже товаров бытовой химии. Так как рынок товаров бытовой химии является растущим, предприятие имеет возможность, развивая продажу этих товаров, получить хорошую прибыль.
Слабыми сторонами деятельности торговой сети «Косметичка» являются нехватка оборотных средств, отсутствие информированности покупателей о товарах предприятия.
Информация о работе Аналитические основы стратегического анализа и оценки организации