Анализ хозяйственной деятельности базового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

Анализ хозяйственной деятельности – научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на их разделении и изучении взаимосвязей между ними. Использование анализа хозяйственной деятельности позволяет управлять сложными экономическими процессами деятельности предприятия, принимать оптимальные управленческие решения и выявлять резервы для повышения эффективности деятельности.

Содержание работы

Введение3
1 Теоретические основы анализа хозяйственной деятельности предприятия5
1.1Основные положения анализа хозяйственной деятельности5
1.2 Характеристика основных видов и методов анализа хозяйственной деятельности предприятия6
1.3 Экономическая сущность оборотных средств и материальных ресурсов10
2 Анализ хозяйственной деятельности ООО «Источник Плюс»14
2.1 Характеристика ООО «Источник Плюс»14
2.1.1 Характеристика видов деятельности и услуг15
2.1.2 Характеристика материально-технической базы16
2.1.3 Характеристика кадрового обеспечения17
2.1.4 Конкурентная среда20
2.1.5 Конкурентные преимущества21
2.2 Анализ структуры и объема реализации продукции ООО «Источник Плюс»22
2.2.1 Анализ динамики реализации продукции 22
2.2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции24
2.2.3 Анализ влияния структуры и структурных сдвигов на реализацию товаров26
2.3 Определение точки безубыточности и запаса финансовой прочности30
2.4 Анализ оборотных средств32
2.2.1 Структура оборотных средств и источники их формирования 32
2.2.2 Эффективность использования оборотных средств35
2.5 Анализ использования материальных ресурсов44
3 Анализ обобщающих результатов деятельности ООО «Источник Плюс»47
3.1 Анализ обобщающих результатов эффективности деятельности 47
3.2 Анализ результатов хозяйственной деятельности49
3.3 Анализ деловой активности57
Заключение59
Список использованных источников61
Приложение А – Финансовая годовая отчетность (Форма №1, №2) ООО «Источник Плюс» за 2009-2011 гг.62

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по АХД.docx

— 197.34 Кб (Скачать файл)

 

Среднесписочная численность  работников ООО «Источник Плюс»  за первое полугодие 2012 года составила 20 человек. ФОТ за тот же период составил 142,7 тыс. грн. Характеристика кадрового  обеспечения ООО «Источник Плюс» представлена в таблице 2.1.3.1.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.3.1 – Характеристика кадрового обеспечения ООО «Источник Плюс»

Должность

Количество человек

Функциональные обязанности

Требования

1

2

3

4

Директор

1

1. Определение стратегии,  цели, задач развития предприятия;

2. Принятие решений о  программном  планировании его  работы;

3. Определение структуры  управления предприятием, штатного  расписания.

4. Осуществление подбора  и расстановки кадров 

1. Высшее образование

Главный бухгалтер

1

1. Руководство осуществлением  бухгалтерского учета  и отчетности, контроль за рациональным и  экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

2. Осуществление экономического  анализа финансово-хозяйственной  деятельности по данным бухгалтерского  учета и отчетности в целях  выявления и мобилизации внутрихозяйственных  резервов.

1. Высшее профессиональное (экономическое) образование 

2. Стаж работы в должности  бухгалтера не менее 5 лет.

Бухгалтер

1

1. Выполнение работы по  ведению бухгалтерского учета  имущества, обязательств и хозяйственных  операций

2. Начисление и перечисление  налогов и сборов в бюджеты,  страховых взносов в государственные  внебюджетные  социальные фонды,  платежей в банковские учреждения, заработной платы служащих, других  выплат и платежей

1. Высшее профессиональное (экономическое) образование 

2. Стаж работы в должности  бухгалтера не менее 3 лет.

Старший продавец

1

1. Ориентация продавцов  – консультантов на качественную  работу с покупателем 
2. Обеспечение качественного порядка и уровня обслуживания в магазине; 
3. Организация товарного учета в магазине

Знание кассовой дисциплины, опыт работы от 1 года, организаторские  способности

Продавец торгового отдела

3

Консультирование покупателей

Коммуникабельность, знание кассовой дисциплины, опыт работы от 1 года

Грузчик

3

Осуществление погрузки, перевозки, переноса и выгрузки ТМЦ

Высокий уровень физической силы и состояния здоровья, выносливость

Электромонтер

1

Обеспечение исправного состояния, безаварийной и надежной работы обслуживаемых  устройств и оборудования, правильной их эксплуатации, своевременный качественный ремонт

Высшее профессиональной образование

Шеф-повар

1

Составление заявок на необходимые  продукты, составление меню, контроль над технологией приготовления  пищи

Опыт работы не менее 5 лет, знание русской, украинской, европейской  кухни

Повар

1

Подготовка рабочего места  к началу рабочего дня, подготовка основной продукции в меню, приготовление  обеда для персонала

Опыт работы не менее 2 лет

Официант

3

Сервировка стола, контроль над чистотой, консультирование клиентов, прием заказов, подача блюд

Знание меню, успешное прохождение  недельной стажировки

Продолжение таблицы 2.1.3.1

1

2

3

4

Бармен

2

Обслуживание посетителей  за барной стойкой готовыми к употреблению алкогольными и безалкогольными  напитками, кондитерскими изделиями  и другими изделиями;

Успешное прохождение  двухнедельной стажировки

Посудомойщица

1

Очистка тарелок и стаканов от пищевых отходов, своевременная  подача чистой посуды на раздаточные  столы

Аккуратность, трудолюбие, добросовестность

Уборщица

1

Уборка помещений

 

Аккуратность, трудолюбие, добросовестность

Всего

20

   

 

Схема организационной структуры  ООО «Источник Плюс» представлена на рисунке 2.1.3.1.

 

Рисунок 2.1.3.1 – Организационная структура ООО «Источник Плюс»

 

 

 

 

 

 

2.1.4 Конкурентная среда

 

 

Так как ООО «Источник  Плюс» осуществляет свою деятельность в сфере розничной торговли и  ресторанного хозяйства, то и конкурентов  ООО «Источник Плюс» можно  разделить на две группы: продуктовые  магазины и кафе/бары/рестораны. Важно  заметить, что в Ленинском районе «Источник» является единственным учреждением, совмещающем в себе продуктовый  магазин и кафе-бар, что и является главным конкурентным преимуществом.

Основными конкурентами магазина являются продуктовые магазины, находящиеся  поблизости, то есть «магазины у  дома». Рассмотрим продуктовые магазины, находящиеся в радиусе 10 минут  ходьбы от «Источника». К таким магазинам  относятся:

  • Гастроном 24 часа (ул. Генерала Петрова)
  • Магазин Мишутка (ул. Генерала Петрова)
  • Гастроном (ул. Большая Морская, 42)
  • Минимаркет Купеческий (проспект Нахимова)
  • Магазин 24 часа (наб. Корнилова)
  • Минимаркет Лидер (ул. Маяковского)
  • Магазин 24 часа (ул. Айвазовского)

Структура «магазинов у дома»  Ленинского района г. Севастополя показана на рисунке 2.1.4.1. Данные магазины предлагают относительно одинаковый ассортимент товаров, поэтому их структурная доля практически одинакова и колеблется вокруг 11%, однако минимаркеты «Купеческий» и «Лидер» обладают наивысшей конкурентоспособностью благодаря удобной системе самообслуживания (их структурная доля составляет 17%).

 

Рисунок 2.1.4.1 – Структурная доля «магазинов у дома» в Ленинском районе г. Севастополя

 

Так как «Источник» находится  в центре города, то конкуренция  в ресторанной сфере достаточно высока. В центре насчитывается 98 ресторанов/баров/кафе/столовых, среди них самые известные: «Безумное  чаепитие», «5 avenue café», «Шоколадница», «Qbar», Балкон», «Чешский Сладек», «Kofein», «Greenwich», «Black Door», «Ringo Star», «Золотая Кофейня», «Супергерой», «Artishock», «Победа», «Альбатрос», «Медоборы», «Potato House», «Sushi Room», «Injir», «Matreshka», «Shoko», «McDonalds», «Италия», «Таверна», «Трактир», «Крутон», «1820», «Украинский шинок», «Блиндаж», «На рейде», «Тенистый двор», «Nahimov pub». Из них главными конкурентами «Источника» являются: «Безумное чаепитие», «Чешский Сладек», «Трактир», «Таверна», «Столовая №1», «Блиндаж».

 

2.1.5Конкурентные преимущества

 

Магазин «Источник» (ООО «Источник Плюс»)  конкурентоспособен по следующим преимуществам:

  • Совмещает в себе продуктовый магазин и кафе-бар
  • Относительно низкий уровень цен по сравнению с другими продовольственными магазинами в центре города
  • Удобное расположение (центр, напротив кинотеатра)
  • Хорошая репутация (успешное функционирование на рынке с 1995 года)
  • Квалифицированный и доброжелательный персонал
  • Широкий и демократичный ассортимент товаров, которые представлены в торговом зале, рассчитанный для потребителей с различным уровнем дохода
  • Наличие необходимого информационного обеспечения потребителей, включающего в себя присутствие в торговом зале продавцов - кассиров - консультантов, информационные таблички, ценники, рекламные материалы

Таким образом, ООО «Источник» предоставляет  услуги в сфере розничной торговли и ресторанного хозяйства. Магазин/кафе-бар  обладает удобным месторасположением (центр города), что позволяет  включить в клиентскую базу не только жителей близлежащих домов, но и  работников офисов, людей, совершающих  прогулку по центру города и т. д. Данный район Севастополя насыщен магазинами и кафе-барами, что ожесточает конкуренцию. Основными конкурентами «Источниками»  являются минимаркеты, которые находятся  в радиусе десяти минут ходьбы, предоставляющие относительно похожий  ассортимент продукции, однако обладающие более удобной системой самообслуживания; и кафе-бары, специализирующиеся на комплексных обедах и услугах  баров. Основными конкурентными  преимуществами «Источника» является хорошая репутация (17 лет на рынке) и удобное расположение (центр, напротив кинотеатра).

 

 

    1. Анализ структуры и объема реализации продукции ООО «Источник Плюс»

2.2.1 Анализ динамики реализации  продукции 

 

 

Анализ  структуры и объема реализации продукции  начинается с изучения динамики реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объём реализации за определённое количество лет. Анализ динамики объемов реализации ООО «Источник Плюс» за 2008-2011 гг. показаны в таблице 2.2.1 и на рисунке 2.2.1.

 

Таблица 2.2.1 – Анализ динамики объемов реализации ООО «Источник  Плюс» за 2008-2011 гг.

Год

Объем реализации продукции, тыс. грн.

Тб, %

Тц, %

2008

1799,3

100,00

2009

2038,5

113,29

113,29

2010

2221,3

123,45

108,97

2011

2657,8

147,71

119,65


 

Т роста средний = (100+113,29+123,45+147,71)/4 = 484,46/4 = 121,11%

Т прироста = Т роста – 100% = 121,11 – 100 = 21,11 %.

Рисунок 2.2.1 – Динамика объемов  реализации ООО «Источник Плюс»

 

Таким образом, среднегодовой  темп роста объемов реализации ООО «Источник Плюс» составляет 121,11%, что свидетельствует о положительной тенденции роста объемов реализации продукции в период с 2008 по 2011 гг. Наивысший темп роста наблюдался в 2011 году и составил 119,65%, что на 10,68% пунктов выше соответствующего показателя в 2010 году, и на 6,36% пунктов – в 2009 году.

Анализ структуры товаров  предполагает изучение удельного веса каждого вида товаров в плановом и фактическом их объеме, то есть плановой и фактической структуры  выпускаемых товаров, степени выполнения плана по структуре (Таблица 2.2.1.1).

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2.1.1 – Анализ структуры товаров бара ООО «Источник Плюс» за 2011 год

Наименование товара

Реализация продукции, шт.

Выполнение плана, %

Удельный вес товара, %

план

факт

план

факт

Холодные и горячие  закуски

30000

31096

103,65

7,643

7,692

Напитки

30000

31096

103,65

7,643

7,692

Завтраки

30500

31096

101,95

7,771

7,692

Десерты

30000

31096

103,65

7,643

7,692

Салаты

29000

31096

107,23

7,389

7,692

Основные блюда

90000

93289

103,65

22,930

23,077

Первые блюда

61000

62193

101,96

15,541

15,385

Винная карта

30000

31096

103,65

7,643

7,692

Кофейная карта

62000

62193

100,31

15,796

15,385

Итого:

392500

404251

102,99

100,000

100,000


 

В 2011 году на ООО «Источник  Плюс» произошло незначительное увеличение реализации продукции (в сравнении с плановыми показателями). Данное изменение произошло за счет несоблюдения плановой структуры: удельный вес завтраков и кофе снизился на 0,16% и на 0,41% соответственно, однако данной изменение не имело негативных последствий для предприятия из-за увеличения удельного веса холодных и горячих закусок, напитков, десертов, салатов, основных блюд и винной продукции.

 

 

           2.2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции

 

 

Для обеспечения более полного  удовлетворения потребностей населения  необходимо не только выполнение плана по общему объему выпуска, но и по номенклатуре и в ассортименте.

ООО «Источник Плюс» совмещает  в себе бар и магазин, поэтому  и ассортимент предприятия целесообразно  разделить на две соответствующие  группы. Долевая структура ООО «Источник Плюс» представлена на рисунке 2.2.2.1. Ассортименты магазина и бара представлены соответственно на рисунках 2.2.2.2 и 2.2.2.3.

 

Рисунок 2.2.2.1 – Долевая структура ООО  «Источник Плюс» за 2011 год

 

Таким образом, в 2011 году объем реализации продукции магазина составляет 61% от общего объема реализации ООО «Источник  Плюс». Соответствующий показатель для бара составил 39%.

 

Рисунок 2.2.2.2 – Ассортимент магазина ООО «Источник Плюс» за 2011 год

Таким образом, в 2011 году наибольший вес  в ассортименте товаров магазина ООО «Источник Плюс» имеют  кондитерские изделия и напитки (по 16% в структуре общего ассортимента).

 

Рисунок 2.2.2.3 – Ассортимент бара ООО «Источник  Плюс» за 2011 год

 

Таким образом, в 2011 году в ассортименте бара ООО «Источник Плюс» наибольший вес имеют основные блюда (23% общей  структуры ассортимента).

 

2.2.3 Анализ влияния структуры и структурных сдвигов на реализацию товаров

 

 

Увеличение объёма реализации по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению её структуры, т.е. соотношению отдельных изделий в общем объеме их выпуске.

Выполнить план по структуре –  значит сохранить в фактическом  выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства заметно влияет на все экономические  показатели: объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, объём её выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности базового предприятия