Анализ хозяйственной деятельности базового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

Анализ хозяйственной деятельности – научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на их разделении и изучении взаимосвязей между ними. Использование анализа хозяйственной деятельности позволяет управлять сложными экономическими процессами деятельности предприятия, принимать оптимальные управленческие решения и выявлять резервы для повышения эффективности деятельности.

Содержание работы

Введение3
1 Теоретические основы анализа хозяйственной деятельности предприятия5
1.1Основные положения анализа хозяйственной деятельности5
1.2 Характеристика основных видов и методов анализа хозяйственной деятельности предприятия6
1.3 Экономическая сущность оборотных средств и материальных ресурсов10
2 Анализ хозяйственной деятельности ООО «Источник Плюс»14
2.1 Характеристика ООО «Источник Плюс»14
2.1.1 Характеристика видов деятельности и услуг15
2.1.2 Характеристика материально-технической базы16
2.1.3 Характеристика кадрового обеспечения17
2.1.4 Конкурентная среда20
2.1.5 Конкурентные преимущества21
2.2 Анализ структуры и объема реализации продукции ООО «Источник Плюс»22
2.2.1 Анализ динамики реализации продукции 22
2.2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции24
2.2.3 Анализ влияния структуры и структурных сдвигов на реализацию товаров26
2.3 Определение точки безубыточности и запаса финансовой прочности30
2.4 Анализ оборотных средств32
2.2.1 Структура оборотных средств и источники их формирования 32
2.2.2 Эффективность использования оборотных средств35
2.5 Анализ использования материальных ресурсов44
3 Анализ обобщающих результатов деятельности ООО «Источник Плюс»47
3.1 Анализ обобщающих результатов эффективности деятельности 47
3.2 Анализ результатов хозяйственной деятельности49
3.3 Анализ деловой активности57
Заключение59
Список использованных источников61
Приложение А – Финансовая годовая отчетность (Форма №1, №2) ООО «Источник Плюс» за 2009-2011 гг.62

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по АХД.docx

— 197.34 Кб (Скачать файл)

Для исследования влияния структурных  сдвигов на экономические показатели используются методы факторного анализа.

Влияние структурных сдвигов на объем реализации товаров определяется как разность между условным объемом реализации товаров при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене (V2) и условным объемом производства товаров при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене (V1):

 

   ,                       (2.2.3.1)

 

                                              (2.2.3.2)

 

                                                         (2.2.3.3)

или

 

       (2.2.3.4)

 

где   ∆Vстр – изменения объема производства товаров за счет изменения структуры;

Qф – общий объем выпуска всех товаров в текущем периоде, шт.;

Уiпл, Уiф – удельный вес i-ого вида товара в общем объеме выпуска в плановом и текущем периодах соответственно;

Рiпл – цена i-ого вида товара в плановом периоде.

 

Результаты расчета и анализа влияния структурных сдвигов на объем реализации продукции методом прямого счета по всему ассортименту бара ООО «Источник Плюс» представлены в таблице 2.2.3.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2.3.1 – Расчет и анализ влияния структурных сдвигов на объем реализации продукции методом прямого счета по всему ассортименту бара ООО «Источник Плюс»

Наименование товара

Оптовая цена за единицу  продукции в плановых ценах, грн.

 

Рiпл

Реализация товара в штуках

Удельный вес товара

Условный объем реализации товара при фактической реализации, грн.

Изменение объема реализации, грн.

план

Qпл

факт

Qф

план

Уiпл

факт

Уiф

и плановой структуре

 

Qф Уiпл Рiпл

и фактичес-кой структуре

 

Qф Уiф Рiпл

Холодные и горячие  закуски

25

30000

31096

0,076

0,077

59419

59800

380

Напитки

20

30000

31096

0,076

0,077

47535

47840

304

Завтраки

25

30500

31096

0,078

0,077

60409

59800

-610

Десерты

20

30000

31096

0,076

0,077

47535

47840

304

Салаты

20

29000

31096

0,074

0,077

45951

47840

1889

Основные блюда

50

90000

93289

0,229

0,231

1069555

1076415

6860

Первые блюда

20

61000

62193

0,155

0,154

193313

191365

-1949

Винная карта

100

30000

31096

0,076

0,077

237676

239198

1522

Кофейная карта

25

62000

62193

0,158

0,154

245603

239206

-6397

Итого:

305

392500

404251

   

2006998

2009302

2304


 

Из таблицы 2.2.3.1 следует, что разница между условным фактическим  объемом реализации при фактической итоговой реализации по плановым ценам при плановой структуре и при фактической структуре несущественна. Это связано с незначительным отличием структуры реализации продукции в плановом и отчетном периодах. Данный структурный сдвиг вызвал изменение фактической условной реализации товаров на 2304 грн.

Метод средних цен основан  на определении средневзвешенных цен  при плановой и фактической структуре  и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск товаров:

 

            (2.2.3.5)

или   

             (2.2.3.6)

Расчет  изменения средней цены единицы  товара за счет изменения структуры  реализации представлен в таблице 2.2.3.2.

 

Таблица 2.2.3.2 – Расчет изменения средней цены единицы  товара за счет изменения структуры  реализации

Наименование товара

Оптовая цена товара в плановом периоде, грн.

Структура реализации товаров,%

Изменение средней цены за счет структуры, грн.

план

факт

±

Холодные и горячие  закуски

25

0,076

0,077

0,000

0,012

Напитки

20

0,076

0,077

0,000

0,010

Завтраки

25

0,078

0,077

-0,001

-0,020

Десерты

20

0,076

0,077

0,000

0,010

Салаты

20

0,074

0,077

0,003

0,061

Основные блюда

50

0,229

0,231

0,001

0,074

Первые блюда

20

0,155

0,154

-0,002

-0,031

Винная карта

100

0,076

0,077

0,000

0,049

Кофейная карта

25

0,158

0,154

-0,004

-0,103

Итого:

       

0,061


 

Итак, за счет структурных сдвигов в  объеме реализации товаров, средняя  цена единицы товара увеличилась на 0,06 грн. Изменение объема реализации товаров за счет структурных сдвигов определяется как произведение изменения средней цены на фактический выпуск товаров в отчетном периоде:

 

ΔVстр. = 0,061*404251=2304 грн.

 

В результате использования метода прямого счета  и метода средних цен были получены одинаковые результаты по каждому из них, т. е. структурные сдвиги в реализации товаров увеличили объем реализации на 3784 грн.

Проведенный анализ влияния изменения структуры  выпуска товаров на объем производства продукции и среднюю цену единицы  продукции показывает важность обоснованности планирования структуры товаров  и выполнения принятых планов.

 

 

 

    1. Определение точки безубыточности и запаса финансовой прочности

 

 

Точка безубыточности – это такая точка, в которой суммарные затраты окупаются за счёт выручки от продажи товаров, но прибыль отсутствует. Точка безубыточности определяется по формуле:

 

                                                          (2.3.1)

 

где, Q* - точка безубыточности

FC – постоянные расходы

P – цена единицы продукции

AVC – переменные расходы на единицу продукции

Q – количество выпускаемой единицы продукции

 

Рассчитаем  точку безубыточности для продукции, имеющей наибольший удельный весь в  структуре товаров бара ООО «Источник  Плюс» - основные (вторые) блюда.

Выручка от реализации в 2011 году составила 2657,8 тыс. грн. Тогда выручка реализации бара составит 2657,8 * 0,39 = 1036,54 тыс. грн. и  выручка от реализации основных (вторых) блюд 1036,54 * 0,23 = 238,4 тыс. грн. = 238400 грн. Средняя цена вторых блюд в баре «Источник Плюс» составляет 50 грн. Тогда объем реализации вторых блюд в 2011 году составит 238400 / 50 = 4768 блюд. Переменные расходы на блюдо составляют 30 грн. Себестоимость реализованной продукции в 2011 году составила 1695,4, значит себестоимость вторых блюд составила 1695,4 * 0,39 * 0,23 = 152,077 тыс. грн. = 152077 грн. Тогда постоянные расходы составят 152077 - 4768 * 30 = 9037 грн. Таким образом точка безубыточности в натуральном выражении составит:

 

 

 

Точка безубыточности в стоимостном выражении  составит 452*50=22600 грн.

 

 

 

Рисунок 2.3.1 – Точка безубыточности для  вторых блюд бара ООО «Источник Плюс»

 

Запас финансовой прочности показывает, насколько можно  сократить реализацию продукции, не неся при этом убытков. Превышение реальной реализации над точкой безубыточности – есть запас финансовой прочности.

 

                                                        (2.3.2)

 

где, ЗФП –  запас финансовой прочности

ТБУ – точка безубыточности

ВР  – выручка от реализации

 

 

 

Таким образом, бар ООО «Источник Плюс»  может сократить реализацию основных (вторых) блюд на 90,52%, не неся при этом убытков.

 

    1. Анализ оборотных средств ООО  «Источник Плюс»
      1. Структура оборотных средств ООО «Источник плюс» и источники их формирования

 

 

Под структурой оборотных средств понимается соотношение между элементами  в общей сумме оборотных средств. На нее оказывают влияние особенности  организации конкретной организации, материально-технического обеспечения, принятый порядок расчетов за товарно-материальные реальные ценности. Изучение структуры  является основой для прогнозирования  перспективных изменений в составе  оборотных средств.

Динамику  изменения структуры оборотных  средств ООО «Источник Плюс»  иллюстрируют рисунки 2.4.1.1, 2.4.1.2, 2.4.1.3.

 

Рисунок 2.4.1.1 –  Структура оборотных средств  ООО «Источник Плюс» в 2009 году

 

Таким образом, наибольший вес в структуре  оборотных средств ООО «Источник  Плюс» в 2009 году имеют готовая продукция (69%) и дебиторская задолженность (2%+21%=23%).

 

Рисунок 2.4.1.2 - Структура  оборотных средств ООО «Источник  Плюс» в 2010 году

 

Таким образом, наибольший вес в структуре  оборотных средств ООО «Источник  Плюс» в 2010 году имеют готовая продукция (57%), дебиторская задолженность (2%+0%+18%=20%) и денежные средства (18%). Доля готовой продукции в 2010 году (в сравнении с 2009 г.) уменьшилась на 12%, дебиторской задолженности – на 3%. Доля же денежных средств увеличилась на 14%.

 

Рисунок 2.4.1.3 - Структура оборотных средств ООО «Источник Плюс» в 2011 году

Таким образом, наибольший вес в структуре  оборотных средств ООО «Источник  Плюс» в 2010 году имеют другие оборотные  активы (64%), готовая продукция (22%), и  денежные средства (8%). Доля других оборотных  активов в 2011 году (в сравнении  с 2010 г.) увеличилась на 62%, в то время, как доля дебиторской задолженности  уменьшилась на 12%, денежных средств  – на 10%.

Структура оборотных средств ООО «Источник  Плюс» представлена в таблице 2.4.1.1.

 

Таблица 2.4.1.1 – Структура оборотных средств ООО «Источник Плюс» за 2009-2011 год

Наименование

2009

2010

Тпр, %

2011

Тпр, %

Производственные запасы

4,0

4,1

2,5

3,9

-4,9

Готовая продукция

153,0

132,9

-13,1

124,1

-6,6

Дебиторская задолженность  за товары, работы, услуги

4,6

4,9

6,5

12,5

155,1

Дебиторская задолженность  за расчеты с бюджетом

0,0

0,8

0,0

-100,0

Другая текущая дебиторская  задолженность

47,0

42,0

-10,6

13,9

-66,9

Денежные средства в национальной валюте

9,3

40,7

337,6

47,2

16,0

Другие оборотные активы

3,7

3,7

0,0

358,5

9589,2

Расходы будущих периодов

0,8

2,6

225,0

1,8

-30,8


 

На  основании таблицы 2.4.1.1 и рисунков 2.4.1.1-2.4.1.3 можно сделать вывод, что  основными группами оборотных средств  на ООО «Источник Плюс» являются готовая продукция, дебиторская  задолженность и денежные средства. Доля готовой продукции имеет тенденцию к снижению, что связано с повышением доли дебиторской задолженности. Увеличение доли дебиторской задолженности создает угрозу необходимости привлечения дополнительных дорогостоящих источников финансирования. В свою очередь, денежные средства имеют тенденцию к увеличению, что избавляет предприятие от необходимости увеличивать кредиторскую задолженность.

Источники формирования оборотных средств  делятся на собственные (уставной капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и другие), дополнительные привлеченные (кредиторская задолженность), прочие краткосрочные обязательства.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности базового предприятия