Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 02:51, курсовая работа
Анализ хозяйственной деятельности – научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на их разделении и изучении взаимосвязей между ними. Использование анализа хозяйственной деятельности позволяет управлять сложными экономическими процессами деятельности предприятия, принимать оптимальные управленческие решения и выявлять резервы для повышения эффективности деятельности.
Введение3
1 Теоретические основы анализа хозяйственной деятельности предприятия5
1.1Основные положения анализа хозяйственной деятельности5
1.2 Характеристика основных видов и методов анализа хозяйственной деятельности предприятия6
1.3 Экономическая сущность оборотных средств и материальных ресурсов10
2 Анализ хозяйственной деятельности ООО «Источник Плюс»14
2.1 Характеристика ООО «Источник Плюс»14
2.1.1 Характеристика видов деятельности и услуг15
2.1.2 Характеристика материально-технической базы16
2.1.3 Характеристика кадрового обеспечения17
2.1.4 Конкурентная среда20
2.1.5 Конкурентные преимущества21
2.2 Анализ структуры и объема реализации продукции ООО «Источник Плюс»22
2.2.1 Анализ динамики реализации продукции 22
2.2.2 Анализ ассортимента и структуры продукции24
2.2.3 Анализ влияния структуры и структурных сдвигов на реализацию товаров26
2.3 Определение точки безубыточности и запаса финансовой прочности30
2.4 Анализ оборотных средств32
2.2.1 Структура оборотных средств и источники их формирования 32
2.2.2 Эффективность использования оборотных средств35
2.5 Анализ использования материальных ресурсов44
3 Анализ обобщающих результатов деятельности ООО «Источник Плюс»47
3.1 Анализ обобщающих результатов эффективности деятельности 47
3.2 Анализ результатов хозяйственной деятельности49
3.3 Анализ деловой активности57
Заключение59
Список использованных источников61
Приложение А – Финансовая годовая отчетность (Форма №1, №2) ООО «Источник Плюс» за 2009-2011 гг.62
Для исследования влияния структурных сдвигов на экономические показатели используются методы факторного анализа.
Влияние структурных сдвигов на объем реализации товаров определяется как разность между условным объемом реализации товаров при фактическом выпуске, фактической структуре и плановой цене (V2) и условным объемом производства товаров при фактическом выпуске, плановой структуре и плановой цене (V1):
, (2.2.3.1)
(2.2.3.2)
или
(2.2.3.4)
где ∆Vстр – изменения объема производства товаров за счет изменения структуры;
Qф – общий объем выпуска всех товаров в текущем периоде, шт.;
Уiпл, Уiф – удельный вес i-ого вида товара в общем объеме выпуска в плановом и текущем периодах соответственно;
Рiпл – цена i-ого вида товара в плановом периоде.
Результаты расчета и анализа влияния структурных сдвигов на объем реализации продукции методом прямого счета по всему ассортименту бара ООО «Источник Плюс» представлены в таблице 2.2.3.1.
Таблица 2.2.3.1 – Расчет и анализ влияния структурных сдвигов на объем реализации продукции методом прямого счета по всему ассортименту бара ООО «Источник Плюс»
Наименование товара |
Оптовая цена за единицу продукции в плановых ценах, грн.
Рiпл |
Реализация товара в штуках |
Удельный вес товара |
Условный объем реализации товара при фактической реализации, грн. |
Изменение объема реализации, грн. | |||
план Qпл |
факт Qф |
план Уiпл |
факт Уiф |
и плановой структуре
Qф Уiпл Рiпл |
и фактичес-кой структуре
Qф Уiф Рiпл | |||
Холодные и горячие закуски |
25 |
30000 |
31096 |
0,076 |
0,077 |
59419 |
59800 |
380 |
Напитки |
20 |
30000 |
31096 |
0,076 |
0,077 |
47535 |
47840 |
304 |
Завтраки |
25 |
30500 |
31096 |
0,078 |
0,077 |
60409 |
59800 |
-610 |
Десерты |
20 |
30000 |
31096 |
0,076 |
0,077 |
47535 |
47840 |
304 |
Салаты |
20 |
29000 |
31096 |
0,074 |
0,077 |
45951 |
47840 |
1889 |
Основные блюда |
50 |
90000 |
93289 |
0,229 |
0,231 |
1069555 |
1076415 |
6860 |
Первые блюда |
20 |
61000 |
62193 |
0,155 |
0,154 |
193313 |
191365 |
-1949 |
Винная карта |
100 |
30000 |
31096 |
0,076 |
0,077 |
237676 |
239198 |
1522 |
Кофейная карта |
25 |
62000 |
62193 |
0,158 |
0,154 |
245603 |
239206 |
-6397 |
Итого: |
305 |
392500 |
404251 |
2006998 |
2009302 |
2304 |
Из таблицы 2.2.3.1 следует, что разница между условным фактическим объемом реализации при фактической итоговой реализации по плановым ценам при плановой структуре и при фактической структуре несущественна. Это связано с незначительным отличием структуры реализации продукции в плановом и отчетном периодах. Данный структурный сдвиг вызвал изменение фактической условной реализации товаров на 2304 грн.
Метод средних цен основан на определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск товаров:
(2.2.3.5)
или
(2.2.3.6)
Расчет изменения средней цены единицы товара за счет изменения структуры реализации представлен в таблице 2.2.3.2.
Таблица 2.2.3.2 – Расчет изменения средней цены единицы товара за счет изменения структуры реализации
Наименование товара |
Оптовая цена товара в плановом периоде, грн. |
Структура реализации товаров,% |
Изменение средней цены за счет структуры, грн. | ||
план |
факт |
± | |||
Холодные и горячие закуски |
25 |
0,076 |
0,077 |
0,000 |
0,012 |
Напитки |
20 |
0,076 |
0,077 |
0,000 |
0,010 |
Завтраки |
25 |
0,078 |
0,077 |
-0,001 |
-0,020 |
Десерты |
20 |
0,076 |
0,077 |
0,000 |
0,010 |
Салаты |
20 |
0,074 |
0,077 |
0,003 |
0,061 |
Основные блюда |
50 |
0,229 |
0,231 |
0,001 |
0,074 |
Первые блюда |
20 |
0,155 |
0,154 |
-0,002 |
-0,031 |
Винная карта |
100 |
0,076 |
0,077 |
0,000 |
0,049 |
Кофейная карта |
25 |
0,158 |
0,154 |
-0,004 |
-0,103 |
Итого: |
0,061 |
Итак, за счет структурных сдвигов в объеме реализации товаров, средняя цена единицы товара увеличилась на 0,06 грн. Изменение объема реализации товаров за счет структурных сдвигов определяется как произведение изменения средней цены на фактический выпуск товаров в отчетном периоде:
ΔVстр. = 0,061*404251=2304 грн.
В результате
использования метода прямого счета
и метода средних цен были получены
одинаковые результаты по каждому из
них, т. е. структурные сдвиги в реализации
товаров увеличили объем
Проведенный анализ влияния изменения структуры выпуска товаров на объем производства продукции и среднюю цену единицы продукции показывает важность обоснованности планирования структуры товаров и выполнения принятых планов.
Точка безубыточности – это такая точка, в которой суммарные затраты окупаются за счёт выручки от продажи товаров, но прибыль отсутствует. Точка безубыточности определяется по формуле:
где, Q* - точка безубыточности
FC – постоянные расходы
P – цена единицы продукции
AVC – переменные расходы на единицу продукции
Q – количество выпускаемой единицы продукции
Рассчитаем точку безубыточности для продукции, имеющей наибольший удельный весь в структуре товаров бара ООО «Источник Плюс» - основные (вторые) блюда.
Выручка от реализации в 2011 году составила 2657,8 тыс. грн. Тогда выручка реализации бара составит 2657,8 * 0,39 = 1036,54 тыс. грн. и выручка от реализации основных (вторых) блюд 1036,54 * 0,23 = 238,4 тыс. грн. = 238400 грн. Средняя цена вторых блюд в баре «Источник Плюс» составляет 50 грн. Тогда объем реализации вторых блюд в 2011 году составит 238400 / 50 = 4768 блюд. Переменные расходы на блюдо составляют 30 грн. Себестоимость реализованной продукции в 2011 году составила 1695,4, значит себестоимость вторых блюд составила 1695,4 * 0,39 * 0,23 = 152,077 тыс. грн. = 152077 грн. Тогда постоянные расходы составят 152077 - 4768 * 30 = 9037 грн. Таким образом точка безубыточности в натуральном выражении составит:
Точка безубыточности в стоимостном выражении составит 452*50=22600 грн.
Рисунок 2.3.1 – Точка безубыточности для вторых блюд бара ООО «Источник Плюс»
Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сократить реализацию продукции, не неся при этом убытков. Превышение реальной реализации над точкой безубыточности – есть запас финансовой прочности.
где, ЗФП – запас финансовой прочности
ТБУ – точка безубыточности
ВР – выручка от реализации
Таким образом, бар ООО «Источник Плюс» может сократить реализацию основных (вторых) блюд на 90,52%, не неся при этом убытков.
Под
структурой оборотных средств понимается
соотношение между элементами
в общей сумме оборотных
Динамику изменения структуры оборотных средств ООО «Источник Плюс» иллюстрируют рисунки 2.4.1.1, 2.4.1.2, 2.4.1.3.
Рисунок 2.4.1.1 – Структура оборотных средств ООО «Источник Плюс» в 2009 году
Таким
образом, наибольший вес в структуре
оборотных средств ООО «
Рисунок 2.4.1.2 - Структура
оборотных средств ООО «
Таким
образом, наибольший вес в структуре
оборотных средств ООО «
Рисунок 2.4.1.3 - Структура оборотных средств ООО «Источник Плюс» в 2011 году
Таким
образом, наибольший вес в структуре
оборотных средств ООО «
Структура
оборотных средств ООО «
Таблица 2.4.1.1 – Структура оборотных средств ООО «Источник Плюс» за 2009-2011 год
Наименование |
2009 |
2010 |
Тпр, % |
2011 |
Тпр, % |
Производственные запасы |
4,0 |
4,1 |
2,5 |
3,9 |
-4,9 |
Готовая продукция |
153,0 |
132,9 |
-13,1 |
124,1 |
-6,6 |
Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги |
4,6 |
4,9 |
6,5 |
12,5 |
155,1 |
Дебиторская задолженность за расчеты с бюджетом |
0,0 |
0,8 |
― |
0,0 |
-100,0 |
Другая текущая дебиторская задолженность |
47,0 |
42,0 |
-10,6 |
13,9 |
-66,9 |
Денежные средства в национальной валюте |
9,3 |
40,7 |
337,6 |
47,2 |
16,0 |
Другие оборотные активы |
3,7 |
3,7 |
0,0 |
358,5 |
9589,2 |
Расходы будущих периодов |
0,8 |
2,6 |
225,0 |
1,8 |
-30,8 |
На основании таблицы 2.4.1.1 и рисунков 2.4.1.1-2.4.1.3 можно сделать вывод, что основными группами оборотных средств на ООО «Источник Плюс» являются готовая продукция, дебиторская задолженность и денежные средства. Доля готовой продукции имеет тенденцию к снижению, что связано с повышением доли дебиторской задолженности. Увеличение доли дебиторской задолженности создает угрозу необходимости привлечения дополнительных дорогостоящих источников финансирования. В свою очередь, денежные средства имеют тенденцию к увеличению, что избавляет предприятие от необходимости увеличивать кредиторскую задолженность.
Источники формирования оборотных средств делятся на собственные (уставной капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и другие), дополнительные привлеченные (кредиторская задолженность), прочие краткосрочные обязательства.
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности базового предприятия