Анализ и характеристика системы управления в организации малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется необходимостью формирования эффективной системы менеджмента в малом бизнесе и некоммерческих организациях. Вопросы менеджмента имеют решающее значение в работе различных организаций. Будь то некоммерческие организации или предприятия малого бизнеса. В российской практике вопросам менеджмента долгое время не уделялось должного внимания, и лишь с переходом на рыночные отношения большинство некоммерческих организаций и предприятий малого бизнеса стало серьезно осознавать, что менеджмент является ключевым фактором эффективной работы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. …………….3
Глава 1. Теоретические аспекты управления малым бизнесом и некоммерческими организациями ………………………………………….7
1.1 Понятие малого бизнеса и особенности менеджмента на малом предприятии …………………………………………………………………… 7
1.2 Понятие некоммерческой организации и особенности управления некоммерческой организацией …………………………..14
1.3 Сравнения менеджмента малого предприятия и некоммерческой организации ………………………………………………… 19
Глава 2. Анализ и характеристика системы управления в организации малого бизнеса ……………………………………………………………………………………………………. 27
2.1 Краткая характеристика ООО "ЛАФ" ………………………………. 27
2.2 Анализ и оценка системы менеджмента на предприятии ООО "ЛАФ" ………………………………………………………………………………..34
2.3Разработка предложений по совершенствованию управления предприятием ………………………………………………………42
Заключение ……………………………………………………………………………….49
Глоссарий 52
Список использованных источников 56

Файлы: 1 файл

управление малым бизнесом и некоммерческих организаций.docx

— 104.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. …………….3

Глава 1. Теоретические аспекты управления малым бизнесом и некоммерческими организациями ………………………………………….7

1.1 Понятие малого бизнеса  и особенности менеджмента на  малом предприятии …………………………………………………………………… 7

1.2 Понятие некоммерческой  организации и особенности управления  некоммерческой организацией …………………………..14

1.3 Сравнения менеджмента  малого предприятия и некоммерческой  организации ………………………………………………… 19

Глава 2. Анализ и характеристика системы управления в организации малого бизнеса ……………………………………………………………………………………………………. 27

2.1 Краткая характеристика ООО "ЛАФ" ………………………………. 27

2.2 Анализ и оценка системы  менеджмента на предприятии ООО "ЛАФ" ………………………………………………………………………………..34

2.3Разработка предложений  по совершенствованию управления  предприятием ………………………………………………………42

Заключение ……………………………………………………………………………….49

Глоссарий 52

Список использованных источников 56

Приложение А 60

Приложение Б 62

Приложение В 65

 

 

 

Введение

        Эффективность работы любого предприятия, будь то предприятие малого бизнеса или некоммерческое предприятие, зависит от того, насколько эффективна работа по управлению фирмы, от мобильности руководства и интенсивного и качественного труда всех сотрудников, а также от конкурентных преимуществ данного малого бизнеса по сравнению со средним, а тем более крупным.

     Управление малым предприятием в современных условиях требует комплексного решения многочисленных проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. К основным внешним факторам следует отнести динамичность экономической конъюнктуры в Кыргызии, обострение внутренней конкурентной ситуации, неопределенность и неоднозначность в правовой сфере. К внутренним факторам относятся поиск квалифицированного персонала, работа с ним, увеличение конкурентоспособности продукции (услуг) путем последовательного повышения ее качественных или ценовых характеристик, эффективное использование основного капитала, снижение издержек и т.д.

      Малые предприятия, по сравнению с крупными предприятиями, в своей работе более подвержены влиянию таких проблем и угроз, как: возможность быстрого разорения, ограниченность роста, небольшие рынки, нехватка оборотных средств, высокая конкуренция. В современных условиях становления и углубления рыночных механизмов регулирования экономики страны, малые предприятия вынуждены конкурировать не только друг с другом, но и с крупным бизнесом. Конкурентоспособность же любому предприятию, в том числе и малому, может обеспечить только рациональное управление. В связи с этим с каждым годом повышается значение менеджмента, целью которого является выработка и применение методов, для достижения целей деятельности предприятия. Менеджмент на предприятиях малого бизнеса, так же как и на крупных предприятиях, процесс сложный и трудоемкий. На каждом его этапе построения имеются свои особенности, обусловленные спецификой самого малого бизнеса.

     Для менеджмента некоммерческих организаций характерно то, что эффективного управления внутренней средой малого предприятия необходимо квалифицированно разработать систему менеджмента, принимать обоснованные и грамотные решения. К основным внешним факторам следует отнести динамичность экономической конъюнктуры в России, обострение внутренней конкурентной ситуации, неопределенность и неоднозначность в правовой сфере.

      Термин "некоммерческие организации" появился на уровне федерального закона в Части первой Гражданского кодекса КР. Это понятие применялось и ранее в научной литературе и правовых актах (возможно как переводческая калька английского термина "non-commercial"), как одно из возможных определений той сферы социальной активности, которая не связана с экономикой, бизнесом и извлечением прибыли. Теперь эту сферу все чаще называют "третьим сектором" вслед за первыми двумя – государством и бизнесом.[, с. 317]

      Кыргызский некоммерческий сектор уже играет заметную роль в социально-экономической жизни страны, выступая источником различных социальных инноваций. Он развивается динамично и работает эффективно, о чем свидетельствуют высокие темпы роста выпуска продукции и услуг некоммерческих организаций в сложных условиях нестабильного финансирования, основанного на безвозмездных поступлениях от юридических и физических лиц. Однако потенциал российского некоммерческого сектора остается существенно не раскрытым. НКО практически не включены систему предоставления общественно значимых услуг, финансируемых государством, не развивают платные услуги для населения.

     Некоммерческий сектор обеспечивает занятость и населения. Он более активен в вовлечении в экономическую деятельность социально уязвимой части населения (инвалиды, родители детей-инвалидов, безработные женщины старших возрастов и т.п.).

     Актуальность темы исследования определяется необходимостью формирования эффективной системы менеджмента в малом бизнесе и некоммерческих организациях. Вопросы менеджмента имеют решающее значение в работе различных организаций. Будь то некоммерческие организации или предприятия малого бизнеса. В российской практике вопросам менеджмента долгое время не уделялось должного внимания, и лишь с переходом на рыночные отношения большинство некоммерческих организаций и предприятий малого бизнеса стало серьезно осознавать, что менеджмент является ключевым фактором эффективной работы.

     Цель выпускной квалификационной работы заключается в сравнении менеджмента в малом бизнесе и некоммерческих организациях; в исследовании системы управления в конкретной организации малого бизнеса и разработка предложений по её усовершенствованию.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

- дать определение малому  бизнесу и его особенностям  управления;

- дать определение некоммерческой  организации и рассмотреть особенности  ее управления;

- провести сравнительную  характеристику управления малым  бизнесом и некоммерческой организацией;

- дать краткую характеристику  предприятию ООО "ЛАФ";

- провести анализ и  оценку системы менеджмента на  предприятии ООО "ЛАФ"

- разработать предложения  по совершенствованию системы  управления на предприятии ООО "ЛАФ".

Объект исследования – предприятие ООО "ЛАФ".

    Предмет исследования – процесс организации менеджмента в малом бизнесе и некоммерческих организациях.

При написании бакалаврской работы были использованы следующие методы исследований: абстрактно-логический, монографический, метод сравнительного анализа, расчетно-конструктивный метод.

     Теоретико-методологической основой работы выступают монографические исследования и коллективные научные издания, статистические материалы и сборники, публикации в средствах массовой информации, брошюры и информационные издания.

     Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в выработке методологических принципов и конкретных прикладных рекомендаций управления малого бизнеса и некоммерческих организациях.

     Историографический обзор литературы показал, что на сегодняшний день тема использования рекламы в некоммерческих организациях не достаточно освещена в источниках, принадлежащих специалистам в сфере рекламы и связей с общественностью. Отсутствие серьезных российских изданий по некоммерческой рекламной деятельности говорит о том, что интересы специалистов пока находятся в политической и экономической сфере. Но у некоторых авторов данная проблема все, же рассматривается: Блинов А.О., Гиляровская Л, Вехорева А., Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А., Колесникова Л.А., Новицкий Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  аспекты управления малым бизнесом  и некоммерческими организациями

1.1 Понятие малого  бизнеса и особенности менеджмента  на малом предприятии

С переходом экономики Кыргызии на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как малый бизнес, малые предприятия, предприниматели малого бизнеса, предпринимательство и малый бизнес и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.

Термин бизнес имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие. Бизнес самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме. В большинстве определений подчеркивается, что бизнес деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.

Существует немало подходов к определению сущности понятия малый бизнес, а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.

Современные экономисты практически отождествляют понятия: предприниматель, "малый бизнес", "малое предпринимательство", в свою очередь, рассматривая "большой бизнес", как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенным и субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Как правило, в качестве наиболее общих критериев отнесения организации к малому бизнесу относятся:

- численность персонала;

- размер уставного капитала;

-величина активов;

- объем оборота (прибыли, дохода).

Основной КР закон , в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка.[1]

Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей к малым, и более 400 млн. рублей к средним предприятиям.

В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным считается среднесписочная численность работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и другие), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100 человек, в других отраслях производственной сферы – 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы – 25 человек, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ от 14 июня 1995 г. № 88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:[1]

-в промышленности, в строительстве, на транспорте – 100 человек;

-в сельском хозяйстве  и научно-технической сфере – 60 человек;

-в оптовой торговле  – 50 человек;

-в розничной торговле  и бытовом обслуживании населения  – 30 человек;

-в остальных отраслях  и при осуществлении других  видов деятельности – 50 человек.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли. Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц – малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

Информация о работе Анализ и характеристика системы управления в организации малого бизнеса