Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:01, дипломная работа
Цель исследования состоит в выявлении путей совершенствования работы по обучению персонала в организации.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучить научные источники по проблеме исследования;
- проанализировать количественно-качественный состав персонала заведения, и уровень профессиональной подготовки сотрудников;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала в кафе.
Введение 2
Глава 1. Общие принципы обучения персонала 5
1.1. Российские и зарубежные системы обучения персонала 5
1.2. Специфика обучения персонала в сфере общественного питания 18
Глава 2. Анализ применяемых систем обучения персонала в сфере общественного питания в г. Тюмень (на примере кафе «Ассорти») 27
2.1. Характеристика предприятия 27
2.2. Системы обучения и повышения квалификации персонала в кафе «Ассорти» 35
2.3. Разработка проекта повышения эффективности системы обучения персонала в кафе «Ассорти» 45
Заключение 50
P - Plan (планирование) - составление
четкого плана действий на
определенный стратегически зна
D - Do (исполнение) - исполнение мероприятий, намеченных ранее в определенный стратегически значимый для компании период времени;
C - Chek (проверка) - сверка выполненных работ с запланированными (на первом этапе «планирование»);
A - Act (результат) - сверка
получившегося результата с
Очень подробно данный метод описан в
работе Т.Н. Матрусовой. Основной принцип PDCA заключается в том,
чтобы показать работнику стандартные
пути решения производственных проблем
в соответствии с требованиями, предъявляемыми
потребителями.
Очевидно, что японский стиль управления в некоторых чертах близок к русскому общинному мировоззрению, к традициям восприятия сотрудниками компании как большой семьи. Поэтому вполне возможно перенять и с успехом использовать очень многое из опыта японских компаний, получая очень значимые как в организационном, так и в социальном плане результаты.
На профессиональную подготовку, обучение и переобучение своих сотрудников американские фирмы тратят немалые финансовые, материальные, временные, человеческие ресурсы. Это обусловлено тем, что необходимая квалификация работников непосредственно сказывается на прибыли. Залог успеха деятельности всей фирмы во многом определяется ростом уровня знаний, индивидуального и группового интеллектуального потенциала. Именно поэтому американские фирмы выделяют большие средства на профессиональную подготовку и обучение своих сотрудников. Так, например, IBM потратила на обучение персонала в 2009 г. один миллиард долларов, а Ford - 500 млн. долл. Наблюдается тенденция устойчивого роста инвестиций в человека, что свидетельствует о понимании и принятии человека и его профессиональной деятельности в компании как одного из основных определяющих компонентов в достижении успешности деятельности компании, ключевых факторов повышения ее конкурентоспособности.
Именно поэтому многие крупные американские компании организовывают свои корпоративные университеты для проведения профессиональной подготовки и организации непрерывного обучения сотрудников. Так, например, крупнейший корпоративный университет Global Learning создан в компании IBM. Он насчитывает 3 400 преподавателей из 55 стран мира, которые проводят около 10 000 специализированных курсов. И уже более 126 000 сотрудников компании прошли профессиональную подготовку, переподготовку и обучение в этом университете. А что касается Учебного центра корпорации «Дженерал Электрик», то 30-40 тыс. человеко-дней в год отводится на учебные курсы для профессиональной подготовки и обучения сотрудников. Очень важно отметить, что речь идет лишь о внутренних курсах, не считая различных внешних обучающих мероприятий (семинаров, конференций).
В основе организации профессиональной подготовки и обучения многих американских компаний лежат три главных принципа:
Так, например, менеджеры компании «Хьюлетт - Паккард» всегда старались соблюдать одно из важнейших требований - «назначать на каждый пост наиболее способных сотрудников». В компании постоянно обновляется программа профессиональной подготовки и обучения персонала. Это весьма необходимо и эффективно, так как в сфере технического проектирования и производства, в которой работает компания, моральное устаревание продукции очень быстротечно.
Американские фирмы
изучили и стали широко применять
положительный опыт японских компаний
в организации и использовании
кружков качества. Образовательные
программы занимают около 30-40% времени работы кружков. Техника,
технология, экономика и организация производства,
принципы и методы контроля качества,
принципы и практика группового поиска
решения возникающих проблем считаются
главными направлениями обучения персонала
в «американских» кружках качества.
Безусловно, динамичные, активные методы
профессиональной подготовки и обучения
персонала американских компаний очень
действенны и эффективны. Если их применять
в российской практике, то они способны
оказать положительное влияние на развитие
компаний и предприятий России.
В США профессиональной подготовке и обучению персонала уделяется большое внимание, как правило, в крупных компаниях, в то время, как в Европе преимущественно малые компании чаще всего и интенсивнее обучают своих сотрудников.
Что касается европейских компаний, то, как правило, крупные корпорации создают свои учебные центры, институты и университеты, где обучается их персонал. Так, например, концерн Envia М (Германия), компания «Люфтганза» (Германия) имеют целый ряд учебных центров. В них наряду с профессиональной подготовкой осуществляется дальнейшее сопровождение процессов развития персонала компании. Преимущественно, это осуществляется через курсы повышения квалификации, консультации для руководителей и специалистов, разного рода тренинги. Необходимо отметить, что профессиональная подготовка и обучение персонала осуществляется в рамках дуальной системы, которая предполагает гармоничное сочетание циклов теоретического и практического обучения. Теоретическую программу учащиеся осваивают в стенах учебных центров, а практическую - непосредственно на предприятии.
Профессиональная подготовка
и обучение персонала в европейских
компаниях носит
Одним из самых широко применяемых методов развития персонала является обучение.
Способы обучения персонала фирм вырабатываются согласно общей стратегии деятельности компании и включают программы и методы обучения персонала для работы в своих подразделениях. Можно выделить наиболее распространенные методы, применяемые в российских и зарубежных компаниях:
- организация постоянного обучения по специализированным программам компании - метод, распространенный среди крупных транснациональных компаний. Характерен опыт компании «АйБиЭм» (IBM): постоянное повышение квалификации сотрудников проводится по программам корпорации, на него отводится 5% рабочего времени;
- обучение на рабочем
месте в процессе работы
- обучение в учебных центрах - в данном случае компании направляют своих сотрудников в специализированные учебные заведения для подготовки по различным программам (например, МВА), либо для освоения специальных технологий, использующихся только в данной организации (например, «Тойота»).
Часто в современных
условиях неопределенности и ускоряющегося
прогресса компании стремятся к
созданию имиджа «самообучающейся организации»,
где обучение является неотъемлемой
частью развития.
Развитие персонала в российских компаниях
осуществляется, в т.ч. с помощью внутреннего и
внешнего обучения. Так, в крупных российских
корпорациях, таких как ОАО «Газпром»,
ОАО «Северсталь», ОАО «Мечел», Объединенные
энергетические компании, ОАО «МТС», ОАО
ОХК «Уралхим» и др., функциональными подразделениями
осуществляется планирование обучения
своих сотрудников на год, планы консолидируются
департаментом по управлению персоналом,
который в дальнейшем заключает договоры
с контрагентами на обучение. Помимо этого
возможно и внеплановое обучение сотрудников
за счет компании.
Обучение за счет компании является эффективным средством мотивации сотрудников, которое повышает лояльность специалистов к компании, а также служит дополнительным способом снижения текучести кадров, т.к. часто компании заключают дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудником, прошедшим обучение, и обязуют его работать в компании определенной период времени (как правило, до 5 лет), либо в случае расторжения трудового договора по инициативе работника возмещать стоимость обучения компании.
В быстро развивающихся компаниях возрастает потребность в увеличении количества менеджеров среднего звена, которые были бы включены в единую управленческую и корпоративную культуру. Эту проблему позволяет решить корпоративный университет. Однако корпоративные университеты призваны решать гораздо более широкий круг вопросов. Сам факт создания внутри структуры единого общего подразделения, выполняющего некоммерческие задачи стратегического характера, говорит о тенденции развития. Кардинальное отличие корпоративного университета от штатного тренинг-центра в том, что он может развивать всех сотрудников компании, организовывать обучение именно по тем направлениям и в таких масштабах, которые потребуются, то есть корпоративный университет не только предлагает программы обучения, но и выявляет потребность в обучении в рамках всей организации. После обучения в корпуниверситете сотрудникам выдаются сертификаты, некоторые корпоративные университеты являются самостоятельными хозяйственными субъектами и имеют лицензии на ведение образовательной деятельности.
Данный способ имеет множество преимуществ: он менее затратный, позволяет организовать обучение, учитывая специфику компании, сферу ее деятельности, позволяет экономить время на переезды до места обучения, а также является способом поддержания и развития корпоративной культуры.
Таким образом, управление
формированием и развитием
Как показывает практика, инвестиции в образование сотрудников дают ощутимый экономический эффект. Этому способствует добровольная сертификация работы с персоналом. Для России это достаточно новое явление. Программа Investors in People создана под эгидой Британской конфедерации промышленников и Британского конгресса тред-юнионов в 1991 г., аналогом этой международной аттестационной программы персонала является американская программа HR Innovations. Подобные сертификаты выдаются компаниям, которые активно инвестируют деньги в развитие сотрудников. Все стандарты поделены на четыре группы и определяют эффективность деятельности компании по данным направлениям:
1) обязательства компании по обучению сотрудников;
2) программы обучения;
3) реализация программы обучения;
4) оценка эффективности обучения персонала.
Участие в подобных программах
позволяет не только значительно повысить эффективность
службы HR по развитию трудового потенциала
компании, но и носят имиджевый характер,
что позволяет повысить привлекательность
для потенциальных сотрудников и инвесторов.
В целом, обобщая приведенный опыт зарубежных
и российских компаний, можно сделать
следующие выводы о достоинствах и недостатках
сложившейся практики развития трудового
потенциала организаций (табл. 1).
Таблица 1
Достоинства и недостатки образовательной практики развития трудового потенциала
Организации |
Достоинства |
Недостатки |
Российские |
Больше внимания и средств стало выделяться на обучение персонала, появление корпоративных университетов, возвращение наставничества |
Результаты обучения часто не отслеживаются и не оцениваются |
Начинают внедряться методы по выявлению резервов развития - пула талантов |
Отсутствует планирование карьеры сотрудников, определение приоритетных направлений развития | |
Начинает преобладать |
Часто руководство пытается компенсировать недостаток численности персонала максимальным использованием возможностей сотрудников, что часто ведет к перегрузкам и овертаймам | |
Зарубежные |
Постоянное развитие персонала является частью корпоративной культуры |
Часто используются программы обучения
без адаптации к местным |
Наличие в структурах компаний корпоративных университетов |
Большие средства вкладываются в развитие менеджеров высшего звена | |
Широко распространена практика сертификации работы с персоналом |
Нужно отметить, что деятельность менеджеров по управлению персоналом в крупных компаниях России достигла значительных успехов, и главный из них - изменилось отношение к затратам на развитие персонала, они стали пониматься как инвестиции, способные принести положительный экономический эффект в будущем, выражающийся не только в увеличении доходов, но и в повышении лояльности и мотивации сотрудников. Недостатки практики формирования и развития трудового потенциала российских корпораций часто связаны с тем, что HR-службы корпораций находятся на этапе становления. Кроме того, отечественные компании нередко используют западный опыт без учета российской специфики, а также специфики самой компании. Целесообразнее разрабатывать собственные программы обучения в корпоративных университетах, где можно опираться на существующие корпоративные нормы и традиции. Нельзя сразу отказываться от имеющихся методов, которые, возможно, были сформированы еще в советский период (часто корпорации возникают на основе предприятий промышленности или сферы услуг, основанных еще в СССР), это болезненно отражается на сотрудниках старшего возраста, обладающих ценным опытом и знаниями.