Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:01, дипломная работа
Цель исследования состоит в выявлении путей совершенствования работы по обучению персонала в организации.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучить научные источники по проблеме исследования;
- проанализировать количественно-качественный состав персонала заведения, и уровень профессиональной подготовки сотрудников;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала в кафе.
Введение 2
Глава 1. Общие принципы обучения персонала 5
1.1. Российские и зарубежные системы обучения персонала 5
1.2. Специфика обучения персонала в сфере общественного питания 18
Глава 2. Анализ применяемых систем обучения персонала в сфере общественного питания в г. Тюмень (на примере кафе «Ассорти») 27
2.1. Характеристика предприятия 27
2.2. Системы обучения и повышения квалификации персонала в кафе «Ассорти» 35
2.3. Разработка проекта повышения эффективности системы обучения персонала в кафе «Ассорти» 45
Заключение 50
Обучение персонала организации оказывает влияние на результаты деятельности всей организации.
Обучение персонала - основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников.
Существует 3 концепции обучения кадров:
а) концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или на ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно малый отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства;
б) концепция обучения, ориентированная на личность, имеет целью развитие личностных качеств, заложенных природой или приобретенных а практической деятельности;
в) концепция
многопрофильного обучения является эффективной
с экономической точки зрения,
так как повышает внутрипроизводственную
и внепроизводственную
В основе концепций выделяются следующие предметы обучения:
• знания - получение теоретических, методических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте;
• умения способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на рабочем месте; навыки - высокая степень умения применен, полученные знания на практике;
• навыки предлагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный контроль;
• способность общения - совокупность действий, поступков индивида в процессе общения с окружающей средой, выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым к рабочим местам, социальные отношения, коммуникабельность.
Различают три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров.
Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью социальных знаний, умений, навыков и способов общения.
Повышение квалификации кадров - обучение кадров в целях усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением должности.
Переподготовка кадров - обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Существует
множество классификаций
• тренинги;
• групповые обсуждения;
• поведенческое моделирование.
Тренинги. Под тренингом понимается такое обучение, в котором основное время посвящено практической отработке изучаемого материала, когда в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить своё отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. В тренингах широко используются и другие методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.
Групповые обсуждения. Этот метод обучения заключается в проведении групповых дискуссий по конкретному вопросу в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек). Этот метод позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению ими изучаемого материала. Это обусловлено тем, что здесь не преподаватель говорит слушателям о том, как должно быть, что является правильным, а сами слушатели от своего имени вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем.
Ролевые игры. Чаще всего ролевые игры используются в ходе тренингов различного рода. Особенно полезны ролевые игры при обучении навыкам межличностного общения, поскольку предполагают воспроизведение рабочих ситуаций, близких по своему содержанию к тем, в которые слушатели попадают в процессе межличностного взаимодействия с коллегами, руководством и подчиненными. При этом обучающиеся принимают участие в разыгрывании типичных ситуаций, с которыми они имеют дело в процессе работы, таким образом, повышая свою компетенцию в деловом общении.
Игровые ситуации обычно предъявляются в форме реальных рабочих ситуаций, где каждый обучающийся играет роль конкретного участника в определенных обстоятельствах, стараясь добиться решения поставленной учебной задачи.
Для успеха метода очень важен опыт тренера, поскольку он не только должен создавать климат, располагающий участников к активному и творческому участию в разыгрываемых ситуациях, от него также зависит качество обратной связи и подкрепления, которые получают участники. Успех переноса учения, полученного в результате использования ролевых игр, зависит от того, насколько полно и точно разыгрываемые ситуации учитывают важнейшие характеристики рабочей ситуации.
Ролевые игры являются
эффективным средством
Поведенческие моделирование - это относительно новый метод обучения навыкам межличностного общения и изменения установок. Он учит конкретным навыкам и установкам, связанным с выполнением профессиональной деятельности, через следующие шаги:
• предъявление образца (ролевой модели) профессионального поведения, которое предлагается освоить;
• практика обучающихся в моделируемом поведении;
• обеспечение обратной связи и подкрепления, свидетельствующего об успешности овладения соответствующими поведенческими моделями.
Ролевые модели, которые предлагаются работникам при использовании метода поведенческого моделирования, разрабатываются так, чтобы они в максимальной мере соответствовали рабочим ситуациям, поэтому поведенческое моделирование имеет очень высокую степень переноса.
Особое внимание тренер обращает на изменение установок обучающихся в нужном направлении. Обратную связь и подкрепление в ходе обсуждения обеспечивают тренер, другие участники и видеозапись. Использование метода поведенческого моделирования тем эффективнее, чем выше уровень мотивации обучающихся. В то же время уровень мотивации обучающихся зависит и от того, насколько хорошо они понимают значение моделируемого поведения для своей профессиональной успешности.
Этот метод
обучения позволяет учитывать
Сотрудники отправляются на «внешнее» обучение - открытые двухдневные тренинги, семинары. Также проводятся корпоративные тренинги для сотрудников ресторанного холдинга с привлечением внешних тренеров.
Сотрудники кафе «Ассорти» самостоятельно выбирают себе обучение и отправляют свою заявку на согласование своему непосредственному руководителю. Непосредственный руководитель отправляет заявку управляющему. После чего тот изучает программу данного обучения и дальше координирует работу. В таблице 4 представлены ответы респондентов, характеризующие оценку персоналом различных видов обучения.
Таблица 4
Оценка респондентами обучения персонала кафе «Ассорти» на разных этапах карьеры (в % % от числа сотрудников)
Оценка удовлетворенности |
Затруднились ответить | ||
«+» |
«-» | ||
Входное обучение (при найме) |
86 |
3 |
11 |
Перспективное (в рамках планирования карьеры) |
75 |
11 |
14 |
Текущее (в рамках должности) |
69 |
2 |
29 |
По оценкам опрашиваемых респондентов наиболее удовлетворительное обучение, которое проводится на этапе поступления работника в организацию. И с этим можно согласиться, если говорить о краткосрочной перспективе, т.е. о подготовке сотрудника к решению текущих, оперативных задач. Кстати, затраты на входное обучение, по оценкам респондентов, невелики.
На втором месте по оценке удовлетворенности, по мнению сотрудников, стоит перспективное обучение. С точки зрения стратегического развития кафе «Ассорти» или планирования карьеры сотрудника это абсолютно оправдано. При этом отмечается высокая стоимость перспективного обучения.
Практически вся учебная работа проводится на рабочем месте. Обучение в рабочее время эффективно и дешево. Занятия в нерабочее время менее популярны и гораздо менее эффективны. Это можно объяснить тем, что организовывая обучение сотрудников после рабочего дня наталкиваются на их молчаливое сопротивление, персонал устал и хочет спать, затраченные часы не оплачиваются и т.п. причины.
Таблица 5
Оценка респондентами используе
Формы обучения |
Оценка удовлетворенности |
Затруднились ответить | |
«+» |
«-» | ||
На рабочем месте (в рабочее время) |
76 |
6 |
18 |
С отрывом от производства |
63 |
10 |
27 |
В нерабочее время |
49 |
21 |
30 |
Респонденты отмечают большую эффективность активных форм обучения (деловые игры, тренинги) по сравнению с пассивными (лекции).
Таблица 6
Оценка респондентами активных и пассивных форм обучения (в %% от числа использующих)
Формы обучения |
Оценка удовлетворенности |
Затруднились ответить | ||
«+» |
«-» | |||
Деловые игры |
77 |
7 |
16 | |
Тренинги |
65 |
7 |
28 | |
Лекции |
43 |
12 |
45 |
Каждый новый сотрудник на первоначальном этапе обязательно проходит тренинг «Ориентация», где его посвящают в историю компании, рассказывают о структуре кафе и компании, основах корпоративной культуры, принципах гостеприимства, правилах техники безопасности, проводят экскурсию по кафе.
Далее сотрудники проходят обучение с помощью разработанной компанией и серии тренингов, касающихся работы с клиентурой компании:
– Каждый вторник в 14-00 – экскурсии на пивоварню.
– Новый бармен – бесплатное, в подарок от компании, профессиональное обучение по кофе. Первое занятие – теория, второе – практика.
– Партнеры ресторанного холдинга проводят обучение по алкоголю.
– Каждые две недели – открытые экспресс-тренинги для официантов, барменов и менеджеров по продажам.
Следующее направление – это развивающие тренинги для менеджеров высшего, среднего и младшего звена. Цель этих программ – развитие управленческих качеств и навыков.
На каждого менеджера заводится так называемый «профайл» – документ, в котором содержится информация о его образовании, пройденных курсах, семинарах и тренингах. Эта информация помогает отделу персонала при анализе потребностей в обучении и подборе для менеджера именно тех обучающих программ, которые для них наиболее актуальны.
Тренинги для менеджеров ведутся по следующим направлениям:
– Зоны ответственности менеджера.
– Повышайте свою выручку.
– Работа на смене.
– Управление персоналом на смене.
– Проведение собраний.
– Наставничество и мотивация персонала на смене.
– Как повысить прибыль ресторана.
Положительный эффект от программы:
– Улучшение ключевых показателей работы ресторана
– Повышение среднего чека
– Увеличение количества гостей
– Значительное сокращение конфликтных ситуаций
– Сокращение воровства
– Увеличение прибыли
– Повышение качества сервиса в вашем ресторане
– Сокращение текучести кадров
– Повышение статуса хорошего работодателя
– Профессиональная команда менеджеров и администраторов
Краткое содержание программы представлено в приложении 1.
Одним из направлений работы в области обучения персонала является проведение так называемых «профессиональных» тренингов. Компания привлекает своих менеджеров, многие из которых являются высокими профессионалами в своей области, к проведению различных узкоспециализированных тренингов. Примером могут служить семинары по изучению особенностей элитных вин, сигар, тренинг «Мир коктейлей», тренинг по обслуживанию VIP-банкетов и т. д.