Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:03, курсовая работа
Для раскрытия темы данной курсовой использовалась в основном учебная литература в силу недостаточной ее освещенности в периодических изданиях, что в свою очередь объясняется нехваткой практических данных о российских организациях. Можно предположить, что система оценки результатов деятельности персонала в отечественных организациях не налажена должным образом, чтобы быть предложенной в качестве примера в научной литературе.
Введение
I. Оценка результатов деятельности персонала: сущность, цели, эффективность.
1.1. Понятие оценки, ее цели и эффективность
1.2. Самооценка руководителя: сущность и цели
II. Характеристика методов оценки работы.
2.1. Стандарты и нормативы, оценочные шкалы и оценка рабочего поведения
2.2. Методы ранжирования, заданное распределение и управление по целям
III. Анализ проведения оценки результатов работы персонала.
3.1. Изучение результатов оценки и ошибки при ее проведении
Заключение
Список используемой литературы
Большинство организаций разных стран объединяет широкое применение показателей оценки результатов деятельности для определения уровня заработной платы сотрудников (табл. 1, приложение 1)[3].
Для практики применения систем
оценки деятельности характерны частые
изменения используемых в них
критериев (индивидуальные черты работников,
их поведение на рабочем месте, результаты
работы, достижение поставленных целей
в течение определенного
Оценка в организациях Великобритании и Франции
Менеджерам из британских
и французских компаний была показана
учебная видеозапись с
1.2. Самооценка: сущность и цели.
В стране стала активно
издаваться литература по психологическим
проблемам руководства, но часто
она носит экономический и
прагматический характер. Основной проблемой
считается результат
Исследования показали, что в темпераменте и характере руководителей высшего звена ярко выражены следующие черты: общительность, готовность к сотрудничеству, рискованность, доброжелательное отношение к людям, уживчивость и эмоциональная стабильность, реалистическая настроенность, высокий самоконтроль (развитые волевые качества, чувство долга), развитое самосознание.
Очевидно, существует какой-то оптимум в уровне развития способностей и интеллекта руководителя. Так, например, очень высокие способности и интеллект побуждают, как правило, к индивидуальному творчеству, а не к руководству другими. Такие люди часто руководствуются девизом «идеи лучше объединить в одной голове, чем в одной комнате».
Самооценка эффективных руководителей по Ф. Фидлеру (табл. 2, приложение 2)[7] находится обычно посредине между его оценкой наиболее и наименее предпочитаемого коллеги. Суть ее заключается в анонимной оценке по десятибалльной шкале (от 0 до 9) качеств, согласно таблице, приведенной ниже, наиболее предпочитаемого и наименее предпочитаемого для руководителя сотрудника и самого себя (9 баллов – высший уровень развития качества, 0 – его полное отсутствие).
Подсчитывается средний балл: наиболее предпочитаемому сотруднику (+) по первым десяти качествам; результат обозначается «Деловые качества (+)»; по вторым десяти качествам – «Личные качества (+)». Аналогично наименее предпочитаемому сотруднику и самому себе (я). Затем вычисляется средний балл по всем 20 пунктам – «Общие качества - ОК» для наиболее предпочитаемого «ОК (+)», наименее предпочитаемого «ОК (+)» коллег и для самого себя «ОК (я)».
Полученные показатели позволяют судить об особенностях самооценки:
1. Насколько дифференцированно
руководитель может оценивать
других людей и себя: об этом
можно судить по тому. Что он
использует из предложенной
2. Какие качества больше ценятся в себе: личные или деловые? Сравниваются ЛК(+) и ДК(+) – менеджер ценит этого человека за его личные или деловые качества? Результаты помогают увидеть, за что недолюбливает руководитель непредпочитаемого сотрудника. Может оказаться, что какими-то чертами они похожи друг на друга, а в чем-то противоположны. Какие это черты?
3. Где расположит себя
руководитель на условной
0
(-)
К какому из них руководитель ближе по своей самооценке? По каким из данных 20 качеств он ближе к одному, а по каким – к другому? Можно нарисовать такие же шкалы для личных и деловых качеств. Что может узнать руководитель о себе, своем отношении к себе? Есть ли качества, по которым он превосходит коллегу (+)? Что это за качества? Есть ли качества, по которым коллега (-) превосходит его?
Оценив себя, человек может
сознательно, а не стихийно управлять
своим поведением и заниматься самовоспитанием.
У эффективного руководителя (у которого
группа работала эффективно) различие
между его итоговой, средней оценкой
наиболее и наименее предпочитаемого
коллеги небольшое. Такой руководитель
неоднозначно и непредвзято оценивает
своих сотрудников: «этот совсем
плохой» или «этот во всем хороший»
и видит достоинства
В структуре мотивов руководителя направленность на задачу должна несколько опережать направленность на взаимные действия, а на третьем месте должна быть направленность на личные достижения. Вопросы мотивации находятся сейчас в центре внимания специалистов по управлению, менеджменту. Человек жаждет мотивации, производительность – от человека, ценностное руководство (т. е. руководство, при котором они трудятся, причем эта идея должна быть конкретной, выполнимой, самобытной для данного коллектива, иначе своей), - вот принципы работы преуспевающих , эффективных компаний.
Итак, оценка результатов деятельности работника – это изучение процесса труда и достижений индивида. Она может использоваться в качестве способа контроля за деятельностью сотрудника, а также в системе мотивации.
В основном, оценка результатов деятельности служит трем целям: административной, информационной и мотивационной. Для достижения указанных целей разработаны разнообразные методы оценки работы персонала, рассмотрению которых посвящена следующая глава курсовой работы.
II. Характеристика методов оценки работы
2.1. Стандарты и нормативы, оценочные шкалы и
оценка рабочего поведения
Выделяют следующие основные методы оценки работы персонала:
Часть из них будет рассмотрена в данном параграфе.
Установление стандартов и нормативов
При использовании этого
метода оценка работы заключается в
установлении стандартов и нормативов
и в последующем сравнении
рабочих показателей каждого
работника с этими стандартами.
Данный метод чаще всего применяется
в условиях производства. В целом,
в качестве рабочих стандартов должны
устанавливаться такие
Методы нормирования позволяют дать ответ на три главных вопроса:
Когда для служащих, работающих в одном подразделении, устанавливаются четкие цели и рабочие нормативы, эффективность работы всего подразделения измеряется степенью соответствия между достигнутой и нормативной производительностью труда. Если реальная производительность ниже нормативной, это указывает на отсутствие должностного контроля и вызывает необходимость поиска резервов повышения производительности. В то же время превышение нормативов показывает, что подразделение успешно работает над выполнением задач организации. Измерение производительности дает объективную базу для сравнения работы каждого сотрудника с определенным эталоном, а также для сравнения его работы с работой других сотрудников. Кроме того, оно дает возможность руководству иметь реальную картину работы всех работников той или иной специальности или квалификации. Для определения и прогнозирования потребности в рабочей силе этот метод является одним из самых надежных средств.
Условия успешного применения программ нормирования труда
1. Нормативы следует определять на основе более эффективного способа выполнения той или иной операции (работы).
2. Необходимо уделять
должное внимание вопросам
3. Работа должна быть
организована и определена
4. Следует обеспечить
поддержку программы со
После определения нормативных показателей для конкретных видов работ можно установить соответствие уровня рабочих показателей с тем или иным разрядом. В качестве примера приведены тарифные разряды из соглашения о тарифных ставках от 5 марта 1994 г. для металлообрабатывающей промышленности Нижней Саксонии (приложение 4)[10].
Специалисты в сфере управления
производительностью
Преимущество подхода, связанного с рабочими стандартами, состоит в том, что в данном случае оценка эффективности работы персонала основывается на объективных показателях. Чтобы можно было успешно использовать стандарты (нормативы) для оценки рабочих показателей, они не только должны быть хорошо обоснованы, но и восприниматься работниками как справедливые.
Шкалы оценки
Шкалы оценки дают возможность руководителю оценить степень развития у работников деловых качеств, склонность к определенным видам рабочего поведения или готовность к достижению определенных рабочих результатов. Шкалы оценки предполагают использование специальных оценочных форм. Оценочная форма (бланк) состоит из ряда шкал, оценивающих разные аспекты работы, такие, как профессиональные знания, качество и количество работы, способность к самостоятельной работе, уровень развития профессиональных навыков и другое (табл. 4, табл. 5, табл. 6)[1].
Информация о работе Анализ проведения оценки результатов работы персонала