Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:01, дипломная работа
Целью данной работы является проведение анализа рыка гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга за 2010-2011 годы. Такой анализ позволит не только получить представление о текущем положении дел на рынке гостиничной недвижимости, но и обосновать рациональность и эффективность проектов строительства новых отелей и гостиничных объектов. Правильная оценка потенциала региона, выявление конъюнктуры спроса и предложения на рынке гостиничной недвижимости позволит будущим отельерам не только принимать правильные решения относительно строительства того или иного объекта гостеприимства, но и даст возможность собственникам или управляющим действующих отелей оценить свое положение на рынке, изменить маркетинговую стратегию или скорректировать спектр предоставляемых услуг с целью повышения эффективности деятельности собственного объекта гостиничной недвижимости.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Методы маркетинговых исследований рынка недвижимости…..7
Понятие недвижимости……………………………………..…………..7
1.2 Рынок недвижимости: понятие, субъекты рынка, законодательная
база……………………………………………………………………….8
1.3 Факторы, влияющие на формирование рынка недвижимости ………12
1.4 Основные подходы к исследованию рынка недвижимости……….…13
1. 5 Приемы и методы анализа рынка недвижимости……………..……14
1.6 Принципы формирования информационных массивов для анализа
рынка недвижимости…………………………………………….….…21
Процесс маркетингового исследования рынка гостиничной
недвижимости…………………………………………………..…..….23
1.8 Экономическая эффективность гостиничной недвижимости……28
Глава 2. Анализ рынка гостиничной недвижимости Санкт - Петербурга
………………………………………………………………………..…30
2.1 Современная ситуация на рынке гостиничной недвижимости
в РФ………………………………………………………………..……30
2.2 Анализ рынка гостиничной недвижимости Санкт - Петербурга в 2010
году………………………………………………………………………33
2.3 Анализ рынка продажи отелей и выделения объектов под
размещение гостиниц в Санкт- Петербурге в 2010 году……………39
2.4 Анализ инвестиций в гостиничную недвижимость Санкт-
Петербурга в 2010 году…………………………………………….…40
2.5 Анализ рынка гостиничной недвижимости Санкт - Петербурга в 2011
году……………………………………………………………..…..….44.
2.6 Основные тенденции рынка гостиничной недвижимости Санкт-
Петербурга………………………………………………………… ……..47
Глава 3. Основные перспективы развития рынка гостиничной
недвижимости Санкт - Петербурга……………………………………..…. 50
3.1 Перспективы развития рынка гостиничной недвижимости в России. .50
3.2 Перспективы развития рынка гостиничной недвижимости Санкт-
Петербурга………………………………………………..…………..…..53
Заключение…………………………………………………………………...57
Список использованной литературы………………………………….…….60
Основными проблемами гостиничного рынка РФ являются: завышение расценок на гостиничное размещение особенно в крупных городах страны; резкие скачки цен во время и в месте проведения важных мероприятий; неудовлетворение актуального спроса предложением по качественному и ценовому критерию; изношенность гостиничного фонда и нерентабельность новых проектов. Один словом, гостиничный бизнес не может в полной мере удовлетворить актуальные запросы своей целевой аудитории.
Основные тенденции
развития рынка купли-продажи гостиниц в
России за последние 4 года свидетельствуют,
что наиболее часто происходят сделки
с гостиницами категории 3*. На них приходится
порядка 50% от общего числа сделок. Данный
факт объяснятся тем, что более качественные
гостиницы на рынке купли-продажи выставляются
реже и цены на них существенно выше. В
то же время в стоимостном выражении на
«трехзвездочные» гостиницы пришлась
лишь четверть сделок. Стоит отметить,
что самая высокая активность на рынке
купли-продажи гостиниц отмечается в Москве.
На столицу приходится 47% от публичных
сделок с гостиницами. По данным консалтинговой компании Praedium
Oncor International, самой крупной сделкой за последние
4 года можно назвать сделку по продаже
пятизвездочной гостиницы Ritz Carlton на Тверской
улице в Москве. По информации, представленной
в СМИ, объем сделки составил $700 млн.
2.2 Анализ рынка гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга в 2010 году
2.2.1Анализ предложения на рынке гостиничной недвижимости
По данным агентства АРИН, на конец декабря 2010 года в Петербурге функционировало 645 гостиниц с общим номерным фондом 27,3 тысячи номеров. Качественные гостиницы (категории 3, 4 и 5 звезд) составляют порядка 60% от общего номерного фонда. Динамика роста качественных гостиниц Санкт-Петербурга (3-5 звезд) представлена на рис.2
Рис.2 Динамика роста качественных гостиниц Санкт-Петербурга в 2010 году
Рис.2 Динамика роста качественных гостиниц Санкт-Петербурга в 2010 году
Структура номерного фонда гостиниц по классам представлена в таблице 2.1
Основная доля
номерного фонда гостиниц Санкт-Петербурга
приходилась на гостиницы 3 звезды.
Структура номерного фонда гостиниц Санкт-Петербурга
по классам в 2010 году
Класс гостиницы |
Доля в номерном фонде, % |
Хостелы |
4 |
Мини-отели |
25 |
Эконом-класс |
11 |
3 звезды |
27 |
4 звезды |
25 |
5 звезд |
8 |
Номерной фонд качественных гостиниц распределен по районам Санкт-Петербурга неравномерно. Наибольшая концентрация качественных гостиничных номеров наблюдается в Центральном (30%), Московском и Василеостровском (по 14%), а также Адмиралтейском (13%) районах.
Менее всего качественных гостиничных номеров представлено в удаленных районах от центра города южных районах (Колпинский, Кировский, Пушкинский). Наиболее популярными являются районы в центре города (Центральный, Василеостровский и Адмиралтейский) – 54%, а также приаэропортовый Московский район – 11%.
Ежегодное увеличение
номерного фонда гостиниц представлено
в таблице 2.2
Ежегодное увеличение номерного фонда гостиниц Санкт-Петербурга
Год |
Увеличение номерного фонда(количество номеров в год) |
2006 |
153 |
2007 |
524 |
2008 |
1295 |
2009 |
1404 |
2010 |
1419 |
2011 |
1200* |
*) без учета мини гостиниц и хостелов
В течение 2010 года были открыты 24 гостиницы на 1 419 номеров. Без учета мини-отелей и хостелов ввод гостиниц за 2010 год составил 10 объектов общей вместимостью 1 273 номера.
В Санкт-Петербурге присутствуют такие крупные международные гостиничные операторы, как: Kempinski Corinthia, ACCOR Group (бренды Novotel и IBIS), Rezidor Hotel Group (бренды Radisson SAS и Park Inn), Sokos, Hotel Marriott (бренд Courtyard by Marriott и Renaissance), Reval Hotelligrupр
Starwood Hotels & Resorts (бренд «W»), Orient Express Hotels LLP,
Best Western International, Rocco Forte Hotels, InterContinental Hotels Group (IHG)
Top International, Cronwell Hotels &Resorts
Уровень заполняемости гостиничных номеров представлен на диаграмме 1
Диаграмма 1.Заполняемость гостиничных номеров в Санкт-Петербурге
Источник: Комитет по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга
Заполняемость гостиничных номеров в 2010 году по сравнению с 2009 годом повысилась для всех категорий гостиниц. Однако, заполняемость гостиниц 4 звезды осталась на уровне ниже, чем это было до экономического кризиса. Заполняемость отелей в период высокого сезона 2010 года в Санкт-Петербурге достигла – 82%.В летний период в город приезжает традиционно много туристов, а в 2010 году приток гостей увеличился, в том числе за счет жителей столицы, которые искали спасение от жары и смога. В первую очередь увеличилась заполняемость загородных отелей.
Количество иностранных туристов в 2010 году сократилось. Причинами является рост цен на проживание, сложность оформления виз, низкий уровень сервиса и безопасности, недостаточно развита инфраструктура.
2.2.2 Анализ спроса
По данным комитета по инвестициям и стратегическим проектам ( КИСП) количество туристов в 2009 году осталось на уровне 2008 года, и составило примерно 4,8 млн. чел., в том числе российских – 2,5 млн. чел., иностранных – 2,3 млн. чел. В 2010 году, по оценкам экспертов КИСП, количество посетивших Санкт-Петербург туристов составило 5,1 млн. чел.
В качестве возможной причины роста туристического потока специалисты называют курсовую разницу между рублем и европейской валютой, которая позволила сделать стоимость пребывания в городе ниже.
Основные потребители
гостиничных услуг в Санкт-
- бизнес-туристы
– те, кто посещает город в
деловых целях (участники
- экскурсионные
туристы – те, кто приезжает
для ознакомления с
Диаграмма 2. Распределение туристического потока
Международные
гостиничные операторы в
При этом, спрос на гостиницы носит сезонный характер. С апреля по октябрь номера загружены, пик приходится на период белых ночей. Заполняемость гостиниц в низкий сезон (поздняя осень, зима) составляет порядка 30-40%.
2.2.3Анализ цен
На декабрь 2010 года стоимость размещения в стандартном двухместном гостиничном номере (double/twin) составляет 1 900 – 4 000 руб. для отелей категории «3 звезды», 4 650 – 8 900 руб. для отелей категории «4 звезды» и 9 000 – 10 000 руб./сутки для отелей категории 5 звезд.
Уровень цен на стандартный гостиничный номер в низкий сезон
Категория отеля |
Стоимость размещения в сутки, рублей |
3 звезды |
1900-4000 |
4 звезды |
4650-8900 |
5 звезд |
9000-10000 |
Ценовая политика гостиниц Санкт-Петербурга имеет ярко выраженную сезонность. В высокий сезон (июнь, июль, неделя до и после Нового года) цены увеличиваются на 30-40%.
2.3 Анализ рынка продажи отелей и выделения объектов под размещение
гостиниц в Санкт- Петербурге в 2010 году
В первой половине
2010 года активизировался рынок продажи
отелей и выделения объектов под
размещение гостиниц. Например, компания
NAI Becar приобрела недостроенную
В мае 2010 года Правительство города выделило 4 здания в центре (Марсово поле, Невский проспект, набережная реки Мойки, Конюшенная пл.) под проектирование гостиниц. Банком ВТБ был продан пансионат «Озеро Зеркальное» (150 мест размещение и участок 11 га) в Выборгском районе Ленобласти за 180 млн. рублей. Гостиница Астория выставлена на торги на 25 мая 2011 года по стартовой цене 2,5 миллиарда рублей. Объект расположен по адресу: Санкт-Петербург, улица Большая Морская, дом 39, литера А.Площадь здания – 16 998,2 кв.м. Здание продается совместно с земельным участком. Площадь участка – 3 188 кв. м. Здание передано в аренду на основании договора до 01.07.2046.Арендатор – ЗАО «Гостиничный комплекс «Астория».
Предложения по продаже гостиничных объектов
Адрес |
Общая площадь, кв. м |
Стоимость руб./кв. м |
г. Петродворец, SPA-отель 4* |
4 000 |
137 500 |
пос. Стрельна, ул. Дружбы |
1 201 |
82 430 |
Рижский пр., 4-6, апарт-отель 3* |
1 357 |
77 376 |
В Санкт-Петербурге гостиницы 3 звезды оценивались порядка $100-300 тыс. за номер. Цены на гостиничные объекты 4-5 звезды начинались от $350-500 тыс. в пересчете на номер, при этом верхний предел цен в зависимости от эксклюзивности объекта мог быть гораздо выше. Типичными продавцами гостиниц были - иностранные компании (уход с рынка), банки (реализация залогов), федеральные и местные органы власти (приватизация), госкомпании (продажа непрофильных активов). Типичными покупателями гостиниц были российские инвестиционные компании и частные инвесторы, а также девелоперы. Наибольшей популярностью у девелоперов пользовались гостиницы категории 3 звезды, т.е. объекты, имеющие потенциал для развития. Общая динамика сделок в стоимостном выражении говорит о том, что в 2009-2010 гг. рынок купли-продажи гостиничных объектов находился в инертном состоянии, однако в 2011 г. покупатели активизировались. Если проводить сравнение инвестиционного рынка в сегменте гостиничной недвижимости и рынка коммерческой недвижимости в целом, то можно отметить, что кризисная ситуация на рынке недвижимости довольно сильно повлияла именно на сегмент гостиниц. Общий объем инвестиций по рынку коммерческой недвижимости во время кризиса снизился в 2-2,5 раза, а объем сделок в гостиничном сегменте - 5-10 раз.
2.4 Анализ инвестиций в гостиничную недвижимость Санкт-Петербурга в 2010 году
Стоимость создания любого объекта в гостиничном сегменте изначально дороже, чем в любом другом сегменте коммерческой недвижимости. Однако плюсом гостиничного бизнеса является то, что он более долгосрочный, чем офисный или торговый. После возврата вложений отели в течение следующих 18-20 лет приносят стабильный доход (прибыль) - только после 25 лет работы возникает необходимость в существенных инвестициях в его усовершенствование или капремонт.
По данным Нotelinvest, инвестиции в номер гостиницы 3* в среднем составляют 80 000 долл., 4* - до 200 000 долл. Стоимость создания мини-отеля – не более 2000 долл./кв. м, включая реконструкцию жилого дома, отделку помещения и оборудование.
По мнению аналитиков агентства «Бекар», затраты на строительство отеля составляют порядка $1500-2000 на 1 кв.м. Создание отеля обходится инвестору дороже, чем строительство объекта торговой, офисной и жилой недвижимости. Поскольку возможности строительства в центре Петербурга ограничены, инвесторы вынуждены заниматься реконструкцией существующих зданий, что обходится гораздо дороже. Затраты на реконструкцию здания под гостиницу напрямую зависят от состояния постройки, но в любом случае будут очень значительными. Если речь идет о полной реконструкции с заменой перекрытий, то для гостиницы высокого класса (ее строительство наиболее выгодно инвестору) затраты могут составить $5-10 тыс. на 1 кв.м. При этом себестоимость отделки и оснащения отеля – это больше 50% затрат на реконструкцию. Для гостиницы среднего класса затраты на реконструкцию составляют от 2 тыс. на 1 кв.м. Срок окупаемости гостиничных проектов сегодня составляет от 7 лет. Для мини-отелей показатели лучше - срок окупаемости от 6 лет и высокая для коммерческой недвижимости доходность – около 20%.
По данным опросов управляющих гостиниц, в структуре доходов типового отеля наибольшую долю занимают доходы номерного фонда, а также ресторанов и баров при отеле.
В структуре расходов типового отеля основную долю занимают расходы на заработную плату сотрудников и налоговые отчисления и амортизационные отчисления в совокупности они составляют около 60% всех расходов. Следующие по значимости расходы идут на оплату поставщикам, маркетинговые расходы, расходы на содержание здания, оплата услуг банка, плата за менеджмент управляющей компании их доля составляет приблизительно 25%. И остальные расходы составляют около 15%. (таблица 2.6).
Информация о работе Анализ рынка гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга