Анализ системы стимулирования труда на предприятии (на примере ОАО «Московский»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:41, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования дипломной работы является изучение теоретических основ существующих систем стимулирования труда для последующего анализа системы стимулирования в ОАО «Московский» и разработки концепции ее совершенствования.
На основе поставленной цели, выделим задачи нашего исследования.
Во-первых, раскрыть сущность понятия системы стимулирования труда.
Во-вторых, определить роль мотивационного фактора в системе стимулирования труда.
В-третьих, охарактеризовать группы экономических и неэкономических стимулов.
В-четвертых, определить, какие методы анализа системы стимулирования и мотивации труда разработаны в настоящее время с учетом меняющейся среды.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы анализа системы стимулирования труда на предприятии
1.1 Место мотивации в системе стимулирования труда
1.2 Виды стимулирования труда
1.3 Методы анализа системы стимулирования труда с учетом меняющейся среды
2. Анализ системы стимулирования труда в ОАО «Московский»
2.1 Характеристика ОАО «Московский »
2.2 Анализ системы стимулирования в ОАО «Московский»
2.3 Разработка концепции совершенствования системы стимулирования труда в ОАО «Московский»
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

стимулирование труда диплом.doc

— 493.00 Кб (Скачать файл)

Для оценки труда в  рассматриваемой системе используются следующие трудовые показатели:

- коэффициент эффективности  труда (КЭТ) – при оценке  индивидуального труда;

- коэффициент эффективности  коллективного труда (КЭКТ) –  при оценке труда коллективов  структурных подразделений.

В основе оценки индивидуального  труда лежит сравнение фактического труда работника за месяц с  его обязанностями или заданиями  за тот же период, а в основе оценки труда коллектива – сравнение фактической работы структурного подразделения с его функциональными обязанностями.

При определении коэффициента эффективности месячного труда  каждого работника (КЭТ) учитываются  такие факторы, как базовая зарплата, время и интенсивность труда, сложность выполнения работы, трудовое поведение работника (инициатива, совмещение профессий, расширение зон обслуживания, дисциплина и др.), которые отражаются в соответствующих коэффициентах. Расчет величины КЭТ ведется по формуле:

 

КЭТ = Кбзп х Ктв , (2.1)

 

где Кбзп - коэффициент базовой среднемесячной зарплаты за прошедший период;

Ктв – коэффициент трудового вклада работника в конечные результаты работы структурного подразделения за тот же период.

Рассмотрим методики расчета обеих составляющих формулы (2.1).

Первая составляющая КЭТ – коэффициент базовой  зарплаты. Это понятие в данной системе используется вместо категорий «тариф» и «оклад» при оценке труда соответственно рабочих-повременщиков и рабочих, получающих оклад. При этом для определения коэффициента базовой зарплаты (Кбзп) рассчитывается среднемесячная заработная плата работника за предыдущий период (год, полугодие, квартал) и делится на 100.

Коэффициент базовой  зарплаты, окладный и тарифный коэффициенты включают в себя следующие характеристики труда:

- сложность труда (различный  уровень квалификации работников), отраженную в базовых окладах  и тарифах;

- тяжесть труда (различные  условия труда), отраженную в надбавках  и доплатах к окладам и тарифным  ставкам.

Вторая составляющая КЭТ – коэффициент трудового вклада работника (Ктв). Этот коэффициент рассчитывается за отчетный месяц по формуле:

 

Ктв ОКЛАД = (КОВ х ККТ) + КСОВМ. + КПРОЧ.,

Ктв ТАРИФ = (Т х ОВ х ККТ) + КСОВМ. + КПРОЧ., (2.2)

 

где КОВ – коэффициент отработанного времени;

ККТ – коэффициент качества труда;

КСОВМ. – коэффициент совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания и увеличения объема выполняемых работ;

КПРОЧ. – коэффициенты ночные, праздничные, вечерние и т.д.;

Т – тарифная почасовая ставка;

ОВ – фактически отработанное время.

При этом коэффициент  отработанного времени (КОВ) рассчитывается как отношение фактически отработанного времени к нормативному времени в отчетном месяце.

Коэффициент качества труда  в отчетном месяце (ККТ) фиксирует результаты, интенсивность (напряженность) работы, уровень выполнения работником его основных обязанностей. Для руководителей предприятия и его структурных подразделений коэффициент качества труда рассчитывается по формуле:

 

Ккт.рук. = КЭТКит х Кинт х Коо, (2.3)

 

где КЭТКит – итоговый коэффициент эффективности труда руководимого коллектива, отражающий результаты его работы за отчетный месяц;

Кинт – коэффициент интенсивности (напряженности) труда руководителя, зависящий от выполнения нормы управляемости;

Коо – коэффициент выполнения руководителем своих основных обязанностей.

Что касается фонда оплаты труда предприятия, то с переходом  на новую систему, он предстанет как  сумма долей его структурных  подразделений, исчисленных по итогам за прошлый период (квартал, полугодие, год). Эти доли необходимо ежемесячно корректировать в зависимости от того, как структурные подразделения выполняют свои функциональные обязанности. База сравнения – предыдущий месяц. Если подразделение превысило показатели предыдущего месяца, то его коэффициент эффективности коллективного труда (КЭТК) повысится, увеличится и его доля в общем фонде оплаты труда. Если же подразделение сработало хуже, то его доля в фонде оплаты труда понизится.

Таким образом, во-первых, фонд оплаты труда подразделения каждый месяц жестко увязывается с выполнением его функциональных обязанностей, во-вторых, снимается противоречие между систематически меняющимся фондом оплаты труда всего предприятия и относительно стабильными (по условиям тарифной оплаты труда) фондами оплаты труда структурных подразделений.

Существенной частью внедрения данной системы оценки и оплаты труда является система  внутренних претензий на предприятии. Необходимость в ее создании связана  с тем, что при взаимодействии любых структурных подразделений между ними неизбежно возникают конфликты по поводу неисполнения или некачественного исполнения обязанностей. В таких случаях и оформляются претензии, которые учитываются затем при оценке коллективного труда подразделения за истекший период: чем больше претензий, тем меньше доля подразделения в фонде оплаты труда предприятия. Более того, подразделение, виновное в срыве работы или задержках, материально наказываются передачей части своего фонда оплаты труда в фонд пострадавшего подразделения.

В случаях же, когда подразделение проявляет инициативу, улучшающую показатели других подразделений или всего предприятия, его доля в общем фонде оплаты труда увеличивается.

Таким образом, можно  выделить достоинства предлагаемой системы стимулирования:

1. Система оценки и оплаты труда охватывает все без исключения структурные подразделения предприятия, включая бухгалтерию, и всех работников, вплоть до генерального директора. То есть труд любого работника и любого подразделения измеряется и ежемесячно оценивается.

2. Система обеспечивает  прямую материальную связь личного  дохода работника, фонда оплаты  труда подразделения с общим  фондом оплаты труда предприятия.  Таким образом, зарплата каждого  работника непосредственно зависит  от объемов производства и  реализации продукции (работ, услуг).

3. Фонд оплаты труда  структурных подразделений формируется  в зависимости от их вклада  в общие результаты работы  предприятия.

4. Оплата труда работников  происходит в полном соответствии  с их трудовым вкладом в  конечные результаты труда коллектива структурного подразделения, где они работают.

5. Действующие коэффициенты (тарифный, окладный, совмещения и  др.) позволяют отказаться от денежной  оценки труда.

6. Контроль за выполнением  обязанностей и соблюдением дисциплины  всеми работниками ведется ежедневно.

7. Ежемесячно каждый  работник оценивается с точки  зрения выполнения должностных  обязанностей и правил внутреннего  трудового распорядка, что отражается  на оплате его труда.

8. Действует система  внутренних претензий.

9. У рабочих-повременщиков  и окладников резко возрастают материальные стимулы и ответственность за труд (до уровня рабочих-сдельщиков). У всех работников (рабочих, ИТР, служащих) появляются материальные стимулы работать с меньшей численностью, замещать заболевших, ушедших в отпуск, проявлять инициативу, работать с высокой интенсивностью труда.

При этом соблюдаются  права профсоюзов, КЗОТ и другие нормативные документы.

К недостаткам можно  отнести то, что в данной системе  оценки и оплаты труда учитываются  не все критерии МОТ по установлению заработной платы, особенно внешние по отношению к предприятию факторы.

Кроме рассмотренной  выше модели, для стимулирования работников в связи с повышением производительности труда предлагается установить норматив формирования фонда поощрения за каждый процент прироста производительности труда.

Для применения данной системы  стимулирования необходимо прежде всего  выбрать метод расчета производительности труда. Общепринятой формулой для такого расчета является отношение полученного  результата к затратам труда. В качестве результата может использоваться объем произведенной продукции в натуральном, стоимостном или трудовом выражении.

В стоимостном выражении  объем продукции выражается через  показатели реализованной и товарной продукции, добавленной стоимости  и др. В натуральном выражении объем продукции определяется в тоннах, метрах и т.п.

Трудовой метод измерения  производительности труда предполагает учет результатов работы в нормо-часах или рассчитывается через трудоемкость единицы продукции.

При определении затрат труда могут использоваться отработанные или оплаченные человеко-часы, человеко-дни, численность всего персонала или численность только рабочих в зависимости от той задачи, на решение которой направлена система стимулирования с учетом коллективных результатов труда.

Предлагается провести еще одно мероприятие, направленное на увеличение производительности труда и сокращения до минимума незапланированной текучести персонала – проведение систематических мониторингов «мотивационного фона»: опросы, позволяющие оценить мотивацию работников. Если результаты окажутся настораживающими – оперативно предпринимать необходимые меры.

Для этого необходимо в составе отдела организации  труда и заработной платы образовать группу мотивации персонала, выполняющую  следующие задачи и функции:

- систематическое изучение  мотивации работников предприятия;

- оценка эффективности  используемых на предприятии  систем и методов стимулирования  труда;

- разработка предложений  по совершенствованию системы  стимулирования применительно к  различным категориям работников предприятия;

- определение и внедрение  новых методов стимулирования  труда;

- обоснование новых  систем оплаты труда применительно  к разным категориям работников  предприятия;

- изучение опыта отечественных  и зарубежных предприятий по  оценке мотивации и применению различных методов стимулирования.

Необходимо ежегодно пересматривать систему мотивации  персонала. При разработке каждой новой  программы учитывать недоработки, ошибки, пробелы прошлой, новые цели и задачи, изменения внутренней и внешней среды.

 

Заключение

 

Стимулирование представляет собой процесс применения стимулов, которые призваны обеспечивать либо повиновение человека вообще, либо целенаправленность его поведения. Это достигается путем ограничения  или, наоборот, улучшения возможностей удовлетворения его потребностей.

Главная задача любой  существующей системы стимулирования труда – реализация целей предприятия, таких как повышение производительности, снижение себестоимости продукции  или услуг, интенсификация сбыта. Но для их достижения требуется согласование интересов компании и сотрудников, являющихся ее основным ресурсом.

Система стимулирования традиционно основывается на следующих  принципах:

- средства на оплату  труда должны быть заработаны, ее размер должен зависеть  от результатов деятельности;

- методика расчета  денежного вознаграждения должна  быть понятна и доступна каждому  сотруднику;

- система стимулирования  должна быть гибкой и соответствовать  целям компании и направлениям  ее развития.

Её изучение позволяет  объяснить целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Чем больше система стимулирования соответствует мотивации работника, группы, коллектива, тем сильнее  ее действие и тем выше эффективность стимулов.

Мотивацию можно определить как внутренний процесс сознательного  выбора человеком того или иного  типа поведения, определяемого комплексным  воздействием внешних (стимулов) и внутренних (мотивов) факторов.

Мотивация направлена на изменение существующего положения; стимулирование – на его закрепление, но при этом эти два метода управления трудом взаимно дополняют друг друга.

Заниматься совершенствованием системы стимулирования без знания мотивации персонала это все  равно, что ориентировать ее на незнакомых людей.

Существуют различные  теории мотивации, базирующиеся на удовлетворении потребностей и побуждении людей  к действиям.

Среди самых известных  теорий мотивации можно выделить два типа: содержательные (теория А. Маслоу, теория потребностей Д. МакКлеланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга) и процессуальные (теория ожиданий В. Врума, теория справедливости, комплексная модель Портера-Лоулера). Содержательные теории определяют, какие потребности индивида формируют и стабилизируют его поведение.

На основании каждой из этих теорий разработаны конкретные способы стимулирования: каждый из них предполагает обращение к  подлинно важным для человека внутренним мотивам и устремлениям.

Информация о работе Анализ системы стимулирования труда на предприятии (на примере ОАО «Московский»)