Анализ системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить основные проблемы, которые связаны с организацией управления на предприятии и изучить факторы определяющие выбор организационной структуры предприятия, а также провести анализ системы управления организацией на примере МУ ДСЛкд «Берёзки».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 101.98 Кб (Скачать файл)

     Психологические методы играют очень важную роль в  работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или  служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение  к внутреннему миру человека, его  личности, интеллекту, чувствам, образам  и поведению с тем, чтобы направить  внутренний потенциал человека на решение  конкретных задач предприятия.

     Психологическое планирование составляет новое направление  в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния  коллектива предприятия. Оно исходит  из необходимости концепции всестороннего  развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое  планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования относят:

     - формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия  сотрудников;

     - комфортный психологический климат  в коллективе;

     - формирование личной мотивации  людей исходя из философии  предприятия;

    -минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

     - разработку служебной карьеры  на основе психологической ориентации  работников;

     - рост интеллектуальных способностей  членов коллектива и уровня  их образования

    -формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.

     Целесообразно, чтобы психологическое планирование и регулирование выполняла профессиональная психологическая служба предприятия, состоящая из социальных психологов.

     Отрасли психологии и знание их методов исследования позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить  их психологические портреты, разработать  способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший  климат коллектива. Психология является экспериментальной наукой, изучающей  отношения психических процессов  в жизни человека. В центре внимания психоанализа психические процессы и мотивации влечений человека, прежде всего душевных и сексуальных. Психология труда изучает психологические  аспекты профессионального отбора, профориентации, профессионального  утомления, напряженности и интенсивности  труда, несчастных случаев и др. Психология управления анализирует аспекты  поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации и психологического климата. Психотерапия изучает способы  психического воздействия словом, поступками, обстановкой на человека с определенными  расстройствами психики 

     с целью лечения. Такие способы, как  самовнушение (аутогенная тренировка), внушение (гипноз), медитация постепенно входят в практику управления.

     Социально-психологические  методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается  в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов  из перечисленных выше.

     Примером  социально-психологических методов  управления может служить удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы  сохранить хороших работников, следует  следить, чтобы они были счастливы  и довольны, стараться их стимулировать  для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.

     Акцент  на обучение и расширение возможностей участия в управлении улучшает понимание  роли своего труда. Эти факторы приводят к высокой производительности, восприимчивости  к нововведениям и, в конечном счёте, к высокой конкурентоспособности  на мировых рынках.

1.9 Сущность и содержание  функций менеджмента и основные функции менеджмента

     Функции управления - это конкретный вид  управленческой деятельности (осуществляется специальными приемами и способами), а также соответствующая организация  работ.

     Как мы видим, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для  выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее  определить, что нужно в итоге  получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

     Каждая  функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного  процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных  единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

     Сущностная  особенность менеджмента обуславливает  наличие менеджера - субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему  право на выполнение функций по руководству  людьми.

     В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные  с выполнением данных функций  и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента. 
 

     Функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных  систем к новым и часто изменяющимся государственным регулятором, а  также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной  и социальной деятельности.

     Под адаптивностью понимается способность  сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В  систему адаптивных элементов системы  менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующие. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

     Следует отметить и процессы адаптации к  ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов  задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической  среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных  решений).

     Основные  функции менеджмента характеризуются  полнотой содержания, устойчивостью  структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента  представляет собой отдельный процесс  управления по выработке методов  активизации и средств воздействия  на персонал и его деятельность для  достижения общих результатов социально-экономической  системы.

     систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.

     Планирование, как основная функция менеджмента  представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление  усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс  управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств  воздействия имеет свою специфику  и условия использования.

     Концепция - идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая  экономическая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию формирования концепции. 
 

     Прогноз - научное предвидение возможного состояния фирмы, корпорации, экономики, общества в будущем. Прогнозы в бизнесе  разрабатываются по сложным социально-экономическим  проблемам, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего  прогноз используется в стратегическом управлении.

     Программа - законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью, имеющий  конкретный конечный результат, требующий  привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих  органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирование целевых  комплексных программ в бизнесе  и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в  разных сферах экономики и научных  исследованиях.

     Организация, как основная функция менеджмента  представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. При  реализации данной функции оперируют  категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция  менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации  в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому  организация управления - формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы  на основе комплексного подхода с  учетом системных и ситуационных факторов. Организация как основная функция менеджмента ориентирует  производственно-хозяйственную систему  во времени и пространстве. Ее назначение - постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой фирмой продукции (услугах), в обосновании  ресурсообеспеченности целей и  реализуемости в соответствии с  имеющимся потенциалом.

     Цели - конкретные желаемые результаты, которых  стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением структурной деятельности.

     Осознание общей цели, сопричастность к процессу ее достижения и получение выгоды от конечного состояния системы  выступают воздействующими стимулами.

     Постоянный  контроль целей и результатов  их достижения позволяет уточнить промежуточные  цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии. Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка  или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно  отражается на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс  их согласования, определения взаимного  соответствия.

     Стратегия управления разрабатывается на длительный период, но может разрабатываться  и на текущий период при коренных поворотах в хозяйственной политике. Стратегия управления свойственна  как крупным, так и малым предприятиям, любым формам хозяйствования. 

     При оценке любого средства воздействия  менеджер анализирует процесс управления по всем его стадиям и основным функциям.

     Содержание  функции организации управления предполагает формирование и обоснование  набора видов работ, необходимых  для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или  границ действий и принятия решений; полномочий, т.е. прав на принятие решений; ответственности, т.е. меры и формы  ответственности и санкций за последствия принятых решений. На базе этих данных устанавливаются перечень и профессиональный состав персонала и создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функций и объема полномочий.

     Мотивация как основная функция менеджмента  связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения  для достижения личных целей и  целей организации. В процессе мотивации  предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых  категорий: потребности людей - интересы людей - мотивы деятельности - действия людей. Мотивация через потребности  отражает процесс их возвышения от простых (пища, жилище, безопасность) до сложных (самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление). Если мотивация основана на удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к самоуправлению. Для удовлетворения высших потребностей предварительно должны быть удовлетворены первичные потребности, и необходима высокая производственная и управленческая культура.

Информация о работе Анализ системы управления