Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:46, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы контроля исполнения документов в администрации Заельцовского района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий комплекс задач:
- анализ роли контроля в системе управления;
- особенности организации контроля в системах государственного и муниципального управления
- анализ организации контроля исполнения нормативно-правовых документов в органах государственного и муниципального управления
Введение 4
Глава 1. Анализ теории и практики организации контроля в управлении 7
1.1. Место и роль контроля в системе управления 7
1.2. Особенности организации контроля в системах государственного и муниципального управления. 16
1.3. Анализ организации контроля исполнения нормативно-правовых документов в органах государственного и муниципального управления. 23
Глава 2. Анализ системы контроля в Администрации Заельцовского района г. Новосибирска 27
2.1. Характеристика Заельцовского района г. Новосибирска 27
2.2. Анализ нормативно-правового обеспечения деятельности Администрации Заельцовского района г. Новосибирска 32
2.3. Анализ деятельности организационно-контрольного отдела Администрации Заельцовского района г. Новосибирска 35
Глава 3. Пути совершенствования системы контроля 50
3.1. Основные направления совершенствования системы контроля в Администрации Заельцовского района г. Новосибирска 50
3.2. Рекомендации по подбору сотрудников контрольных органов 52
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Нормы (стандарты) надо устанавливать прежде, чем можно будет сделать какую бы то ни было оценку. Если контроль задумывался как слежение (мониторинг) или регулирование плана, то должна быть заранее установлена цель, на которую направлены планируемые усилия. Оцениваемые результаты должны быть взяты в отношении к чему-либо (к цели) – или же они будут ничего незначащими статистическими данными. Невозможность выразить количественно показатель цели управления не должна служить причиной того, чтобы не устанавливать вообще контрольных стандартов. Даже субъективный показатель при условии, что осознается его ограниченность, лучше, чем ничего. [29]
На этапе сопоставления
полученных результатов с установленными
нормами, определяется, насколько достигнутые
результаты соответствуют ожиданиям,
насколько допустимы или
Руководство устанавливает масштаб допустимых отклонений, в пределах которого отклонение полученных результатов от намеченных не должно вызывать тревоги. Но, если масштаб взят слишком мелкий, то контрольные органы будут реагировать на очень небольшие отклонения, что весьма разорительно, и требует много времени. Такая система контроля может парализовать и дезорганизовать работу организации и будет скорее препятствовать, чем помогать достижению целей, предусмотренных в распорядительных документах. В подобных ситуациях достигается высокая степень контроля, но процесс контроля превращается, наоборот, в тормоз. Многие государственные программы были признаны неэффективными именно потому, что большая часть денег тратилась на управление программой и на обеспечение надлежащего контроля за ней, а не на реализацию сути самой программы. В таких случаях объектом контроля являлся в основном срок исполнения, а не содержание и надлежащее качество исполнения.
На третьем этапе руководство должно выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт. Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления в администрации действительно заставлял бы ее функционировать в соответствии с целями, предусмотренными в постановлениях и распоряжениях. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что цели, установленные в распорядительных документах достигаются, лучше всего ничего не предпринимать. В управлении нельзя, однако, рассчитывать на то, что случившиеся один раз, повторится снова. Если система контроля показала, что какое-то постановление или распоряжение исполняется хорошо, необходимо продолжать измерять результаты, повторяя цикл контроля.
Система контроля,
которая не позволяет
На заключительном этапе контроля оценивается его эффективность.
Система эффективного контроля – это такая система, которая дает нужную информацию до того, как разовьется кризис. Контроль, также как и планы, должен быть гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.
Наиболее эффективный контроль – это простейший контроль, с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что если система контроля слишком сложна и люди не понимают и не поддерживают ее, то такая система контроля не может быть эффективной. [24]
Если суммарные затраты на систему контроля превосходят создаваемые ею преимущества, организации лучше не использовать эту систему контроля. Контроль должен быть экономичным. Затраты на систему контроля состоят из затрат времени, расходуемого на сбор, передачу и анализ информации, а также из затрат на все виды оборудования, используемого для осуществления контроля, и затрат на хранение, передачу и поиск информации, связанной с вопросами контроля. Один из способов возможного увеличения экономической эффективности контроля состоит в использовании метода управления по принципу исключения, который характеризуется тем, что система контроля срабатывает только при наличии существенных отклонений от стандартов. Например, система контроля администрации должна реагировать только тогда, когда большинство пунктов распорядительного документа не выполняется эффективно и в определенные сроки в силу известных причин.
Измерение результатов, позволяющих установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты, - это самый трудный и самый дорогостоящий элемент контроля. Для того чтобы стать эффективной, система контроля должна соответствовать тому виду деятельности, который подвергается контролю. Так как контроль исполнения распорядительных документов охватывает все сферы деятельности администрации, то здесь нужны единые стандарты, такие как сроки поступления информации об исполнении, степень выполнения каждого пункта распоряжения или постановления и другие.
Выбор подходящей единицы измерения - это зачастую наиболее легкая часть проведения контрольных измерений, обеспечивающих, в конечном счете, и весь контроль, достижение целей руководства администрации. Равно важно, чтобы скорость, частота и точность измерений тоже были согласованы с деятельностью, подлежащей контролю. Однако любая система сбора и обработки информации относительно дорога. Стоимость проведения измерений зачастую является наиболее крупным элементом затрат во всем процессе контроля.
Необходимым условием любой контрольной деятельности всегда являлась и будет являться своевременная и достоверная информация. Взаимодействие и координация органов государственного управления и контроля невозможна без обмена информацией между ними.
Распространение информации играет ключевую роль в обеспечении эффективности контроля. Для того чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо обязательно доводить до сведения работников, выполняющих постановления и распоряжения как установленные стандарты, так и достигнутые результаты исполнения. Подобная информация должна быть точной, достоверной, поступать вовремя и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работников в виде, легко позволяющем принять необходимые решения и действия, обязательно соблюдая установленные рамки конфиденциальности. Желательно также обеспечит эффективную связь между теми, кто устанавливает стандарты и теми, кто должен их выполнять.
Заключительная стадия
этапа сопоставления
Таким образом, теория менеджмента рассматривает контроль как совокупность взаимосвязанных этапов, с четко определенными процедурами на каждом из этапов. Выполнение этих процедур является необходимым условием эффективного контроля.
Менеджмент традиционно
связывают с коммерческими
Особенности менеджмента в государственной и муниципальной службе проявляются, прежде всего, в целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции менеджмента в государственной и муниципальной службе обладает соответствующей спецификой:
- планирование и прогноз в муниципальных учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими органами,
- организация государственной
и муниципальной службы, как правило,
имеет более иерархическую структуру и соответствующие
ей управленческие процедуры. Поэтому
в рамках государственной службы складывается
особый административно-
- мотивация в государственной
и муниципальной службе в меньш
- контроль и оценка результатов в рамках государственной и муниципальной службы осуществляются вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль на государственной и муниципальной службе носит более объемлющий характер, чем в коммерческой организации.
Специфика менеджмента в муниципальной службе часто обозначается емкими терминами «администрирование», в которой ключевыми характеристиками менеджмента являются:
- следование инструкциям;
- разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;
- концентрация власти и политической воли;
- ограничение свободы;
- административный контроль;
- авторитарный стиль управления.
Особенности контроля исполнения управленческих решений особенно четко проявляются в принципах и требованиях, предъявляемым к осуществлению контроля в органах государственного и муниципального управления.
Контроль базируется на общих и частных принципах контроля исполнения распорядительных документов органов государственного и муниципального управления. Из каждого принципа вытекает определенное требование, которым следует руководствоваться при осуществлении контроля в органах государственного и муниципального управления.
По мнению профессора А.И. Радченко, к общим принципам контроля в органах государственного и муниципального управления относится:
- массовость контроля. Из этого принципа вытекает требование обеспечения в необходимых случаях привлечения к контролю органов государственного и муниципального управления широких слоев населения;
- повсеместность контроля,
означающего, что он имеет
- всесторонность контроля,
предполагающая осуществление
- реальность контроля,
предусматривающая требование
- объективность контроля,
требующая беспристрастной
- результативность контроля,
определяющего необходимость
Информация о работе Анализ теории и практики организации контроля в управлении