Если собственниками жилых помещений
не выбрали способ управлнения, то управление
должно осуществляться управляющей организацией,
избранной на основании конкурса, проводимого
по решению органа местного самоуправления.[19,
стр. 20]
Необходимость в применении указанного
механизма избрания управляющей организации
возникает, если:
1) собственниками помещений в
многоквартирном доме не выбран
способ управления этим домом,
в частности:
- общее собрание по вопросу выбора способа
управления многоквартирным домом не
проводилось или решение о выборе способа
управления многоквартирным домом не
было принято;
- по истечении 2 месяцев после вступления
в законную силу решения суда о признании
несостоявшимся общего собрания собственников
помещений в многоквартирном доме по вопросу
выбора способа управления повторное
общее собрание не проводилось или решение
о выборе способа управления многоквартирным
домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений
в многоквартирном доме решение
о выборе способа управления
домом не реализовано, в том
числе в следующих случаях:
- большинство собственников помещений
в многоквартирном доме не заключили договоры,
необходимые при непосредственном управлении;
- собственники помещений в многоквартирном
доме не направили в уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти документы,
необходимые для государственной регистрации
товарищества собственников жилья либо
жилищного кооператива или иного специализированного
потребительского кооператива;
- не заключены договоры управления многоквартирным
домом.
Также конкур по выбору УК проводится
если собственники выбрали в качестве
способа управления управление управляющей
организацией, но не определили конкретную
организацию, с которой желают заключить
договор управления многоквартирным домом.
Поэтому, если собственники не определили
конкретную организацию, это должен сделать
орган местного самоуправления.
Путем проведения открытого конкурса
осуществляется выбор управляющей организации
и в случаях, когда многоквартирный дом
находится в государственной или муниципальной
собственности. Причем в данной ситуации
выбор иного способа управления невозможен,
существует лишь возможность выбора управляющей
организации. Таким образом, выбор управляющей
организации на конкурентной основе предусмотрен
и для тех случаев, когда речь идет об управлении
многоквартирными домами, находящимися
в собственности публичных образований.
Заключение договора управления многоквартирным
домом без проведения открытого конкурса
в случаях, когда он должен быть проведен,
допускается, если указанный конкурс в
соответствии с законодательством признан
несостоявшимся.
Законодатель предоставил собственникам
право в любое время изменить способ управления
домом. Решение об изменении также должно
быть принято на общем собрании собственников.
Общее собрание собственников помещений
в многоквартирном доме обязано выбрать
способ управления многоквартирным домом.
В случае создания товарищества собственников
жилья товарищество может управлять многоквартирным
домом без привлечения других организаций.
При этом договор управления не заключается,
поскольку отношения товарищества собственников
жилья с членами товарищества строятся
на основании членства и договоры в данном
случае не предусмотрены в силу природы
названных отношений. Однако с собственниками
помещений в многоквартирном доме, не
являющимися членами товарищества, товарищество
заключает договоры, поскольку между названными
субъектами отсутствуют отношения членства.
Взаимодействие управляющей компании
с пользователями жилых помещений на основе
договора управления МКД, это наиболее
правильный с точки зрения законодательства
вариант из описанных выше возможных взаимоотношений.
В этом случае УК заключает с поставщиками
и подрядчиками все необходимые договоры
для исполнения своих обязательств по
управлению домом от своего имени и за
свой счет. При выполнении работ (услуг)
по содержанию и ремонту общего имущества
собственников помещений с привлечением
различных организаций (не своими силами)
УК использует договоры подряда. А при
предоставлении коммунальных услуг УК
заключает с ресурсоснабжающими организациями
договоры на приобретение коммунальных
ресурсов, являясь при этом потребителем
ресурсов. Последующая передача услуг
собственникам осуществляется по договору управления.
|
Рис. 1.1. Варианты взаимоотношений
УК с собственниками жилых помещений |
Счета за все работы и ресурсы
подрядчики и поставщики будут предъявлять
управляющей компании. А УК будет формировать
счета-квитанции от своего имени собственникам
помещений.
Источниками дохода управляющей
компании являются:
- платежи граждан за ЖКУ, в т.ч.
за управленческие услуги;
- комиссионное вознаграждение
за организацию эффективного использования
общего имущества (в случае сдачи в аренду
общего имущества собственников помещений
в многоквартирном доме на основании договора
комиссии с ними);
- экономия по результатам деятельности
УК по содержанию и ремонту общего имущества
дома (ст. 710 ГК);
- пени, штрафы собственников
и нанимателей помещений за несвоевременную
оплату, неоплату ЖКУ.
Направления расходования средств:
оплата ЖКУ, оказанных дому.
Модель договора управления,
раскрывающая основные аспекты взаимоотношений
управляющей компании с собственниками
помещений, представлена на рисунке 1.2.
|
Рис.1.2. Модель договора управления |
В некоторых случаях для минимизации
рисков управляющей организации (неплатежи
собственников, неправильная тарифная
политика в отношении управляющей организации)
применяют посредническую схему договорных
отношений. Между собственниками помещений
многоквартирного дома и УК заключается
два договора: договор управления и договор
комиссии (агентский договор по типу комиссии).
На основе договора управления
управляющая компания с привлечением
сторонних организаций выполняет работы
и услуги по надлежащему содержанию и
ремонту общего имущества собственников
помещений в многоквартирном доме, а также
выполняет иную деятельность, направленную
на достижение целей управления многоквартирным
домом.
Также в договоре управления
указывается, что управляющая компания
осуществляет посредническую деятельность
по предоставлению коммунальных услуг
(по договору комиссии).
Договор комиссии заключается
управляющей компанией с каждым собственником
помещения. В соответствии с ним УК обязуется
заключить договор купли-продажи коммунальных
ресурсов с ресурсоснабжающими организациями
от своего имени, но за счет собственников
помещений. Собственники помещений должны
обеспечить УК средствами для своевременного
выполнения обязательств перед поставщиками.
Таким образом, УК заключает
с поставщиками и подрядчиками договоры
для исполнения своих обязательств по
управлению домом:
- по жилищным услугам от своего имени
и за свой счет. При выполнении работ (услуг)
по содержанию и ремонту общего имущества
собственников помещений с привлечением
различных организаций (не своими силами)
УК использует договоры подряда;
- по коммунальным услугам от своего имени,
но за счет собственников помещений УК
заключает с ресурсоснабжающими организациями
договоры купли-продажи коммунальных
ресурсов, являясь при этом потребителем.
Передача ресурсов собственникам осуществляется
по договору управления и договору комиссии.
При несвоевременной оплате
гражданами коммунальных услуг складывается
нехарактерная для договора комиссии
ситуация: УК исполняет обязательства
по оплате не за счет собственников, как
предполагалось условиями договора, а
за счет собственных средств. В этом случае
УК в определенной степени "кредитует"
собственников помещений. Поскольку происходит
отвлечение денежных средств УК, возможно
включение в договор комиссии условий
договора займа (например, условий о том,
что в случае несвоевременного внесения
собственником помещения платежа в счет
договора комиссии УК передает поставщику
собственные денежные средства в счет
исполнения обязательств собственника,
а последний обязуется возвратить УК внесенные
за него денежные средства с учетом процентов
в размере ставки банковского процента
на день возврата суммы долга).
Счета за все услуги в каждом
конкретном доме предъявляются поставщиками
управляющей компании, которая в свою
очередь начисляет платежи гражданам.
Обязательства по оплате ЖКУ у жителей
возникают перед УК, а та - обязана оплатить
100% полученных на дом услуг.
Формирование платы за содержание
и ремонт общего имущества будет зависеть
от набора услуг, согласованных общим
собранием собственников помещений. Проведение
энергосберегающих мероприятий, а также
всех мероприятий по улучшению условий
проживания граждан должно быть также
утверждено на общем собрании.
Особенности бухгалтерского
учета и налогообложения:
- имущество, принятое в управление, учитывается
на забалансовом счете;
- платежи населения за коммунальные услуги отражаются
на субсчетах;
- налогообложению подлежит сумма средств,
поступивших за услуги по управлению и
услуги по содержанию и ремонту общего
имущества дома, а также доход от предоставления
займов.
На рис. 1.3. представлена модель
договора управления, раскрывающая основные
аспекты взаимоотношений управляющей
компании с собственниками помещений.
Положительным моментом применения
данной схемы взаимоотношений является
то, что УК действует за счет средств собственников
помещений, следовательно, она не обязана
авансировать их (если это специально
не предусмотрено договором комиссии,
то это противоречит посреднической природе
договора - УК выполняет обязательства
именно ЗА СЧЕТ собственников помещений).
Основной недостаток - обязанной
по договору поставки ресурсов становится
именно УК, что ставит ее перед определенным
риском того, что ресурсоснабжающая организация
может обратиться в суд с требованием
о взыскании с нее возникшей задолженности.
Поэтому при заключении договоров купли-продажи
коммунальных ресурсов следует добиваться
указания на то, что УК исполняет свои
обязательства по оплате за поставленные
ресурсы за счет средств, собранных с собственников
помещения жилого дома.
Реализация данной схемы будет
наиболее предпочтительной при установке
общедомового прибора учёта тепловой
энергии, в данном случае будет реализована
необходимость представительства собственников
всего дома при выставлении единого счёта
за потребленную энергию на весь дом по
показаниям прибора учёта.
|
Рис.1.3. Модель договора управления
с договором комиссии |
По договору комиссии (агентскому
договору по типу комиссии) собственники
перечисляют УК следующие платежи:
- Средства для оплаты за поставленные
коммунальные услуги
- Комиссионное вознаграждение управляющей
компании за заключение от своего имени
и за счет собственников помещений договоров
с ресурсоснабжающими организациями,
а также участие в расчетах с ними (включается
в плату за услуги по управлению на основе
договора управления).
Начисление и сбор платы за
предоставленные коммунальные услуги
осуществляет управляющая компания.
Контроль качества коммунальных
услуг осуществляет управляющая компания.
Заявки и жалобы по качеству предоставляемых
услуг поступают в управляющую компанию.
В случае непредоставления
коммунальных услуг или предоставления
коммунальных услуг ненадлежащего качества
управляющая компания обязана составить
акты недопоставки и осуществить перерасчет
платежей граждан.
При реализации такого варианта
еще одним моментом является то, что по
договору комиссии на коммунальные услуги
собственники помещений поручают управляющей
компании принять наличные денежные средства
в оплату коммунальных ресурсов, предоставленных
ресурсоснабжающими предприятиями. Т.е.
в данном случае управляющая компания
формально не будет являться исполнителем
коммунальных услуг. Исходя из этого, с
учетом положений ФЗ РФ от 27.07.2006 №140-ФЗ,
прием управляющей компанией наличных
денежных средств от собственников помещений
в оплату коммунальных ресурсов, предоставленных
ресурсоснабжающими предприятиями (исполнителями),
должен осуществляться путем заключения
агентского договора (по типу комиссии)
с кредитной организацией (банком). В данном
случае управляющая организация по договору
с кредитной организацией (банком) осуществляет
сбор платежей населения за коммунальные
ресурсы в целях осуществления банком
операций по переводу денежных средств
от населения без открытия банковских
счетов на банковский счет ресурсоснабжающей
организации (по договору возмездного
оказания услуг между банком и ресурсоснабжающей
организацией). Основаниями для сбора
управляющей организацией денежных средств
с собственников помещений являются договоры
комиссии, заключенные УК с собственниками,
и договоры купли-продажи коммунальных
ресурсов с элементами комиссии (агентирования),
заключенные УК с поставщиками.