Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель нашей работы показать насколько важно и необходимо общение для современного руководителя (менеджера) и предприятия в целом. Эта тема наиболее важна и актуальна сегодня, особенно в условиях развития конкуренции.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть особенности коммуникации и их эффективность в управлении;
Изучить основы делового общения;
Рассмотреть основные этапы и функции делового общения;
Введение
Глава 1. Коммуникации в управлении
1.1.Информация и ее виды……………………………………….....…..5
1.2.Коммуникация и эффективность управления………………..........8
1.3.Коммуникации между уровнями и подразделениями………......10
ГЛАВА 2. Деловое общение.
2.1. Этапы и функции управленческого делового общения…………13
2.2. Факторы повышения эффективности делового общения…….....18
2.3. Деловые переговоры как средство делового общения………….20
Заключение
Список литературы
Помимо обмена по нисходящей,
организация нуждается в
Передача информации с низших уровней на высшие, может заметно влиять на производительность.
На любом из перечисленных выше уровней могло быть принято решение об отклонении новой идеи.
Коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх, также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Последняя управленческая инновация в коммуникациях по восходящей – это создание групп из рабочих, которые регулярно, обычно на 1 час в неделю, собираются для обсуждения и решения проблем в производстве или обслуживании потребителей.[5]
В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий.
Поскольку организация – это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении.
К примеру, представители разных отделов в вашей школе бизнеса периодически обмениваются информацией по таким вопросам, как составление расписания занятий, уровень требований в программах для выпускников, сотрудничество в исследовательской и консультативной деятельности и обслуживание местного населения.
Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтам заключаются в формировании равноправных отношений. Доказано, что такие отношения являются важной составляющей удовлетворенности работников организации.
Важно, наиболее очевидным компонентом коммуникаций в организации являются отношения между руководителем и подчиненным. Хотя они служат примером обмена информацией по вертикали, мы рассматриваем этот вид обмена информацией отдельно, поскольку он составляет основную часть коммуникативной деятельности руководителя.
Исследования показали, что
2/3 этой деятельности реализуется между
управляющим и управляемыми. Некоторые
из многочисленных разновидностей обмена
информацией между
В дополнение к обмену информацией
между руководителем и
Вывод: невозможно переоценить важность коммуникации в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формировать цели и достигать их. Поэтому, деловое общение имеет ряд особенностей, и выступает на одно из первых мест среди функций менеджера организации.
ГЛАВА 2. Деловое общение.
2.1. Этапы и функции
управленческого делового
Характерной особенностью делового
общения является то, что его содержание
и цели направлены на решение организационных
и социальных задач. Однако деловое
общение, как и общение вообще,
обычно рассматривается как сложный
и многогранный процесс, который
может выступать в одно и то
же время и как процесс
Деловое общение включает в себя все многообразие функций общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникация - в узком смысле слова это обмен информацией между субъектом и объектом управления; интеракция - их взаимодействие, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция - процесс взаимного восприятия и познания объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания.
Если в деловом общении, например, не возникает взаимопонимание, то коммуникацию нельзя считать состоявшейся. Деловое (ролевое) общение и неформальное (личностное) переплетаются друг с другом и могут переходить одно в другое. В каких бы психологических формах не проявлялось общение - оно деловое, если его определяющим содержанием является социально значимая совместная деятельность.
Содержание делового общения определяется потребностями в совместной деятельности, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности и ее реализации.[7]
Целью делового общения становится воздействие коммуникатора на окружающих с тем, чтобы сделать собеседников в каких-то проявлениях близкими себе, склонить их к определенным действиям и поступкам, изменить их мнения и взгляды, и благодаря такому воздействию, у людей, находящихся в положительном повседневном контакте, вырабатывается понимание вкусов, интересов и взглядов друг друга. Важно отметить, что стремление коммуникатора (ведущего) воздействовать на людей, хотя является и главной, но не единственной целью делового общения.
Деловое общение служит задаче удовлетворения психологической потребности в сопереживании, желании быть понятыми, оцененным, выразить кому-то свое сочувствие и расположение. Это обстоятельство особенно важно иметь в виду при деловом общении руководителя с подчиненным. В данном случае ролевое (формальное) общение всегда носит характер личностной (неформальной) коммуникации. В процессе делового общения руководитель познает интересы подчиненных, мотивы их поведения, что создает предпосылки для повышения эффективности управленческой деятельности. В умелом, организованном деловом общении коллективный труд доставляет людям глубокое удовлетворение, что в свою очередь расширяет и закрепляет социальные связи человека, усиливает контакты между членами коллектива. Совершенствование межличностных отношений неизбежно приводит к повышению производительности труда.
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
- Установка контакта (знакомство).
Предполагает понимание
- Ориентировка в ситуации
общения, осмысление
- Обсуждение интересующей проблемы;
- Решение проблемы.
- Завершение контакта (выход из него).
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.
Функции общения в управлении деятельностью коллектива целесообразно рассматривать на двух уровнях: интегральном и локальном.[8]
На интегральном уровне общение обеспечивает жизнедеятельность организации в целом. Здесь можно выделить следующие функции:
1. Регулятивная функция. В процессе общения осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие на объект управления. Эта функция позволяет организовывать совместные действия, планировать, согласовывать, координировать и оптимизировать взаимодействие различных объектов управления. От осуществления именно этой функции зависит эффект управленческого общения.
2. Функция социального контроля. Способы решения задач, стоящих перед организацией, принципы и формы работы имеют выраженный нормативный характер. Их регламентация в распоряжениях, указаниях, в групповых и социальных нормах обеспечивает целостность и организованность учреждения, согласованность совместных действий исполнителей. Поддержание необходимой согласованности и организованности осуществляется благодаря функции социального контроля.
3. Функция социализации. Эта функция является одной из важных в работе руководителя. Включаясь в совместную деятельность и общение, молодые сотрудники не только осваивают коммуникативные умения и навыки, но и учатся быстро ориентироваться в собеседнике, ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить, что также очень важно как в плане межличностной адаптации, так и для осуществления непосредственной профессиональной деятельности. Важное значение имеет приобретаемое при этом умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим сотрудникам.
4. Социально-педагогическая функция. В процессе общения осуществляется обучение, воспитание и развитие личности сотрудника, передается практический опыт. Вследствие систематических контактов в ходе совместной деятельности, участники общения приобретают самые различные знания о себе самих, о партнерах, о способах наиболее рационального решения поставленных перед ними задач. Овладение необходимыми практическими умениями и навыками, возможная компенсация недостающих знаний у отдельных сотрудников также обеспечивается социально-педагогической функцией.
На локальном уровне рассматриваются функции, реализуемые в процессе конкретного взаимодействия и обеспечивающие достижение определенных целей в акте общения.
1. Контактная. Ее цель - установление контакта как состояния обоюдной готовности руководителя и подчиненного к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме взаимной ориентированности.
2. Информационная. Ее цель - обмен сообщениями, т.е. прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос. В управлении - это прежде всего доведение исполнителю управленческого решения (приказы, поручения, задания), получение информации о ходе и результатах исполнения этого решения, а также обмен мнениями, замыслами и т.д.
3. Побудительная. Это осуществление стимуляции активности объекта управления, направление его на выполнение тех или иных действий.
4. Координационная. Цель данной функции - взаимное ориентирование и согласование действий различных исполнителей при организации их совместной деятельности.
5. Функция понимания, т.е. не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.).
6. Амотивная функция, цель которой возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с их помощью собственных переживаний и состояний.
7. Функция установления отношений, которая преследует цель осознания и фиксирования своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей организации, в которой предстоит действовать сотруднику.
8. Функция оказания влияния, цель которой - изменение состояния людей, их поведения, намерений, установок, а также мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.
Знание интегральных функций общения в управленческой деятельности дает возможность выявить причины отклонений и нарушений этого процесса, несовершенство структуры управления
Эффективность управленческого
общения нельзя рассматривать
в отрыве от управленческой
деятельности в целом.
Деловое общение является необходимым компонентом управленческой деятельности. В то же время в рамках управления могут иметь место и нежелательные по содержанию межличностные контакты, например, обмен сплетнями, слухами о возможных должностных перемещениях, структурных изменениях.
Обмен такой недостоверной
информацией дезорганизует