Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является диагностика и совершенствование стиля управления руководителя СПК «Скабин».
Задачи исследования:
- изучение разных подходов к определению стиля управления;
- определение стиля управления руководителя СПК «Скабин»;
- сведение результатов определения стиля руководства разных методик.
Преимущества концепции Лайкерта в том, что ее можно легко использовать в социологическом исследовании.
1.3 Теория стилей руководства Д. Макгрегора
Широкую известность приобрела «Теория X» и «Теория Y» Дугласа Макгрегора, разработанная в 1957 году.
Руководители групп с высокой и низкой производительностью классифицировались в пределах от одной крайности – сосредоточенные на работе («Теория X») – до другой – сосредоточение на человеке («Теория Y»).
«Теория X» описывает черты
авторитарного стиля
Выделив два противоположных стиля управления, Д. Макгрегор по существу описал прошлое и настоящее менеджмента. В прошлом господствовал стиль «X», характерный, по его мнению, более всего для тейлоризма, а сейчас наступает эпоха стиля «Y», к которому призывает доктрина «человеческих отношений».
Характерное отличие теории Макгрегора заключается в том, что она не может служить основой для научного исследования. Она носит сугубо рекомендательный оттенок и говорит о том, что и как нужно делать. Хочется добавить, что реализация «Теории Y» может вызвать серьезные изменения в организационной структуре, побудить отказаться от пирамидальной структуры, где вся власть и ответственность сосредоточены только наверху. [4, c.38]
Выводы Р. Лайкерта и Д. Макгрегора дали мощный импульс использованию стиля руководства, построенного на участии работников в принятии решений. Однако многие управляющие-практики были разочарованы результатами перехода к такому стилю руководства. Группа ученых в Университете штата Огайо провела комплексное исследование в области руководства и нашла одну причину этого разочарования (Рисунок1.1). Они выявили серьёзную ошибку в концепции разделения руководителей на тех, кто сосредоточен или только на работе, или только на человеке, и разработали систему, в соответствии с которой поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам: структуре и вниманию к подчиненным. Согласно этой точке зрения руководители могут оказывать влияние на людей своим поведением, которое различается по этим двум критериям.
Внимание к отношениям в структуре |
Внимание к структуре отношений | ||
Низкое |
Высокое | ||
Высокое |
Лидер уделяет меньше внимания структурированию зданий для работников, а больше занимается удовлетворением их потребностей и желаний. |
Лидер в значительной мере обеспечивает руководство работой, деля одновременно большое внимание установлению наилучших отношений с работниками. | |
Низкое |
Лидер не справляется с необходимым структурированием работы, стремясь компенсировать это приложением максимальных усилий по установлению наилучших отношений с работниками. |
Основное внимание уделяется лидером структурированию работы и всего того, что с ней связано, при слабом учете нужд и желаний работников. |
Рисунок1.1- Стили лидерства по результатам исследований Университета штата Огайо
Таким образом, было выявлено, что люди могут вести себя с разной степенью внимания к подчиненным и структурированию проблем. Несмотря на то, что самая высокая производительность ассоциировалась с руководителем, который владеет и тем, и другим стилем поведения, более поздние исследования показали, что эта классификация применима не ко всем ситуациям.
1.4. «Управленческая решетка» Блейка – Мутона
Концепция подхода к эффективности руководства по двум критериям, разработанная в Университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Р. Блейком и Д. Мутон, которые построили «решетку менеджмента», включавшую в себя пять основных стилей руководства.[5, 128]
Матрица этой решетки ранжирует два измерения: первое – ориентация на производство – по шкале от 1 до 9; второе – ориентация на персонал, заботу о людях – также по шкале от 1 до 9. Стиль управления определяется обоими этими критериями.
Первое измерение
Второе измерение (ориентация на персонал) предполагает создание хороших условий труда, отвечающих потребностям и желаниям работников, развитие благоприятных межличностных отношений.
Каждый тип управленческого поведения Можно обозначить своими координатами. На рис. 1.2 обозначены четыре полярных координаты (1.1; 9.1; 1.9; 9.9) и срединная координата 5.5. Координаты 5.9-9.9 тяготеют к демократическому стилю управления, при котором сотрудникам предоставляется возможность самореализации и подтверждения собственной значимости. Такой стиль управления соответствует современным научным представлениям об эффективном руководстве.
5.5 – организация. Руководитель
достигает приемлемого
Ориентация на персонал (П) Незначительная Забота о людях Значительная |
9 |
1.9. Максимум внимания к людям, минимум внимания к работе. |
9.9. Высокая ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям. | ||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||
6 |
5.5. Умеренное внимание к работе и людям. |
||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||
3 |
1.1. Незначительное внимание к производству и людям |
9.1. Максимум внимания к работе, незначительное внимание к людям. | |||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |||||||||||
незначительная забота о производстве значительная Ориентация на выполнение производственных заданий (З) |
Рисунок 1.2 - «Управленческая решетка» Блейка и Мутона
9.1 – авторитет-подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. [7, c. 300] Координаты 9.1 присущи авторитарному стилю управления. Его кредо: производственный результат – всё, человек – лишь исполнитель, винтик в механизме организации. При таком курсе управленческого администрирования возникают ответные реакции подчиненных, старающихся уйти из-под постоянного давления со стороны руководителя, найти для этого любой предлог. В свою очередь это ведет к тотальному контролю со стороны администратора. Большую часть его времени начинают поглощать функции контроля и надзора. Характерная черта таких руководителей – ориентация на безоговорочную исполнительность, подавление инициативы, поиск виновников и т.п.
9.9 – команда. Благодаря
усиленному вниманию к
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СПК «СКАБИН»
Сельскохозяйственный
Расположен СПК «Скабин» в юго-восточной части района и юго-западной части области. Общая площадь СПК составляет около 3455000 м2. На территории хозяйства преобладают песчаные и супесчаные почвообразующие породы. Типы почв в СПК в основном дерново-подзолистые. Средний балл сельскохозяйственных угодий 33,9; балл пашни – 35,4.
Обеспеченность СПК «Скабин» земельными ресурсами приведена в таблице 2.1
Таблица 2.1- Земельные ресурсы СПК «Скабин»
Земельные угодья |
Площадь, га |
Структура, % | ||||
2010г. |
2011 г. |
2012 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |
Пашня |
1958 |
1958 |
2039 |
73,0 |
73,0 |
73,7 |
Сенокосы |
65 |
65 |
65 |
2,4 |
2,4 |
2,4 |
Пастбища |
642 |
642 |
642 |
23,9 |
23,9 |
23,2 |
Многолетние насаждения |
19 |
19 |
19 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Итого сельхозугодий |
2684 |
2684 |
2765 |
100 |
100 |
100 |
Лес |
83 |
83 |
83 |
2,99 |
2,99 |
2,9 |
Пруды и водоёмы |
13 |
13 |
13 |
0,47 |
0,47 |
0,45 |
Всего |
2780 |
2780 |
2861 |
100 |
100 |
100 |
Примечание - собственные расчеты на основе данных годовых отчетов предприятия (землепользование)[3]
Наибольшую структуру земельных угодий в СПК «Скабин» занимают пашни. Площадь пашни в 2012 году увеличилась на 81 гектар по сравнению с 2010 годом. Это увеличение произошло за счет присоединения пашни других хозяйств, граничащих с СПК.
Достаточная обеспеченность необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объема производства продукции и повышения эффективности производства.
СПК «Скабин» наиболее полно обеспечено трудовыми ресурсами, о чем свидетельствует таблица 2.2
Таблица 2.2 – Среднесписочная численность работников в СПК «Скабин»
Категория работников |
2012 г. |
Темп роста в % | |||||||
2010 г. |
2011г. |
2011 г. к 2010 |
2012 г. к 2011 | ||||||
Среднесписочная численность работников, чел |
195 |
203 |
200 |
104,1 |
98,5 | ||||
Рабочие постоянные |
168 |
164 |
166 |
97,6 |
101,2 | ||||
Служащие, всего |
25 |
29 |
29 |
116,0 |
100,0 | ||||
В т.ч. руководители |
12 |
12 |
12 |
100,0 |
100,0 | ||||
специалисты |
13 |
17 |
17 |
130,8 |
100,0 | ||||
Наёмный персонал |
2 |
10 |
5 |
500,0 |
50,0 |
Примечание - собственные расчеты на основе данных годовых отчетов предприятия (форма № 5- АПК)[3]
Данные таблицы показывают,
что среднесписочная
Информация о работе Диагностика и совершенствование управления в СПК «Скабин»