Диагностика и совершенствование управления в СПК «Скабин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является диагностика и совершенствование стиля управления руководителя СПК «Скабин».
Задачи исследования:
- изучение разных подходов к определению стиля управления;
- определение стиля управления руководителя СПК «Скабин»;
- сведение результатов определения стиля руководства разных методик.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 161.34 Кб (Скачать файл)

Преимущества концепции  Лайкерта в том, что ее можно легко использовать в социологическом исследовании.

 

1.3 Теория стилей  руководства Д. Макгрегора

 

Широкую известность приобрела  «Теория X» и «Теория Y» Дугласа  Макгрегора, разработанная в 1957 году.

Руководители групп с  высокой и низкой производительностью  классифицировались в пределах от одной крайности – сосредоточенные на работе («Теория X») – до другой – сосредоточение на человеке («Теория Y»).

«Теория X» описывает черты  авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к  труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах. «Теория Y», напротив, говорит  о демократичном стиле руководства: использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, стремление к ответственности, моральные стимулы, заинтересованность в труде, участие в управлении.

Выделив два противоположных  стиля управления, Д. Макгрегор по существу описал прошлое и настоящее менеджмента. В прошлом господствовал стиль «X», характерный, по его мнению, более всего для тейлоризма, а сейчас наступает эпоха стиля «Y», к которому призывает доктрина «человеческих отношений».

Характерное отличие теории Макгрегора заключается в том, что она не может служить основой для научного исследования. Она носит сугубо рекомендательный оттенок и говорит о том, что и как нужно делать. Хочется добавить, что реализация «Теории Y» может вызвать серьезные изменения в организационной структуре, побудить отказаться от пирамидальной структуры, где вся власть и ответственность сосредоточены только наверху. [4, c.38]

Выводы Р. Лайкерта и Д. Макгрегора дали мощный импульс использованию стиля руководства, построенного на участии работников в принятии решений. Однако многие управляющие-практики были разочарованы результатами перехода к такому стилю руководства. Группа ученых в Университете штата Огайо провела комплексное исследование в области руководства и нашла одну причину этого разочарования (Рисунок1.1). Они выявили серьёзную ошибку в концепции разделения руководителей на тех, кто сосредоточен или только на работе, или только на человеке, и разработали систему, в соответствии с которой поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам: структуре и вниманию к подчиненным. Согласно этой точке зрения руководители могут оказывать влияние на людей своим поведением, которое различается по этим двум критериям.

Внимание к отношениям в структуре

Внимание к структуре  отношений

 

Низкое

Высокое

Высокое

Лидер уделяет меньше внимания структурированию зданий для работников, а больше занимается удовлетворением их потребностей и желаний.

Лидер в значительной мере обеспечивает руководство работой, деля одновременно большое внимание установлению наилучших отношений с работниками.

Низкое

Лидер не справляется с  необходимым структурированием

работы, стремясь компенсировать это приложением максимальных

усилий по установлению наилучших  отношений с работниками.

Основное внимание уделяется  лидером структурированию работы и всего того, что с ней связано, при слабом учете нужд и желаний работников.


Рисунок1.1- Стили лидерства по результатам исследований Университета штата Огайо

Таким образом, было выявлено, что люди могут вести себя с  разной степенью внимания к подчиненным и структурированию проблем. Несмотря на то, что самая высокая производительность ассоциировалась с руководителем, который владеет и тем, и другим стилем поведения, более поздние исследования показали, что эта классификация применима не ко всем ситуациям.

 

1.4. «Управленческая решетка» Блейка – Мутона

 

Концепция подхода к эффективности  руководства по двум критериям, разработанная в Университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Р. Блейком и Д. Мутон, которые построили «решетку менеджмента», включавшую в себя пять основных стилей руководства.[5, 128]

Матрица этой решетки ранжирует  два измерения: первое – ориентация на производство – по шкале от 1 до 9; второе – ориентация на персонал, заботу о людях – также по шкале от 1 до 9. Стиль управления определяется обоими этими критериями.

Первое измерение ориентировано  на выполнение производственных заданий любой ценой, невзирая на персонал. Особенно это характерно для руководителей, стремящихся, во что бы то ни стало получить высокие производственные показатели. В этом измерении предполагается решение широкого круга производственных вопросов, касающихся эффективности принятия управленческих решений, подбора персонала, организации трудового процесса, объема и качества выпускаемой продукции и т.п.

Второе измерение (ориентация на персонал) предполагает создание хороших условий труда, отвечающих потребностям и желаниям работников, развитие благоприятных межличностных отношений.

Каждый тип управленческого  поведения Можно обозначить своими координатами. На рис. 1.2 обозначены четыре полярных координаты (1.1; 9.1; 1.9; 9.9) и срединная координата 5.5. Координаты 5.9-9.9 тяготеют к демократическому стилю управления, при котором сотрудникам предоставляется возможность самореализации и подтверждения собственной значимости. Такой стиль управления соответствует современным научным представлениям об эффективном руководстве.

5.5 – организация. Руководитель  достигает приемлемого качества  выполнения, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Руководитель старается занять позицию «золотой середины» между методами управления «жестких» и «мягких» управленцев. Они во всем пытаются достичь компромисса. У них ярко выражено стремление работать надежно, получать стабильный средний результат. Но, как правило, именно это желание спокойно работать не дает им возможность использовать целиком имеющиеся в их распоряжении ресурсы [5, 22].

Ориентация на персонал (П)

  Незначительная            Забота о людях           Значительная

9

1.9. Максимум внимания  к людям, минимум внимания к работе.

     

9.9. Высокая

ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям.

8

     

7

     

6

     

5.5. Умеренное внимание к работе и людям.

     

5

           

4

           

3

1.1. Незначительное внимание к производству и людям

     

9.1. Максимум внимания к работе, незначительное внимание к людям.

2

     

1

     

1

2

3

4

5

6

7

8

9

незначительная          забота о производстве             значительная

Ориентация на выполнение производственных заданий (З)





Рисунок 1.2 - «Управленческая решетка» Блейка и Мутона

9.1 – авторитет-подчинение. Руководитель очень заботится  об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. [7, c. 300] Координаты 9.1 присущи авторитарному стилю управления. Его кредо: производственный результат – всё, человек – лишь исполнитель, винтик в механизме организации. При таком курсе управленческого администрирования возникают ответные реакции подчиненных, старающихся уйти из-под постоянного давления со стороны руководителя, найти для этого любой предлог. В свою очередь это ведет к тотальному контролю со стороны администратора. Большую часть его времени начинают поглощать функции контроля и надзора. Характерная черта таких руководителей – ориентация на безоговорочную исполнительность, подавление инициативы, поиск виновников и т.п.

9.9 – команда. Благодаря  усиленному вниманию к подчиненным  и эффективности руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность. [7, c.300] Этот стиль управления состоит в умении так построить работу, чтобы сотрудники видели в ней возможность самореализации и подтверждения собственной значимости. Создаются условия работы, позволяющие наилучшим образом использовать потенциальные возможности сотрудников коллектива. [1, c. 319]

 

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

 ХАРАКТЕРИСТИКА  СПК «СКАБИН»

 

 

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Скабин» находится в Копыльском районе Минской области. Расстояние от города Копыля 3 километра, от города Минска 110 километров. 

Расположен СПК «Скабин» в юго-восточной части района и юго-западной части области. Общая площадь СПК составляет около 3455000 м2. На территории хозяйства преобладают песчаные и супесчаные почвообразующие породы. Типы почв в СПК в основном дерново-подзолистые. Средний балл сельскохозяйственных угодий 33,9; балл пашни – 35,4.

Обеспеченность СПК «Скабин» земельными ресурсами приведена в таблице 2.1

Таблица 2.1- Земельные ресурсы СПК «Скабин»

 

Земельные угодья

Площадь, га

Структура, %

2010г.

2011 г.

2012 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Пашня

1958

1958

2039

73,0

73,0

73,7

Сенокосы

65

65

65

2,4

2,4

2,4

Пастбища

642

642

642

23,9

23,9

23,2

Многолетние насаждения

19

19

19

0,7

0,7

0,7

Итого сельхозугодий

2684

2684

2765

100

100

100

Лес

83

83

83

2,99

2,99

2,9

Пруды и водоёмы

13

13

13

0,47

0,47

0,45

Всего

2780

2780

2861

100

100

100


Примечание - собственные расчеты на основе данных годовых отчетов предприятия (землепользование)[3]

Наибольшую структуру  земельных угодий в СПК «Скабин» занимают пашни. Площадь пашни в 2012 году увеличилась на 81 гектар по сравнению с 2010 годом. Это увеличение произошло за счет присоединения пашни других хозяйств, граничащих с СПК.

Достаточная обеспеченность необходимыми трудовыми  ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объема производства продукции и повышения эффективности производства.

СПК «Скабин» наиболее полно обеспечено трудовыми ресурсами, о чем свидетельствует  таблица 2.2

Таблица 2.2 – Среднесписочная  численность работников в СПК «Скабин»

 

Категория работников

   

 

2012 г.

Темп роста в %

2010 г.

2011г.

2011 г. к 2010

2012 г. к 2011

Среднесписочная численность  работников, чел

195

203

200

104,1

98,5

Рабочие постоянные

168

164

166

97,6

101,2

Служащие, всего

25

29

29

116,0

100,0

В т.ч. руководители

12

12

12

100,0

100,0

специалисты

13

17

17

130,8

100,0

Наёмный персонал

2

10

5

500,0

50,0


Примечание - собственные расчеты на основе данных годовых отчетов предприятия (форма  № 5- АПК)[3]

Данные  таблицы показывают, что среднесписочная численность в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 4,1%, а в 2012 году по сравнению с 2011 годом, наоборот, уменьшилась на 1,5%. Однако численность рабочих в 2012году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 1,2%, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом, наоборот, уменьшилась на 2,4%. В связи с тем, что сельское хозяйство имеет сезонный характер, в СПК «Скабин» привлекается наемный персонал.

Информация о работе Диагностика и совершенствование управления в СПК «Скабин»