Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является диагностика и совершенствование стиля управления руководителя СПК «Скабин».
Задачи исследования:
- изучение разных подходов к определению стиля управления;
- определение стиля управления руководителя СПК «Скабин»;
- сведение результатов определения стиля руководства разных методик.
Продолжение таблицы 4.2
17* |
+ |
||||
18 |
+1 |
П=2; З=5
Результаты занесены в «решетку» (Рисунок 4.2)
Рисунок 4.2- Стиль руководства Глебова А.П.
Как видно из данных «решетки», начальник отдела больше ориентирован на сотрудников, главный специалист - на выполнение задач.
Третья использованная методика предназначена для определения сотрудниками степени развития профессиональных качеств руководителей в ситуациях управленческой деятельности. Методика заимствована из работы А.А. Деркач «Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности». [8, c. 268-280]
Инструкция. Ниже представлено 50 утверждений. Обведите кружком (или пометьте другим каким-либо знаком) те утверждения, с которыми Вы согласны, т.е. которые соответствуют Вашему поведению и отношению к людям. Если Вы ранее никогда не сталкивались с такими ситуациями, постарайтесь представить, как бы Вы могли повести себя в них.
Тест-опросник.
1.При работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.
2. Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним.
3. Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.
4. В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.
5.Мои родители редко заставляли меня делать то, чего я не хотел.
6.Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.
7.Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников.
8. Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерения доказывать что-либо.
9.Я умею объективно оценивать своих подчиненных, выделяя среди них сильных, средних и слабых.
10. Мне приходится часто советоваться с моими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение.
11. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызывать у людей раздражения.
12.Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы.
13.Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений.
14. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.
15.Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем.
16. Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать – ни хорошего, ни плохого.
17. Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.
18.Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.
19.Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок.
20.Мне часто для эффективной работы не хватает времени.
21. На грубость подчиненного я стараюсь найти ответную реакцию, не вызывающую конфликта.
22. Я сделаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.
23. С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения.
24.Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях.
25. Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций.
26. Мне легче подстраиваться под мнение большинства коллектива, чем выступать против него.
27.Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, пусть даже самое незначительное, достижение.
28.Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей.
29.Мне приходится чаще просить, чем требовать.
30.Я часто теряю от возбуждения контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают.
31. Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, то эффективность моего руководства значительно повысилась бы.
32. Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам и увлечениям подчиненных.
33. Я предоставляю более грамотным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, особо не контролируя их.
34. Мне нравится анализировать и обсуждать с подчиненными их проблемы.
35. Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими функциональными обязанностями.
36. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которых всегда можно поставить на место.
37. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам.
38.Самое трудное для меня – это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.
39. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте.
40. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким – подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства.
41. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных.
42. Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.
43. Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным.
44. Работу с людьми я представляю как мучительное занятие.
45. Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.
46. Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных.
47. Главное в руководстве – распределить обязанности.
48. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли менеджера.
49. Подчиненные – безответственные люди, и поэтому их надо постоянно контролировать.
50. Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не вмешиваться.
51. Для более качественного руководства нужно поощрять наиболее способных подчиненных и строго взыскивать с нерадивых.
52. Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение.
53. Мне приходится часто объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами.
54. Нарушителя дисциплины строго наказываю.
55. В критике недостатков подчиненных я беспощаден.
56. Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек.
57. Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить.
58. Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением.
59. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.
60. Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего.[17, c. 40]
Анализ результатов
Степень выраженности стилей управления (авторитарного, либерального, демократического) определяется путем подсчета суммы в соответствии с ключом к тест-опроснику.
Таблица 4.2- Результаты теста
Стиль управления |
Номера ответов-утверждений |
Сумма ответов Аскерко В.В. |
Сумма ответов Глебов А.П. |
Авторитарный |
1, 6, 7, 12, 13, 18, 19, 24,25, 30, 31, 36, 37, 42, 43,48, 49, 54, 55, 60. |
0 |
2 |
Либеральный |
2,5,8,11,14,17, 20,23,26,29 ,32,35,38,41,44,47, 50, 53, 56, 59. |
6 |
2 |
Демократичный |
3,4, 9, 10, 15, 16, 21, 22,27,28, 33, 34, 39, 40, 45,46,51,52,57, 58. |
14 |
16 |
В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности стиля будет различной: минимальной (0-7 баллов), средней (8-13 баллов), высокой (14-20 баллов). Если оценки минимальны по всем трем показателям, стиль считается неустойчивым, неопределенным. У опытного руководителя наблюдается комбинация стилей управления. На взгляд автора, более предпочтительно сочетание авторитарного и демократического стилей управления, когда менеджер применяет гибкие методы работы с людьми и повседневно утверждает эффективный стиль управления. [19, с. 280]
Исходя из результатов тестирования:
Сравнительное исследование стилей руководства двух руководителей показало, что для Аскерко В.В. характерен либерально-демократический стиль руководства, а для Глебова А.П. - демократический.
Исследование проводилось с помощью трёх различных методик; полученные результаты имеют незначительные расхождения. Это говорит о соответствии самооценки руководителей оценке их деятельности другими сотрудниками.
Определив стиль руководства начальника экономического отдела, попытаемся нарисовать его психологический портрет.
Личность руководителя можно разложить на три класса составляющих: биографии, характеристики, способности, черты личности. Во-первых - это биографические характеристики, они включают в себя возраст, пол, социально-экономический статус и образование руководителя.
Начальник экономического отдела - мужчина среднего возраста, ему 36 лет.
Очень важными характеристиками, как для занятия менеджерской деятельностью, так и для успешного регулирования в ней являются социальный статус и образование.[16, c.640-641]
Начальник отдела вышел из интеллигентной семьи, имеет высшее образование. Он постоянно стремиться пополнять свои знания по экономике и менеджменту, изучая современную литературу и посещая семинары.
Следующий блок личных качеств – это способности. Они делятся на общие и специальные.
К числу общих способностей относится интеллект. Трудно дать оценку показателей интеллекта начальника отдела, другое дело как он используется в практической деятельности. Руководитель имеет достаточный опыт работы и уровень знаний своего дела, постоянно пополняет их и применяет в своей деятельности.
К специальным особенностям относятся специальные умения, знания, компетентность, информированность. Руководитель отдела в силу своего образования отлично разбирается в вопросах экономики, управления, формирования стратегии социально-экономического развития организации, осуществлении прогнозно-аналитической деятельности, осуществлении кредитной политики, формирование доходной части бюджета общества, в вопросах управления инвестиционными процессами в организации.
Для полноты психического портрета личности руководителя рассмотрим последний личностный блок – черты личности руководителя. К их числу относится доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надёжность в выполнении задания, независимость, общительность. Остановимся подробнее на каждой из этих перечисленных черт.
Первой является доминантность, что в переводе с английского означает «господство», «преобладание», «влияние». Любому руководителю необходимо обладать этой чертой, иначе трудно представить, как можно эффективно управлять людьми.
Данная черта характерна для Аскерко В.В. Это человек, который стремится к личной независимости, лидерству, ему присуще самоуважение, смелость, воля, неприятие слепого следования авторитетам.
Следующей характеристикой в наборе личностных черт руководителя является уверенность в себе. Начальник отдела уверен в себе, это проявляется, прежде всего, в том, что сотрудники спк «Скабин» уверены, что в трудной ситуации на него можно положиться. Это обеспечивает психологический комфорт и повышает мотивацию к выполнению задания.
Следующие две довольно родственные черты личности руководителя – эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.
С эмоциональной
Ещё одна рассматриваемая черта личности руководителя – креативность, то есть способность к творческому решению задач. Этой чертой обладает Аскерко В.В., ему в своей работе очень часто приходится сталкиваться с инновационной деятельностью, что требует от него проявления элементов новизны, творчества, предрасположенности влиянию времени. Он, так же, способен видеть элементы новизны, творчества в деятельности других людей, в частности подчинённых, и поддерживать их начинания.[15, c. 237-239]
Несомненно, важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации, в том числе при принятии ответственных решений, является самостоятельность. Как бы хороши ни были консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать сам. И чем самостоятельнее ведёт себя руководитель в управленческом процессе, тем более проявляется его независимость, что не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег, если в нём содержится рациональное зерно.
Информация о работе Диагностика и совершенствование управления в СПК «Скабин»