Диагностика и совершенствование управления в СПК «Скабин»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является диагностика и совершенствование стиля управления руководителя СПК «Скабин».
Задачи исследования:
- изучение разных подходов к определению стиля управления;
- определение стиля управления руководителя СПК «Скабин»;
- сведение результатов определения стиля руководства разных методик.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 161.34 Кб (Скачать файл)

Аскерко В.В. обладает широтой взглядов и глобальным подходом к любому вопросу.

Начальник отдела Аскерко В.В.  занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчинённым решать все остальные. Он даёт указания в форме предложений, просьб. Во взаимоотношении с подчинёнными  всегда тактичен, с пониманием относится к их интересам и запросам.

На основании анализа модели руководства, характерной для экономического отдела СПК «Скабин», можно предложить следующие рекомендации, направленные на улучшение системы управления:

- провести общее собрание, на  котором будут высказаны все  замечания и претензии, касающиеся  стиля руководства, избранного  руководителем. Подчиненным необходимо будет аргументировано объяснить свою позицию и доказать, что их уровень зрелости уже позволяет принимать решения самостоятельно. Затем перед каждым из сотрудников можно поставить определенную задачу, по итогам выполнения которой они смогут фактически подтвердить, что несут ответственность за свое поведение и достигают поставленных целей;

- начальник экономического отдела СПК «Скабин» может посетить какие-либо тренинги или семинары, посвященные системе управления на предприятии;

- для повышения уровня зрелости  сотрудников и последующего упрощения контроля за выполнением задач (а, значит, и совершенствования системы руководства) необходимо разработать программу мотивации подчиненных, которая может включать: стабильное и своевременное материальное стимулирование и планомерное повышение зарплаты в соответствии с результатами работы и уровнем квалификации работников; регулярная (не слишком частая) смена ориентиров, приоритетов и целей (от меньшей к большей) коллектива; поощрение совершенствования мастерства, квалификации работников; учёт индивидуальных особенностей мотивации сотрудников; воссоздание условий рабочего места, благоприятствующих росту мотивации; предоставление возможности саморазвития и повышения профессионализма; предоставление инициативы в новаторстве и усовершенствовании способов решения сложных индивидуальных и коллективных задач; самостоятельность и автономность служащих (в разумных пределах, разумеется).

Учитывая предложенные рекомендации, руководитель экономического отдела СПК «Скабин» Аскерко В.В. может обеспечить эффективный и высокопроизводительный рабочий процесс на своем предприятии, а каждый сотрудник будет ощущать свою незаменимость и причастность к общему делу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Стиль руководства – это  наиболее устойчивый, типичный для  данного руководителя способ реализации управленческих функций, т.е. способ  взаимодействия с подчиненными и решения производственных задач. В контексте управления стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

Самое раннее исследование эффективности стилей руководства  было проведено К. Левиным. К. Левин выделил три одномерных стиля руководства – авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (архаичный). При демократическом (коллегиальном) стиле управления руководитель распределяет полномочия между собой и  подчиненными. Либеральный, или попустительский, стиль характеризуется стандартно-формальным тоном руководителя, отсутствием похвалы и порицаний. Авторитарный стиль руководства характеризуется краткими распоряжениями, запретами без снисхождения, часто сопровождаемыми угрозами, четкой речью и неприветливым тоном.

Широкую известность приобрела  классификация стилей руководства  Дугласа Макгрегора, разработанная в 1957 году.  Руководители групп с высокой и низкой производительностью классифицировались в пределах от одной крайности – сосредоточенные на работе («Теория X») – до другой – сосредоточение на человеке («Теория Y»). «Теория X» описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах. «Теория Y», напротив, говорит о демократичном стиле руководства: использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, стремление к ответственности, моральные стимулы, заинтересованность в труде, участие в управлении.[20, c. 251]

Коллега Макгрегора, Ренсис Лайкерт разработал собственную теорию стилей руководства. Он обобщил реальные методы управления и расположил их на некотором континууме от 1 до 4. Лайкерт назвал модель № 1 ориентированной на задачу с жестко структурированной системой управления, а модель № 4 – ориентированной на взаимоотношения, в основе которых лежит бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. Модели № 2 и № 3 являются промежуточными.

Впоследствии оценка стиля  руководства была модифицирована Р. Блейком и Дж. Мутоном, которые  построили для этой цели управленческую решетку. Матрица этой решетки ранжирует два измерения: первое – ориентация на производство – по шкале от 1 до 9; второе – ориентация на персонал, заботу о людях – также по шкале от 1 до 9. Стиль управления определяется обоими этими критериями.

Для определения стиля  руководства начальника экономического отдела  СПК «Скабин» Аскерко В.В. была использована методика «Определение стиля управления персоналом», разработанная В.П. Захаровым. В результате исследования установлено, что данный руководитель имеет  расположенность к коллегиальному стилю управления.

Это означает, что начальник отдела СПК«Скабин» старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы; умеет приказать так, что хочется выполнить; старается ставить квалифицированных заместителей вместо себя; решая служебные задачи, старается создать хорошие отношения в коллективе и всегда обращается с подчиненными вежливо; если чего-то не знает, то обращается за помощью к другим; поддерживает инициативу работников, способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно; на критику обычно не обижается, прислушивается к ней; подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю; регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть; всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно; с ним интересно работать; если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим; не очень требовательный человек; контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных; не умеет поддерживать дисциплину и порядок.[21б с. 190]

Для того, чтобы составить более точный портрет стиля управления руководителя была использована методика «решетка менеджмента» в интерпретации Н.Н. Обозова В результате исследования установлено, что Аскерко В.В. больше ориентирован на сотрудников. Руководитель набрал 7 баллов в позиции ориентированной на сотрудников и 3 балла в позиции ориентированной на выполнение задач.

Далее использована методика для определения сотрудниками степени  развития профессиональных качеств руководителей в ситуациях управленческой деятельности. Методика заимствована из работы А.А. Деркач «Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности». Исходя из результатов начальник отдела в большей степени проявляет демократический стиль: 14 баллов; в меньшей – либеральный – 6 баллов. Авторитарный стиль в соответствии с этим опросником руководителю не присущ.[23, c. 24]

Исследование проводилось  с помощью трёх различных методик; полученные результаты имеют незначительные расхождения. Это говорит о соответствии самооценки руководителя оценке его деятельности другими сотрудниками.

На основании анализа модели руководства, характерной для СПК «Скабин», можно предложить следующие рекомендации, направленные на улучшение системы управления:

- провести общее собрание, на  котором будут высказаны все  замечания и претензии, касающиеся  стиля руководства, избранного  руководителем отдела;

- руководитель отдела СПК «Скабин» может посетить какие-либо тренинги или семинары, посвященные системе управления на предприятии;

- для повышения уровня зрелости  сотрудников и последующего упрощения контроля за выполнением необходимо разработать программу мотивации подчиненных.

Учитывая предложенные рекомендации, начальник экономического отдела СПК «Скабин» может обеспечить эффективный и высокопроизводительный рабочий процесс на своем предприятии, а каждый сотрудник будет ощущать свою незаменимость и причастность к общему делу.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.Барташёв. Личность делового  человека: социально-психологический  аспект. – М.: Дело, 2007. – С. 384-385.

2. Боровик, В.А. Организация аппарата управления в сельскохозяйственных предприятиях / В.А. Боровик. М.: Колос, 2005, с. 223-224

3. Данные годовых отчётов  СПК «Скабин» за 2010 г., 2011г., 2012г.

4. Дайнеко, О.А. Комплексная  рационализация управленческого  аппарата / О.А. Дейнеко. М.: Экономика, 2006. 207с.

5. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособ. / А.В. Карпов М.: Гордарик, 1999.─ С.470 ─ 494.

6.Каторгин, А.М. Производственные бригады / А.М. Каторгин, Д.В. Нехрапов. М.: Росагпромиздат, 2008. 128с.

7. Качество, стандартизация  и сертификация в АПК/ под  ред. Н.Ф.Прокопенко. Минск: Бел НИИ АЭ, 2010. 241с.

8. Квалификационный справочник. Должности служащих для всех отраслей экономики. Минск: НИИ  труда,2010, c.160-161.

9. Кравченко А.И., Кравченко  К.А. Основы менеджмента: управление  людьми. Учебное пособие для студентов  вузов. – М.: Академический проект, 2003. – С. 400-405. – («Gaudeamus»)

10. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель... – М., 2006. - С. 169.

11. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. - СПб., 2007. - С. 22.

12. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин - 4-е изд. - Мн.: Новое знание, 2010, С.23

13. Организация управленческого  труда в сельском хозяйстве/  под ред. акад. ВАСХНИЛ В.А.Тихонова. М.: Агропромиздат. 2006. 175с.

14. Основы менеджмента:  Учеб. пособие / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина,  С.А. Легостаева и др. – М.: КРОНУС, 2007. – С. 496.

15. Парамонов, Ф.И. Рационализация аппарата управления предприятиями / Ф.И. Парамонов. М.: Экономика, 2009. 237-239с.

16. Пархимчик, Е.С., Образцы должностных инструкций с комментариями / Е.С. Пархимчик, Л.Ф. Яновская. Минск: Дикта, 2008. 640с.

17. Рабочая книга практического  психолога: Технология эффективной  профессиональной деятельности / науч. редактор А.А. Деркач. – М., 2006. – с. 268-280

18. Регламентация разделения  и кооперации управленческого  труда. Метод. указания и задания к практ. занятиям / Бел. гос. с.-х. акад., сост. А.М. Артеменко. Горки: БГСХА, 2008. 40с.

19. Рекомендации по функциональным  обязанностям руководителей и  специалистов сельскохозяйственных предприятий в условиях развития рыночных отношений/ под рук. А.М. Дроздова. Минск: Бел НИИЭП АПК, 2010. 279с.

20. Силюк, Н.А. Организация управленческого труда / Н.А.Силюк, П.В. Веселов, В.В. Галахов.  М.: Экономика, 2006. 151с.

21. Структуры управления  сельскохозяйственных организаций  района в современных условиях: документально-методическое пособие/ под ред. Г.А. Баклаженко. М.: Росагропромиздат, 2010. 190с.

22.Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - с. 175 - 180

23. Функции управления: метод. указания к практическим занятиям / Бел. гос. с.-х. акад.; сост.  А.М. Артеменко. Горки: БГСХА, 2007. 24с.

 


Информация о работе Диагностика и совершенствование управления в СПК «Скабин»