Фискальная политика и проблемы её реализации в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 01:34, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Содержание работы

Введение.
1. Фискальная политика современного государства и потенциал её воздействия.
1.1. Содержание фискальной политики.
1.2. Разновидности фискальной политики.
1.3. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
2. Проблемы реализации фискальной политики на практике.
2.1. Эффект вытеснения.

3. Эффективность фискальной политики.

4. Особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь.

4.1. Общие задачи переходного периода.
4.2. Оценка структуры доходов бюджета.
4.3. Эффективность расходов бюджета.
5. Анализ фискальной политики Республики Беларусь с использованием аппарата
производственных функций.
Заключение.
Индивидуальное задание:
1. Раскрыть особенности фискальной политики в условиях переходной экономики Республики Беларусь.
2. Проанализировать статистику, тенденции, проблемы фискальной политики в Республики Беларусь.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Макроэкономике.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

 

         Министерство Образования Республики Беларусь

 

                                  Учреждение образования

       “Витебский государственный технологический университет”

 

 

 

 

 

 

 

 

               

              КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                               по дисциплине “Макроэкономика”

 

             на тему: “Фискальная политика и проблемы её реализации 

                            в национальной экономике”.

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнил:

                                                                                  студентка 2 курса

                                                                                  Группы ЗЭ - 64

                                                                                  Мандрик Н. А.

                                                                                  зач. книжка № 05166                                                                               

                      

                                                                                  Проверил:

                                                                                  Смолянец В.С.

 

 

                                        г. Витебск

                                          2007год

 

                                            Содержание:

 

 Введение.

 

1. Фискальная политика современного государства и потенциал её воздействия.

 

     1.1. Содержание фискальной политики.

 

     1.2. Разновидности фискальной политики.

 

    1.3. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

 

2. Проблемы реализации фискальной политики на практике.

 

     2.1. Эффект вытеснения.

                                                

3. Эффективность фискальной политики.                                 

    

4. Особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь.

  

    4.1. Общие задачи переходного периода.

 

    4.2. Оценка структуры доходов бюджета.

 

    4.3. Эффективность расходов бюджета.

 

5. Анализ фискальной политики  Республики Беларусь с использованием аппарата    

    производственных  функций.

 

 Заключение.

 

Индивидуальное задание:

1. Раскрыть особенности  фискальной политики в условиях  переходной экономики Республики  Беларусь.

2. Проанализировать статистику, тенденции, проблемы фискальной политики в Республики Беларусь.

 

 Список используемой  литературы.

                                     ВВЕДЕНИЕ

   В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю – даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

   По вопросам, в  каких пропорциях должно сочетаться  государственное и рыночное регулирование,  каковы границы и направления  государственного вмешательства,  существует много методов и подходов. Однако необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не подвергается сомнению.

   Государственное  регулирование экономики имеет  важное значение для экономического  и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

   Государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

Рассмотрим один из важных  инструментов достижения макроэкономической стабилизации экономики – фискальную политику и проблемы её реализации в национальной экономике.

            

 

   1. Фискальная политика современного государства и потенциал её      

        воздействия.

 

1.1. Содержание фискальной политики.

“Фиск” означает казна, “фискал” – сборщик налогов. Поэтому складывается видимость, что в лучшем случае фискальная политика есть только налоговая политика.

   Однако это  далеко не так. В рамках фискальной политики, когда речь идёт о доходах, государство должно изыскивать и другие поступления в бюджет, а не только налоги. Это могут быть доходы от ценных бумаг, которыми владеет правительство, а также другие поступления, получаемые с “государственного капитала”, размещённого в банковском секторе экономики.

     


                                               


 

 

 

            Линия доходов                                              Линия расходов

 

Налоговая               Доходы с                        Объём                  Структура

 политика         государственного                расходов              

                                капитала

 

Рис. 1. Основные компоненты современной фискальной политики.

 

   Доходы – доходами, но государство должно рационально расходовать денежные средства. Поэтому у фискальной политики государства обнаруживается и второй компонент - это «линия расходов». Здесь государство стремится регулировать и оптимизировать собственные расходы, оказывать положительное воздействие на происходящие в стране социально-экономические процессы.

 

    Фискальная (бюджетно-налоговая) политика  государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирования средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (сокращение темпов инфляции, увеличение объёмов производства, обеспечение занятости).

 

В цивилизованной стране фискальная политика формируется и контролируется парламентом страны, а реализуется правительством, в первую очередь министерством экономики и министерством финансов.

 Нам известно, что основными задачами экономической политики государства выступают обеспечение полной занятости, подавление инфляции, достижение равновесия платёжного баланса, обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. Поэтому бюджетно-налоговая (или фискальная) политика обнаруживается как совокупность конкретных мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и общего состояния государственного бюджета, которые направлены на достижение соответствующих задач социально-экономического развития.

 

Примечание. В учебнике для немецких студентов фискальная политика определяется еще более категорично – как стремление государства стабилизировать экономический процесс (прежде всего уровня занятости и цен) посредством изменения государственных доходов и государственных расходов.

 

Направленность фискальной политики современного государства непосредственно зависит от:

а) состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла;

б) принятой национальной концепции социально-экономического развития      страны и сформулированных в ней задач;

в) имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора;  

г) степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества.

   Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.

 

1.2. Разновидности фискальной политики.  

  Наличие в фискальной политике двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как за счёт изменения порядка налогообложения и привлечение других видов доходов, так и структуры государственных видов доходов, так и структуры государственных расходов. Стратегическая цель фискальной политики – оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.

   Есть резон  выделять долгосрочную, среднесрочную  и конъюнктурную фискальную политику.

 

                                                   Фискальная

                                            (бюджетно-налоговая)         

   политика

 

 

                

Долгосрочная                Среднесрочная            Конъюнктурная

                                                                            (антициклическая)

 

 

 

           Стимулирующая политика            Сдерживающая политика

                (экспансионистская)                          (ретриктивная)

Рис. 2. Основные разновидности современной фискальной политики.

 

В том случае, когда  фискальная политика выстраивается  в зависимости от фазы промышленного  цикла, называется антициклической. В рамках такой конъюнктурной политики принято различать стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую (фискальную) политику.

 

Стимулирующая фискальная политика имеет место в период циклического спада экономики. Главная задача такой экспансионистской политики – смягчить грядущий кризисный спад и ускорить его преодоление. Основное содержание стимулирующей фискальной политики – рост государственных расходов и снижение налогов. Наиболее доступный и упрощённый вариант её реализации – стимулирование совокупного спроса, в первую очередь потребительских и государственных расходов. Вариант, имеющий прицел на долговременную перспективу, предполагает ускоренное обновление основного капитала, совершенствование экономического потенциала.

 

Сдерживающая фискальная политика имеет место в период подъёма как фазы промышленного цикла. Главная задача такой ретриктивной политики – за счёт сдерживания деловой активности ограничить чрезмерно быстрое «разогревание» национальной экономики.

 Основное содержание ретриктивной фискальной политики - сокращение государственных расходов и увеличение залоговой нагрузки. При этом мы знаем, что нужно быть готовым к тому, что подавление инфляции спроса может обернуться увеличением безработицы, а сдерживание объема выпуска переродиться в стагфляцию.

Если в антициклическую фискальную политику встраиваются элементы денежно-кредитной политики, то в таком случае говорят об антициклической экономической политике.

 

Примечание. Еще раз подчеркнем, что проведение фискальной политики предполагает отказ от принципа сбалансированности государственного бюджета. В противном случае антициклическая политика превращается в так называемую параллельную, или проциклическую политику, когда действия правительства не ослабляют, а, наоборот, усиливают конъюнктурные колебания.

 

1.3. Дискреционная и недискреционная политика.

Фискальная антициклическая политика может реализовываться как дискреционная и недискреционная.

 

        При дискреционной политике изменению величины государственных расходов и объема налогов (налоговой нагрузки) предшествует принятие правительством специальных решений. Поэтому дискреционную политику часто называют активной, так как для нее типично сознательное манипулирование налогами и государственными расходами.

   Но для дискреционной политики характерно наличие временного лага (от англ. lag - запаздывание) между принятием решения и самими экономическими действиями, так как данная тематика всегда проходит процедуру обсуждения и утверждения в парламенте страны.

 

   Такой временной лаг в фискальной политике включает лаг опознания ситуации (лаг диагностики плюс лаг прогноза), лаг акции (лаг мероприятия плюс лаг решения), а также внешний лаг (лаг реакции плюс лаг продвижения).

 

   Наличие временного  лага может привести к тому, что мероприятия дискреционной  (активной) фискальной политики не  уменьшает, а ещё больше усиливает циклические колебания, то есть приведут к проциклическим последствиям.

     Рассмотрим дискреционную фискальную политику.

В период спада стимулирующая  дискреционная фискальная политика складывается из:

- увеличения государственных  расходов;

- снижения налогов;

- сочетания роста государственных  расходов со снижением налогов.

   Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

 

   В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая  дискреционная фискальная политика складывается из:   

- уменьшения государственных  расходов;

- увеличения налогов;

Информация о работе Фискальная политика и проблемы её реализации в национальной экономике