Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 01:34, курсовая работа
Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
Введение.
1. Фискальная политика современного государства и потенциал её воздействия.
1.1. Содержание фискальной политики.
1.2. Разновидности фискальной политики.
1.3. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
2. Проблемы реализации фискальной политики на практике.
2.1. Эффект вытеснения.
3. Эффективность фискальной политики.
4. Особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь.
4.1. Общие задачи переходного периода.
4.2. Оценка структуры доходов бюджета.
4.3. Эффективность расходов бюджета.
5. Анализ фискальной политики Республики Беларусь с использованием аппарата
производственных функций.
Заключение.
Индивидуальное задание:
1. Раскрыть особенности фискальной политики в условиях переходной экономики Республики Беларусь.
2. Проанализировать статистику, тенденции, проблемы фискальной политики в Республики Беларусь.
Список используемой литературы.
Министерство Образования Республики Беларусь
“Витебский государственный технологический университет”
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “Макроэкономика”
на тему: “Фискальная политика и проблемы её реализации
в национальной экономике”.
2007год
Введение.
1. Фискальная политика современного государства и потенциал её воздействия.
1.1. Содержание фискальной политики.
1.2. Разновидности фискальной политики.
1.3. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
2. Проблемы реализации фискальной политики на практике.
2.1. Эффект вытеснения.
3. Эффективность фискальной политики.
4. Особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь.
4.1. Общие задачи переходного периода.
4.2. Оценка структуры доходов бюджета.
4.3. Эффективность расходов бюджета.
5. Анализ фискальной политики Республики Беларусь с использованием аппарата
производственных функций.
Заключение.
Индивидуальное задание:
1. Раскрыть особенности
фискальной политики в
2. Проанализировать статистику, тенденции, проблемы фискальной политики в Республики Беларусь.
Список используемой литературы.
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю – даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в
каких пропорциях должно
Государственное
регулирование экономики имеет
важное значение для
Государство всегда,
во все времена и во всех стран
Рассмотрим один из важных инструментов достижения макроэкономической стабилизации экономики – фискальную политику и проблемы её реализации в национальной экономике.
1. Фискальная политика современного государства и потенциал её
воздействия.
1.1. Содержание фискальной политики.
“Фиск” означает казна, “фискал” – сборщик налогов. Поэтому складывается видимость, что в лучшем случае фискальная политика есть только налоговая политика.
Однако это далеко не так. В рамках фискальной политики, когда речь идёт о доходах, государство должно изыскивать и другие поступления в бюджет, а не только налоги. Это могут быть доходы от ценных бумаг, которыми владеет правительство, а также другие поступления, получаемые с “государственного капитала”, размещённого в банковском секторе экономики.
Линия доходов
Налоговая Доходы с Объём Структура
политика
государственного
Рис. 1. Основные компоненты современной фискальной политики.
Доходы – доходами, но государство должно рационально расходовать денежные средства. Поэтому у фискальной политики государства обнаруживается и второй компонент - это «линия расходов». Здесь государство стремится регулировать и оптимизировать собственные расходы, оказывать положительное воздействие на происходящие в стране социально-экономические процессы.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирования средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (сокращение темпов инфляции, увеличение объёмов производства, обеспечение занятости).
В цивилизованной стране фискальная политика формируется и контролируется парламентом страны, а реализуется правительством, в первую очередь министерством экономики и министерством финансов.
Нам известно, что основными задачами экономической политики государства выступают обеспечение полной занятости, подавление инфляции, достижение равновесия платёжного баланса, обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. Поэтому бюджетно-налоговая (или фискальная) политика обнаруживается как совокупность конкретных мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и общего состояния государственного бюджета, которые направлены на достижение соответствующих задач социально-экономического развития.
Примечание. В учебнике для немецких студентов фискальная политика определяется еще более категорично – как стремление государства стабилизировать экономический процесс (прежде всего уровня занятости и цен) посредством изменения государственных доходов и государственных расходов.
Направленность фискальной политики современного государства непосредственно зависит от:
а) состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла;
б) принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;
в) имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора;
г) степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества.
Важнейшим условием проведения современной фискальной политики выступает отказ от принципа ежегодной сбалансированности государственного бюджета.
1.2. Разновидности фискальной политики.
Наличие в фискальной политике двух основных компонентов предполагает, что у государства появляется возможность маневрировать как за счёт изменения порядка налогообложения и привлечение других видов доходов, так и структуры государственных видов доходов, так и структуры государственных расходов. Стратегическая цель фискальной политики – оптимальное воздействие на национальную экономику и обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.
Есть резон выделять долгосрочную, среднесрочную и конъюнктурную фискальную политику.
политика
Долгосрочная Среднесрочная Конъюнктурная
Стимулирующая политика Сдерживающая политика
(экспансионистская)
Рис. 2. Основные разновидности современной фискальной политики.
В том случае, когда фискальная политика выстраивается в зависимости от фазы промышленного цикла, называется антициклической. В рамках такой конъюнктурной политики принято различать стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую (фискальную) политику.
Стимулирующая фискальная политика имеет место в период циклического спада экономики. Главная задача такой экспансионистской политики – смягчить грядущий кризисный спад и ускорить его преодоление. Основное содержание стимулирующей фискальной политики – рост государственных расходов и снижение налогов. Наиболее доступный и упрощённый вариант её реализации – стимулирование совокупного спроса, в первую очередь потребительских и государственных расходов. Вариант, имеющий прицел на долговременную перспективу, предполагает ускоренное обновление основного капитала, совершенствование экономического потенциала.
Сдерживающая фискальная политика имеет место в период подъёма как фазы промышленного цикла. Главная задача такой ретриктивной политики – за счёт сдерживания деловой активности ограничить чрезмерно быстрое «разогревание» национальной экономики.
Основное содержание ретриктивной фискальной политики - сокращение государственных расходов и увеличение залоговой нагрузки. При этом мы знаем, что нужно быть готовым к тому, что подавление инфляции спроса может обернуться увеличением безработицы, а сдерживание объема выпуска переродиться в стагфляцию.
Если в антициклическую фискальную политику встраиваются элементы денежно-кредитной политики, то в таком случае говорят об антициклической экономической политике.
Примечание. Еще раз подчеркнем, что проведение фискальной политики предполагает отказ от принципа сбалансированности государственного бюджета. В противном случае антициклическая политика превращается в так называемую параллельную, или проциклическую политику, когда действия правительства не ослабляют, а, наоборот, усиливают конъюнктурные колебания.
1.3. Дискреционная и недискреционная политика.
Фискальная антициклическая политика может реализовываться как дискреционная и недискреционная.
При дискреционной политике изменению величины государственных расходов и объема налогов (налоговой нагрузки) предшествует принятие правительством специальных решений. Поэтому дискреционную политику часто называют активной, так как для нее типично сознательное манипулирование налогами и государственными расходами.
Но для дискреционной политики характерно наличие временного лага (от англ. lag - запаздывание) между принятием решения и самими экономическими действиями, так как данная тематика всегда проходит процедуру обсуждения и утверждения в парламенте страны.
Такой временной лаг в фискальной политике включает лаг опознания ситуации (лаг диагностики плюс лаг прогноза), лаг акции (лаг мероприятия плюс лаг решения), а также внешний лаг (лаг реакции плюс лаг продвижения).
Наличие временного лага может привести к тому, что мероприятия дискреционной (активной) фискальной политики не уменьшает, а ещё больше усиливает циклические колебания, то есть приведут к проциклическим последствиям.
Рассмотрим дискреционную фискальную политику.
В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:
- увеличения государственных расходов;
- снижения налогов;
- сочетания роста
Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:
- уменьшения государственных расходов;
- увеличения налогов;
Информация о работе Фискальная политика и проблемы её реализации в национальной экономике