Фискальная политика и проблемы её реализации в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 01:34, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Содержание работы

Введение.
1. Фискальная политика современного государства и потенциал её воздействия.
1.1. Содержание фискальной политики.
1.2. Разновидности фискальной политики.
1.3. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
2. Проблемы реализации фискальной политики на практике.
2.1. Эффект вытеснения.

3. Эффективность фискальной политики.

4. Особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь.

4.1. Общие задачи переходного периода.
4.2. Оценка структуры доходов бюджета.
4.3. Эффективность расходов бюджета.
5. Анализ фискальной политики Республики Беларусь с использованием аппарата
производственных функций.
Заключение.
Индивидуальное задание:
1. Раскрыть особенности фискальной политики в условиях переходной экономики Республики Беларусь.
2. Проанализировать статистику, тенденции, проблемы фискальной политики в Республики Беларусь.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Макроэкономике.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

- сочетания сокращения  государственных расходов с растущим  налогообложением.

   Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.

  

   При недискреционной политике  в законодательные акты закладывают такие полномочия   правительства по налогообложению, которые можно изменять в зависимости от экономической конъюнктуры. В итоге срабатывают так называемые встроенные (автоматические) стабилизаторы регулирования экономической активности.

             Встроенные стабилизаторы. Опыт тех стран, которые активно используют обозначенные выше принципы фискальной политики, показывает, что налогообложение может выступить в роли «встроенного стабилизатора» развития национальной экономики.

        «Встроенные стабилизаторы» как оперативные меры весьма эффективное                средство воздействия на процессы национального воспроизводства, способствуют сглаживанию волн промышленного цикла и их приближению к линии тренда экономического развития.

  К основным встроенным  стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъёма налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

  К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддерживанию малоимущих слоёв населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъёма и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

      В фазе подъема налоговые отчисления автоматически увеличиваются, а государственные расходы (за счет сокращения трансфертных платежей) уменьшаются. Циклический излишек бюджета (профицит) сдерживает инфляционный экономический рост.

   В период спада бюджетный дефицит (результат сокращения налоговых поступлений и увеличения государственных расходов) стабилизирует объем совокупного спроса, что сдерживает кризисный спад объема выпуска.

       Отметим специально, что встроенные стабилизаторы (уровень налогообложения и другие средства воздействия) не устраняют главной причины, порождающей циклические колебания равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня. Поэтому встроенные стабилизаторы все же необходимо дополнять мерами оперативного воздействия на национальную экономику.

 

 

   2. Проблемы реализации фискальной политики на практике.

 

   Существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Поэтому необходимо рассмотреть некоторые особые проблемы, возникающие в процессе осуществления соответствующей фискальной политики.

 

1. Временный лаг распознавания.

    Временной лаг распознавания относится к тому промежутку времени, который проходит между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание того факта, что они имеют место. Исключительно трудно точно предсказать будущий ход экономической активности. Хотя такие инструменты экономического прогнозирования, как система лидирующих индикаторов, дают представление о направлении развития экономики.

2. Административная задержка.

    Колёса демократического правительства крутятся довольно медленно. Обычно пройдёт значительный промежуток времени от того момента, когда будет признана необходимость принятия фискальных мер, до того момента, когда эти меры будут на самом деле приняты. В действительности, иногда требуется так много времени для корректировки фискальной политики, что экономическая ситуация в это время полностью изменяется и предлагавшиеся меры становятся совершенно неподходящими.

3. Функциональное запаздывание.

   Кроме того, имеет место также временной лаг между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен.

Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени  осложняет её использование для  целей стабилизации экономики.

4. Пристрастие к стимулирующим мерам.

    Дефициты имеют тенденцию быть политически привлекательными, а бюджетные излишки воспринимаются в политическом плане очень болезненно. То есть, фискальная политика может олицетворять пристрастие к стимулированию экономики и инфляции. Сокращение налогов очень популярно в политическом плане. Так же популярны приросты государственных расходов.

 

                                   

 

     2.1. Эффект вытеснения.

      Сущность  эффекта вытеснения состоит в  том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика будет в  тенденции вести к росту процентных  ставок и сокращению инвестиционных  расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики. Предположим, что экономика находится в состоянии спада и правительство в качестве одной из мер текущей фискальной политики увеличивает государственные расходы. Правительство теперь выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентные ставки, то есть цену, уплачиваемую за заимствование денег. Поскольку расходы варьируют обратно пропорционально процентным ставкам, некоторые инвестиции будут отвергнуты или вытеснены.

 

 

3. Эффективность фискальной политики.

 

   Эффективность любой налоговой системы во многом определяется административными затратами на ее обслуживание. Более 
эффективной будет та, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору. Для определения эффективности фискальной  политики используются различные показатели.

    

  Уровень (норма) налогообложения - общий количественный показатель деятельности государства в сфере налогообложения. Статистикой разных стран подтверждается существование макроэкономической зависимости: чем выше уровень налоговых изъятий, тем ниже темпы экономического роста. Эта закономерность характерна и для отечественной экономики. Так, налоговая нагрузка в 1995, 2000 и 2004 годах составила 47, 42 и 41 %, а темпы роста ВВП, соответственно 90, 107, 110%. Показатель исчисляется как отношение суммы налоговых поступлений к величине ВВП. Этот показатель не является нормативным и различается в зависимости от специфики государства. Но при его увязке с уровнем душевого дохода уровень налогообложения можно использовать для оценки меры жесткости налоговой политики.

   Кроме основного  показателя, для определения эффективности фискальной политики на макро- и микроуровне используются следующие показатели:

- предельная налоговая  ставка (отношение абсолютных изменений суммы  

      доходов,  поступающих в бюджет, и абсолютного  изменения ВВП);

   - эластичность  совокупных налоговых поступлений по доходу                                     (коэффициент эластичности, показывающий степень оживления доходов);

   - налоговый мультипликатор  и индекс концентрации, отражающие  степень контроля государства;

   - уровень централизации  финансовых ресурсов;

   - уровень налоговой  нагрузки по отраслям и предприятиям.

                             

f:i-



4. Особенности проведения фискальной политики в Республике                                  Беларусь.

 

Фискальная политика Республики Беларусь как суверенного государства начала формироваться в 1991 году. Политическая ситуация в Республике Беларусь, связанная с созданием суверенного государства, принятием концепции развития рыночной экономики, потребовала адекватного и срочного реформирования налоговой системы.

 Особенностью налогов  в Республике Беларусь явилось  то, что становление этой системы  совпало с началом экономического  кризиса, вызванного разрушением  единого государства – СССР  и хозяйственных связей. Обвальное  падение производства, гиперинфляция, безработица обострили проблему наполнения бюджета. Налоговая политика в этот период должна быть направлена на решение текущих задач по добыванию денег для финансирования государственных расходов. Разработка налоговых законов в тот период проводилась в спешном порядке исходя из двух главных соображений:

а) необходимо было с учётом предстоящего объёма расходов на финансирование экономики и социальных программ сохранить хотя бы на прежнем уровне налоговые поступления в бюджет в условиях спада производства и реального сокращения налоговой базы;

б) обеспечить применение зарубежных схем и моделей налогообложения, приемлемых для изменившейся политической и экономической обстановки.

   Построенная на  таких принципах система первоначально  включала 15 основных видов налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местным бюджетами, и 8 видов в различные внебюджетные фонды. Помимо общепринятых в мировой практике налогов на доходы и прибыль (подоходные налоги с юридических и физических лиц), взносов на социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты и содействия занятости), налогов на потребление (НДС, акцизы, налог на топливо), имущественных налогов на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, рентные платежи) и налогов в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, налог на экспорт и импорт) в её состав вошли такие целевые платежи, как: чернобыльский налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды поддержки НИОКР, в местные внебюджетные фонды детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды сборов и платежей.

   Применяемая в  республике система налогов в  переходный период менялась неоднократно. Осуществлялись эти изменения  по следующим основным направлениям:

   а) изменение общего количества налогов, сборов и отчислений;

   б) снижение  налоговых ставок практически  по всем налогам, установленным  специальными актами налогового  законодательства;

   в) уточнение  субъектов налогообложения, налоговой  базы и порядка взимания каждого из налогов, установленных специальными актами, и налогового законодательства.

      К настоящему времени в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, которая, несмотря на её объёмность, позволяет плательщику найти ответ практически на любой вопрос, возникающий при исполнении им налоговых обязанностей.

      Налогово-бюджетная  политика Республики Беларусь  формируется в соответствии с  особенностями социально ориентированной  экономики. Это воплощается в подборе ведущих форм и видов налогов, определении ставок, отработки структуры общереспубликанских и местных налогов, определении функциональной направленности налогообложения, апробации различных форм и методов налогового регулирования.

       Отношение общей суммы налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды (кроме подоходного налога с физических лиц и экономических санкций) к выручки от реализации продукции, работ, услуг по республике в 2002 году составляло 16,1 % (в промышленности – 18,8 %), в 2001 году – также 16,1 % (в промышленности – 19 %), а в 2004 году это отношение составило 16,3 % (в промышленности – 18,6 %).

 

4.1. Общие задачи переходного периода.

 Период трансформации - всегда более чем серьезное испытание для страны. В этот ответственный период в бюджетно-налоговой сфере необходимо:

   1) выработать принципы новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики;

   2) сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая соответствовала бы становлению экономической системы рыночного типа;

3) освоить технологию современной бюджетно-налоговой политики,                 обеспечить эффективность государственных расходов;

  4) обеспечить выполнение цивилизованных норм налоговой дисциплины.

 

  Что касается выработки принципов современной фискальной политика и освоения новой бюджетно-налоговой технологии,  то здесь не обойтись без заимствования передового опыта, накопленного развитыми странами мира. 

   Впрочем, нет сомнений и в том, что в переходный период фискальная политика в максимальной степени должна быть направлена на решение стратегических задач социально-экономического развития. Фискальная политика призвана оказывать позитивное воздействие на темпы экономического роста, способствовать преодолению официальной и скрытой безработицы, сокращению «теневого сектора» национальной экономики, не допускать чрезмерного возрастания государственного долга и дефицита бюджета, повышать эффективность государственных расходов и на приемлемом уровне сдерживать инфляцию.

  

 

4.2. Оценка структуры доходов бюджета.

 

  В последние годы удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сложился на уровне 42 - 45%. Основная масса доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (90 - 94%). В итоге налоговая нагрузка колеблется в пределах 38 - 40% от ВВП. По мировым меркам - это достаточно приемлемый уровень.

   Обратим внимание на то, что среди налоговых поступлений в бюджет доминируют косвенные налоги (свыше 50%); это - НДС, акцизы, налог на продажу, таможенные пошлины. Среди прямых налогов 40 - 42% составляет подоходный налог на физических лиц. Все это свидетельствует о низком уровне развития национальной системы налогообложения.    

   С 1992 по 2005 год в доходах консолидированного бюджета почти в 2 раза снизился удельный вес налога на доходы и прибыль, что красноречиво отражает кризисное состояние реального сектора экономики, доминирование в государственном секторе малорентабельных и хронически убыточных предприятий.

       Кроме того, нестабильность налогового законодательства приводит к тому, что в структуре прямых налогов проявляются резкие колебания удельного веса налога на прибыль. За последние 5 лет среди плательщиков данного налога заметно снизился удельный вес негосударственного сектора экономики.

Информация о работе Фискальная политика и проблемы её реализации в национальной экономике