Фискальная политика и проблемы её реализации в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 01:34, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Содержание работы

Введение.
1. Фискальная политика современного государства и потенциал её воздействия.
1.1. Содержание фискальной политики.
1.2. Разновидности фискальной политики.
1.3. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
2. Проблемы реализации фискальной политики на практике.
2.1. Эффект вытеснения.

3. Эффективность фискальной политики.

4. Особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь.

4.1. Общие задачи переходного периода.
4.2. Оценка структуры доходов бюджета.
4.3. Эффективность расходов бюджета.
5. Анализ фискальной политики Республики Беларусь с использованием аппарата
производственных функций.
Заключение.
Индивидуальное задание:
1. Раскрыть особенности фискальной политики в условиях переходной экономики Республики Беларусь.
2. Проанализировать статистику, тенденции, проблемы фискальной политики в Республики Беларусь.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Макроэкономике.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

    Стабильно не выполняются задания по поступлению доходов от приватизации. При этом увеличиваются долги субъектов хозяйствования по налогам (недоимки, налоговый кредит и т.п.), просроченные бюджетные ссуды. Такие финансовые «утечки» превышают среднемесячные расходы бюджета.

 

 

 

 

 

  4.3. Эффективность расходов бюджета.

 

Приобретение национального суверенитета привело к тому, что в республиканском бюджете исчезли такие статьи, как расчеты с бюджетом СССР, но появились расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью страны, по обслуживанию внешнего долга, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также связанные с пополнением государственных запасов и национальной обороной.

   Расходы, связанные с социально-культурными мероприятиями и учреждениями по социальной защите, за последние 12 лет увеличились с 30 до 46 %.

В соответствии с Законом  «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» средства республиканского бюджета направляются на финансирование республиканских целевых программ в отраслевом разрезе (примерно 10 - 12% от расходной части). При этом с 1992 года значительно сократился удельный вес расходов на финансирование отраслей (дотации, субсидии, возмещение предприятиям разницы в ценах и др.).

   Обратим внимание на то, что средства бюджета не являются единственным источником безвозмездной финансовой поддержки той или иной отрасли национальной экономики:

а) сельское хозяйство активно использует средства из республиканского и местных фондов поддержки производителей сельскохозяйственной продукции;

б) дорожное хозяйство - из дорожного фонда;

в) ЖКХ - из соответствующих фондов местного уровня.

В отдельные годы ресурсы  отраслевых фондов поддержки превышали размеры прямого бюджетного финансирования.

В итоге оказывается, что на поддержку отраслей национальной экономики (дотации, покрытие убытков и т. п.) государство использует около 30% бюджета, или 10% от ВВП. Следует обратить внимание на то, что помимо прямого финансирования республиканский бюджет активно вовлечен в так называемое «бюджетное кредитование». С экономической точки зрения столь масштабное покрытие убытков и использование государственных дотаций не является эффективным.

 

5. Анализ фискальной  политики Республики Беларусь с использованием       

    аппарата производственных  функций.

   Поскольку основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства, то проанализируем влияние налоговой нагрузки на экономический рост Республики Беларусь.

    Важнейшей задачей правительства  любой страны является повышение  уровня благосостояния граждан.  Достижение этой цели связано  с обеспечением устойчивого экономического  роста, постоянным совершенствованием  всех сфер и условий функционирования экономики, обновлением производства, технологий, систем управления.

   Важным рычагом воздействия  на экономику и стимулирования  её роста является бюджет. Посредством  изменения уровня государственных  расходов и налогообложения правительство  может регулировать объём совокупного спроса, влиять на колебания экономической конъюнктуры.

   Налоги являются главным  источником формирования государственной  казны, а также одним из способов  воздействия государства на развитие  экономики и обеспечение её  устойчивого роста, регулирования воспроизводственного процесса, стимулирования или сдерживания его темпов. Это происходит благодаря их регулирующей функции, которая реализуется через налоговый механизм, включающий совокупность установленных государством налогов, методов их исчисления и уплаты, а также различные виды льгот.

   Согласно Программе социально-экономического  развития на 2006 – 2010 гг., основной  целью бюджетно-налоговой политики  Республики Беларусь является  обеспечение финансовой и социальной  стабильности. Эта политика будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, на повышение жизненного уровня населения. Будет продолжена налоговая реформа, одним из приоритетных направлений которой станет упрощение данной системы и реальное снижение налоговой нагрузки на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов.

   В связи с этим важными проблемами исследований современной экономической науки являются оптимизация составляющих и удельного веса госбюджета в ВВП, определение его величины, способствующей устойчивому росту экономики.

   Целью  работы является  анализ фискальной политики Республики Беларусь с использованием аппарата  производственных функций (ПФ), включающих, помимо традиционных факторов, институциональную переменную – налоговую нагрузку.

   В основу исследования  положен подход, основанный на свойствах кривой Лаффера (названа по имени американского экономиста А. Лаффера), она показывает зависимость расширения деловой активности (и соответственно, сбора налогов) от налоговой ставки.

 

   Модель производственной функции с институциональной переменной для

   Республики Беларусь.

   При построении  производственной функции будем  использовать данные о ВВП  (Y1 ), стоимости основных фондов (K1), численности занятых в экономике (L1), налогах на производство и импорт (T1) Республики Беларусь в годовом разрезе за 1990 – 2005 гг. в сопоставимых ценах 1990 г. Исходные данные о ВВП и налогах на производство и импорт взяты из сборника “Национальные счета Республики Беларусь”. В расчётах использовались значения налоговой нагрузки в процентах.

   Часто налоговое бремя (нагрузка) определяется как отношение налоговых поступлений  в бюджет к ВВП, а также отношение суммы уплаченных налогов к выручке от реализации продукции. В исследовании под ним подразумевается доля налогов на производство и импорт в ВВП. Данный подход может быть основан тем, что в обеспечении стабильных и достаточно высоких доходов бюджета приоритетную роль играют косвенные налоги, которые имеют значительный вес в налогах на производство и импорт. Также, ввиду применения для анализа фискальной политики аппарата производственных функций, целесообразнее учитывать не все налоговые поступления в бюджет, а только касающиеся производства. Поэтому использовались данные о налогах на производство и импорт.

   На статистической информации Республики Беларусь о ВВП, стоимости основных фондов, численности занятых в экономике, налогах на производство и импорт за период 1990 – 2005 гг. была получена следующая производственная функция:

LnY1 = - 0,065t + (- 2,130 + 0,094 q1) q1 lnK1 + (0,062– 0,002q1) q1 lnL1 + 0,121 DT (1995).

                                                                                                                                Модель 1

   Наличие в модели  фиктивной переменной DT(1995), задающей изменение тренда в 1995 г., объясняется поведением временного ряда ВВП, который до 1995 г. снижался, а  начиная с 1995 г. стал увеличиваться. 

   Модель для налогов на производство и импорт имеет следующий вид:

lnT1 = 21,898 + 0,061t – 17,515q1 + (- 2,213 + 0,097q1) q1 lnK1 + (0,229 – 0,005q1) q1 lnL1.

                                                                                                                                Модель 2.

   На основе коэффициентов моделей 1 и 2 были рассчитаны точки Лаффера 1-го (q’) и 2-го (q’’) рода. Экономически точка Лаффера 1-го рода означает предел налогового бремени, при котором производственная система ещё не переходит в стадию спада. Точка Лаффера 2-го рода показывает величину налогового бремени, после достижения которой увеличение массы налоговых поступлений становится невозможным. Результаты представлены на рисунке 1.

   Среднее значение  точки Лаффера 1-го рода составило  22,3 %, а 2-го рода – 35,5 %. На  рисунке 1 показано, что с период  с 1990 по 2004 г., за исключением 1990 г.,

1997 – 2000гг., фактическое  налоговое бремя было ниже  точки Лаффера 1-го рода, следовательно, налоговая нагрузка не являлась слишком высокой и не могла спровоцировать производственный спад. Превышение фактической налоговой нагрузки над q’ d 1990. 1997 – 2000гг., свидетельствуют о чрезмерности налоговой нагрузке на отечественного производителя в данном периоде.

   Точка Лаффера  2-го рода за весь анализируемый  период была значительно выше q’. Это значит, что повышение налогового бремени до уровня q’’ возможно, однако оно существенно снизит темпы экономического роста, хотя бюджетные доходы возрастут.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогноз ВВП и чистых налогов на производство и импорт на основе 

    производственной функции.

    Для определения оптимального размера налоговой нагрузки, обеспечивающей экономический рост и при этом увеличение налоговых поступлений, были построены прогнозы  на основе моделей 1 и 2 и разных сценариях q. Прогнозы для ВВП и налогов на производство и импорт Республики Беларусь строились до 2010 г. С этой целью использовались прогнозные данные о численности занятых в экономике согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010гг.

   Рассматривались  следующие сценарии: q=10 %, q=15 %, q=20 %, q=25 %, q=30 %, q=35 %, q определяется на основе сложившихся тенденций.

   Расчёты по сценариям, в которых q составляет 10 %, 15 %, 30 %, 35 %, показали резкое снижение ВВП в первых двух случаях и необоснованно высокий его рост в последних. Поэтому они были исключены. При q = 25 % наблюдаются слишком высокие темпы роста ВВП, которые также не являются обоснованными. При q= 20 % прогнозное значение ВВп резко снижается, а затем начинает возрастать. Следовательно, оптимальный размер налоговой нагрузки должен находиться в интервале (20%; 25 %). На данном промежутке строились прогнозы ВВП до 2010 г. с шагом 0,5 %. В результате было выявлено, что при q = 03,5 % рассчитанные значения ВВП наиболее соответствуют прогнозным, приведенным в Программе социально-экономического развития на 2006-2010 гг.. Прогнозные значения ВВП по сценариям, где q = 20 % и  q = 23,5 %, сравнивались с аналогичными показателями из Программы социально-экономического развития на 2006-2010 гг. Результаты представлены на рисунке 2.

   Согласно данным  рисункам, при снижении фактической  налоговой нагрузки до 20 % возможно  резкое снижение ВВП с последующим незначительным его ростом. Прогноз ВВП до 2010 г. по модели 1 при  q = 23,5 % практически совпадает с верхней границей приведенного в Программе социально-экономического развития на 2006-2010гг.

По модели 2 были построены прогнозы налогов на производство и импорт согласно различным сценариям q. Так же, как и при прогнозировании ВВП, расчёты по сценариям 10 %, 15 % показали резкое их снижение, а при q = 30 %  и q= 35 % - быстрое и необоснованно высокое увеличение. Поэтому данные сценарии были исключены из рассмотрения. Оптимальный рост налогов на производство и импорт также прогнозируются при  q = 23,5 %.

   Вместе с тем,  в 2005 г. их доля составила  25,15 % ВВП. Необходимость снижения  налоговой нагрузки может подтверждаться  проведенным анализом, в результате которого было выявлено, что в ряде лет из рассмотренного промежутка она была чрезмерной. Такое снижение налогового бремени может быть достигнуто, например, за счёт опережающих темпов роста ВВП по сравнению с темпами роста поступлений от налогов на производство и импорт.

   С целью  анализа прогнозных характеристик  производственных функций с налоговым  бременем  и без него была  оценена производственная функция  с использованием тех же статистических  данных на промежутке 1990-2005гг.:

                     lnY1 = - 0,087t + 0,147 DT (1995) + 0,555 lnK1 + 0,445 lnL1.

                                                                                                      Модель 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   По данной производственной функции был построен прогноз ВВП до 2010 г. Прогнозные значения ВВП по моделям 1 (при q = 23,5 %) и модели 3 представлены на рисунке 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Приведенный  рисунок показывает, что прогнозные  значения ВВП по модели с  налоговой нагрузкой выше и  больше соответствуют данным в Программе социально-экономического развития на 2006-2010 гг.

   Таким  образом, анализ фискальной политики  Республики Беларусь свидетельствует,  что в некоторых промежутках  времени на исследуемом интервале  1990-2005 гг. налоговая нагрузка на  производителей оказалась чрезмерной. Полученные прогнозные значения для ВВП, основанные на построенных производственных функциях и различных сценариях  q , показали, что оптимальный уровень налоговой нагрузки до 2010 г. – 23,5 %. Именно он обеспечивает такое прогнозное увеличение, которое соответствует экономическому росту, предусмотренному Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., а также позволяет увеличивать уровень налогов на производство и импорт. Сравнение прогнозов ВВП по производственной функции с учётом налоговой нагрузки и без него показало, что первая позволяет получить прогнозные значения ВВП, близкие к программным, а также даёт возможность проанализировать варианты его роста в зависимости от разного уровня налогового бремени.

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     6. Заключение.

 

   Итак, были рассмотрены как теоретические обоснования проведения фискальной политики, так и анализ практических действий правительства Республики Беларусь в этой области.

Информация о работе Фискальная политика и проблемы её реализации в национальной экономике