Формальные и неформальные группы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть влияние формальных и неформальных организаций на эффективность работы предприятия на примере ОАО «Кировхлеб».
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу формальных и неформальных групп.
2. Охарактеризовать формальные и неформальные группы.
3. Показать влияние формальных и неформальных групп на организацию.
4. Дать общую характеристику ОАО «Кировхлеб».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы изучения формальных и неформальных групп и их влияние на результат деятельности организации в менеджменте.
1.1. Понятие формальных и неформальных групп в организации…………..5
1.2. Влияние формальных и неформальных групп организации
на результаты деятельности и психологический климат в коллективе……..8
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кировхлеб»
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия………………15
2.2. Описание фактических видов деятельности ОАО «Кировхлеб»………21
2.3.Обеспеченность ресурсами и эффективность их использования……….22
2.4. Финансовые результаты и эффективность производства………………26
3. Исследование влияния формальных и неформальных групп в организации на результаты деятельности и психологический климат в коллективе.
3.1. Формальные группы на предприятии ОАО «Кировхлеб»………………27
3.2. Неформальные группы на предприятии ОАО «Кировхлеб»……………28
3.3. Управление результатами деятельности редприятия на уровне формальных и неформальных групп предприятия ОАО «Кировхлеб»……..30
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………………..36
Приложения……………………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Курсовая. МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретические  основы изучения формальных и  неформальных групп и их влияние  на результат деятельности организации  в менеджменте.

1.1. Понятие формальных  и неформальных групп в организации…………..5

1.2. Влияние формальных и неформальных групп организации

на результаты деятельности и психологический  климат в коллективе……..8

2. Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Кировхлеб»

2.1. Организационно-правовая  характеристика предприятия………………15

2.2. Описание фактических видов деятельности ОАО «Кировхлеб»………21

2.3.Обеспеченность  ресурсами и эффективность их  использования……….22

2.4. Финансовые  результаты и эффективность производства………………26

3. Исследование  влияния формальных и неформальных  групп в организации на результаты деятельности и психологический климат в коллективе.

3.1. Формальные  группы на предприятии ОАО  «Кировхлеб»………………27

3.2. Неформальные  группы на предприятии ОАО  «Кировхлеб»……………28

3.3. Управление  результатами деятельности редприятия  на уровне формальных и неформальных групп предприятия ОАО «Кировхлеб»……..30

Заключение………………………………………………………………………33

Список используемой литературы……………………………………………..36

Приложения……………………………………………………………………...39 
 
 

 

Введение.

      В наше время все больше людей работают в организациях. Российские компании выходят на мировой уровень, а иностранные компании на российский рынок. Сейчас очень актуальна тема рационального управления организациями, эффективность работы, получение все большей прибыли, выживание в среде жесткой конкуренции. Для этого компаниям нужны образованные кадры, эффективные работники, управляющие, которые будут знать что и как делать в определенной ситуации.

      Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой организации существует сложное переплетение неформальных групп и формальных. Каждая группа, будь то формальная, либо неформальная, влияют на результат работы предприятия и психологический климат коллектива.

      Несмотря  на то, что неформальные организации  созданы не по воле руководства, они  представляют собой фактор, с которым  должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и  другие группы могут оказывать сильное  влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников.

      Цель  курсовой работы: рассмотреть влияние  формальных и неформальных организаций  на эффективность работы предприятия  на примере ОАО «Кировхлеб».

      Задачи:

      1. Изучить теоретические аспекты  и выявить природу формальных и неформальных групп.

      2. Охарактеризовать формальные и  неформальные группы.

      3. Показать влияние формальных  и неформальных групп на организацию.

      4. Дать общую характеристику ОАО  «Кировхлеб».

      5. Проанализировать состояние формальных  и неформальных групп в ОАО «Кировхлеб».

      В написании курсовой работы использованы работы зарубежных и отечественных  авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Теоретические основы  изучения формальных  и неформальных  групп и их влияние  на результат деятельности  организации в  менеджменте.

      1.1. Понятие формальных  и неформальных  групп в организации.

      По  определению Марвина Шоу, "группа - это два лица или более, которые  взаимодействуют друг с другом таким  образом, что каждое лицо оказывает  влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц".

        Исходя из этого определения,  можно считать, что организация  любого размера состоит из  одной или нескольких групп.  Руководство может создавать  группы по своей воле, когда  производит разделение по горизонтали  (подразделения) и по вертикали (уровни управления). В каждом из многочисленных отделов большой организации может существовать десяток уровней управления. Таким образом, большая организация может состоять буквально из сотен или даже тысяч малых групп.

        Эти группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными группами. Как бы малы они ни были, это - формальные организации, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом, является выполнение конкретных задач и достижение определенных целей. Условно можно такие формальные группы можно разделить на три типа: группы руководителей, производственные группы и комитеты.

      Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит  из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями (других подразделений). Генеральный директор компании и директора ключевых направлений - вот типичная командная группа.

        Второй тип формальной группы - это рабочая (целевая) группа. Она обычно состоит из людей вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командных тем, что имеют значительно большую самостоятельность в планировании и осуществлении своего труда.

        Третий условный тип в нашей  классификации комитет - это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда комитеты называют советами, целевыми группами, комиссиями или командами. Ключевое отличие – групповое принятие решений и осуществления действий, что отличает комитет от других организационных структур.

      Таким образом, формальная группа имеет следующие  особенности:

      1.  Она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели;

      2.  Она безлична, т.е. рассчитана  на индивидов, отношения между  которыми устанавливаются по  составленной программе.

      В формальной группе предусмотрены только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям.

      Формальная организация создается по воле руководства. Но как только она создана она становится также и социальной средой, где правила взаимодействия людей формируются отнюдь не по предписаниям руководства. Из социальных взаимоотношений рождается множество других объединений - неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.

        Неформальная организация - спонтанно  образовавшаяся группа людей,  которые вступают в регулярное  взаимодействие для достижения  определенной цели. Эти цели являются причиной существования такой неформальной организации.

      Неформальные  группы возникают вследствие принципиальной неполноты формальных групп, поскольку  должностными инструкциями все возможные  ситуации, какие могут случиться, предусмотреть попросту невозможно, а формализовать все субъективные представления в качестве норм для регуляции общественных отношений возможно только при тоталитарных политических режимах.

      Неформальные  группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.

      Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.

      Неформальная  группа проявляется в двух разновидностях:

      1.  Представляет собой вне формальную  организацию, в которой неформализованные служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание, и существуют параллельно с формальной организацией. Например, оптимальная система деловых связей, стихийно складывающейся между работниками, некоторые формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и т.д.

      2. Представляет социально-психологическую организацию, выступающую в виде межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между ними, например, товарищеские отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.

      Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам:

      1.  Просоциальные, т.е. социально-положительные  группы. Это общественно-политические  клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы  экологической защиты и спасения  памятников культуры, клубные любительские  объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность;

      2.  Асоциальные, т.е. группы, стоящие  в стороне от социальных проблем;

      3.  Антисоциальные. Эти группы –  самая неблагополучная часть  общества, вызывающая у него тревогу.  С одной стороны, нравственная  глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой – часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.

      4.  Синтез формального и неформального  в организации.

      Всякая реально существующая организация как социальная система всегда является соединением формальных и неформальных элементов. 
 
 
 

      1.2. Влияние формальных  и неформальных  групп организации  на результаты  деятельности и  психологический  климат в коллективе.

      Формальные группы не могут состоять без неформальных, так как человек – «существо социальное». Переплетение целей, мотивов, ожиданий формальных и неформальных групп в организации – неизбежный процесс. Поэтому эффективность работы предприятия напрямую зависит от психологического климата в коллективе и влияния каждой группы по отдельности на результат деятельности и тот самый психологический климат.

      Формальная  организация создается по воле руководства. Но как только она создана, она  становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию.

      Неформальная  организация - это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в  регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существовании такой неформальной организации. Важно понять, что в большой организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Поэтому некоторые авторы считают, что неформальная организация - это, по существу, сеть неформальных организаций. Для образования таких групп особенно благоприятна трудовая среда. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам, одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, иногда на протяжении многих лет. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

Информация о работе Формальные и неформальные группы на предприятии