Формальные и неформальные группы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть влияние формальных и неформальных организаций на эффективность работы предприятия на примере ОАО «Кировхлеб».
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу формальных и неформальных групп.
2. Охарактеризовать формальные и неформальные группы.
3. Показать влияние формальных и неформальных групп на организацию.
4. Дать общую характеристику ОАО «Кировхлеб».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы изучения формальных и неформальных групп и их влияние на результат деятельности организации в менеджменте.
1.1. Понятие формальных и неформальных групп в организации…………..5
1.2. Влияние формальных и неформальных групп организации
на результаты деятельности и психологический климат в коллективе……..8
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кировхлеб»
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия………………15
2.2. Описание фактических видов деятельности ОАО «Кировхлеб»………21
2.3.Обеспеченность ресурсами и эффективность их использования……….22
2.4. Финансовые результаты и эффективность производства………………26
3. Исследование влияния формальных и неформальных групп в организации на результаты деятельности и психологический климат в коллективе.
3.1. Формальные группы на предприятии ОАО «Кировхлеб»………………27
3.2. Неформальные группы на предприятии ОАО «Кировхлеб»……………28
3.3. Управление результатами деятельности редприятия на уровне формальных и неформальных групп предприятия ОАО «Кировхлеб»……..30
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………………..36
Приложения……………………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Курсовая. МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

      -   они удовлетворяют желание группы  и ее лидеров получить определенный  статус;

      -   консультации зачастую улучшают  взаимопонимание между группой  и высшим руководящим составом  организации.

      Когда решение спускаются сверху, работники  могут приписывать указаниям самые разные мотивы и скрытые намерения и весьма неправильно их толковать. С помощью консультаций руководители и рабочие группы имеют возможность убедить друг друга в обоюдных добрых намерениях и это может способствовать разрушению представления о неизбежном между ними конфликте интересов. Конечно, когда реальный конфликт интересов существует, например, по вопросу о заработной плате, то, может быть, консультация и не поможет его устранить. Но даже в этом случае, получив возможность поставить себя на место руководителя и понять, как данная проблема выглядит с точки зрения его обязанностей, группа может с большей готовностью согласиться с неприятным решением.

      Консультации  – это важный механизм защиты групповых  ценностей, потому что они позволяют  группе заранее изложить свои цели и воспрепятствовать решениям, которые в случае принятия были бы затем обязательно отменены, но уже с ущербом для престижа предложивших их кругов. Подобным же образом консультации, позволяя заранее оценить реакцию участвующей в них группе, помогают избежать непопулярных решений, способных оказать столь разрушительное воздействие на моральный дух, что оно свело бы на нет любые возможные выгоды от этих решений.

      В последние годы совещательные методы приобретают все большую популярность, однако во многих организациях консультативной практики до сих пор избегают как высшие, так и низовые руководители, которые полагают, что она повлечет за собой снижение их статуса, ограничив их “права” в реализации властных полномочий.

      Мы  рассмотрели формальную и неформальную структуру предприятия ОАО «Кировхлеб»». В наше время, одним из самых важных для организации является человеческий ресурс. Для многих людей, психологический климат в компании является более приоритетным, нежели заработная плата. Неформальные отношения очень сильно влияют на работу любого предприятия. Так, при конфликте одного отдела с другим, появляются дополнительные шумы и работа предприятия снижается. Необходимо контролировать неформальные структуры, отслеживать обстановку в каждой из неформальных групп, знать, кто является неформальным лидером. И самое главное, уметь управлять неформальной организацией для достижения общей цели организации, что повысит эффективность работы предприятия в целом и каждого сотрудника в частности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение.

      Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Это - место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации  существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.

      Несмотря  на то, что неформальные организации  созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.

      Управление  группой имеет очень большое  значение в современном менеджменте. Поскольку организации любого размера  состоят из групп, менеджеру необходимо хорошо разбираться в особенностях возникновения и развития формальных и неформальных групп. Современный менеджер должен понимать важность существования неформальных групп. Он должен стремиться к обеспечению тесного взаимодействия между формальными и неформальными организациями, поскольку неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными организациями, влияют на качество выполнения работы и на отношение людей к труду и к начальству.

      Чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.

      Хорошо  зная групповую динамику, руководство  сможет эффективно управлять формальными  группами, проводить эффективные  собрания, разумно использовать в деятельности своего предприятия такие структуры как комитеты 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы 

1. Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.: ЮНИТИ, 2005. – 453 с.

2. Баркер А. Как еще лучше управлять людьми. – М.: ФАИР ПРЕСС, 2004. – 272 с.

3. Блинов, А. О. Искусство управления персоналом / А. О. Блинов, О. В. Василевская; Новая гуманитарная академия "Гелан", Институт управления и образовательных технологий. – М.: Гелан 2007. – 411 с.

4. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 2007.]

5. Гаранина М.П. Методы оценки трудового потенциала на предприятиях, развитие производственного потенциала и повышение конкуренто-способности предприятий. Междунар. науч.-практ. конф. –Самара, 2007.

6. Дмитриева В. С. Эффективная кадровая политика // Эко. - № 2.

7. Егоршин А.П. Управление персоналом. /Учебник для Вузов..-Н.Новгород. НИМБ. 2007.

8. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 584 с.

9. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 9.

10. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2006. – 512 с.

11. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник-2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 520 с.

12. Кибанов А.Я., Дудакова И.Б. Управление персоналом: отбор и оценка при найме, аттестации. – М.: ЭКЗАМЕН, 2007.

13. Корилов М.И. Современные персонал-стратегии // Управление персо-налом. – 2008. - № 6.

14. Корогодин И.Т. Качество труда: содержание, проблемы роста - Воронеж, 2007.

15. Костин Л.А. Управление трудовыми ресурсами: Справоч. пособие. М: 2007.

16. Куприянова Т. Управление производительностью: путь к росту. // Человек и труд - 2006 - № 9.

17. Любушин Н.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов. /Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова; Под ред. Н.П. Любушина. - М.: ИНИТИ, 2004.

18. Мелькьян Г.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Р.П. Колосовой - М.: МГУ, 2006.

19. Никифорова А.А. Оплата за производственный труд // Труд за рубежом - 2006. - № 3.

20. Отбор и повышение квалификации персонала // Эффективный менеджер. - 2002. - №4. - 250 с.

21. Пошерстик Н.В. Кадры предприятия: Практическое пособие. – М.: Проспект, 2008.

22. Пряжников Н.С. и др. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.- 280 с.

23. Семенов А. Производительность труда и перспективы экономического роста // Экономист - 2005 - № 2.

24. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение, - М: 2008.

25. Сомов Л. Эффективная система оплаты труда – еще один шаг к успеху вашей фирмы // Управление персоналом. 2005. - № 14.

26. Удальцова М. В. Аверченко Л.К. Социология и психология управления: Учебное пособие. - Новосибирск: «Сибирское соглашение», 2001. - 200 с.

27. Федюкин И., Шмаров А.Годный, но необученный//Эксперт. - 2005. - №6.- 320с.

28. Шекшня  С.В. Управление персоналом современной  организации. 3 изд., М.: Бизнес:школа  "Интел-синтез", 2006 г.

29. Экономика предприятия: Учебник, - М: Инфра - 2004.

30. Яковлев Р. Реформирование оплаты труда, возрождение ее основных функций // Человек и труд. - 2004. - №7. 
 

Информация о работе Формальные и неформальные группы на предприятии