Формальные и неформальные группы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть влияние формальных и неформальных организаций на эффективность работы предприятия на примере ОАО «Кировхлеб».
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу формальных и неформальных групп.
2. Охарактеризовать формальные и неформальные группы.
3. Показать влияние формальных и неформальных групп на организацию.
4. Дать общую характеристику ОАО «Кировхлеб».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы изучения формальных и неформальных групп и их влияние на результат деятельности организации в менеджменте.
1.1. Понятие формальных и неформальных групп в организации…………..5
1.2. Влияние формальных и неформальных групп организации
на результаты деятельности и психологический климат в коллективе……..8
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кировхлеб»
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия………………15
2.2. Описание фактических видов деятельности ОАО «Кировхлеб»………21
2.3.Обеспеченность ресурсами и эффективность их использования……….22
2.4. Финансовые результаты и эффективность производства………………26
3. Исследование влияния формальных и неформальных групп в организации на результаты деятельности и психологический климат в коллективе.
3.1. Формальные группы на предприятии ОАО «Кировхлеб»………………27
3.2. Неформальные группы на предприятии ОАО «Кировхлеб»……………28
3.3. Управление результатами деятельности редприятия на уровне формальных и неформальных групп предприятия ОАО «Кировхлеб»……..30
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………………..36
Приложения……………………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Курсовая. МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

    Наибольший удельный вес в среднесписочной численности занимает производственный персонал, доля которого в 2010 году составила 96,82%, по сравнению с 2008 годом данный показатель увеличился на 1,33%. Из него наибольший удельный вес имеют рабочие, доля которых в 2010 году составила 91,3%, по сравнению с 2008 году их численность уменьшилась на 1,6%. Наименьший удельный вес имеют служащие, а именно, руководители, доля которых составила в 2010 году составила 1,7%, по сравнению с 2008 годом их часть увеличилась на 14,29%. 
 
 
 
 

2.4. Финансовые результаты  и эффективность  производства

      Анализ  финансовых результатов занимает одно из ведущих мест в анализе деятельности предприятия. Цель работы предприятия  – получение максимальной прибыли.

Таблица 5. Показатели динамики состава доходов и расходов

Показатели Состав  расходов и доходов, тыс.руб
Предыдущий  год Отчётный год Отклонения
Выручка от продаж 338573 438078 99505
Прочие  операционные доходы 549 1899 1350
Внереализационные доходы 1300 5933 4633
Доходы  всего 340422 445910 105488
Себестоимость продаж 251583 315068 63485
Коммерческие  расходы 35797 51935 16138
Управленческие  расходы 38105 52718 14613
Проценты  к уплате 9629 13775 4146
Прочие  операционные расходы 2028 3797 1769
Внереализационные расходы 1448 7173 5725
Налог на прибыль 348 1156 808
Расходы всего 338938 445622 106684
Коэффициент соотношения доходов и расходов 1 1 0

    По  данным анализа наблюдаем в отчётном году как рост доходов, так и рост расходов. В итоге выручка увеличилась  на 99505 тыс.руб, доходы общие возросли на 105488 тыс.руб ,но увеличились и расходы, увеличение общего количества расходов равно 106684 тыс.руб.

3. Исследование влияния  формальных и неформальных  групп в организации  на результаты  деятельности и  психологический  климат в коллективе.

3.1. Формальные группы  на предприятии  ОАО «Кировхлеб»

      Формальная  организация ОАО «Кировхлеб»  может быть описана в виде системы  подразделений групп и рабочих  мест. Рабочее место отдельного работника  в горизонтальной функциональной структуре  называется функцией, в вертикальной властной структуре - статусом.

      Формальная  организация ОАО «Кировхлеб»  стремится к стиранию личностных характеристик людей и использования  их в сугубо функциональных целях.

      ОАО «Кировхлеб» - головная компания группы предприятий, специализирующихся на производстве и реализации хлебобулочных и кондитерских изделий, мяса птицы, яйца, муки, комбикормов. По своей структуре представляет холдинг, включающий в свой состав следующие подразделения:

      - Комбинат хлебопродуктов (элеватор, мельница, комбикормовый завод) – производство муки и комбикормов;

      - Хлебозавод №1 и №2 – производство  хлебобулочных и кондитерских  изделий; 

      - Птицефабрики: Костинская, Кирово-Чепецкая, Фаленская, Орловская, Котельническая, Уржумская, – производство мяса  птицы, полуфабрикатов и яйца.

      На  предприятии довольно разветвлённая  производственная структура. Несколько  предприятий имеют отдельную  структуру, отдельную кадровую политику, свои цели, задачи.

      При взаимодействии предприятий холдинга – сильное влияние формальных групп. На уровне принятия решений, рассматриваемых интерес холдинга присутствует влияние только формальных групп – достижение общих целей, оценка производства, реализация планов и т.д.

      В каждом предприятии существуют свои планы, идеи, цели задачи. Но влияние  формальной группы уже имеет не доминантное значение. Здесь уже вступает в силу и влияние неформальных групп.

      Приведем  слабые, сильные стороны организации.

Сильные стороны:

      1. большой штат сотрудников

      2. у каждого сотрудника есть  своя цель

      3. цели работников совпадают с целями организации, холдинга

      4. чётко сформулированная стратегия

      5. высококвалифицированные работники

Слабые  стороны 

      1. разделение всего персонала на  группы

      2. большая раздробленность предприятий

      3. различное производства внутри  холдинга

      2. непонимания между руководителем и подчиненным

      3. общение работников только в  пределах организации

      4. разветвлённая иерархия, огромное  количество управляющего персонала

      5. общая цель холдинга, сопряжённая  с целью каждого предприятия  отдельно

      Большое количество проблем порождает неотъемлемую ситуацию – создание неформальных групп. 
 
 

      3.2. Неформальные группы  на предприятии  ОАО «Кировхлеб»

      Проанализируем  некоторые неформальные организации  в ОАО «Кировхлеб»:

      Принадлежность. На предприятии ОАО «Кировхлеб»  люди в основном неформально чаще общаются с теми же, с кем работают каждый день, так как у них много общего. Например, сотруднику из отдела бухгалтерии интересно общаться со своими коллегами, а также коллегами из финансово-экономического отдела. Им лучше понимать друг друга, так как разговаривают на едином профессиональном сленге.

      Помощь. Когда новичок приходит на работу в отдел бухгалтерии, главный  бухгалтер объясняет ему задания, в течение выполнения своей работы сотрудник постоянно не спрашивает главного бухгалтера, он консультируется у своих коллег. Выполненную работу проверяет главный бухгалтер и спрашивает у нового сотрудника, что было непонятно и комфортно ли сотруднику в новом коллективе. Тем самым, выполняя свою работу и задавая вопросы своим коллегам, новый сотрудник привыкает к новому коллективу.

      Общение с директором у сотрудников среднего звена официально и неофициально всегда формальны, что связано с  тем, что предприятие занимается изготовлением продуктов питания. Поэтому стиль управления - директивный (авторитарный).

      Общение. Каждый человек проводит значительную часть своей жизни на работе, поэтому  общение является одной из самых  важных характеристик психологического комфорта человека. Отличительной чертой предприятия ОАО «Кировхлеб»  являются династии работников. Люди поколениями работают на ОАО «Кировхлеб» и конечно же общаются в неформальной обстановке о своих и своих детей успехах.

      Тесное  общение и симпатия. Каждый из сотрудников  работает в соей бригаде (если это  пекарь, например) или в кабинете с коллегами по своему делу (например, бухгалтер работает в кабинете бухгалтерии с другими бухгалтерами). Конечно же, сотрудники тесно общаются неформально (в столовой, на перерывах) и обсуждают свои проблемы и успехи, советуются, обсуждают заработную плату и многое другое. Со временем, многие коллеги становятся хорошими друзьями, так как они помогают друг другу и работают для достижения единой цели.

      Кроме этого, для сплочения коллектива, на предприятии ОАО «Кировхлеб»  проводится огромное количество корпоративных  мероприятий – спортивные состязания, культурные программы, выезд на природу. 
 
 

      3.3. Управление результатами  деятельности редприятия  на уровне формальных  и неформальных  групп предприятия  ОАО «Кировхлеб»

      Одна  из самых больших и распространенных трудностей, мешающая эффективному управлению группами и неформальными организациями, – это изначально невысокое мнение о них руководителей. Некоторые руководители упрямо продолжают считать, что неформальная организация – это результат неэффективного управления. Хотя по существу возникновение неформальных организаций явление естественное и весьма распространенное, – они есть в каждой организации. Подобно многим другим факторам, действующим в области управления, они несут в себе как отрицательные, так и положительные моменты.

      Действительно, некоторые неформальные группы могут  вести себя непродуктивно, так, что  это будет мешать достижению формальных целей. По неформальным каналам могут  распространяться ложные слухи, приводящие к возникновению отрицательного отношения к руководству. Принятые группой нормы могут привести к тому, что продуктивность организации будет ниже той, что определена руководством. Тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов могут задерживать необходимую модернизацию производства. Однако, такое контрпродуктивное поведение часто является реакцией на отношение начальства к этой группе. Члены группы считают, что к ним относятся несправедливо и отвечают так, как ответил бы любой человек на то, что ему кажется несправедливым.

      Такие случаи отрицательной реакции иногда мешают руководителям видеть многочисленные потенциальные выгоды от неформальных организаций. Поскольку для того, чтобы быть членом группы, надо работать в данной организации, преданность  группе может перейти в преданность организации. Многие люди отказываются от более высокооплачиваемых должностей в других компаниях потому, что они не хотят нарушать социальные связи, которые они приобрели в данной компании. Цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации. Например, сильный дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений, непроизвольных действий руководства. Даже неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций.

      Не  находя способов эффективного взаимодействия с неформальными организациями, или пытаясь подавить их, руководители часто упускают эти потенциальные выгоды. В любом случае, не зависимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной, она существует, и с ней нужно считаться даже если руководство и разрушит какую-то группу, на ее месте обязательно возникнет другая, у которой, возможно, сложится заведомо отрицательное отношение к руководству.

      Для увеличения эффективности работы организации  в целом, руководители должны использовать потенциальные выгоды неформальных организаций, стараясь одновременно уменьшить их отрицательное воздействие. Для этого в процессе функционирования организации могут применяться различные методы воздействия на неформальные группы.

      Консультации.

      Обычно  индивидуумы и группы лучше реагируют  на затрагивающие их решения, если с ними заранее советуются. Консультации с группой вместо попытки навязать ей произвол, говорят об уважении к достоинству группы и отдельного человека, а также ослабляют сопротивление переменам со стороны неформальной организации.

      Коллективные  обсуждения также способствуют укреплению сотрудничества и в других отношениях:

      -   они дают возможность группе  и ее членам взять на себя  часть заслуг в принятии решения  – это неосязаемая ценность, которая  порой имеет очень важное значение;

Информация о работе Формальные и неформальные группы на предприятии