Формирование ассортимента товаров по потребительским комплексам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение формирования ассортимента по потребительским комплексам розничной торговой организации на примере ТКУП «Универмаг Беларусь».
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- исследовать сущность и содержание коммерческой деятельности торговой организации;
- провести анализ основных экономических показателей ТКУП «Универмаг Беларусь»;

Содержание работы

РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы формирования товарного ассортимента организации розничной торговли 5
1.1Ассортимент товаров и показатели его оценки 5
1.2 Этапы, методы и принципы формирования ассортимента 7
2 Анализ процесса формирования ассортимента в ТКУП «Универмаг Беларусь» 12
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 12
2.2 Оценка товарного ассортимента универмага «Беларусь». 17
3 Пути совершенствования работы ТКУП «Универмаг Беларусь» по формированию ассортимента по потребительским комплексам 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Приложение А. Организационная структура ТКУП «Универмаг Беларусь» 29
Приложение Б. Основные показатели хозяйственной деятельности ТКУП «Универмаг Беларусь» 30
Приложение В. Основные функциональные обязанности работников ТКУП «Универмаг Беларусь» 32
Приложение Г. Ассортиментный перечень товаров для секции №28 «Обувь, трикотаж для детей» 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ светы.docx

— 170.22 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 34 с,  6 табл., 12 источников, 4 приложения.

АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ  КОМПЛЕКС, АССОРТИМЕНТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ, ШИРОТА, ГЛУБИНА, ПОЛНОТА, ОБНОВЛЯЕМОСТЬ АССОРТИМЕНТА.

 

Целью курсовой работы является изучение формирования ассортимента по потребительским комплексам розничной торговой организации на примере ТКУП «Универмаг Беларусь».

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

- исследовать сущность  и содержание коммерческой деятельности  торговой организации; 

- провести анализ основных  экономических показателей ТКУП  «Универмаг Беларусь»;

- определить пути совершенствования  ассортимента товаров.

Объект исследования –  хозяйственная деятельность ТКУП «Универмаг Беларусь».

Предмет исследования –  результаты деятельности розничной  торговой организации ТКУП «Универмаг Беларусь».

В курсовой работе использованы данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности ТКУП «Универмаг Беларусь».

Исследование проводилось  с использованием следующих методов: теоретический анализ; умозаключение  и логическое обоснование, экономико-математические методы и др.

_________________

(подпись студента)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

РЕФЕРАТ 2

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Теоретические основы формирования товарного ассортимента организации розничной торговли 5

1.1Ассортимент  товаров и показатели его оценки 5

1.2 Этапы,  методы и принципы формирования  ассортимента 7

2 Анализ процесса формирования ассортимента в ТКУП «Универмаг Беларусь» 12

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 12

2.2  Оценка  товарного ассортимента универмага  «Беларусь». 17

3   Пути совершенствования работы ТКУП «Универмаг Беларусь» по формированию ассортимента по потребительским комплексам 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Приложение А. Организационная структура ТКУП «Универмаг Беларусь» 29

Приложение Б. Основные показатели хозяйственной деятельности ТКУП «Универмаг Беларусь» 30

Приложение В. Основные функциональные обязанности работников ТКУП «Универмаг Беларусь» 32

Приложение Г. Ассортиментный перечень товаров для секции №28 «Обувь, трикотаж для детей» 34

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях – сложный процесс. В современных условиях функционирования предприятий и магазинов тема данной курсовой работы является актуальной, так как службы немногих магазинов  способны формировать ассортимент  и управлять им, полностью удовлетворяя спрос покупателей.

Коммерческая деятельность по формированию ассортимента и управлению им должна учитывать спрос населения, условия и предложения поставщиков, кроме того, коммерсанты должны проводить  умелую ценовую политику в рамках, предоставленных государством.

Объект исследования –ТКУП «Универмаг Беларусь».

Предмет исследования – формирование ассортимента объекта исследования.

Целью данной курсовой работы является анализ и предложение путей совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента.

Задачами данной курсовой работы являются:

  • рассмотрение особенности формирования ассортимента в торговых организациях в современных условиях;
  • предоставление и анализ организационно-экономических показателей работы объекта исследования;
  • анализ факторов, определяющих построение ассортимента товаров;
  • выявление направлений совершенствования коммерческой деятельности по формированию ассортимента.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

1 Теоретические основы формирования товарного ассортимента организации розничной торговли

1.1Ассортимент товаров и показатели его оценки

Ассортимент товаров — это совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.

Производственным  ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия-производители выпускают товары узкого ассортимента, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.

Торговый  ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду призов (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).

В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, стекла и т. д.

По потребительскому назначению товары подразделяются на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду и  т.п.

Важным признаком классификации  являются особые качества товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов  хранения товары делятся на скоропортящиеся и не скоропортящиеся.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие  из небольшого количества видов или  сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное  мыло и т. д.). Товары, имеющие в  пределах одного вида внутреннюю классификацию  по различным признакам (фасон, размер и т. д.), относятся к товарам  сложного ассортимента (обувь, одежда и т. д.).

Ассортимент любого магазина можно охарактеризовать по системе  показателей. Это позволит осуществлять процесс управления торговым ассортиментом  на научной основе, т. е. планировать, организовывать его формирование, контролировать и регулировать ассортимент, совершенствовать мотивацию продавцов и стимулирование продаж.

Показатели, характеризующие состояние ассортимента товаров в магазине:

Широта  ассортимента - количество групп и подгрупп товаров, включенных в ассортимент магазина. По их удельному весу в товарообороте и запасах различают ассортиментную структуру специализированных и универсальных магазинов.

Глубина ассортимента - количество видов и разновидностей (наименований) товаров внутри групп и подгрупп в ассортименте магазина.[1,с.215-216]

Например, широта ассортимента универмага с торговой площадью 650 м2 представлена следующими группами: ткани, швейные изделия, трикотажные товары, обувь и галантерея. А 99 разновидностей тканей, 316 разновидностей швейных изделий, 311 разновидностей трикотажных товаров, 139 разновидностей обуви и 109 - галантерейных изделий определяют глубину ассортимента данного магазина.

Структура ассортимента - это соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте магазина. Она характеризуется показателями широты и глубины. Структура ассортимента имеет определяющее значение при организации его формирования в магазине.

В поддержании ассортимента товаров в соответствии со спросом  населения важную роль играют полнота  и стабильность ассортимента товаров  в магазине.

Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия товаров в магазине по утвержденному ассортиментному перечню.

Обновляемость ассортимента - это пополнение ассортимента новыми разновидностями товаров в соответствии с ассортиментной политикой предприятия. Приемлемым является обновление до 10 % торгового ассортимента магазина в год.

Особое место среди  показателей состояния ассортимента занимает показатель его рентабельности. Под рентабельностью торгового ассортимента понимают такой ассортиментный набор, который в своей совокупности обеспечивает получение хозяйствующим субъектам запланированного размера чистой прибыли, т.е. определенного превышения доходов над затратами по реализации товаров и налоговыми и неналоговыми платежами.

 

1.2 Этапы, методы и принципы формирования ассортимента

Процесс формирования ассортимента товаров включает три этапа.

1. Установление группового ассортимента товаров. Групповой ассортимент соответствует профилю, специализации и типу магазина и разрабатывается на основе маркетинговых исследований рынка.

2. Определение структуры  группового ассортимента, т.е. количественных  соотношений отдельных групп  товаров (долей товарных групп  в общем товарообороте магазина). Структура ассортимента определяется  на основе анализа объема и  структуры товарооборота за прошлый  период, состояния спроса и конъюнктуры  торговли и т.д.

3. Определение внутригруппового (развернутого) ассортимента, т.е. подбор  конкретных разновидностей товаров  в рамках каждой группы. Этот  этап требует хорошего знания  покупательского спроса и ассортимента  товаров, предлагаемого промышленностью  и предприятиями оптовой торговли.

Товарооборот является одним  из важнейших показателей в деятельности торгового предприятия, т.к. от него в конечном счете зависит величина валового дохода и прибыли. Кроме того, товарооборот характеризует величину реализованного спроса и, следовательно, является результатом и основным критерием эффективности управления ассортиментом. Следует учитывать, что ассортимент товаров постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и других факторов.

Поэтому на розничных торговых предприятиях постоянно должна проводиться  работа по формированию спроса путем  активного включения новых товаров  в предлагаемый ассортимент. Кроме  того, в период сезонной торговли розничные  торговые предприятия должны расширять  ассортимент соответствующих товаров. При этом покупателей надо проинформировать о появлении новых товаров.

В настоящее время формирование торгового ассортимента во многих магазинах  осуществляется не только по товарно-групповому принципу, но и по признаку потребительского назначения товаров. Сущность этого  подхода в том, что в торговом зале магазина все товары предлагаются не по отдельным товарным группам (например, «верхняя одежда», «головные уборы» и т.д.), а по потребительским комплексам, объединяющим товары, ориентированные  на одну группу потребителей или определенную потребность (например, вместе с верхней  одеждой предлагаются головные уборы  и шарфы).

Потребительский комплекс - перечень групп товаров, сформированных по функционально-потребительскому признаку (пол, возраст, особенности образа жизни покупателей). Формирование ассортимента по потребительским комплексам выполняет две задачи:

- минимизация времени  для покупателя, возможность удовлетворить  свои потребности в одном магазине  или отделе;

- использование эффекта  взаимосвязанности покупок и  извлечение дополнительной прибыли.

Так, в универмагах ассортимент  товаров рекомендуется строить  по потребительским комплексам. Здесь  могут быть предусмотрены следующие  потребительские комплексы: «Товары  для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для детей», «Косметика и  средства гигиены», «Сувениры, часы, ювелирные  изделия», «Товары для досуга», «Товары для письма и учебы», «Товары для спорта, туризма и путешествий», «Товары для шитья и рукоделия», «Товары для дома» и др.

Потребительские комплексы  делятся на микрокомплексы. Например, в комплексе «Товары для женщин»  выделяются микрокомплексы: «Одежда», «Головные уборы и шарфы», «Белье», «Чулочно-носочные изделия» и др. В  состав каждого микрокомплекса входят товары определенных наименований, которые, в свою очередь, делятся на разновидности.

Основным инструментом, с  помощью которого осуществляется планирование и регулирование ассортимента торгового  предприятия, является ассортиментный перечень. Он содержит список наименований товаров, представленных в продаже. Ассортиментный перечень торговое предприятие  формирует самостоятельно. Он должен быть утвержден руководителем организации. Ассортиментный перечень обычно разрабатывается  на год, в течение года в него могут  вноситься изменения.

Информация о работе Формирование ассортимента товаров по потребительским комплексам