Формирование ассортимента товаров по потребительским комплексам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение формирования ассортимента по потребительским комплексам розничной торговой организации на примере ТКУП «Универмаг Беларусь».
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- исследовать сущность и содержание коммерческой деятельности торговой организации;
- провести анализ основных экономических показателей ТКУП «Универмаг Беларусь»;

Содержание работы

РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы формирования товарного ассортимента организации розничной торговли 5
1.1Ассортимент товаров и показатели его оценки 5
1.2 Этапы, методы и принципы формирования ассортимента 7
2 Анализ процесса формирования ассортимента в ТКУП «Универмаг Беларусь» 12
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 12
2.2 Оценка товарного ассортимента универмага «Беларусь». 17
3 Пути совершенствования работы ТКУП «Универмаг Беларусь» по формированию ассортимента по потребительским комплексам 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Приложение А. Организационная структура ТКУП «Универмаг Беларусь» 29
Приложение Б. Основные показатели хозяйственной деятельности ТКУП «Универмаг Беларусь» 30
Приложение В. Основные функциональные обязанности работников ТКУП «Универмаг Беларусь» 32
Приложение Г. Ассортиментный перечень товаров для секции №28 «Обувь, трикотаж для детей» 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ светы.docx

— 170.22 Кб (Скачать файл)

Принципы формирования ассортимента товаров предприятий розничной торговли:

  1. Обеспечение соответствия ассортимента потребностям целевых потребителей организации розничной торговли.

Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров по признаку потребительского назначения товаров. Такой принцип  формирования ассортимента позволяет  создать большие удобства для  покупателей, облегчает им процесс  ознакомления с предлагаемыми к  продаже товарами, сокращает затраты  времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных  покупок».[2, С.241]

2) Обеспечение устойчивости ассортимента.

Устойчивый ассортимент  товаров в магазине обусловливает  сокращение затрат времени покупателей  на поиск товаров, позволяет стандартизировать  все важнейшие торгово-технологические  процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами  трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

3) Обеспечение рентабельной деятельности предприятия.

 В условиях перехода  к рыночной экономике рентабельность  является необходимым условием  функционирования любого торгового  предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы [3, С.118]

В настоящее время при  формировании ассортимента розничных торговых предприятий используются два метода, соответствующие современному состоянию экономики, — метод ассортиментного перечня и метод потребительского комплекса.

1. Метод ассортиментного  перечня.

Данный метод предполагает наличие в продаже стандарта  товарного предложения, заявленного в обязательном ассортиментном перечне. Метод ориентирован на удовлетворение твердо сформулированного спроса. В перечень включаются товары, производимые в Республике Беларусь, потребность в которых удовлетворяется не менее чем на 70 %, а также продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости и социально значимые.

Это особенно важно для  поддержания отечественных производителей. Кроме того, как показывает практика, качество отечественных продуктов питания зачастую значительно превосходит качество импортных. Ассортиментные перечни для конкретных магазинов разрабатываются с учетом типа магазина, его торговой площади, месторасположения, ассортимента, наличия конкурентов, контингента обслуживаемого населения.

Ассортиментные перечни  устанавливаются для предприятий  торговли всех форм собственности и  обязательны к исполнению. Указанные в перечне товары должны присутствовать в продаже в течение всего рабочего дня, они согласовываются со всеми заинтересованными службами и организациями и утверждаются руководителями предприятий розничной торговли.

Утверждение этих перечней производится по представлению соответствующих  субъектов торговли. Перечни разрабатываются  и утверждаются на год и доводятся  до предприятий торговли не позже 10 дней до его наступления. При изменении  ситуации перечни подлежат переутверждению. Перечень вывешивается на видном для покупателей месте.

2. Метод потребительского  комплекса 

Более прогрессивным методом  формирования ассортимента товаров  в розничной торговле считается  метод потребительских комплексов. В его основе лежит принцип  комплексного удовлетворения спроса. При этом он ориентирован на более полное удовлетворение определенных потребностей, обеспечивается экономия времени покупателей, облегчается выбор товаров и услуг, способствует совершению импульсивных покупок. [4, с. 216-218]   

Рассмотренные выше методы формирования ассортимента имеют как положительные характеристики, так и недостатки. Однако, по нашему мнению,  метод ассортиментного перечня, безусловно, имеет больше «минусов» по сравнению со вторым методом. Снизить влияние объективных недостатков помогает грамотная работа коммерческого аппарата предприятия в области ассортиментной политики.

Любой товар с момента  своего возникновения проходит определенные стадии, этапы, фазы развития, общие  для всех товаров:

- Стадия вывода на рынок.  Тестирование товара. Ввод в продажу  небольшого количества товара.

- Стадия роста. Увеличение  объема поставок товара в магазины. Ввод в продажу разновидностей  товара (различные цвета, вкусы,  размеры и т.д.).

- Стадия зрелости. Организация  продажи товара во всех магазинах.  Ввод его в основной ассортимент  магазинов. Варьирование разновидностей  товара в соответствии с профилями  магазинов.

- Стадия упадка. Продажа  только основных разновидностей  товара. Поставка товара в магазины  в зависимости от спроса на  него. Снятие товара с продажи.

Многие товары предназначены  для продажи в течение лишь ограниченного срока: меняются потребности  и вкусы покупателей, меняются технологические  возможности промышленности. Товары стареют как технически, так и  морально, психологически. Представление  о жизненном цикле товара исходит  из того, что любой товар проходит определенные стадии, этапы, фазы развития: стадию внедрения товара на рынок, стадию роста, стадию зрелости и, наконец, стадию устаревания. С этими стадиями связаны  три очень важные особенности  и характеристики.

1. Скорость прохождения  через стадии жизненного цикла  для разных товаров неодинакова.  Одни товары очень быстро пробегают  весь цикл, другие медленно проходят  через каждую стадию; есть и  такие товары, которым так и  не удается от стадии внедрения  перейти к стадии роста.

2. Прибыль, получаемая  от продажи единицы товара, неуклонно  увеличивается на протяжении  стадии роста, а где-то на  стадии зрелости она начинает  уменьшаться в результате давления, оказываемого конкурентами. В конце  стадии зрелости увеличение объема  реализации почти всегда обгоняет  увеличение прибыли.

3. Политика и тактика  розничной организации применительно  к торговле определенным товаром  различны и зависят от того, на какой стадии жизненного  цикла этот товар включен в  ассортимент.

Таким образом, формирование торгового ассортимента - серьезная  и ответственная коммерческая работа. Она требует знания состава населения, потребностей, его покупательной  способности, знания моды, учета климатических, сезонных и национальных особенностей.

Определение и использование  в процессе анализа товарного  ассортимента показателей, характеризующих  его полноту и устойчивость, позволяют  не только оценить, но и сопоставить  ассортимент одного магазина с ассортиментом  другого магазина, обслуживающего один и тот же целевой рынок.

Таким образом, разработка каждым конкретным магазином ассортиментного  перечня товаров и осуществление  контроля за его соблюдением способствуют лучшему обслуживанию покупателей целевого рынка и созданию устойчивого ассортимента.

В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых  товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб организаций, которые должны располагать обширной информацией  о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.

 

 

  1. Анализ процесса формирования ассортимента в ТКУП «Универмаг Беларусь»

 

    1. Организационно-экономическая характеристика организации

Торговое коммунальное унитарное  предприятие «Универмаг Беларусь»  создано на основании «Свидетельства о перерегистрации» от 26 июня 2000 г. № 100098469 в соответствии с общей государственной перерегистрацией, проводимой в 2000 г. для большинства государственных предприятий. Оно было создано в результате преобразования государственного торгового предприятия «Универмаг Беларусь» (крупнейшего торгового предприятия в нашей республике, созданного 08.06.1978 г.). Форма собственности – государственная. Уставный фонд предприятия составляет 1950 млн. рублей.

Предприятие в своей деятельности подведомственно Главному управлению потребительского рынка Минского городского исполнительного комитета. Имущество  организации (основные фонды, оборотные  средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в  ее самостоятельном балансе) находится  в коммунальной собственности г. Минска, права собственника которой  осуществляет Минский городской  Совет депутатов в лице Минского городского исполнительного комитета.

Источниками формирования имущества  торговой организации являются:

  • денежные и материальные взносы Учредителя;
  • доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов деятельности;
  • доходы от ценных бумаг;
  • кредиты банков и других кредиторов;
  • безвозмездные и благотворительные добровольные взносы, в том числе пожертвования организаций и граждан;
  • капитальные вложения бюджета.

Время работы – с 9.00 до 21.00, в воскресенье – с 10.00 до 19.00 без  обеденного перерыва.

Местонахождение: Республика Беларусь, г. Минск, ул. Жилуновича, 4.

Универмаг относится к  основному типу непродовольственных  магазинов с универсальным ассортиментом  товаров и имеет общегородское  значение. Приоритетным направлением в совершенствовании обслуживания покупателей признается расширение самообслуживания в секциях наряду с использованием традиционных методов продажи. Товары в торговых залах объединены с учетом комплексности спроса и проводимой перепланировки, ремонта, замены торгового оборудования и улучшения интерьера помещений.

Общая площадь ТКУП «Универмаг Беларусь» составляет 34350 кв.м.

Торговая площадь составляет 8539,7 кв.м., в том числе универмага «Беларусь» - 6900 кв.м.

Складская площадь составляет 8600 кв.м., занятых 13 складами.

В состав ТКУП «Универмаг Беларусь»  входят:

  • универмаг «Беларусь», расположенный по адресу г. Минск, ул. Жилуновича, 4, торговая площадь которого – 6900 кв.м., в том числе отдел №1- 2765 кв.м., отдел №2 – 3618, секция №7 «Продовольственные товары» - 517 кв.м.;
  • магазин «Продовольственные товары», расположенный по адресу г. Минск, ул. Тухачевского, 48, торговая площадь которого составляет 240 кв.м.;
  • магазин «Промтовары» по ул. Селицкого, 105, торговая площадь которого составляет 287 кв.м.;
  • магазин «Промышленные товары» по ул. Московской, торговая площадь которого составляет 1113 кв.м.

Основным является здание по ул. Жилуновича, 4, общей площадью 21000 кв.м. В его торговых залах установлено 178 кассовых аппаратов. Для поддержания постоянного микроклимата работают 8 кондиционеров.

Предприятие действует на принципах полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. УП «Универмаг Беларусь» обладает правами  юридического лица, имеет самостоятельный  баланс, счета в банковских учреждениях, гербовую печать и штампы со своим  наименованием, а также товарный знак. В своей деятельности предприятие  руководствуется законодательством  Республики Беларусь и Уставом.

Организация самостоятельно определяет направления хозяйственной  деятельности, распоряжается произведенной  продукцией и полученными доходами. Основной целью деятельности предприятия  является получение прибыли для  удовлетворения социальных и экономических  интересов трудового коллектива и интересов собственников имущества.

В соответствии с Уставом  УП «Универмаг Беларусь» осуществляет следующие виды деятельности:

1) организует розничную  и оптовую торговлю промышленными  и продовольственными товарами, а также продукцией общепита;

2) осуществляет внешнеэкономическую  деятельность, заключает бартерные  сделки, контракты;

3) организует производство  товаров народного потребления;

4) приобретает ценные  бумаги, патенты, лицензии, торговые  знаки и торговые марки, брокерские  места и иные имущественные  права, в том числе на использование  изобретений, ноу-хау;

5) оказывает услуги по  ответственному хранению предметов  домашнего потребления всем субъектам  хозяйствования и другие бытовые  услуги населению; через ломбард  осуществляет услуги по хранению  товаров народного потребления  и личного пользования, в том  числе изделия из драгоценных  металлов, выдает ссуды под залог  этих предметов;

6) ремонт и переделка  швейных изделий, головных уборов  и изделий текстильной галантереи, ремонт ковров и ковровых изделий;

7) осуществляет хозяйственную  деятельность любого вида, если  она не запрещена законодательными  актами Республики Беларусь.

ТКУП «Универмаг Беларусь»  самостоятельно определяет организационную  структуру управления, устанавливает  штаты и общую численность  работников, их профессиональный и  квалификационный состав и затраты  на управление.

Организационная структура  предприятия и его подразделений  утверждается директором и представлена в приложении А. Организационная  структура ТКУП «Универмаг Беларусь»  отвечает линейно-функциональному  построению, при котором функциональная подчиненность указывает на подчинение вышестоящему руководителю. Организационная  структура торговой организации  состоит из 3-х уровней управления. На первом уровне стоит директор универмага. На втором – его заместители, помощник директора, главный бухгалтер и  ведущий юрисконсульт. Третий уровень  организационной структуры представлен  подразделениями, каждое из которых  имеет функциональное подчинение соответствующему заместителю директора второго  уровня.

Информация о работе Формирование ассортимента товаров по потребительским комплексам