Формирование ассортимента товаров по потребительским комплексам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение формирования ассортимента по потребительским комплексам розничной торговой организации на примере ТКУП «Универмаг Беларусь».
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- исследовать сущность и содержание коммерческой деятельности торговой организации;
- провести анализ основных экономических показателей ТКУП «Универмаг Беларусь»;

Содержание работы

РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы формирования товарного ассортимента организации розничной торговли 5
1.1Ассортимент товаров и показатели его оценки 5
1.2 Этапы, методы и принципы формирования ассортимента 7
2 Анализ процесса формирования ассортимента в ТКУП «Универмаг Беларусь» 12
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 12
2.2 Оценка товарного ассортимента универмага «Беларусь». 17
3 Пути совершенствования работы ТКУП «Универмаг Беларусь» по формированию ассортимента по потребительским комплексам 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Приложение А. Организационная структура ТКУП «Универмаг Беларусь» 29
Приложение Б. Основные показатели хозяйственной деятельности ТКУП «Универмаг Беларусь» 30
Приложение В. Основные функциональные обязанности работников ТКУП «Универмаг Беларусь» 32
Приложение Г. Ассортиментный перечень товаров для секции №28 «Обувь, трикотаж для детей» 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ светы.docx

— 170.22 Кб (Скачать файл)

Разновидности обуви

Фактическое количество моделей при проверках

Количество моделей  согласно ассортиментному перечню

Куст

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

Обувь школьная для  мальчиков:

Сапожки, ботинки утепленные

2

2

1

1

2

0,75

 Полуботинки

1

2

2

1

2

0,75

Окончание таблицы3.

1

2

3

4

5

6

7

Сандалеты, туфли летние открытые

1

1

2

2

1

1

Обувь комнатная

1

1

1

1

1

1

Обувь школьная для  девочек:

Сапожки, ботинки утепленные

2

2

1

1

2

0,75

Туфли закрытые

1

2

2

1

2

0,75

Туфли открытые

1

2

3

2

2

0,88

Обувь комнатная

1

1

1

1

1

1

Обувь дошкольная:

Сапожки, ботинки утепленные, неутепленные

2

2

2

1

2

0,88

Полуботинки, туфли закрытые

3

3

4

1

3

0,83

Сандалеты, туфли открытые

1

2

3

3

2

0,88

Обувь комнатная

1

1

1

1

1

1


Примечание –  Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь»

По полученным данным можно  сделать вывод, что коэффициент  устойчивости по всем разновидностям обуви довольно высокий. Это свидетельствует  о том, что ассортимент обувных  товаров является стабильным, в продаже  постоянно присутствует обувь соответствующих  разновидностей. По комнатной обуви  данный показатель равен 1, что можно  объяснить тем, что спрос на данный товар не является сезонным.

В современных рыночных условиях очень важное место занимают новые  товары, которые могут принести новые  прибыли, привлечь большее число  покупателей. Поэтому необходимо обновлять  ассортимент, предлагать покупателям  новинки товаров. То есть нужно стремиться удовлетворить изменившиеся потребности  за счет новых товаров.

 

3  Пути совершенствования работы ТКУП «Универмаг Беларусь» по формированию ассортимента по потребительским комплексам

Совершенствование ассортимента - это  количественные и качественные изменения  состояния набора товаров для  повышения его рациональности.

Чтобы добиться успехов на розничном  рынке, необходимо отслеживать все  изменения, происходящие на нем, и своевременно на них реагировать. При формировании ассортимента это означает, что однажды  сформированная модель ассортимента не дает гарантий рентабельной работы, так  как обстановка на рынке очень  динамична и требует ответной адекватной реакции. Изменяются экономическая  ситуация, социальная и демографическая  обстановка, денежные доходы потребителей.

Формируя конкурентоспособную  модель необходимо учитывать потенциальные  возможности организации, возможности  поставщиков, стратегии конкурентов  и другие важные факторы.

В ТКУП «Универмаг Беларусь»  с целью удовлетворения запросов потребителей при формировании ассортимента товаров учитывается множество  факторов. Таким образом, он постоянно  улучшается, более полно удовлетворяя запросы покупателей. Формированием  ассортимента и изучением спроса покупателей в универмаге занимается коммерческая служба.

Так, ассортимент товаров  прогнозируется за год до начала сезона и оформляется заявка предприятиям-изготовителям  с указанием необходимого универмагу количества и ассортимента товаров. Предварительно потребность в товарах  рассчитывается на основе данных о  реализации позапрошлого года и пяти месяцев отчетного года.

В сентябре-октябре каждого  года проходит годовая ярмарка, с  учетом проведения которой универмаг  получает данные о потребности в  товарах и оформляет заявки на предприятия-изготовители. В апреле-мае  проходит полугодовая ярмарка, по итогам проведения которой универмаг осуществляет дозакупку  товаров.

Когда предприятия выпускают  новинки различных товаров, они  проводят демонстрации моделей, семинары, обучение, на которых присутствует администрация, а также работники  торгового зала универмага. После  таких мероприятий оформляются  заявки на товар, с учетом предварительного изучения покупательского спроса. По истечении месяца универмаг пишет  письма на предприятия, в которых  указывается информация о продажах их продукции. Если эти товары пользуются спросом, то универмаг вместе с письмом  отправляет заявку на довыпуск данных товаров.

В секциях универмага имеются  книги неудовлетворенного спроса, в  которых покупатели оставляют заявку на необходимый им товар, которого нет  в продаже. Работники универмага стараются удовлетворять такие  запросы в полном объеме. При формировании ассортимента универмага учитываются  также следующие факторы:

  • Направление моды
  • Привязка тканей или состав сырья
  • Дизайн
  • Ценовой фактор

Для того чтобы определить, какой должна быть оптимальная модель ассортимента обувных товаров в  универмаге «Беларусь» проведем ABC-XYZ анализ. Он является простым и в то же время мощным инструментом анализа, позволяющим выявить разновидности товаров, требующие первостепенного внимания.

По сути, ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Результатом АВС анализа является группировка товарных групп по степени влияния на общий результат. АВС-анализ позволяет определить наиболее приоритетные позиции в ассортименте товаров, выделить аутсайдеров, показать, что является базовым ассортиментом.

Проведение АBC-анализа включает следующие шаги:

  1. Определим объект анализа. В данном случае это обувные товары.
  2. Определим параметр, по которому будет проводиться анализ. В данном случае это розничный товарооборот.
  3. Сортируем объекты анализа в порядке убывания значения параметра.
  4. Определим группы А, В и С.

Результаты проведения ABC-анализа представлены в табл.4.

Таблица 4.ABC-анализ ассортимента обувных товаров ТКУП «Универмаг Беларусь».

Наименование товарной группы

Реализация в 2011 г.

Реализация в 2012 г.

Итого за два года

Доля в обороте

Доля в обороте с  накопительным итогом

ABC группа

1

2

3

4

5

6

7

Итого

16016,64

20299,52

36316,16

100,00

   

Женская обувь

5582,80

7311,80

12894,60

35,51

35,51

A

Мужская обувь

5455,30

7033,30

12488,60

34,39

69,90

A

Обувь малодетская

1248,30

1496,50

2744,80

7,56

77,45

B

Обувь школьная для девочек

1040,30

1247,05

2287,35

6,30

83,75

B

Обувь школьная для мальчиков

832,24

997,64

1829,88

5,04

88,79

B

Обувь резиновая

717,80

816,60

1534,40

4,23

93,02

C

Окончание таблицы 4

1

2

3

4

5

6

7

Обувь дошкольная

624,18

748,23

1372,41

3,78

96,79

C

Обувь для детей ясельного возраста

416,12

498,80

914,92

2,52

99,31

C

Обувь валяная

99,60

149,60

249,20

0,69

100,00

C


Примечание –  Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

Таким образом, по полученным данным можно сделать следующие  выводы. К группе А относится женская и мужская обувь. Это наиболее важная группа. Доля этих товарных групп в обороте составляет 69,9%. Так, эти товары оказывают наибольшее влияние на получаемую организацией прибыль и, следовательно, они требуют тщательного планирования, постоянного учета и контроля. Эти товары необходимо закупать чаще, чтобы не вкладывать средства в запасы, и таким образом ускорить их оборачиваемость.

К группе В относятся обувь малодетская, обувь школьная для девочек и обувь школьная для мальчиков. Эти товары имеют промежуточную значимость. Они входят в среднюю по важности группу товаров. На их долю приходится 18,9% общего оборота. По сравнению с группой А, эти товары требуют налаженного учета и обычного контроля.

Группа С, в которую входят обувь резиновая, обувь дошкольная, обувь для детей ясельного возраста, обувь валяная, является низкорентабельной группой товаров. Они обладают наименьшей ценностью и составляют 11,22% от общего оборота. Для этих товаров можно применять упрощенные методы учета и контроля. Такие товары можно заказывать большими партиями, так как их хранение не повлечет существенных затрат. Убирать данные товары из ассортимента нецелесообразно, так как, возможно, они привлекают покупателей в торговую организацию.

Проведем XYZ-анализ по обувным товарам.

XYZ-анализ позволяет произвести  классификацию товаров в зависимости  от характера их потребления  и точности прогнозирования изменений  в их потребности. Этот анализ  показывает стабильность или  нестабильность спроса на товары. Алгоритм проведения можно представить  в четырёх этапах:

  1. Определим коэффициенты вариации для анализируемых товарных групп;
  2. Сгруппируем их в соответствии с возрастанием коэффициента вариации;
  3. Распределим по категориям X, Y, Z.

Результаты проведения XYZ-анализа представлены в табл. 5.

Таблица 5. XYZ-анализ ассортимента обувных товаров ТКУП «Универмаг Беларусь».

Наименование товарной группы

Реализация в 2011 г.

Реализация в 2012 г.

Итого за два года

Коэффициент вариации

XYZ группа

Обувь резиновая

717,8

816,6

1534,4

9,1

X

Обувь для детей ясельного возраста

416,12

498,8

914,92

12,8

X

Обувь школьная для мальчиков

832,24

997,64

1829,88

12,8

X

Обувь школьная для девочек

1040,3

1247,05

2287,35

12,8

X

Обувь дошкольная

624,18

748,23

1372,41

12,8

X

Обувь малодетская

1248,3

1496,5

2744,8

12,8

X

Мужская обувь

5455,3

7033,3

12488,6

17,9

Y

Женская обувь

5582,8

7311,8

12894,6

19,0

Y

Обувь валяная

99,6

149,6

249,2

28,4

Z

Итого

16016,64

20299,52

36316,2

   

Примечание –  Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь».

Так, к группе Х относятся  следующие группы товаров: обувь  резиновая, обувь для детей ясельного  возраста, обувь школьная для мальчиков, обувь школьная для девочек, обувь  дошкольная, обувь малодетская. Они характеризуются стабильной величиной потребления и высокой точностью прогноза. Следовательно, по этим товарам можно делать оптимальные запасы.

В группу Y входит обувь мужская и обувь женская. Товары этой группы имеют колебания в спросе, характеризуются известными тенденциями определения потребности в них и средними возможностями их прогнозирования.

Обувь валяная относится  к группе Z. Для этих товаров характерен нерегулярный спрос, непредсказуемые, большие колебания. Следовательно, точность прогноза продаж товаров этой группы невысокая.

Для выявления высокорентабельных и низкорентабельных товаров  проведем совмещенный ABC-XYZ-анализ. Данные для этого анализа представлены в табл.6.

 

Таблица 6. ABC-XYZ-анализ ассортимента обувных товаров ТКУП «Универмаг Беларусь».

Наименование товарной группы

Реализация в 2011 г.

Реализация в 2012 г.

Итого за два года

Доля в обороте

Доля в обороте с  накопительным итогом

ABC группа

XYZ группа

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого

16016,64

20299,52

36316,2

100

     

Женская обувь

5582,8

7311,8

12894,6

35,51

35,51

A

Y

Мужская обувь

5455,3

7033,3

12488,6

34,39

69,9

A

Y

Обувь малодетская

1248,3

1496,5

2744,8

7,56

77,45

B

X

Обувь школьная для девочек

1040,3

1247,05

2287,35

6,3

83,75

B

X

Обувь школьная для мальчиков

832,24

997,64

1829,88

5,04

88,79

B

X

Обувь резиновая

717,8

816,6

1534,4

4,23

93,02

C

X

Обувь дошкольная

624,18

748,23

1372,41

3,78

96,79

C

Х

Обувь для детей ясельного возраста

416,12

498,8

914,92

2,52

99,31

C

X

Обувь валяная

99,6

149,6

249,2

0,69

100

C

Z

Информация о работе Формирование ассортимента товаров по потребительским комплексам