Формирование ассортимента товаров по потребительским комплексам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение формирования ассортимента по потребительским комплексам розничной торговой организации на примере ТКУП «Универмаг Беларусь».
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- исследовать сущность и содержание коммерческой деятельности торговой организации;
- провести анализ основных экономических показателей ТКУП «Универмаг Беларусь»;

Содержание работы

РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы формирования товарного ассортимента организации розничной торговли 5
1.1Ассортимент товаров и показатели его оценки 5
1.2 Этапы, методы и принципы формирования ассортимента 7
2 Анализ процесса формирования ассортимента в ТКУП «Универмаг Беларусь» 12
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 12
2.2 Оценка товарного ассортимента универмага «Беларусь». 17
3 Пути совершенствования работы ТКУП «Универмаг Беларусь» по формированию ассортимента по потребительским комплексам 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Приложение А. Организационная структура ТКУП «Универмаг Беларусь» 29
Приложение Б. Основные показатели хозяйственной деятельности ТКУП «Универмаг Беларусь» 30
Приложение В. Основные функциональные обязанности работников ТКУП «Универмаг Беларусь» 32
Приложение Г. Ассортиментный перечень товаров для секции №28 «Обувь, трикотаж для детей» 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ светы.docx

— 170.22 Кб (Скачать файл)

Директор назначается  на должность Главным управлением  потребительского рынка Мингорисполкома (ГУПРМ) путем заключения контракта. В свою очередь, по согласованию с ГУПРМ, директором производится назначение и освобождение от должности заместителей директора и руководителей структурных подразделений.

Служба организации управления торговлей универмага включает в  себя: административно-управленческую службу, отдел кадров, коммерческую службу, экономический отдел, централизованную бухгалтерию, отдел организации торговли, юридический отдел, техническую службу.

В целях повышения результативности управления ТКУП «Универмаг Беларусь»  использует разделение труда профессиональных управляющих. Работа распределяется между  участниками торгового процесса по горизонтали (по функциональному, товарно-отраслевому  и профессионально-квалификационному  признакам) и по вертикали.(Приложение В)

Система управления персоналом ориентируется на решение таких  задач, как:

  • полное и оперативное удовлетворение потребностей универмага в трудовых ресурсах необходимой специализации и уровня квалификации;
  • формирование и поддержание комплекса условий (организационных, экономических, социально-психологических) для эффективного исполнения сотрудниками возложенных на них функций;
  • обеспечение взаимосвязи между управлением персоналом и другими направлениями менеджмента универмага.

Трудовые и социально-экономические  отношения в ТКУП «Универмаг Беларусь»  регулируются коллективным договором, заключающимся между работниками, от имени которых выступает профсоюзный  комитет в лице председателя профкома и ТКУП «Универмаг Беларусь» в  лице директора и контрактом, заключаемом  с работником при приеме на работу.

Финансово-хозяйственная  деятельность происходит по следующим  направлениям:

  • Универмаг совершает со всеми субъектами хозяйственной деятельности сделки и другие юридические акты, в том числе купли-продажи, подряда, аренды, перевозки, совместной деятельности и т.д.;
  • Самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса населения на товары народного потребления, работы, услуги и необходимости получения прибыли, обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников;
  • Заключает договора, контракты, бартерные сделки со всеми субъектами хозяйствования на производство, поставку, оптовую и розничную продажу товаров, оказание услуг и другие хозяйственные договора;
  • Укрепляет материально-техническую базу предприятия;
  • Обеспечивает рентабельную работу предприятия, устанавливает порядок распределения прибыли, самостоятельно устанавливает виды, размеры и направления использования фондов и резервов предприятия, системы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов работников;
  • Решает вопросы научно-технического прогресса, разработки и применения новой техники и технологии, внедрения научной организации труда;
  • Обеспечивает сохранность товарно-материальных ценностей, осуществляет оперативный бухгалтерский учет результатов своей деятельности, представляет статистическую отчетность;
  • В пределах, установленных  законодательством, имеет право продавать и передавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование принадлежащие ему здания, сооружения, торговые и производственные площади, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности.

Учетная политика предприятия  разработана в соответствии с  «Методическими указаниями по разработке учетной политики предприятия торговли и общественного питания». В частности, в ней предусмотрено, что учет товаров в розничной торговле ведется по продажным ценам, моментом реализации является оплата товаров (поступление  денег в кассу), но по мелкому опту – это отгрузка товаров покупателям. Инвентаризация в секциях проводится 3 раза в год, на складах – не реже 2-х раз в год, по основным фондам, инвентарю – не менее 1 раза в  год.

Анализ показателей хозяйственной  деятельности ЧТУП «Универмаг «Беларусь» будет проводиться за 2011-2012 гг. Основой анализа является формы бухгалтерской отчетности организации: «Отчет о прибыли и убытках» и «Бухгалтерский баланс» за анализируемый период. (Приложение Б)

Таким образом, практически  по всем показателям хозяйственной  деятельности в 2012 году по сравнению с 2011 годом наблюдается рост. Так, в 2012 году по сравнению с базисным периодом товарооборот увеличился на 23283 млн р. или на 14,25% и в 2012 году составил 186 835 млн р. На объем товарооборота значительное влияние оказывает повышение цен на товары.

С учетом изменения цен  в 2012 году по сравнению с 2011 годом произошел рост товарооборота на 5,97% или на 9764,33 р. В общем итоге наблюдаемый рост товарооборота свидетельствует о правильной организации работы на предприятии, планомерном изучении спроса, правильной организации рекламы и работы с поставщиками.

Среднегодовой размер товарных запасов по сравнению с 2011 годом возрос на 23,03% или на 5902 млн р. и в 2012 году составил  31528 млн р. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в отчетном году темп роста среднегодовых товарных запасов превышает темп роста товарооборота. В 2012 году произошло уменьшение скорости обращение товаров на 0,16 оборота и увеличение времени обращения товаров на 1,79 дня. Данная тенденция негативно сказывается на эффективности работы предприятия.

По данным таблицы видно, что по отношению к 2011 году наблюдается снижение прибыли на 12,93% или на 387 млн р. и в 2012 году она составила 2605 млн р. Это может быть вызвано тем, что темпы роста расходов значительно превышают темпы роста доходов.

В целом при изучении хозяйственной  деятельности данной торговой организации  можно сделать вывод, что своей  перспективой она имеет совершенствование  своей деятельности, при условии, что универмаг выявит резервы  снижения издержек обращения, что позволит увеличить уровень рентабельности продаж. В настоящее время в  целом предприятие расширяет  свои связи с поставщиками продукции, обеспечивает реализацию товаров и  услуг на довольно высоком уровне.

При изучении поставщиков  УП «Универмаг Беларусь» можно заметить, что сейчас основными поставщиками предприятия являются непосредственно  сами производители – заводы и  фабрики, а также коммерческие фирмы, индивидуальные предприниматели. За время  работы у предприятия сложился широкий  круг контрагентов. Это обувные заводы «Луч», «Белвест», «Сивельга», «Марко»; предприятия легкой промышленности «Камвольный комбинат», «Элема», «Милавица»; предприятия парфюмерно-косметической промышленности «Белита», «Элеганс», «Витекс» и многие другие. Среди зарубежных партнеров – предприятия России, Украины, и другие. УП «Универмаг Беларусь» сотрудничает также с индивидуальными предпринимателями. В общей сложности, организация имеет более 5000 поставщиков.

Таким образом, проведенный  анализ финансово-экономических показателей  деятельности ТКУП «Универмаг Беларусь»  позволил выявить то, что практически  все эти показатели имеют тенденцию  к увеличению, что говорит о  достаточно эффективной организации  работы всего предприятия в целом.

2.2 Оценка товарного ассортимента универмага «Беларусь».

При принятии решений по ассортименту необходимо учитывать  степень близости между товарами различных товарных групп, возможности  предприятия (финансовые, кадровые, складские  и т.д.), требования покупателей, наличие  конкурентов.

Детальная оценка ассортимента будет проводиться по микрокомплексу обувь ТКУП «Универмаг Беларусь».

Данные по реализации обуви за 2011-2012 гг. представлены в табл. 1.

Таблица 1.Реализация обуви ТКУП «Универмаг Беларусь» в 2011-2012 гг. и ее динамика.

Наименование товарной группы

Фактическая реализация, млн р.

Рост фактической реализации, %

2011 год

2012 год

Женская обувь

5582,8

7311,8

131

Мужская обувь

5455,3

7033,3

129

Обувь для детей

4161,1

4988,2

120

Обувь резиновая

717,8

816,6

116

Обувь валяная

99,6

149,6

150


Примечание –  Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь»

По данным таблицы видно, что наибольшая реализация приходится на женскую и мужскую обувь, что объясняется более высокими ценами на обувь данных товарных групп по сравнению с другими, а также частотой спроса. Наименьший товарооборот приходится на обувь резиновую и валяную. Это может объясняться сезонностью спроса на обувь данных товарных групп.

В «Универмаге Беларусь»  представлена обувь следующих производителей: ОАО «Обувь», МО ОАО «Луч», ОДО  «Вегасторг», ЗАО «Сивельга», СООО «Чевляр», ЗАО СП «Отико», ЗАО СП «Белкельме», рУП «Кричевский завод резиновых изделий», ОАО «Гродненская обувная фабрика», ОАО «Красный Октябрь», СООО «Марко», СООО «Белвест».

Представленный в универмаге ассортимент обувных товаров  является широким, разнообразным и  пользуется стабильным спросом у  покупателей.

В целом спрос на обувные  товары удовлетворяется.

Более детально рассмотрим ассортимент обуви школьной для  мальчиков, обуви школьной для девочек  и обуви дошкольной. Для этого  была проведена оценка основных показателей.

Так, определим соответствие фактического наличия обуви в  магазине утвержденному ассортиментному  перечню, то есть полноту ассортимента.

Полнота ассортимента товаров  характеризуется коэффициентом  полноты (Кп), который рассчитывается, как отношение фактического наличия товаров в момент проверки к количеству разновидностей, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем (Приложение Г).

Данные для оценки полноты  ассортимента представлены в табл. 2.

Таблица 2. Оценка полноты ассортимента обувных товаров ТКУП «Универмаг Беларусь».

Разновидности обуви

Фактическое количество моделей

Количество моделей согласно ассортиментному перечню

Кп

Обувь школьная для  мальчиков:

Сапожки, ботинки утепленные

1

2

0,5

Полуботинки

2

2

1

Сандалеты, туфли летние открытые

2

1

2

 Обувь комнатная

1

1

1

Обувь школьная для  девочек:

Сапожки, ботинки утепленные

1

2

0,5

Туфли закрытые

2

2

1

Туфли открытые

3

2

1,5

Обувь комнатная

1

1

1

Обувь дошкольная:

Сапожки, ботинки утепленные, неутепленные

2

2

1

Полуботинки, туфли закрытые

4

3

1,3

Сандалеты, туфли открытые

3

2

1,5

Обувь комнатная

1

1

1


Примечание –  Источник: собственная разработка на основании данных ТКУП «Универмаг Беларусь»

Значение коэффициента полноты  может варьироваться от 0 до 1. Но, как видно из данной таблицы, по некоторым  позициям данный показатель оказался больше 1, что означает, что в универмаге ассортимент представлен полнее, чем это предусмотрено ассортиментным перечнем.

Это свидетельствует о  том, что  в настоящее время  эти разновидности обуви пользуются наибольшим спросом и таким образом, предоставляя покупателям более  широкий выбор, возрастает вероятность  более полного удовлетворения  их потребностей.

Так, коэффициент полноты  больше 1 по следующим позициям: полуботинки, сандалеты, туфли открытые для мальчиков; туфли открытые для девочек; полуботинки, туфли закрытые, сандалеты, туфли  открытые для дошкольников. Это объясняется  тем, что  в данном сезоне (весенне-летнем) эти разновидности обуви являются наиболее востребованными.

Повышенная полнота ассортимента может служить средством стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных  потребностей, обусловленных разными  вкусами, привычками и иными факторами.

По большинству анализируемых  разновидностей обуви коэффициент  полноты равен 1. Это показывает 100%-ное соответствие предлагаемого ассортимента установленному перечню. Очевидно, что спрос на данные разновидности обуви стабилен.

По некоторым разновидностям обуви (сапожки, ботинки утепленные для мальчиков и сапожки, ботинки утепленные для девочек) коэффициент полноты меньше 1. Это свидетельствует о низкой востребованности данных разновидностей обуви в данном сезоне.

В целом можно сделать  вывод, что ассортимент анализируемых  разновидностей обуви достаточно полный, чтобы удовлетворять потребности  населения в данных товарах. Количество моделей отдельных разновидностей обуви, представленных в универмаге, превышает необходимое их количество, установленное ассортиментным перечнем.

Для более объективной  оценки товарного ассортимента обувных  товаров определим его полноту  за отдельные периоды по данным четырех  проверок. Для этого рассчитаем коэффициент  устойчивости (Куст) ассортимента как отношение суммы фактического количества разновидностей обувных товаров в момент отдельных проверок к произведению количества разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, и количества проверок. Результаты расчетов представлены в табл. 3.

Таблица 3.Оценка устойчивости ассортимента обувных товаров ТКУП «универмаг Беларусь».

Информация о работе Формирование ассортимента товаров по потребительским комплексам