Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:03, курсовая работа
Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей. Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций: а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации; б) определение средств достижение этих целей; в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели; г) разработка соответствующих перспективных планов и программ.
Введение 3
Общая характеристика предприятия 4
Разработка товарной стратегии 6
Определение реальных СЗХ и их рентабельности 6
Расчёт относительной доли рынка 8
Построение матрицы «Рост/Рост» 10
Построение матрицы BCG 11
Построение модифицированной матрицы BCG 13
Построение диаграммы «Возможность/Уязвимость» 15
Построение матрицы GE/McKinsey 16
Построение матрицы ADL/LC 21
Контрольный тест привлекательности отрасли 23
Анализ покупателей 26
Оценка конкурентов 30
Заключение 38
Санкт-Петербургский
государственный
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра экономики и менеджмента на предприятиях машиностроения
Курсовая работа
Тема: «Формирование и анализ товарной стратегии»
Выполнили: |
студенты гр. 3071/1 Гажева А.П. |
Приняла: |
доцент Абушова Е.Е. |
Санкт-Петербург
2009
Содержание
Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей. Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций: а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации; б) определение средств достижение этих целей; в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели; г) разработка соответствующих перспективных планов и программ.
Основная цель стратегического менеджмента - это формирование и анализ товарной стратегии, то есть стратегии, которая обеспечит предприятию конкуренцию на рынке в долгосрочной перспективе. Товарная стратегия – это долгосрочные решения по выбору стратегических зон хозяйствования для предприятий, определение их перспектив и формирование оптимального товарного ассортимента. Стратегическая зона хозяйствования – это отдельный сегмент окружения, на который фирма имеет или хочет получить выход или область внешней среды, на которой сконцентрирована деятельность предприятия. Стратегическая зона хозяйствования характеризуется двумя составляющими: группами потребителей и набором функций.
Целью курсовой работы является разработка товарных стратегий для предприятия на основе данных о нём (в нашем случае это предприятие ООО «Балтимор», общая характеристика которого описана ниже, в первой главе). Для того чтобы разрабатывать стратегии, необходимы данные о прибыли предприятия, о его стратегических зонах хозяйствования, о темпах роста рынка, об относительной доли рынка и о многом другом. Получив финансовые показатели, приступаем к их анализу, анализируем динамику изменения относительной доли рынка, строим матрицу BCG, модифицированную матрицу BCG, диаграмму возможность/уязвимость и так далее. На основе проведенного анализа финансовых показателей делаем выводы о том, в каких зонах хозяйствования у предприятия имеются проблемы. В конечном итоге, после выявления проблем предприятия, разрабатывается стратегия, по которой предприятие будет работать дальше и благодаря которой предприятие должно решить свои проблемы и укрепить существующее положение на рынке.
Для нашей курсовой работы мы выбрали компанию «Балтимор» - лидера на российском рынке кетчупов.
История компании
Компания "Балтимор" основана в
1995 году в Санкт-Петербурге. Название
компании напрямую связано с географическим
расположением города-родителя, омываемым
водами Балтики. Первая производственная
площадка была открыта на небольшом реконструированном
заводе. С этого момента компания "Балтимор"
считается первым российским производителем
кетчупа. Превосходное качество выпускаемого
продукта стало залогом успеха компании.
Совсем скоро "Балтимор" стал лидером
на российском рынке кетчупов. Лояльность
потребителей к марке "Балтимор"
составляет 82% в среднем по России и 90%
в крупнейших городах.
Региональный рост компании "Балтимор"
начался в 1997 г. с открытия производства
в Москве. За этим последовало открытие
предприятий в Хабаровске (1999 г.), в Краснодаре
и Узбекистане (2000 г.). В 2000 г. "Балтимор"
стал вертикально интегрированной холдинговой
компанией. Вертикальная интеграция была
шагом для обеспечения низкой себестоимости
и высокого качества сырья для производственных
предприятий компании. Компания имеет
торговые представительства во всех крупных
городах России и в Киеве.
В 1998 году, когда многие российские компании
пострадали от экономического кризиса,
произошедшего в стране, компания "Балтимор"
не прекращает свое производство, а наоборот,
ориентируясь на возможности и потребности
покупателей, выводит на рынок новый бренд
"Восточный Гурман". При этом компания
сохранила высокое качество выпускаемого
продукта. Заняв сегмент эконом-класса,
бренд стал абсолютным лидером продаж,
и таким образом спас компанию от кризиса.
Долгое время бренд "Балтимор" был
исключительно "томатным". С марта
2004 г. компания уходит от "томатного
образа" и строит новый "овощной"
облик. Происходит репозиционирование
бренда, после чего Балтимор становится
"овощной компанией" с емким и значительным
слоганом "Балтимор - овощная культура".
Так начинается производство новой продукции,
основанной на использовании свежих и
натуральных овощей.
От переработки томатов "Балтимор"
перешел к переработке огурцов, тыквы,
перца, кабачков, свеклы, капусты и др.
(выращенных на собственных полях в краснодарском
крае) для изготовления консервированных
овощей, салатов и закусок, овощных соков
и нектаров.
В 2004 г. проведена реструктуризация деятельности
холдинга, в соответствии с которой введена
производственная специализация региональных
предприятий: кетчуп и соки производятся
в Петербурге, майонез, горчица - в Москве,
овощные закуски, консервация, соусы в
Краснодаре. Хабаровск производит кетчупы
и майонез в целях обеспечения радиуса
экономической эффективности.
Для создания поистине произведений овощного искусства Балтимор вкладывает все самое свежее, полезное и натуральное, частичку южного солнца и нежную заботу. Свежие, экологически чистые овощи, выращенные на собственных полях Краснодарского края, доведенная до совершенства рецептура и технология производства, позволяют производить продукцию наивысшего качества, которой доверяют миллионы россиян.
Кетчупы |
Консервированные овощи |
Горчица |
Уксус |
Томатная паста |
Соки и нектары |
Определение реальных СЗХ и их рентабельности
Для принятия окончательного решения о количестве СЗХ и устранения всех сомнений насчет их независимости проводится сегментационная «мясорубка».
Таблица 1
Сегментационная «мясорубка» потенциальных СЗХ – «Кетчуп» и «Томатная паста»
Вопрос |
Графа А, баллы |
Графа В, баллы |
Ответ |
Баллы |
1.Являются ли конкуренты для двух потенциальных СЗХ одними и теми же? |
-30 |
30 |
Нет |
30 |
Да: графа А | ||||
2.Являются ли относительные доли рынка нашей фирмы и основных конкурентов примерно одинаковыми для СЗХ? |
-50 |
50 |
Нет |
50 |
Да: графа А | ||||
3.Являются ли покупатели двух СЗХ одними и теми же? |
-20 |
20 |
Да |
-20 |
Да: графа А Нет: графа В | ||||
4.Являются ли основные |
-30 |
30 |
Да |
-30 |
Да: графа А | ||||
5.Являются ли СЗХ заменителями по отношению друг к другу? |
-10 |
10 |
Да |
-10 |
Да: графа А | ||||
6.Являются ли цены на СЗХ приблизительно одинаковыми? |
-20 |
20 |
Нет |
20 |
Да: графа А | ||||
7. Равна ли приблизительно доходность двух СЗХ для фирмы? |
-40 |
40 |
Нет |
40 |
Да: графа А | ||||
8. Обладают ли две СЗХ примерно
одинаковой потребностью в |
-10 |
10 |
Нет |
10 |
Да: графа А | ||||
9. Одинаковы ли структуры цен двух товаров или в двух областях (т.е., приходится ли на сырье, производство, маркетинг, сбыт и т.д. приблизительно одинаковая доля затрат)? |
-10 |
10 |
Нет |
10 |
Да: графа А Нет: графа В | ||||
10. Разделяют ли СЗХ по крайней мере половину затрат, что означает использование общего труда, машин, недвижимости и управленческих ресурсов на сумму, составляющую по крайней мере половину их совокупных затрат? |
-30 |
30 |
Да |
-30 |
Да: графа А | ||||
11. Существуют ли логистические,
практические или |
20 |
-20 |
Нет |
-20 |
Да: графа A Нет: графа B | ||||
12. Возможно ли достижение |
30 |
-30 |
Да |
30 |
Да: графа A | ||||
ИТОГО |
80 |
По результатам «мясорубки» делается следующий вывод: т.к. общее количество баллов оценочного показателя больше нуля, то исследуемые СЗХ независимы.
Составим сводную таблицу, содержащую часть необходимых данных для построения различных диаграмм, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия по различным стратегическим зонам хозяйствования (СЗХ). Кроме того, необходимо решить, какие именно СЗХ будут анализироваться в нашей работе. Основываясь на опыте самой компании, мы выбрали шесть СЗХ, представленных в таблице ниже.
Таблица 2 — Сводная таблица по различным СЗХ
№№ |
СЗХ |
Выручка от продаж, млн. р. |
Прибыль, млн. р. |
Рентабельность продаж, % |
Размер области |
1 |
Кетчуп |
1872,61 |
356,1 |
19,02 |
3,10 |
2 |
Томатная паста |
156,80 |
37,9 |
24,17 |
0,26 |
3 |
Горчица |
10 |
4,4 |
44 |
0,02 |
4 |
Сок |
1050 |
287 |
27,4 |
1,74 |
5 |
Уксус |
24,78 |
-21,7 |
-87,57 |
0,04 |
6 |
Консервированные овощи |
510 |
39,5 |
7,75 |
0,84 |
ИТОГО |
3624,19
.
2729,19
|
442 |
16,20 |
В последней графе указано
Расчёт относительной доли рынка
Следующий шаг - определение относительной доли рынка (ОДР) компании по всем СЗХ, которая находится путём деления доли рынка изучаемой компании по конкретной СЗХ на долю рынка компании - ближайшего конкурента. Результаты занесены в таблицу.
Существуют нормативные
Таблица 3 — Сила СЗХ организации
№ |
СЗХ |
Выручка от продаж, млн. р. |
Крупнейшие конкуренты организации на данной СЗХ |
Выручка от продаж у крупнейших конкурентов, млн. р. |
ОДР СЗХ |
Позиция на рынке |
1 |
Кетчуп |
1 872,61 |
Unilever |
800,78 |
2,34 |
Чистое лидерство |
2 |
Томатная паста |
156,80 |
ООО "Кубанские томаты" |
180,94 |
0,87 |
Сильный последователь |
3 |
Горчица |
10 |
Heinz |
8,60 |
1,16 |
Минимальное лидерство |
4 |
Сок |
1050 |
«Лебедянский» |
1000 |
1,05 |
Минимальное лидерство |
5 |
Уксус |
24,78 |
"БАЛАШИХИНСКИЙ ЭПК" |
35,40 |
0,70 |
Сильный последователь |
6 |
Консервированные овощи |
510 |
Bonduelle |
1664,70 |
0,31 |
Последователь |
ИТОГО |
3624,19 |
Таблица 4 — Сила позиций
Позиция |
№№ СЗХ |
Суммарный процент от объема продаж |
Доминирование |
- |
- |
Чистое лидерство |
1 |
51,67% |
Минимальное лидерство |
3, 4 |
29,25% |
Сильный последователь |
5, 2 |
5,01% |
Последователь |
6 |
14,07% |
Незначительный участник |
- |
- |
Информация о работе Формирование и анализ товарной стратегии