Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:03, курсовая работа
Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей. Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций: а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации; б) определение средств достижение этих целей; в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели; г) разработка соответствующих перспективных планов и программ.
Введение 3
Общая характеристика предприятия 4
Разработка товарной стратегии 6
Определение реальных СЗХ и их рентабельности 6
Расчёт относительной доли рынка 8
Построение матрицы «Рост/Рост» 10
Построение матрицы BCG 11
Построение модифицированной матрицы BCG 13
Построение диаграммы «Возможность/Уязвимость» 15
Построение матрицы GE/McKinsey 16
Построение матрицы ADL/LC 21
Контрольный тест привлекательности отрасли 23
Анализ покупателей 26
Оценка конкурентов 30
Заключение 38
По результатам первых анализов можно сделать предварительные выводы. Как видно из таблицы 4, наибольшую выручку (около 52% от суммарной) компании приносит производство кетчупа. Высоким показателем рентабельности отличается горчица. В целом с рентабельностью на предприятии дела обстоят не очень хорошо (средний уровень – 5,8%). Такое низкое значение объясняется рентабельностью продаж СЗХ «уксус», она равна -87,57.
Пара слов о позициях СЗХ компании на рынке. В таблице 3 ясно отражено, что наибольшую выручку приносит СЗХ, расположенная в зоне чистого лидерства - кетчуп; что, безусловно, является огромным плюсом. Однако нельзя упускать из виду печальный факт, что сильные последователи – томатная паста и уксус - приносят меньше прибыли (лишь 5,01%), чем последователь «Консервированные овощи» (14,07). Эта проблема должна быть решена в дальнейшем.
Построение матрицы «Рост/Рост»
Матрица «Рост/Рост» строится на основании следующих данных: рост компании по каждой СЗХ (по оси абсцисс) и рост рынка (по оси ординат).
№№ |
СЗХ |
Темп роста выручки,% |
Темп роста рынка,% |
1 |
Кетчуп |
9,78 |
10,1 |
2 |
Томатная паста |
2,06 |
5,3 |
3 |
Горчица |
0,19 |
4 |
4 |
Сок |
10,1 |
12,4 |
5 |
Уксус |
0,74 |
1,1 |
6 |
Консервированные овощи |
11,8 |
10,5 |
Для анализа динамики изменения относительной доли рынка компании «Балтимор» по каждой СЗХ строится таблица по результатам матрицы «Рост/Рост».
Таблица 5 — Анализ динамики изменения ОДР компании
Увеличение доли рынка |
Сохранение доли рынка |
Уменьшение доли рынка |
Консерв. овощи |
Кетчуп |
Сок |
Том. паста | ||
Горчица | ||
Уксус | ||
18,69 |
68,61 |
12,71 |
Мы видим, 12,7% компании «Балтимор» грозит уменьшение доли рынка в обозримом будущем при условии, что менеджеры не будут принимать адекватных действий. Это, в принципе, не плохой показатель. Но необходимо вкладывать деньги, получаемые из рентабельных СЗХ в развитие отстающих (проведение маркетинговых мероприятий, PR компании и т.д.).
Построение матрицы BCG
Для выполнения этого анализа необходимы данные об относительной доле рынка СЗХ и темпе роста рынка. Эта информация уже известна.
Таблица 6
Исходные данные для построения матрицы BCG
№№ |
СЗХ |
Размер области |
ОДР СЗХ |
Темп роста рынка |
1 |
Кетчуп |
3,10 |
2,34 |
10,1 |
2 |
Томатная паста |
0,26 |
0,87 |
5,3 |
3 |
Горчица |
0,02 |
1,16 |
4 |
4 |
Сок |
1,74 |
1,05 |
12,4 |
5 |
Уксус |
0,04 |
0,7 |
1,1 |
6 |
Консервированные овощи |
0,84 |
0,31 |
10,5 |
Среди наших СЗХ есть одна, относящаяся к «Дойным коровам» - горчица, т.е. это СЗХ, которая приносит больше, чем в нее инвестируют (что является несомненным плюсом), но присутствуют «Собаки (это минус нашей организации), т.к. это неудачные инвестиции – СЗХ, от которых надо избавляться, потому что они не приносят дохода, а только поглощают ресурсы компании. Но существует возможность изменения ситуации: томатная паста находится очень близко к «дойным коровам», поэтому основной задачей компании должно стать стремление увеличить ОДР этой СЗХ; а горчица близка к границе с «собаками», поэтому важно не допустить спада ОДР этой СЗХ. Уксус занимает очень незначительную часть в объеме производства. Самое шаткое положение у «уксуса» - очень низкий темп роста рынка и к тому же малая ОДР, от этой СЗХ лучше отказаться.
Все СЗХ растут с совершенно разным темпом (от 1,1 до 12,4% в год), доля рынка тоже варьируется (от 0,31 до 2,34%).
Следующей задачей после перевода томатной пасты в «дойные коровы» и получения прибыли от нее должно стать развитие «трудных детей» на эти деньги и деньги, полученные от горчицы, и перевод «трудных детей» в «Звезды».
К «Звездам» относятся две СЗХ – кетчуп и сок. Они приносят большую прибыль, поэтому главное поддерживать такое ее положение и создавать новых «звезд».
Построение модифицированной матрицы BCG
Модифицированная матрица BCG, в отличие от классической, строится только на основе внутренней информации о фирме. Для её построения необходима информация об удельном весе каждой СЗХ в общем объёме сбыта (K) и удельный вес СЗХ в темпе изменения объёмов продаж (T).
Таблица 7
Выручка от продаж по каждой СЗХ по месяцам
Месяц |
Кетчуп |
Том. паста |
Горчица |
сок |
уксус |
Консерв. овощи |
Итого |
Январь |
107,1 |
5,5 |
0,16 |
50,3 |
0,01 |
11,1 |
174,17 |
Февраль |
108,4 |
5,7 |
0,19 |
50,5 |
0,07 |
12,5 |
177,36 |
Март |
110,8 |
6,03 |
0,22 |
54,3 |
0,2 |
13,2 |
184,75 |
Апрель |
113,6 |
7,6 |
0,28 |
52,7 |
0,28 |
13,8 |
188,26 |
Май |
150,5 |
8,1 |
0,31 |
57,3 |
0,4 |
14,9 |
231,51 |
Июнь |
158,9 |
8,7 |
0,35 |
62,8 |
0,5 |
7,2 |
238,45 |
Июль |
175,5 |
9,01 |
0,64 |
86,3 |
0,61 |
8,6 |
280,66 |
Август |
178,4 |
10,5 |
0,69 |
87,9 |
0,8 |
8,8 |
287,09 |
Сентябрь |
187,2 |
21,9 |
1,32 |
143,9 |
1 |
21,2 |
376,52 |
Октябрь |
190,1 |
24,2 |
1,38 |
122,8 |
1,92 |
108,7 |
449,1 |
Ноябрь |
192,5 |
24,6 |
2,2 |
123,2 |
8,01 |
134,1 |
484,61 |
Декабрь |
199,61 |
24,96 |
2,26 |
158 |
10,98 |
155,9 |
551,71 |
Итого |
1872,61 |
156,8 |
10 |
1050 |
24,78 |
510 |
3624,19 |
На основании таблицы строится график, наглядно отображающий все исходные данные.
Теперь строится таблица с исходными
данными для дальнейшего
Таблица 8
Исходные данные для построения модифицированной матрицы BCG
V0 |
VZ |
K |
A0 |
AZ |
T |
3624,19 |
1872,61 |
51,669752 |
34,67 |
9,78 |
28,2088 |
3624,19 |
156,8 |
4,326484 |
34,67 |
2,06 |
5,94174 |
3624,19 |
10 |
0,2759237 |
34,67 |
0,19 |
0,54802 |
3624,19 |
1050 |
28,971991 |
34,67 |
10,1 |
29,1318 |
3624,19 |
24,78 |
0,683739 |
34,67 |
0,74 |
2,13441 |
3624,19 |
510 |
14,07211 |
34,67 |
11,8 |
34,0352 |
После построения матрицы и проведения кластерного анализа получаем следующие результаты: лучшую позицию занимает СЗХ «кетчуп», обладающая высоким удельным весом в выручке и темпе её изменения, совсем немного отстает от нее «сок», т.к. удельная выручка этой СЗХ несколько меньше. Среднюю позицию занимают консервированные овощи (низкая доля в выручке, высокая доля в темпе её роста). Остальные СЗХ требуют более тщательного рассмотрения и глубокого анализа, т.к. являются проблемными зонами.
Построение диаграммы «
Эта диаграмма отражает зависимость прибыли СЗХ (ROCE) от соответствующей ОДР.
Таблица 9
Исходные данные для построения диаграммы «Возможность/уязвимость»
№№ |
СЗХ |
Размер области |
ОДР СЗХ |
Прибыль на используемый капитал (ROCE) |
1 |
Кетчуп |
4,12 |
2,34 |
45,00% |
2 |
Томатная паста |
0,34 |
0,87 |
23,00% |
3 |
Горчица |
0,02 |
1,16 |
10,00% |
4 |
Сок |
0,34 |
0,02 |
-5,00% |
5 |
Уксус |
0,05 |
0,7 |
12,00% |
6 |
Консервированные овощи |
1,12 |
0,31 |
31,00% |
Как видно из диаграммы, самые крупные СЗХ находятся в зоне уязвимости, они сильно подвержены риску потерять свой уровень рентабельности, т.к. он велик по сравнению с занимаемой долей рынка. Томатная паста и уксус находится в нормативное зоне, т.е. наблюдается сбалансированность ОДР и ROCE. Горчица находится на границе нормативной зоны и возможностей, но скорее все-таки в нормативной зоне, значит она тоже сбалансированна.
Построение матрицы GE/McKinsey
Эта матрица, получившая название «экран бизнеса» разработана консультационной компанией МакКинзи для фирмы General Electric. Модель основана на оценке долгосрочной привлекательности рынка и конкурентной позиции стратегической зоны хозяйствования (СЗХ). Данная модель многокритериальна, поскольку основана на признании того, что и привлекательность рынка и конкурентоспособность определяется целым рядом факторов, как традиционных, так и субъективных.
По осям У и Х выставляются интегральные оценки, соответственно, привлекательности рынка (или отрасли бизнеса) и относительного преимущества организации на соответствующем рынке (или сильных сторон соответствующего бизнеса организации).
Таблица 10
Оценка привлекательности рынка
Параметры отрасли |
Вес |
Кетчуп |
Томатная паста |
Горчица |
Сок |
Уксус |
Консерв. овощи |
Уровень конкуренции |
0,4 |
7 |
7 |
6 |
9 |
4 |
8 |
Географическое преимущество |
0,3 |
8 |
8 |
6 |
7 |
6 |
8 |
Темп роста рынка |
0,3 |
8 |
7 |
6 |
9 |
4 |
8 |
Оценка привлекательности отрас |
7,6 |
7,3 |
6 |
8,4 |
4,6 |
8 |
Таблица 11
Оценка конкурентной позиции
Параметры отрасли |
Вес |
Кетчуп |
Томатная паста |
Горчица |
Сок |
Уксус |
Консерв. овощи |
ОДР |
0,1 |
9 |
7 |
5 |
7 |
6 |
8 |
Рентабельность |
0,4 |
8 |
7 |
3 |
7 |
5 |
8 |
Конкурентоспособность |
0,2 |
9 |
9 |
8 |
8 |
8 |
9 |
Потенциал развития |
0,3 |
9 |
8 |
7 |
8 |
7 |
9 |
Оценка конкурентной позиции |
7,8 |
7,7 |
8,1 |
8 |
6 |
7,1 |
Информация о работе Формирование и анализ товарной стратегии