Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 03:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – оптимизировать систему формирования трудового коллектива ЗАО «Регион-Автоматика».
Объектом исследования курсовой работы является торговое предприятие ЗАО «Регион-Автоматика».
Предмет исследования - процессы формирования и функционирования трудового коллектива в ЗАО «Регион-Автоматика».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты системы управления персоналом, мотивации персонала в организации, сущность понятия трудовой коллектив.
2. Исследовать систему формирования и развития трудового коллектива ЗАО «Регион-Автоматика».
3. Разработать мероприятия по оптимизации системы формирования и развития трудового коллектива в ЗАО «Регион-Автоматика».
Введение………………………………………………………….....................
Глава 1. Теоретические аспекты изучения системы управления, мотивации персонала в организации
1.1. Сущность и значение понятия трудовой коллектив
1. 2. Этапы развития трудового коллектива……………………………….
1.3. Изучение развития трудового коллектива на современном этапе…………………………………………………………………………
Глава 2. Анализ исследования системы формирования и развития трудового коллектива в ЗАО «Регион-Автоматика»……………………………………………………………….
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Регион-Автоматика»
2.2 Анализ кадровых и экономических показателей ЗАО «Регион-Автоматика»………………………………………………………………
2.3 Оценка действующей системы формирования и развития трудового коллектива ЗАО «Регион-Автоматика»………………………………….
Глава 3. Оптимизация системы формирования и развития трудового коллектива ЗАО «Регион-Автоматика»……………………………………………………………………………
3.1. Исследование социально-психологического климата и мотивации персонала…………………………………………………………………..
3.2. Мероприятия по формированию трудового коллектива
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список литературы
Приложения
3
5
5
7
9
14
14
17
21
25
25
27
31
33
36
38
Рассмотрим динамику изменения состава кадров ЗАО «Регион-Автоматика» за 2010-2011 год на диаграммах (см. рис. 2, 3).
В возрастной структуре мы видим, что в ЗАО большее число сотрудников находятся в возрастной группе 26-36 лет и 37-50 лет.
Гендерный анализ показал, что в 2010 г в организации работали 40 женщин и 32 мужчин (55,5% и 44,5% соответственно), а в 2011 г соотношение составило 55,1% и 44,9%.
Рисунок 2. Динамика изменения образовательного состава ЗАО «Регион-Автоматика» в 2010-2011 г, в %
Рисунок 4. - Динамика изменения гендерного состава ЗАО «Регион-Автоматика» в 2010-2011 г., в %
В таблице 2 рассмотрим показатели по труду и заработной плате в ЗАО «Регион-Автоматика».
Таблица 2. Динамика показателей по труду ЗАО «Регион-Автоматика» за 2010-2011 гг.
Показатели, ед.изм. |
2010 г. |
2011 г. |
Динамика прироста | |
абсолют. |
% | |||
Среднесписочная численность, чел.: |
72 |
78 |
6 |
7,7 |
Руководители |
8 |
9 |
1 |
11,1 |
Специалисты |
59 |
62 |
3 |
4,8 |
Рабочие |
5 |
7 |
2 |
28,5 |
Производительность труда |
378,7 |
371,4 |
-7,3 |
-1,92 |
Средняя заработная плата, руб. |
13 000 |
15 000 |
2000 |
13,3 |
Как видим из таблицы 2, производительность труда снизилась незначительно - на 1,92%, рост заработной платы составил 13,3 %, что указывает стабильное финансовое положение компании.
В ЗАО «Регион-Автоматика» применяется форма оплаты труда – ставка + процент от выручки. То есть все сотрудники получают оговоренную заработную плату и премию, размер которой определяется генеральным директором. Менеджеры по продажам имеют премию 3% от общей выручки продаж. Остальные сотрудники получают премию в размере 25% от основного оклада.
Документом, регламентирующим размер оплаты труда (оклада), является штатное расписание, которое разрабатывается ежегодно. Зарплата выдается один раз в месяц.
В таблице 3 представлен расчет заработной платы менеджера по продажам.
Таблица 3. Расчет заработной платы сотрудника (менеджера по продажам) ЗАО «Регион-Автоматика», в руб.
Статьи зарплаты |
Сумма, руб |
Минимальный оклад менеджера |
8500 |
НДФЛ (13%) |
1105 |
Выручка от продажи (всегда разная) |
335000 |
Процент от выручки за месяц (3%) |
10050 |
НДФЛ (13%) |
1306 |
Фактическая зарплата менеджера: 335000*3%+8500-1105-1306 |
16139 |
Рассмотрим в таблице 4 текучесть персонала за последние три года и рассчитаем коэффициент увольнений.
Коэффициент увольнений или текучести, показывает число увольнений за период (за один год) в процентах от среднего числа занятых в тот же период (см. формулу 1).
Таблица 4. Текучесть персонала ЗАО «Регион-Автоматика» в 2009-2011 г.г.
год |
Общее кол-во сотрудников, |
Количество увольнений |
Стаж работы в ЗАО, в чел. |
Коэф. текучести |
2009 |
70 |
12 |
6- менее года 2- 2-3 года 4 – более 3 лет |
17,1 |
2010 |
72 |
16 |
9 – менее года 4 – 2-3 года 3 – более 3 лет |
22,2 |
2011 |
78 |
21 |
11 – менее года 4 – 2-3 года 6 – более 3 лет |
26,9 |
Таким образом, мы видим,
что за последние три года в
исследуемой организации
2.3 Оценка действующей
системы формирования и
Проведем анализ системы управления персоналом в ЗАО «Регион-Автоматика» с помощью SWOT-анализа. Матрица SWOT-анализа представлена в Приложении 2.
Анализируя таблицу SWOT-анализа, мы видим, что сильными сторонами системы управления персоналом ЗАО «Регион-Автоматика» является наличие профессиональных кадров, системы аттестации сотрудников, применение экономической мотивации – премии по результатам работы.
Важным моментом в системе формирования трудового коллектива является мотивация. Мотивация - это процесс стимулирования каждого сотрудника и всех членов коллектива, когда сотрудники должны активно работать для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации. Позитивная мотивация способствует развитию способностей человека, достижению целей [11, с. 175].
Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на [11, с. 176]:
1. Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами (премии, бонусы, подарки).
2. Организационно-
3. Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников (корпоративная культура, социальное обеспечение и т.п.).
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов.
Существуют и нематериальные стимулы, которые подразделяют на социальные, моральные, творческие и социально-психологические. К ним относятся: возможность карьерного роста, благодарности от руководства, совместные праздники и т.п.
В ЗАО «Регион-Автоматика» руководство применяет следующие методы стимулирования:
1. Экономические методы
– выплата своевременно и
2. Социально-психологические методы - поздравление сотрудников с днем рождения или другими знаменательными датами в их жизни, с вручением премии или подарка.
Руководство обеспечивает
безопасную обстановку и
Вывод по главе 2. ЗАО «Регион-Автоматика» имеет линейно - функциональную структуру управления. Преимуществом линейно-функциональной структуры - улучшение координации деятельности в функциональных областях, каждое подразделение имеет определенную задачу и обязанности. Недостаток – длительная процедура принятия решений, отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне и как следствие снижение ответственности исполнителей и руководителей за работу в целом.
Наблюдается достаточно большая текучесть кадров за последние три года, многие уволившиеся, не проработали в компании и года. Руководство применяет экономические и социально-психологические методы стимулирования.
Основные угрозы развития персонала – недостаточно разработанная система наставничества (особенно менеджеров по продажам), также высокая текучесть персонала, и как следствие перечисленного - падение спроса на предлагаемые товары и услуги, снижение объема продаж.
Глава 3. Оптимизация системы формирования и развития трудового коллектива ЗАО «Регион-Автоматика»
3.1 Исследование социально-психологического климата и мотивации персонала
Для исследования социально-психологического климата в трудовом коллективе ЗАО «Регион-Автоматика» применялась экспресс-методика, представленная в Приложении 3.
Предлагаемая методика, (разработанная А. С. Михайлюк и Л. Ю. Шарыто) позволяет диагностировать состояние климата в трудовом коллективе, проследить эффективность тех или иных мероприятий и их влияние на социально-психологический климат. [7, с. 65].
Методика позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от +1 до –1. Для этого шкала возможных оценок (от +1 до –1) делится на три равные части в таб. 6
Таблица 6. Шкала оценок климата в коллективе
Средние оценки |
Характеристика климата в коллективе |
От –1 до –0,33 |
Психологический климат в этом интервале по каждому компоненту признается неудовлетворительным |
От–0,33 до +0,33 |
Психологический климат признается противоречивым, неопределенным и нестабильным |
От +0,33 до +1 |
Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается как благоприятный |
Для проведения диагностики коллектив был разделен на две группы по принципу специалисты и руководители. Для каждого компонента выведена средняя оценка по выборке (см. табл. 7)
Таблица 7. Оценка отдельных компонентов отношений
Сотрудники |
Эмоциональный компонент |
Когнитивный компонент |
Поведенческий компонент |
1 группа |
0,38 |
0,15 |
0,31 |
2 группа |
0,31 |
0,15 |
0,38 |
å (Э) |
0,34 |
0,15 |
0,34 |
Мы видим, что когнитивный компонент имеет среднюю оценку, а эмоциональный и поведенческий – положительные. Соответственно, в коллективе ЗАО преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах. В отношениях коллег преобладают одобрение и поддержка, критика хоть и высказывается, но с добрыми пожеланиями.
Так как состав трудового коллектива ЗАО разнообразен, это видно по возрастному и статусному признаку в коллективе периодически возникают как симпатия, так и антипатия каждого работника друг к другу, различные конфликты и столкновения интересов, этот процесс неизбежен. Но умение работников и руководителя правильно это решать, сглаживать углы, формирует благоприятный социально-психологический климат
Хотя присутствует и элемент напряженности, например, некоторые члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, неудачи коллег оставляют их равнодушными. Но в целом, в трудных случаях в коллективе существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество. В случае ссор, коллектив стремится сотрудничать и быстрее пережить критический момент.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ЗАО «Регион-Автоматика» преобладает благоприятный социально-психологического климат.
С целью определения удовлетворенностью работой сотрудников ЗАО и для определения наиболее эффективных методов стимулирования труда, было проведено исследование в виде теста «Что люди хотят получить от своей работы?» Тест основан на мотивационной теории Герцберга (МТГ). Его можно использовать для определения того, какие мотивационные факторы актуализированы у испытуемых. Зная это, можно наиболее эффективно воздействовать на мотивацию труда персонала [17,с.148].
Информация о работе Формирование и развитие трудовых коллективов в организации