Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:47, дипломная работа
Введение механизма подушевого финансирования образовательных учреждений обострило процесс конкуренции, внеся в него элементы рыночной экономики. Учреждения на практике вынуждены задуматься о том, в чем же преимущество нашего учреждения по сравнению с другими. И как мы понимаем, стремление школы конкурировать только на основе высоких показателей ЕГЭ или количества победителей в олимпиадах не совсем оправдано.
1.Введение……………………………………………………………………… 4
1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения 14
1.2. Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения 19
1.3. Особенности формирования и критерии оценки имиджа образовательного учреждения 28
Выводы 31
2.1. Общая характеристика школы 34
2.1. Анализ существующего имиджа школы 37
Выводы 42
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа 43
3.1. Способы привлечения учащихся в школу 43
3.2. Практические рекомендации по развитию имиджа школы 46
Выводы. 51
Заключение 52
Литература 57
ГОУ ВПО МО
«Академия социального
Кафедра общего менеджмента
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Формирование имиджа конкурентоспособного образовательного учреждения»
Руководитель работы: Корнетов Григорий Борисович, доктор педагогических наук, профессор_______________ «___»____2012 г. |
Выполнена слушателем 4 группы профессиональной переподготовки Терентьева Анжела Николаевна ________________ 29.04.2012 г. |
Консультант: _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
Работа допущена к защите: Зав. Кафедрой __________________ ______________________________ __________ «____»______2012 г. |
Работа защищена «____» ________ 2012 г. |
Оценка «________________» Председатель ГАК ______________ |
2012 год
Содержание
1.Введение……………………………………………………
Введение
Актуальность темы:
С каждым годом в образовании возрастает конкуренция между учреждениями, расположенными в одном микрорайоне, в одном городе или районе. Как показывает опыт реструктуризации образовательных учреждений в сельской местности, и здесь встречаются элементы конкурентной борьбы между школами за учеников.
Введение механизма
подушевого финансирования
Не все родители ориентированы только на результат обучения, многие, прежде всего, уделяют внимание комфортным условиям в образовательном учреждении, наличию системы дополнительного образования, разнообразию досуга детей, желанию ребенка учиться именно в этой школе, классе и т.д.
Из каких источников получают родители и общественность информацию о своей школе? Пока ребенок учится, его рассказы - основной источник положительной или отрицательной информации.
К сожалению, чаще всего, отрицательной. Большинство детей на вопрос: «Как у вас в школе?», отвечают – «Нормально» или подробно рассказывают о неприятных моментах: кому-то несправедливо поставили оценку, с кем-то учитель вступил в открытый конфликт и прочее.
Естественно у родителей складывается отрицательный образ школы, в котором обижают детей несправедливые учителя. Особую роль в создании негативного мнения о школе стали играть средства массовой информации, которые с удовольствием во всех мыслимых и немыслимых подробностях готовы освещать любую спорную ситуацию, особенно если она носит негативную окраску.
К сожалению, стало «доброй» традицией в преддверии праздника «День учителя» показывать передачи, рассказывающие о несправедливых, по отношению к детям, поступках учителей.
Противопоставление родителей, детей и педагогов школы, прежде всего, влияет не на численность учащихся, а на характер и особенности решения проблем возникающих в образовательном учреждении.
Мы прекрасно понимаем, что важно не только привлечь потребителей (родителей и учащихся), а создать условия, в которых каждый из участников образовательного процесса стремился к достижению общей цели – повышения качества образования, создания комфортной воспитывающей среды, становлению ответственного гражданина своей страны.
Одним из механизмов привлечения
внимания родителей и общественности
к делам школы выступает
Имидж образовательного учреждения – это образ организации созданный в результате целенаправленного непрерывного процесса формирования, согласования и интегрирования представлений педагогов, учащихся, родителей, представителей окружающего социума.
В понятие имиджа включают культуру взаимоотношений между людьми, манеру работы с партнерами и клиентами, дизайн оформления помещений и даже одежду сотрудников.
Можно выделить следующие компоненты, определяющие имидж (образ) образовательного учреждения: образ выпускника школы; образ жизнедеятельности школы, построения в ней деятельности, общения и отношений между участниками учебно-воспитательного процесса; представление о месте и роли отдельных индивидов и групп в жизни учебного заведения; представление о взаимодействии учебного заведения с окружающей социальной и природной средой.
Создание положительного имиджа и высокой репутации школы является сложным и длительным процессом. Среди основных причин, влияющих на готовность образовательного учреждения тратить временные, людские и финансовые ресурсы на формирование имиджа – потребности в выделении в массе подобных учреждений, завоевании определенной известности, приобретении репутации и высокого статуса, обеспечении привлекательности для потребителей, а, следовательно, создании условий для привлечения финансовых средств для развития учреждения.
Основным преимуществом
имиджа является его направленность
на создание образа (изображения), призванного
оказывать эмоционально-
Таким образом, созданное представление о школе как об успешном, престижном, комфортном и т.п. учреждении будет оказывать влияние, и на внешнею среду школы, и на внутреннюю.
В формировании имиджа возможны два подхода: от потребностей образовательного учреждения или от запросов потребителей (на практике мы наблюдаем сочетание этих подходов).
Формирование имиджа от запросов потребителей может включать следующие этапы деятельности школы:
1. Проведение маркетингового
исследования с целью
2. Оценка ресурсов образовательного учреждения.
3. Формирование программы
развития (или перспективного плана
с критериальными показателями)
4. Осуществление плана деятельности.
5. Промежуточный контроль и регулирование деятельности.
6. Оценка результатов деятельности.
При проведении маркетингового исследования необходимо помнить, что имидж одной и той же школы может быть различным для разных групп общественности, поскольку желаемое поведение отдельных групп общественности в отношении школы может различаться. Например, для жителей района важна социальная позиция школы. Для родителей высокий процент поступления в вузы.
Для партнеров (других образовательных учреждений) важная конкурентная позиция организации - склонность к агрессивному отстаиванию своего статуса или к установлению сотрудничества.
Естественно, формирование
имиджа образовательного
Не секрет, что родители, выбирающие школу для своего ребенка, сначала ориентируются на слухи. Слухи порождаются мнениями и оценками других людей. Причем, всегда субъективными. Следовательно, от того, какое мнение сложится у нескольких людей (а бывает и одного, но авторитетного человека), столкнувшихся со школой, зависит ее репутация на многие годы.
В-четвертых, огромную роль в выборе профессии играют электронные средства массовой информации, которые в современной России выполняют исключительно функции идеологической машины. Все это, безусловно, влияет на выбор профессии молодыми людьми. Таким образом, актуальность выбранной темы является очевидной.
Однако, складывающаяся ситуация не является критической. Безусловно, преодолеть кризисные явления можно путем формирования положительного имиджа образовательных учреждений. Имидж образовательных учреждений мы понимаем как эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума.
Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, – высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации деятельности.
Объект исследования: имидж образовательного учреждения.
Предмет исследования: механизм формирования и способы построения положительного имиджа образовательного учреждения.
Цель исследования: заключается в проведении анализа имиджа и выработке практических рекомендаций по его дальнейшему укреплению.
Задачи исследования:
- рассмотрение понятия имиджа образовательного учреждения;
- изучение механизма формирования и способов построения имиджа образовательного учреждения;
- анализ существующего имиджа предмета исследования;
-разработка практических рекомендаций по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа.
Гипотеза исследования: формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Степень изученности проблемы: Устойчивый позитивный имидж образовательных учреждений можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта ОУ и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения.
Изучение вопроса формирования имиджа образовательного учреждения.
С каждым годом внимание к теме имиджа растет, о чем свидетельствует количество публикаций и диссертационных исследований. Тем не менее, проблема создания имиджа образовательных учреждений остается недостаточно изученной. Единой работы, в которой был бы обобщен опыт изучения имиджа образовательного учреждения, пока нет.
Имидж организации или корпоративный имидж изучают: экономисты, маркетологи, менеджеры, психологи, специалисты по связям с общественностью, рекламисты, дизайнеры и пр. Например, маркетологи и экономисты, относят имидж к нематериальным активам организации. Выведены даже формулы, благодаря которым можно оценить вклад деловой репутации (имеющей прямое отношение к имиджу фирмы) в рыночную стоимость организации.
Первые публикации по имиджу ОУ появились в середине 1990-х годов. Но вплотную занялись разработкой всевозможных аспектов формирования имиджа сравнительно недавно, только с начала 2000-х гг.
Большая часть работ по интересующей нас теме была издана в специализированном периодическом журнале «PR в образовании».
В публикациях рассмотрены разные виды имиджа, в зависимости от уровня и типа образовательного учреждения.
В основном авторы, изучающие имидж ОУ, ссылаются на исследования Е.В. Гришуниной (1995), Пискуновой Т.Н. (1998), Е.Б. Карпова (2002), Нестерчук О.Я., Петровой Е.А. и Пискунова М.С.
По теме имиджа образовательных учреждений (далее ОУ) с 1998 года по настоящее время, были защищены около 22 диссертаций. Среди них: 8 диссертаций по педагогике, 7 диссертаций по психологии, 5 диссертаций по экономике, по одной диссертации по социологии и по филологии.
Спектр вопросов, которые интересовали диссертантов:
Непосредственно вопрос формирования имиджа ОУ был изучен специалистом психологии (Пискунова Т.Н «Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения») В остальных работах рассматриваются отдельные элементы имиджа ОУ (имидж руководителя ОУ, имидж преподавателя, бренд и пр.)
Информация о работе Формирование имиджа конкурентоспособного образовательного учреждения