Формирование имиджа конкурентоспособного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:47, дипломная работа

Описание работы

Введение механизма подушевого финансирования образовательных учреждений обострило процесс конкуренции, внеся в него элементы рыночной экономики. Учреждения на практике вынуждены задуматься о том, в чем же преимущество нашего учреждения по сравнению с другими. И как мы понимаем, стремление школы конкурировать только на основе высоких показателей ЕГЭ или количества победителей в олимпиадах не совсем оправдано.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………… 4
1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения 14
1.2. Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения 19
1.3. Особенности формирования и критерии оценки имиджа образовательного учреждения 28
Выводы 31
2.1. Общая характеристика школы 34
2.1. Анализ существующего имиджа школы 37
Выводы 42
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа 43
3.1. Способы привлечения учащихся в школу 43
3.2. Практические рекомендации по развитию имиджа школы 46
Выводы. 51
Заключение 52
Литература 57

Файлы: 1 файл

Тема- «Формирование имиджа конкурентоспособного образовательного.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)

- положительный имидж  школы можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения.

 

Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа

3.1. Способы привлечения учащихся в школу

 

В профессиональной литературе авторы, характеризуя имидж, используют разные определения - желаемый, реальный, традиционный, благоприятный, позитивный, идеализированный, новый (обновленный). Наиболее часто встречающиеся штампы - желаемый имидж и благоприятный имидж. Упомянутые категории не следует, на мой взгляд, причислять к разряду отдельных видов имиджа, а следует рассматривать как свойства имиджа, грани одной призмы, новое качество объекта. Перечисленные характеристики имиджа не исключают друг друга, не противоречат и не отрицают друг друга, при этом имидж может переходить из одного качества в другое. Так желаемый имидж при определенных усилиях со стороны заинтересованной в нем организации может стать реальным, а традиционный имидж перейти в новое качество или получить обновленное лицо. При этом у  школы может существовать одновременно несколько имиджей, которые актуализируются в зависимости от целей, которые преследует в данный момент школа.

Имидж подчинен решению вполне конкретных практических задач, например, адаптации к тем или иным условиям, защиты.  Он помогает решать вполне конкретные задачи, притом на протяжении более-менее долгого времени. Поэтому функциональность имиджа  МАОУ СОШ №3 ЩМР МО напрямую связана с процессами его поддержания, иногда требующими значительных усилий. Что же нужно сделать, чтобы поддержать и укрепить существующий имидж. Для этого можно разработать ряд рекомендаций, которые могут помочь. Их можно разделить на два направления.

1.Улучшение взаимодействия с общеобразовательными школами и детскими садами, центрами дополнительного образования. Необходимо налаживать взаимодействие со школами на добровольной основе, когда педагогам и учащимся школ было бы интересно и хотелось бы теснее общаться. Вариантов такого взаимодействия очень много и директора прекрасно используют разные формы работы. Это и проведение конкурсов среди учеников школ, и проведение в школах дессиминации опыта работы учителей, участие в них позволяет педагогам обмениваться опытом, быть в курсе современных педагогических тенденций, повышать свое педагогическое мастерство. Очень важно находить возможности для содействия участию в конкурсах учащихся и преподавателей.

Поддержка талантливой  молодёжи (в школе создано и  действует НОУ «Ариадна», повышение квалификации преподавателей школы и т.д., и т.п. Очень многое, безусловно, зависит и от педагогов. 

2. Второе направление работы связано с системой мер по формированию современной технологичной профильной школы:

-внедрение компьютерных технологий в школах значительно возрастает роль Интернета в пропаганде образования. Современные учащиеся школ являются одними из самых активных его пользователей. Поэтому создание и продвижение в Интернете сайта школы - важная составляющая формирования имиджа современной школы для того, чтобы эффективно представлять свои образовательные программы и проекты. Дизайном и стилем этого сайта может быть не просто официальными, а ориентированными на современные тенденции в разработке Интернет-ресурсов.

Однако повсеместное развитие данных направлений замедляется следующими реалиями музыкального социума:

- в  системе общего образования осуществлена техническая информатизация образовательного процесса и успешно внедряются альтернативные методики с использованием мультимедийных средств, что снижает риски возникновения ситуации аутсайдера на рынке образовательных услуг;

Но наряду с этим, в представлении многих родителей, не принадлежащих к образовательной среде, компьютерные технологии – и в том числе дистанционное обучение – считается несовместимым с образованием.

Сформировавшиеся стереотипы не соответствуют современному уровню информационного прогресса в обществе. Множество открывающихся технических возможностей смогут обогатить деятельную практику не только педагога, но и ученика, вовлекая их в процесс взаимного сотворчества.

Объединение  и компьютерной отраслей поможет наиболее эффективно осуществлять возложенные на образование обязанности, воспитывая не только креативные способности учащегося при помощи отдельных дисциплин, но и актуальные в современном обществе стратегическое мышление, нестандартный подход, инновационность и мобильность.

Не менее важной задачей является создание имиджа  школы, как современного динамично развивающегося учебного заведения. Важно использовать убедительные аргументы в пропаганде здорового образа жизни.

В недрах министерства образования неоднократно озвучивалась идея о том, что в российских школах необходимо вводить программы занятости учеников в течение всего дня. Эту необходимость связывают с тем, что многие родители настолько заняты на работе, что не могут заниматься детьми после школы. В связи с этим весьма правильным и полезным представляется создание в системе «полного дня» дополнительных объединений. Это могло бы стать хорошей формой интеллектуального, эстетического и патриотического воспитания учеников,   пропаганды национальной культуры. Думается, что жизненно важно налаживать контакт музыкальными, художественными, школами искусств, привлекая к работе их преподавателей.

3.2. Практические рекомендации по развитию имиджа  школы

 

Понятие «имидж» как и большинство категорий, может трактоваться в широком и узком смысле. В широком смысле под имиджем понимается распространенное представление о совокупности естественных и специально сконструированных свойств  школы, в то время как в узком под имиджем понимается сознательно сформированный образ  школы, который наделяет его дополнительными ценностями и дает возможность продуцировать те впечатления, отношения и оценки, которые необходимы самой школе. Но имидж формируется независимо от того, занимаются этим целенаправленно или нет. Лучше, если этот процесс ведется осознанно.

При работе над имиджем нашей школы как и любого другого образовательного учреждения необходимо соблюдать определенные принципы.

Во-первых, следует ответить на вопросы о миссии, целях, ориентирах, приоритетных направлениях деятельности образовательного учреждения.

Во-вторых, определиться с целевой аудиторией образовательного учреждения. Знание конкретных особенностей каждого целевого сегмента позволит наиболее эффективно организовать работу с ним, причем не только с точки зрения особенностей построения эффективного имиджа, но и продвижения своих образовательных услуг, выбора стиля.

Особое внимание следует уделить индивидуальным особенностям  школы. Продолжить работу по их разработке. И хотя мы делаем первые шаги в качестве участника конкурентной борьбы, можем согласиться с тем, что однотипные учреждения, расположенные по соседству в микрорайоне, могут отличаться друг от друга радикально.

Важный момент при определении индивидуальных особенностей  школы – вопрос о руководителе. Очень часто директор  школы – явный лидер, его роль весьма существенна в позиционировании  школы. В этом случае стратегия построения имиджа выстраивается таким образом, что интервью дает только директор, его фотография обязательно присутствует на сайте  школы и рекламные буклеты, если таковые выпускаются, тоже с фотографией руководителя. Для поддержания устойчивого положительного имиджа  школе необходимо использовать PR – технологии. Исторически сложилось, что сфера ответственности за формирование имиджа пересекается с основной целью и объектом деятельности связей с общественностью. Существуют разные подходы к пониманию сущности связей с общественностью как сферы деятельности - это «часть маркетинговой коммуникации», «часть журналистики», «PR – реклама», «теория и практика отношений между организацией и обществом». Но главным образом, смысл деятельности PR сводится к формированию благоприятного имиджа организации и нейтрализации неблагоприятных событий и слухов. При этом, PR может использовать отдельные технологии маркетинга - исследования, рекламу, методы стимулирования интереса к организации. Специально приглашенные люди могут выполнить заказ по формированию имиджа, но нужна не акция, а постоянная работа по совершенствованию имиджа, с учетом все временных составляющих.

На что рекомендуют обратить внимание специалисты. Конечно, на регулярную работу по оценке деятельности  школы с точки зрения учащегося.

Наличие собственного сайта уже давно не факультативный элемент имиджа  школы. Но не просто наличие, а доступность сайта, удобство навигации, своевременность обновления.

Анализ позволит соотнести заявленные цели  школы, его миссию, заявленный имидж с реальностью, наметить программу достижения желаемого результата. Проработанный имидж – реальная выгода для любой организации, в том числе и экономическая.

Имидж всегда направлен на стимулирование положительных эмоций и их проецирование, на те услуги, которые оказывает образовательное учреждение. Имидж, как правило, является средством воздействия на общественное мнение. Так как результат обучения зачастую отдален во времени и может не осознаваться самим обучающимся, то необходимо учитывать такие особенности имиджа, как универсальность и уникальность. Универсальность может выражаться, прежде всего, как в унификации научных подходов, понятий, принципов и факторов, так и в стандартизации требований, показателей качества, использовании технологий и методов обучения. Уникальность в данном случае проявляется в выборе образовательных учреждений, специализаций, востребованных на рынке труда и повышающих конкурентоспособность специалиста.

Итак, можно предложить следующие практические рекомендации для повышения имиджа образования в целом и  школы :

- необходимо налаживать систему более тесного взаимодействия общеобразовательных школ, используя все имеющиеся возможности и формы, ориентируясь на то, что школы имеют определенную свободу в выборе партнеров.

- необходимо активное сотрудничество с местными средствами массовой информации, используя для этого любые информационные поводы, для пропаганды достижений школы. Использование при этом самых разных аргументов. Постоянный поиск наиболее эффективной и актуальной формулы такой пропаганды. Ведь средства массовой информации являются своеобразными посредниками между школой и обществом: именно благодаря своевременному информированию о планах или достижениях, можно  существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и/или сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.

- поскольку представление о перечисленных составляющих имиджа  формируется благодаря распространению в обществе знаний о ней или целей  школы относительно них, то основная маркетинговая задача, в этом случае, состоит в поиске способов передачи этой информации, формировании на ее основе определенного уровня знаний и уже как следствие определенного представления о  школе. Главным образом, почти все способы передачи информации аудитории можно объединить в общее направление деятельности - рекламирование. Это определяет специфическую особенность рекламной политики  школы, где информирующая реклама преобладает над другими видами рекламы. Для рекламирования необходимо выбирать каналы продвижения, дающие наибольшую отдачу. Самые распространенные - это статьи и публикации в газетах и интервью на радио, участие в акциях, программах, концертах и фестивалях. Также для этого необходимо использование всех возможностей Интернета с ориентированием на молодежную аудиторию для пропаганды образования и создания имиджа  школы.

- целевая аудитория  школы специфична - это учащиеся и их родители, люди, желающие получить качественное образование, поэтому лучше всего действуют как точечные мероприятия, так и обширные акции. В частности, это ежегодный Публичный доклад директора о результатах работы ОУ за истекший период, на котором каждая школа имеет возможность донести информацию до конечной аудитории.

- формирование имиджа тесно связано с информационной открытостью, поскольку имидж создается посредством коммуникаций на основе той информации, которую получает целевая аудитория из разных источников, главным образом из средств массовой информации.

- для организации рекламы различных мероприятий школа обращается в рекламные агентства. Это позволяет не заниматься самостоятельно разработкой креативных программ, печатью материалов.

- еще один способ заинтересовать будущих учеников - день открытых дверей для воспитанников ДОУ и их родителей, позволяющий представить свои программы, рассказать о преимуществах.

Среди других рекомендаций по формированию имиджа  школы можно назвать следующие:

- содействие в повышении квалификации педагогов, а также демонстрирование потребности школы в высококвалифицированных кадрах, стимулирующее педагогов на профессиональные достижения. Кроме того, следует предъявлять высокие требования при приеме на работу, что дает коллективу школы ощущение особой ценности рабочего места, поскольку высокие стандарты увеличивают привлекательность школы в глазах кандидатов на вакантные места;

- предоставление педагогам возможности творческой и профессиональной реализации;

- информирование коллектива педагогов и коллектива учащихся с историей школы, нормами поведения в школе, этике и этикете. 

- необходимо постоянно проводить анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием здесь является  доведение итогов мониторинга до всех участников подобной деятельности. Между прочим, сама заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих. Человек, который говорит: «Мне дорога наша репутация»,  демонстрирует окружающим  не только заботу о своей организации, но и важность корпоративных  усилий, ориентированных на сотрудничество и развитие.

 

 

 

 

Выводы.

 

Подводя итог третьей главе  можно сделать следующие выводы:

- несмотря на значимые успехи в формировании положительного имиджа забота о его укреплении и о высокой репутации школы должна вестись постоянно и быть направлена на профилактику уменьшения контингента учащихся.

Информация о работе Формирование имиджа конкурентоспособного образовательного учреждения