Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:47, дипломная работа
Введение механизма подушевого финансирования образовательных учреждений обострило процесс конкуренции, внеся в него элементы рыночной экономики. Учреждения на практике вынуждены задуматься о том, в чем же преимущество нашего учреждения по сравнению с другими. И как мы понимаем, стремление школы конкурировать только на основе высоких показателей ЕГЭ или количества победителей в олимпиадах не совсем оправдано.
1.Введение……………………………………………………………………… 4
1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения 14
1.2. Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения 19
1.3. Особенности формирования и критерии оценки имиджа образовательного учреждения 28
Выводы 31
2.1. Общая характеристика школы 34
2.1. Анализ существующего имиджа школы 37
Выводы 42
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа 43
3.1. Способы привлечения учащихся в школу 43
3.2. Практические рекомендации по развитию имиджа школы 46
Выводы. 51
Заключение 52
Литература 57
- постоянное поддержание прямой и обратной связи с потребителями образовательных услуг.
Управление внешним имиджем образовательного учреждения на этом этапе нацелено на следующее:
- начало рекламной кампании инновационных проектов;
- расширение различных видов рекламы (использование доступных видов наружной рекламы и рекламы на транспорте; использование фотографий вместе с информацией; изготовление рекламных вещей (ручки, карандаши и пр.), на которых красуется эмблема школы и т.д.), широкая пропаганда достижений, демонстрация наград и т.д.
На каждом этапе формируются определенные информационные материалы, предназначенные для внешнего представления. Назовем их обобщенные содержательные компоненты:
Адрес образовательного учреждения, контактные телефоны, местоположение школы и возможность до нее доехать общественным транспортом.
Краткая историческая справка, раскрывающая этапы становления, развития школы, изменения ее статуса.
Миссия учебного заведения. Выбор миссии напрямую связан с выбором типа, вида, модели образовательного учреждения. В миссии должна быть отражена специфика контингента учащихся.
Модель выпускника учебного заведения – один из основных компонентов информационных материалов.
Образовательная структура учебного заведения, включающая все ступени обучения (данный компонент позволяет проследить возможности самоопределения школьников внутри школы; особенности содержания образования – оригинальные предметы, учебные курсы, факультативы, кружки, секции), новизну образовательных услуг, предлагаемых школой, их конкурентоспособность.
Образовательное пространство учебного заведения. Научно-практические связи школы. Этот компонент создает видение возможных путей продолжения профессионального самоопределения выпускников школы, а также демонстрирует условия развития личности школьника в процессе обучения.
Традиции коллектива (праздники, олимпиады, конкурсы, состязания).
Результаты, достижения в деятельности образовательного заведения (призовые места, победы на конкурсах, конференциях, олимпиадах; социальная адаптация; поступления в высшие учебные заведения).
Перспективы развития образовательного учреждения.
Таким образом, для того чтобы то или иное образовательное учреждение была привлекательным, имело свой неповторимый уже сложившийся или складывающийся образ, скорее всего, оно должно иметь:
- четко определенные приоритеты, собственную философию, свое видение будущего, сформулированное в миссии школы;
- уникальную, неповторимую, особую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, именуемую школьной культурой;
- разнообразные и качественные образовательные услуги;
- оригинальную систему воспитательной работы, включая наличие и функционирование детских и юношеских организаций, развитие творческих способностей, совершенствование психических функций и уровня воспитанности учащихся, формирование здорового образа жизни;
- связи с учреждениями дополнительного образования, высшими учебными заведениями, различными социальными институтами и т.д.;
- яркие, узнаваемые, своевременно обновляемые информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;
- систему целевой подачи информации потребителям о своем потенциале, успехах и предлагаемых образовательных услугах.
Основными методами формирования имиджа образовательного учреждения являются: эффективные PR-мероприятия (дни открытых дверей, презентации и выставки образовательных услуг, публикации в СМИ и т.д.); благоустройство здания и территории школы; повышение педагогической культуры коллектива и всего персонала школы.
Сформированный позитивный имидж образовательного учреждения позволит решить ряд задач:
- повысить привлекательность школы, в первую очередь, для родителей, учащихся и персонала,
- повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг,
- облегчить процесс введения новых образовательных услуг,
- повысить уровень организационной культуры,
- способствовать улучшению социально-психологичекого микроклимата в коллективе.
В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, методической работы в школе.
То, что применимо к формированию имиджа образовательных учреждений вообще, до последнего времени не переносилось на сферу образовательной деятельности учреждений Но в последнее время необходимость определения уровня образовательной деятельности различных учреждений вывело на первый план такие проблемы, как определение объективных критериев определения уровня деятельности и состояние имиджа образовательных учреждений.
Целенаправленно создаваемый имидж образовательных учреждений представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик.
Следует отметить, что составляющие имиджа трудно ранжировать, так как в зависимости от конкретных потребностей различных групп, обращающихся к услугам образовательных учреждений, значимость одного и того же компонента имиджа будет варьироваться.
Необходимость формирования имиджа образовательных учреждений определяется следующими причинами:
– во-первых, сложная демографическая ситуация (особенно в малых северных городах) усиливает конкуренцию среди образовательных учреждений одной территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента;
– во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ образовательных учреждений к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.;
– в-третьих, имея сформированный позитивный имидж, учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как предстает способным в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
– в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательным учреждением определенной силы, в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.
Это делает актуальной деятельность образовательных учреждений в области прикладной (образовательной) имиджелогии.
В литературе рассматриваются различные критерии и способы оценки эффективности имиджевых кампаний. Одни авторы отдают предпочтение математическим и экономическим способам оценки, другие указывают на преимущества коммуникационных (информационных или психологических) способов. Мы считаем, что более целесообразно оценивать коммуникативную эффективность, так как способы ее оценки наиболее доступны в условиях образовательного учреждения.
Критерии коммуникативной (информационной) эффективности мероприятий по созданию позитивного имиджа образовательного учреждения :
1. Степень осведомленности целевой аудитории- учащихся и их родителей. Измерение осведомленности может основываться на опросах общественного мнения о различных позитивных аспектах деятельности образовательного учреждения (слышали ли.., знают ли...). Процент правильных ответов и будет мерой осведомленности.
2. Понимание. Восприятие желаемого образа образовательного учреждения можно измерить, попросив респондентов указать индекс их согласия или несогласия относительно наличия у образовательного учреждения определенных качеств и свойств по следующей шкале: полностью согласны +3 +2 +1 0 –1 –2 –3 не согласны
3. Отношение. Отношение к образовательному учреждению в целом или к отдельным составляющим имиджа можно охарактеризовать как чувство «нравится/не нравится». В данном случае можно использовать аналогичную шкалу: нравится +3 +2 +1 0 –1 –2 –3 не нравится
4. Приверженность и действие. Показателями в данном случае являются: набор учащихся; текучесть кадров (как показатель стабильности коллектива).
На основании данных результатов определяется эффективность проведенной работы по формированию имиджа, выявляются его отрицательные и положительные стороны, делается заключение.
Дать оценку положительного имиджа образовательного учреждения можно при помощи индикаторной оценки имиджа. Согласно данной методике, оценить репутацию можно при помощи индикаторов. Выделяют три группы комплексных индикаторов, которые в свою очередь состоят из ряда единичных.
1. Первый корпоративный индикатор – внутренний имидж – является комплексным индикатором, определяет внутреннюю среду образовательного учреждения и делится на единичные индикаторы: преданность сотрудников, моральный климат коллектива, признание всеми целей и стратегии организации, развитая система стимулирования персонала, качественные условия труда и т.п.
2. Второй комплексный индикатор – потребительский. Он определяется рыночной средой и характеризует внешний имидж образовательного учреждения ; наименее контролируемый, включает в себя такие индикаторы, как: общая известность и репутация, скорость реагирования на запросы потребителей, инновационность, престиж и качество образования и т.д.
3. Следующий важный индикатор имиджа образовательного учреждения – партнерский, состоящий из показателей: соблюдение сроков и условий по договорным обязательствам, уровень внешних связей, конкурентный статус и т.д.
Нами разработан примерный перечень индикаторов имиджа для школы (см. приложение 1).
Создание положительного имиджа образовательного учреждения – сложный и длительный процесс формирования прочной и высокой репутации, привлекательности, создания ситуации успеха на всех уровнях работы.
Подводя итог первой главе можно сделать следующие выводы:
- под имиджем образовательного учреждения мы понимаем сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду. Имидж образовательного учреждения как положительный образ может быть сформирован лишь в случае предоставления качественных услуг потребителю. Но это условие, являясь необходимым, не является достаточным.
- с понятием имиджа тесно связана и репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации, на мой взгляд, заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.
- под формированием имиджа образовательного учреждения мы понимаем процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.
- можно выделить следующие основные этапы формирования имиджа: анализ внешней среды; выделение целевой группы, к которой будет обращен имидж; анализ внутренних ресурсов; определение задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные и т.д.); мотивация участников проекта; ролевое распределение; выявление соотношения между составляющими имиджа: научный, образовательный, общественный, имидж на рынке труда и т.д.; определение принципов формирования имиджа; разработка технологии формирования каждой составляющей имиджа; анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом.
- выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, степени своевременности методического продукта и креативности методической работы в школе.
Глава 2. Особенности формирования имиджа образовательного учреждения на примере МАОУ СОШ №3 ЩМР МО
В качестве примера успешного опыта по формированию имиджа образовательного учреждения, рассмотрим деятельность МАОУ СОШ №3 ЩМР МО.
Школа была основана в 1912 году при ШТФ. Было выделено несколько комнат, в каждой из которых поставили мебель, и школа начала свою жизнь. Уставом школы было предусмотрено: принимать в школу детей родители, которых работали на фабрике.
С момента организации в школе работало 6 человек.
Школа находилась в трудных условиях: мебели не хватало.
В 1971 г. Выстроили новое трехэтажное здание школы, в этом здании школа работает и сейчас.
Школа в новом здании начала свою работу под руководством Ривлина Г.Е. Он был очень энергичным, очень преданным педагогической профессии человеком. В школах учащиеся занимались одну смену. 1985году он ушел на заслуженный отдых.
За 40 лет ( с 1971-2012)школу возглавляли 4 директора.
Информация о работе Формирование имиджа конкурентоспособного образовательного учреждения