Формирование имиджа конкурентоспособного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:47, дипломная работа

Описание работы

Введение механизма подушевого финансирования образовательных учреждений обострило процесс конкуренции, внеся в него элементы рыночной экономики. Учреждения на практике вынуждены задуматься о том, в чем же преимущество нашего учреждения по сравнению с другими. И как мы понимаем, стремление школы конкурировать только на основе высоких показателей ЕГЭ или количества победителей в олимпиадах не совсем оправдано.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………… 4
1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения 14
1.2. Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения 19
1.3. Особенности формирования и критерии оценки имиджа образовательного учреждения 28
Выводы 31
2.1. Общая характеристика школы 34
2.1. Анализ существующего имиджа школы 37
Выводы 42
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа 43
3.1. Способы привлечения учащихся в школу 43
3.2. Практические рекомендации по развитию имиджа школы 46
Выводы. 51
Заключение 52
Литература 57

Файлы: 1 файл

Тема- «Формирование имиджа конкурентоспособного образовательного.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)

      В диссертации данного автора ключевым понятием является имидж ОУ. Пискунова Т.Н. рассматривает имидж общеобразовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения».1 (Это определение является самым часто цитируемым). По данным исследований Пискунова М.С., ведущими компонентами имиджа образовательного учреждения являются:

  • для учащихся начальной школы и их родителей — образ классного руководителя;
  • для старшеклассников — образ учителя-предметника и образ директора;
  • для родителей с высшим образованием — представление о качестве образования и стиле работы школы;
  • для родителей детей с ослабленным здоровьем — комфортность школьной среды.2

     В 2002 году в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» была опубликована статья начальника отдела маркетинга РГПУ имени А.И. Герцена, кандидата психологических наук Даниленко Л.В., «Менеджмент имиджа образовательного учреждения»3, в которой автор определяет имидж образовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума».

      Если обратиться к мнению Меньшиковой В.В. и Утлика Э.П. о том, что является важным для формирования позитивного имиджа ОУ, то видим,что «важны такие социальные представления людей, как представления о финансовом положении организации («стабильная», «процветающая» и т.д.); об истории организации, ее традициях, репутации («существует долгое время», «с ней имеют дело солидные фирмы» и пр.); о личности руководителя («во главе стоит солидный и порядочный человек» и т.д.); об особенностях «паблисити» — рекламной известности («хорошие отзывы» и пр.); об отношении к персоналу («персонал спокоен за свое будущее», «много свободы при высокой ответственности» т.д.); о социальной ответственности перед обществом — качество работы, род деятельности, направленность на потребителя, забота о нем («обязательная», «выпускает добротную и нужную продукцию» и др.); об управлении организацией («с честью выходит из сложных ситуаций», «прогрессивное научно обоснованное управление» и т.д.); о фирменном стиле («солидный офис», «красивая эмблема» и пр.); об этичности деятельности и отношений («честная» и пр.).3

Публикации 2003 года:

  • Александрова Е.А., автор статьи «Школа с изюминкой», не исключает, что имидж образовательного учреждения, в данном случае — школы, создается при участии «сарафанного радио», т.е. родители будущих учеников расспрашивают всех знакомых, соседок, попутчиков о школах города и, на основании их мнения, составляют собственное. 4

 

Публикации 2004 года:

  • Лернер П.С. «Имидж средней школы: восприятие, ожидание», сравнивает представление учеников о своей школе в процессе обучения и после поступления в вуз. 5 Конкретного определения имиджа ОУ автор не предлагает.

 

Публикации 2005 года:

  • Лазаренко И.Р. в статье «Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество» на основе проведенного исследования приходит к выводу о том, что ведущими компонентами имиджа образовательного учреждения являются:
  • для учащихся начальной школы и их родителей — образ классного руководителя;
  • для старшеклассников — образ учителя-предметника, образ директора;
  • для родителей с высшим образованием — представление о качестве образования, стиле работы школы;
  • для родителей детей с ослабленным здоровьем — комфортность школьной среды6(та же схема есть в работе Пискунова М.С.).

 

Публикации последних  лет: 

      Щербаков А.В. в работе «Имидж образовательного учреждения» рассматривает два подхода формирования имиджа ОУ: от потребностей образовательного учреждения или от запросов потребителей (на практике мы наблюдаем сочетание этих подходов).

      Формирование имиджа от запросов потребителей может включать следующие этапы деятельности школы:

1. Проведение  маркетингового исследования с  целью определения приоритетных  направлений учебной и воспитательной  деятельности, предпочтительной для  родителей и учащихся.

2. Оценка ресурсов образовательного учреждения.

3. Формирование  программы развития (или перспективного плана с критериальными показателями).

4. Осуществление  плана деятельности.

5. Промежуточный  контроль и регулирование деятельности.

6. Оценка результатов  деятельности. 7

       А также автор предлагает использовать SWOT-анализ при оценке имиджа и дает небольшие рекомендации в виде «памятки» — «для творческих групп, заинтересованных в улучшении имиджа ОУ, формированию его структурных компонентов».

      Большое количество научных и научно-публицистических работ еще не говорит о том, что тема изучена и хорошо проработана. Скорее наоборот, тема имиджа образовательных учреждений, на мой взгляд, находится на начальном этапе изучения.

Даже определений имиджа образовательных учреждений не так  много, чтобы провести анализ и классификацию. «Из статьи в статью переходит одно и тоже определение, которое, в зависимости от уровня образовательного учреждения, описываемого в работе, просто немного видоизменяется»8

         По мнению ведущих экспертов, по теме имиджа образовательных учреждений проводится очень мало социологических и маркетинговых исследований, которые помогали бы создавать эмпирическую базу.

        Очень мало работ, в которых рассматриваются возможности PR-технологий в процессе создания имиджа ОУ, концепции фирменного стиля, даются рекомендации по поддержанию положительного образа образовательной организации; рассматриваются вопросы, связанные с деловой репутацией, брендом и пр.

 А о том, насколько  эта тема становится актуальной  и практически необходимой в  условиях конкурентной борьбы, говорить излишне.

Проведённый анализ отечественных  исследований всё же позволяет говорить о том, что результаты исследования вносят вклад в изучение проблем формирования и укрепления имиджа образовательного учреждения.

Практическая значимость: представленная информация в дипломной работе может быть интересна, прежде всего, непосредственно администраторам а, а также педагогам, интересующимся формированием своего положительного образа как в глазах  профессионального окружения, так и в мнении своих учеников.

Методической и теоретической основой данной работы являются работы российских и зарубежных авторов по теории имиджа.

Методы работы: в исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий: теоретический анализ литературных источников; сравнительный анализ методических материалов.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения

1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения

 

В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения. Конкурентоспособное образовательное учреждение – это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Когда образовательное учреждение, предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа.

Идея о связи имиджа организации с ее конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, – высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации публичной деятельности.

Следует отметить, что положительный имидж формируется только на основе устойчивой качественной образовательной услуги. Определение качественного в образовательной системе является проблемой, требующей привлечения системы экспертных оценок данных. Однако, прежде чем говорить об имидже образовательного учреждения  и особенностей его формирования, необходимо уточнить смысл понятия «имидж».

Современный словарь трактует понятие «имидж» как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п[1].

Обратим ваше внимание на несколько ключевых слов: «целенаправленно» - т.е., имидж – это то, что можно планировать и создавать; «эмоционально-психологическое воздействие» - т.е., он «работает» с чувствами, а не только с логикой; «воздействие на кого-либо» - т.е., необходимо увидеть тех субъектов, ради которых вся эта работа и затевается.

Под имиджем образовательного учреждения мы понимаем сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду.

Можно встретить и такое определение: имидж общеобразовательного учреждения – это эмоционально окрашенный образ школы, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума - такое определение дается в статье М.С.Пискунова, подробно характеризующего структуру и механизмы формирования имиджа образовательного учреждения[2].

Автор-составитель книги «Имиджелогия» В.М. Шепель[3] к основным характеристикам имиджа образовательного учреждения относит, в первую очередь, образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические характеристики, внешний вид), затем образ персонала образовательного учреждения (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т.д.), кроме этого, уделяется внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле школы, уровне комфортности школьной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике.

Как утверждается в статье И.Р. Лазаренко[4], проблема представления образовательного учреждения как открытой социально-педагогической системы (создание имиджа) существовала всегда, но в современных социокультурных условиях она проявляется особенно отчетливо. Связано это как с процессами становления и развития различных типов и видов образовательных учреждений, с сокращением численности учащихся, так и с отсутствием понимания целей, содержания, педагогических инноваций со стороны родителей.

В маркетинговой литературе для характеристики имиджа используются разные определения - желаемый, реальный, традиционный, благоприятный, позитивный, идеализированный, новый (обновленный). Наиболее часто встречающиеся из них - желаемый имидж, благоприятный имидж. Упомянутые названия следует причислять не к разряду отдельных видов имиджа, а рассматривать как характеристики имиджа, грани одной призмы, новое качество объекта. Перечисленные характеристики имиджа не исключают друг друга, не противоречат и не отрицают друг друга, при этом имидж может переходить из одного качества в другое. Так желаемый имидж при определенных усилиях со стороны заинтересованной в нем организации может стать реальным, а традиционный имидж перейти в новое качество или получить обновленное лицо.

Говоря об имидже, необходимо иметь ввиду, что у него всегда есть две стороны - одну определяет отношение к нему внешних аудиторий, которым собственно адресован данный имидж, и другая - данный имидж в представлении самого носителя имиджа, а именно учебного заведения. Из сказанного логично следует два вывода. Первый вывод, если мнения сторон совпадают - эффект (общественный и коммерческий) получается положительным, если существует диссонанс между мнениями желаемый результат не достигается. Вывод второй, профессиональный подход к формированию желаемого имиджа учебным заведением должен строится на полномасштабном и всестороннем изучении аудитории, которой данный имидж адресован.

С понятием имиджа тесно связана и репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации, на мой взгляд, заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.

Будет ли кто-нибудь спорить с тем, что качество имиджа – это не только психологический аванс, но и вполне внятные материальные инвестиции, которые школа может (не)получить в перспективе? Видимо, нет.

Можно выделить постоянные и переменные слагаемые позитивного имиджа образовательного учреждения.

К числу постоянных имиджа относятся:

- четкое определение педагогическим коллективом миссии и концепции образовательного учреждения;

- оптимистичный настрой и доброжелательный микроклимат в учительском и детском коллективах;

- педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;

- сформированный образ руководителя-профессионала, лидера, личности яркой, увлеченной, обладающей неформальным авторитетом, способной вдохновить коллектив на достижение высокой цели;

Информация о работе Формирование имиджа конкурентоспособного образовательного учреждения