Формирование имиджа конкурентоспособного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:47, дипломная работа

Описание работы

Введение механизма подушевого финансирования образовательных учреждений обострило процесс конкуренции, внеся в него элементы рыночной экономики. Учреждения на практике вынуждены задуматься о том, в чем же преимущество нашего учреждения по сравнению с другими. И как мы понимаем, стремление школы конкурировать только на основе высоких показателей ЕГЭ или количества победителей в олимпиадах не совсем оправдано.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………… 4
1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения 14
1.2. Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения 19
1.3. Особенности формирования и критерии оценки имиджа образовательного учреждения 28
Выводы 31
2.1. Общая характеристика школы 34
2.1. Анализ существующего имиджа школы 37
Выводы 42
Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа 43
3.1. Способы привлечения учащихся в школу 43
3.2. Практические рекомендации по развитию имиджа школы 46
Выводы. 51
Заключение 52
Литература 57

Файлы: 1 файл

Тема- «Формирование имиджа конкурентоспособного образовательного.doc

— 458.00 Кб (Скачать файл)

С годами рос педагогический коллектив, формировались традиции, увеличивался прием учащихся, рос творческий и профессиональный потенциал школы.

Среди выдающихся людей, которые внесли особый вклад в развитие образования – Андрущенко Н.Л.- директор, возглавлявший школу в течение 20 лет, при ней сложились традиции и профессиональный уровень школы,

Первые 10 лет, используя опыт своих коллег, организовала интересную форму учебной и внеклассной работы.

Многие из выпускников становились лауреатами областных, всероссийских и международных олимпиад и конкурсов, окончили ВУЗы, консерватории и аспирантуру. 

      Школа и сейчас поддерживает тесные связи с выпускниками разных лет.

Перечислять имена выдающихся выпускников, учившихся в свое время в  школе можно долго. И это неудивительно. Они учились у профессионалов, для которых целью образования всегда было и остается развитие личности человека. Школа давала хорошую образовательную базу. А образование - это интеллектуальная основа общества.

Время шло. В 2007 году на ПС была объявлена проблема, которую  необходимо было решать безотлагательно (сказался «особенный подход» к образованию в 90-е): «Низкая востребованность на рынке образовательных услуг» - как гром среди ясного неба для коллектива. Который считал себя успешным и востребованным. Разработали и утвердили Программу развития ОУ на 2007-2012 гг., которую успешно реализовывали и достигли очень хороших результатов в плане формирования обновлённого имиджа ОУ.

Сегодня ограничиваться простой передачей знаний учащимся - значит просто не чувствовать ситуацию. Образование должно быть востребовано. Поэтому помимо общеобразовательных предметов учащимся предлагают элективные курсы, факультативы, широкий спектр образовательных услуг: , в рамках учебных планов - компьютерные технологии, исследовательская, проектная, обучение с применением дистанционных технологий. Так в 2011 году школа стала базовой по реализации дистанционного с ограниченными возможностями здоровья.

В ближайшее время планируем открытькурсовую подготовку: подготовка ЕГЭ,ГИА, осуществляемую как преподавателями ВАЗа, так и учителями школы. Чуть позже думаем организовать «Центр довузовской подготовки».

Школа является центром  образования и культурной жизни микрорайона. В 2010-2011 году привлечены средства для постройки современного спортивного комплекса.

Положительный имидж школы, ее привлекательность в глазах учащихся и их родителей объясняется стремлением (и возможностью) школы учесть интересы разных групп учащихся как в плане получения основного и дополнительного образования, так и в плане развития личности. В  школе действуют:

Хор средних и младших классов - (руководитель Тишкина Н.В.) постоянный участник районных мероприятий, три раза хор становился лауреатом районного конкурса в хоре 20 человек.

Оркестр русских народных инструментов - (руководитель Пронина .И.) дважды лауреат областного конкурса (3 место) г. Нижний Новгород.  Лауреат всех зональных конкурсов в г. Дзержинск (1 место). Оркестр много выступает, постоянно пополняет свой репертуар.

Вокально-эстрадная группа «Маяки» - руководитель Е.Е.Юматова педагог по вокалу и сценодвижению.

Возраст учащихся (а их более 20 человек) разный - от 8 до 18 лет, которые являются постоянными участниками крупных школьных, городских и районных праздников.

Ансамбль современного танца, классического танца под  руководством Котенёвой О.Л. и Муратовой  М.А.. Для успешной реализации программ дополнительного образования заключены договоры на сотрудничество с ЦДО «Лесная сказка», «Романтик», ДСШ. Капитально отремонтировано помещение для занятий по внеурочной деятельности и программам доп. образования.

 

Объединение

В 2012 году школе исполняется 100 лет. Это солидная дата, она воспитала не одно поколение замечательных людей, а за последние за годы, благодаря реализации Программы развития и формированию положительного имиджа стала одним из серьёзных образовательных учреждений в Щёлковском муниципальном районе, о чём свидетельствуют публикации в СМИ, в «Вестнике» Щёлкоского района и т.д..

2.1. Анализ существующего имиджа  школы

 

Имидж вообще во многом зависит от того, какие ценности пропагандируются в обществе в определенный период времени. В условиях быстро меняющегося и развивающегося общества, его потребностей важным показателем в пользу формирования благоприятного имиджа  школы будет служить степень соответствия ее миссии, целей и задач требованиям общества. Так на сегодняшний день особую ценность представляет образование, декларируемое как часть общенациональной культуры, способствующее формированию целостной социальной личности, готовой жить и работать в демократическом обществе. В этом планена сегодняшний день для формирования положительного имиджа  школы уже сделано достаточно много. Забота о высокой репутации школы, формирование ее традиций, создание привлекательного образа педагога – это и есть работа над имиджем.

Начало осознанной работы по формированию положительного имиджа  имело целью обосновать и сознательно выстроить свой процесс образования  с учетом наиболее значимых для родителей и детей атрибутов (образовательных запросов) и поддерживать устойчивое качество образования. Создать индивидуальность через разработку имиджа. Обеспечить устойчивое положение в целевом сегменте рынка образовательных услуг, сформировать необходимые коммуникации. Представить учащимся и их родителям собственную систему ценностей.

Для этого школа вначале определилась с базовой идеей. Ее можно назвать также «концепцией», «миссией», «изюминкой» и т.д. То есть, прежде чем определяться с целевой аудиторией, руководство задавало себе вопрос: а кто мы? В чем наша особенность? Процесс «согласования ценностей» и поиска «своего лица» занял много времени, но оно того стоит. Итогом этого этапа стало четкое понимание того, каковы сильные и слабые стороны школы. Дальнейшая стратегия была проста: сильные стороны актуализировались и популяризировались, с проблемами работали. После того как специфика школы была определена, началась работа с целевой аудиторией.

Целевой аудиторией для подачи имиджа являются педагоги и сотрудники  школы, учащиеся  школы и их родители, общественное мнение, партнеры и спонсоры (заинтересованные в сотрудничестве со школой), средства массовой информации.

На начальном этапе формирования имиджа путем проведения различных опросов и анкетирования было проведено выявление  степени значимости атрибутов (образовательных запросов) для детей и их родителей. Для сбора первичной социологической информации применяется метод анкетного опроса. Респондентам раздавалась анкета - опросный лист составленная по определенной программе. Анкетирование как техническое средство многих подобного рода исследований часто применяется при изучении мнения той или иной социальной группы по тому или иному поводу. В результате было выявлено, что наиболее значимыми (в порядке убывания) для родителей являются следующие: инновационные, авторские программы обучения; высокий уровень профессиональной квалификации; наличие материально-технической базы для обучения; географическое положение ( отдаленность от транспортных магистралей и промышленных предприятий); гигиенические условия учебных помещений.

Таким образом, было определено, что школа обладает сильными внутренними потенциалами: квалифицированные педагогические кадры, обеспеченность материально-технической.

После изучения путем проведения SWOT – анализа[11] положения  школы на рынке образовательных услуг были выявлены и некоторые конкурентные преимущества  школы, к ним относятся:

- конкурентоспособная среда обучения в начальной школе.

- возможность сравнивать свой уровень подготовки со сверстниками, принимая участие в районных программах и играх, что особенно важно в возрасте 10-18 лет.

- возможность участия  в реализации проекта развития дистанционного образования.

Кроме этого, школа обладает и сильными возможностями в позиционировании здоровьесберегающего образования  не только в масштабах своего микрорайона, но и в масштабах района, благодаря возведению современных спортивных плоскостных сооружений.

Каждый директор любого образовательного учреждения  и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их учреждении лежала печать яркой индивидуальности, чтобы оно выделялась среди прочих, вызывало желание устроиться на работу или учиться именно в нем. Поэтому одна из самых сложных задач в работе по формированию имиджа  школы состоит в создании системы обеспечения реализации составляющих имиджа. Мы можем выделить две основные группы способов, предполагающие определение основных направлений деятельности, актуальных для школы, и в их рамках набор методов, приемов и технологий которые используются школой. К первой группе способов относятся:

- участие в специализированных мероприятиях, и организация подобных мероприятий;

- проведение PR - мероприятий - организация дней открытых дверей, презентаций, работа по профориентации, популяризация деятельности  школы через средства массовой информации;

- рекламирование - использование разного рода рекламных средств для актуализации желаемого имиджа  школы  для этого выпускаются рекламные листовки, буклеты, информация о самых важных и значимых событиях в деятельности школы находит свое освещение на радио, телевидении, на страницах Интернет, посвященных новостям культурной жизни Щёлковского муниципального района, используется наружная реклама и др.

Кроме того, для поддержания благоприятного имиджа школа использует ряд организационно-экономических способов, а именно:

- в 2011 году школа изменила тип ОУ  и стала автономным общеобразовательным учреждением, что значительно расширяет возможности;

- создание фонда развития имиджа, предполагающего бюджетное и внебюджетное финансирование;

- определение структуры продвижения имиджа и системы ее функционирования, включающее создание специализированных служб и распределение ответственности за обеспечение имиджа между ними;

- формирование системы стимулов создания благоприятного имиджа, предполагающей разработку психологических, социальных и экономических механизмов стимулирования заинтересованности членов педагогического коллектива в формировании благоприятного имиджа  школы.

Положительный имидж можно рассматривать как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. В связи с этим технология продвижения имиджа осуществляется параллельно на следующих трех уровнях:

- Школой организуются различные мероприятия.

Целью проведения таких мероприятий является формирование позитивного отношения к  школе, они направлены как на внутренние, так и на внешние целевые аудитории. На данном уровне осуществляется  позиционирование музыкального образования целевому сегменту с помощью маркетинговых коммуникаций: паблисити (создание пресс-релизов), PR акций (создание слайд - презентаций, сайта в Интернете), специальных акций.

- Школа участвует в совместно организованных мероприятиях с заинтересованными партнерами.

Целью мероприятий данного уровня является продвижение положительного имиджа образовательного учреждения посредством маркетинговых действий. Данные действия направлены на внешние целевые аудитории и осуществляются с целью удовлетворения интереса к  школе и ее образовательным услугам путем передачи имеющейся информации через различные каналы на бесплатной основе. Результатом такого косвенного стимулирования потребностей в образовательных услугах должно явиться создание благоприятного общественного мнения через СМИ (радио, телевидение, печать). Определяется уровень СМИ, которые привлекаются для ведения паблисити – районный и городской масштаб. 

- Школа участвует в мероприятиях, организованных сторонними организациями.

Целью участия в мероприятиях такого уровня является продвижение позитивного имиджа через различные виды коммуникаций. Участвуя в мероприятиях на этом уровне, музыкальная школа должна заявить о степени значимости своих атрибутов, отслеживать мониторинг рынка образовательных услуг, разработать перспективный перечень образовательных услуг с учетом атрибутов, значимых не только для своего сегмента рынка, но и для расширения этого сегмента.

 

Выводы

 

Подводя итог второй главе можно сделать следующие выводы:

- деятельность МАОУ СОШ №3 ЩМР МО можно привести в качестве примера успешного опыта по формированию имиджа образовательного учреждения .

- школа обладает сильными внутренними потенциалами: квалифицированные педагогические кадры, удовлетворительная обеспеченность материально-технической базой,  имеет конкурентные преимущества и обладает и сильными возможностями в позиционировании здоровьесберегающего образования, инклюзивного образования.

- целенаправленно созданный имидж  школы представляет собой совокупность и систему составляющих, которые могут выстраиваться в рейтинговом ряду в зависимости от специфики школы и целей ее деятельности. К числу основных таких составляющих можно отнести - общую известность и репутацию, скорость реагирования на изменения запросов учащихся, инновационный потенциал и его реализацию, престиж образовательных программ, рекламную политику, уровень развития и характер внешних связей, финансовую обеспеченность (устойчивость), конкурентный статус. Каждая из составляющих имеет свои критерии и показатели. Так, последний пункт перечня может служить показателем конкурентноспособности  школы по процентному показателю поступающих в школу, количеству медалистов, и др. Важным аргументом конкрентноспособности является и наличие у нее благоприятного мнения родителей и детей, коллег, муниципальных органов.

Информация о работе Формирование имиджа конкурентоспособного образовательного учреждения