Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:15, курсовая работа
Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как "возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к продаже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, − это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу таким образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".
Введение……………………………………………………………………………………………
3
Глава 1. Монополия и монопольная власть...……………………………...…………………….
5
1.1. Сущность монополии, причины ее возникновения и виды………………………………..
5
Глава 2. Определение и особенности естественных монополий……………………………….
10
2.1. Основные естественные монополии в РБ и их характеристика……………………………
10
Глава 3. Государственный монополизм………………………………………………………….
20
3.1. Сильные и слабые стороны государственного монополизма……………………………..
20
Глава 4. Антимонопольная политика…………………………………………………………….
24
4.1. Демонополизация экономики и ее роль……………………………………………………..
24
Заключение ………………………………………………………………………………………..
33
Список использованной литературы……………………
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Монополия и монопольная власть...……………………………...………………… |
5 |
1.1. Сущность монополии, причины |
5 |
Глава 2. Определение и особенности естественных монополий………………………………. |
10 |
2.1. Основные естественные |
10 |
Глава 3. Государственный монополизм………… |
20 |
3.1. Сильные и слабые стороны |
20 |
Глава 4. Антимонопольная политика……………… |
24 |
4.1. Демонополизация экономики и ее роль…………………………………………………….. |
24 |
Заключение ………………………………………………… |
33 |
Список использованной литературы………………………………..……………… |
35 |
Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как "возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к продаже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, − это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу таким образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".
Проблемы монополизации
Монополия – это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством
покупателей и лишь одним продавцом.
Сначала обсудим поведение
Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Мы увидим, как монополист может выиграть от своего контроля над ценами и как различаются цена и количество, максимизирующие прибыль, на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию
большинства рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен.
Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Мы рассмотрим факторы, определяющие монопольную власть и критерии ее измерения, государственное регулирование естественных монополий.
Власть монополий - это одна из форм рыночной власти. Рыночная власть
означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью
(фактически на большинстве
действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.
__________________________
Нуреев Р.М. Основы экономической теории: микроэкономика.- М., «Высшая школа», 1996г. – 447 с.
Понятие монополия универсально. Оно широко используется в экономике, политике, идеологии, литературе, науке, в искусстве.
Начиная с XIX в., когда по мере развития национального и мирового хозяйства стали формироваться различные рыночные структуры, получили распространение исследования монополии как экономического понятия, где она определяется и как модель рынка, и как форма организации производства.
Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как "возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к продаже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, − это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу там образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".
Позднее А. Маршалл рассматривал монополию как модель рынка и определил одну из ее разновидностей – чистую монополию. К. Макконнелл и С. Брю определяют "чистую монополию" как фирму, являющуюся единственным производителем продукта, не имеющего близких заменителей, либо как отрасль, где небольшое количество фирм контролирует всю или большую часть ее производства.
В современной западной экономической литературе получила наибольшее распространение трактовка монополии как модели рынка, где единственная фирма является и производителем, и продавцом некоего (часто уникального) продукта, не имеющего субститутов, которая влияет на объем предложения и цену. (Понятие "уникальный продукт" предполагает отсутствие субститутов (заменителей)
Чистая монополия − теоретическое понятие, существующее в совершенной форме лишь как экономическая модель. В реальности же условия чистой монополии могут быть только приближены (близки) к ним, так как в настоящее время довольно трудно найти рынок, который бы действительно обслуживался единственной фирмой.
Причинами
становления монополии как
Факторами,
способствовавшими появлению
Социально-экономические предпосылки возникновения и развития монополии исследовали также ученые марксистско-ленинского направления. Они доказали, что накопление капитала в условиях рыночной экономики являлось исходным мотивом образования крупномасштабного прозводства. Конкуренция порождала тенденцию капитала к концентрации его в руках немногих, а концентрация на определенной ступени развития вела к монополии. Основным сторонником данной идеи являлся К. Маркс.
Ф. Энгельс продолжил анализ тенденций развития монополии, выявил закономерности процесса монополизации, показал, что движущей силой развития монополии является экономический интерес. "Конкуренция, − отмечал Ф. Энгельс, − покоится на интересе, а интерес снова создает монополию". Доказательством этого являлось то, что первые объединения монопольного типа, возникшие в 70-х гг. XIX в. в Германии и получившие там широкое распространение, назывались объединениями интересов. Следовательно монополию можно рассматривать как результат исторического развития, взаимодействия и реализации экономических интересов его участников.
П. Рузье, исследуя предпосылки возникновения монополии, отмечал, что "концентрация даже на высокой ступени развития сама по себе не приводит к монополии". По его мнению, свою роль в этом процессе сыграло сочетание трех объективных и субъективных факторов: нормального (общего) − концентрация промышленности; естественного – захват редких материальных ресурсов, путей сообщения; искусственного – вмешательство властей в экономическую жизнь, наличие тайных соглашений и т.д.
Таким образом,
исследование социально-экономических
предпосылок появления и
В современном "Экономиксе" стал использоваться новый термин − "предпринимательская монополия". Это фирма или небольшое число фирм, контролирующих основную долю производства и извлекающих значительную экономическую прибыль. Используя данное понятие, авторы подразумевают те отрасли, в которых фирмы являются крупными и по абсолютным показателям, и по отношению ко всему рынку. Примерами служат производство центральных микропроцессоров, используемых в персональных компьютерах, где на рынке господствует компания “Intel”; пересылка денежных средств, в которой доминирует “First Data Corporation” вместе со своей дочерней компанией “Western Union”; продажа одноразовых пластиковых дисков, в которой господствует компания “Wham-O” со своим брендом “Frisbee”; добыча, обработка и продажа природных алмазов, которые контролирует синдикат De Beers2.
Сущностный аспект монополии состоит в обладании субъектом (группой) собственностью на факторы производства и исключительными правами, что обеспечивает ему господствующее положение в той или иной сфере деятельности, возможность осуществлять контроль над рынком, диктовать свои условия. Субъектами монополии выступают хозяйственные единицы (их группы, объединенные общностью интересов), государство (министерства, ведомства, организации) и отдельные индивидуумы. Существенными признаками монополии являются: обладание субъектом (группой) собственностью на факторы производства и исключительными правами, т.е. властью; единственность производителя, способного удовлетворить общий спрос потребителей конкретного товара; крупные размеры производства и капитала (высокий уровень их концентрации); господствующее положение в той или иной сфере деятельности, дающее возможность осуществлять контроль и диктовать свои условия, регулировать цены и объемы производства; присвоение монопольной прибыли и ограничение конкуренции.
Признаки современного монополизма определяются прежде всего реальным финансовым положением товаропроизводителей в отрасли, на рынке и возможностями контроля деловой активности, обусловленными их превосходством. Финансовое состояние фирмы в настоящее время важнее, чем ее доля на рынке сбыта, так как потеря последней не влечет за собой полного краха корпорации. Кроме доминирующего размера производства конкретного товара, фирма-монополист должна наиболее полно удовлетворять запросы потребителей, производить лучшую продукцию, снижать издержки, внедрять более совершенную систему сбыта. Следовательно, признаком монополизации является также постоянное совершенствование производственно-сбытовой деятельности фирмы. Только в этом случае последняя может не опасаться потери потенциальных покупателей в результате повышения цен на свою продукцию.
__________________________
2 Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ.-М., Дело, 2000г. – 808с.
Современная
экономическая теория не
Монополия абсолютная (чистая) – фирма, которая является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов).
Подобно чистой конкуренции, чистая монополия является теоретической абстрактной категорией, ибо в реальной действительности обнаружить чистую монополию практически невозможно. Пожалуй, проще встретить примеры монополии, обращаясь к советской истории нашего государства. Так, в СССР существовало единственное предприятие по производству швейных машинок в Подольске, единственное предприятие по производству фильтров для сигарет в Армянской ССР.