Государственное регулирование монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как "возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к продаже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, − это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу таким образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………
3
Глава 1. Монополия и монопольная власть...……………………………...…………………….
5
1.1. Сущность монополии, причины ее возникновения и виды………………………………..
5
Глава 2. Определение и особенности естественных монополий……………………………….
10
2.1. Основные естественные монополии в РБ и их характеристика……………………………
10
Глава 3. Государственный монополизм………………………………………………………….
20
3.1. Сильные и слабые стороны государственного монополизма……………………………..
20
Глава 4. Антимонопольная политика…………………………………………………………….
24
4.1. Демонополизация экономики и ее роль……………………………………………………..
24
Заключение ………………………………………………………………………………………..
33
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовой проект Государственное регулирование естетсвенных монополий !!!.docx

— 99.59 Кб (Скачать файл)

- обязательные условия, исключающие  монополистическую деятельность  этих юридических лиц;

- пределы изменения цен (тарифов)  на товары (работы, услуги).

В соответствие с нормами Указа организации - монополисты принимают на себя обязательства  по недопущению нарушения антимонопольного законодательства и соблюдению пределов изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в условиях освобождения от обязанности формирования (применения) регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), предусмотренной для юридических  лиц, включенных в Государственный  реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

Такая мера, с учетом проводимой политики по либерализации условий ведения  бизнеса, позволит применять в отношении  предприятий - монополистов более прогрессивный  метод регулирования, позволяющий  им развиваться, не осуществляя при  этом противозаконную монополистическую  деятельность.

В 2010 году планируется:

- разработка законопроекта «О  внесении изменений и дополнений  в некоторые кодексы Республики  Беларусь по вопросам административной  ответственности», предусматривающего, в том числе усиление административной  ответственности за нарушение  антимонопольного законодательства, введение прямых запретов на  все формы недобросовестной конкуренции,  введение экономической ответственности.

- в качестве меры, обеспечивающей  эффективность проведения государственной  антимонопольной политики, будет  организован мониторинг товарных  рынков по выявлению и пресечению  недобросовестной конкуренции, который  будет осуществляться всеми органами  государственного управления, в  том числе облисполкомами и  Минским горисполкомом.

Также одним  из направлений реформирования в  области антимонопольной политики планируется вместе с антимонопольными органами стран СНГ провести совместные расследования на рынках цемента  и зерна. В частности, антимонопольные  органы уже имеют опыт проведения совместных расследований на рынке  авиаперевозок, касающиеся озабоченности  с ростом цен на перевозки, качеством  услуг в этой сфере. Аналогичное  совместное расследование проводится на рынке телекоммуникаций. Оно касается мобильной связи, цен на услуги роуминга, IP-телефонии. В этом секторе тоже имеются элементы монополизма. Но здесь  только приступили к проведению расследования9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________

9 Антимонопольная политики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf/519ff0db1052e74fc2256d750023d22e/83a7b6eb2c651766c225726b00392d1d?OpenDocument&ExpandSection=5%2C2%2C1#_Section5

 

 

Заключение

В заключение хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для  Беларуси в сегодняшний переходный период. Перед белорусским государством только сейчас встает задача, которую  многие развитые страны до сих пор  не могут решить эффективно.

С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился  за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать  специфику формирования и развития монополий.

Таким образом, монополии па современном этане, с одной стороны, это преимущественно  крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и  обращения.

Еще одним  негативным фактором наличия монополий  является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия  создает экономические предпосылки  для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение  и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию  приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается  структура, которая отвечает цели монополии, оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также  неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные  соглашения типа картельных могут содействовать  сохранению: экономически «хилых» предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не позволяют  исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия обусловливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой  для нормального рынка. Проанализировав  позитивные и негативные факторы  и последствие монополий, можно  прийти к выводу, что монополия  наносит большое вред народному  хозяйству.

С другой стороны  количество негативных факторов существования  монополий значительно больше и  первый из них - практика образования  монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают  дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя  своеобразной "данью" в свою пользу. Покупатели вынуждены приобретать  товары по ценам, которые выше, чем  в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается  в основном на внутреннем рынке, и  создается такая ситуация, когда  цены на внутреннем рынке выше, чем  на внешнем. Для укрепления такого положения  монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов. Логически доказано, что совокупность конкурентных фирм в данной отрасли произведет больше монополиста в этой же отрасли (за исключением коммунальных служб, метрополитена и т.п.)10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________

10 Антимонопольная политики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf/519ff0db1052e74fc2256d750023d22e/83a7b6eb2c651766c225726b00392d1d?OpenDocument&ExpandSection=5%2C2%2C1#_Section5

Список  использованной литературы

 

 

  1. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: микроэкономика.- М., «Высшая школа», 1996г. – 447 с.
  2. Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ.-М., Дело, 2000г. – 808с.
  3. Шимов В.Н., Александрович Я.М., Богданович А.В., Крюков Л.М., Рогач П.И., Соколовский Н.К. Национальная экономика Беларуси.-Мн.,БГЭУ,2009г. – 172-378, 495-506с.
  4. Современная Беларусь. Т.2: Экономический и научный потенциал – 31с.
  5. Ганакова Е.В. О государственных реестрах хозяйствующих субектов. Экономика. Финансы. Управление. - №3 – 2006г. – 24-29с.
  6. Микроэкономика: Учебное пособие / С.А.Константинов, В.А.Воробьев, Л.В.Пакуш, A.M. Филипцов и др. - Астана: Фолиант, 2006г. - 520 с.
  7. Ганакова Е.В. О государственных реестрах хозяйствующих субектов. // Экономика. Финансы. Управление. - №3 - 2006. – 24-29 с.
  8. Антимонопольная политики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf/519ff0db1052e74fc2256d750023d22e/83a7b6eb2c651766c225726b00392d1d?OpenDocument&ExpandSection=5%2C2%2C1#_Section5

 

 

 

Особенности регулирования естественных монополий в РБ и в целом

 

В нашей  стране монополизм сложился в результате огосударствления экономики в условиях командно-административной системы  управления. В отличие от рыночных монополий в западной экономике  белорусские, так называемые ведомственные  монополии создавались по приказу. Управленческая и организационная  монополия сопровождалась концентрацией  власти на всех уровнях и функциональных направлениях централизованного планирования и управления.

Группа  отраслей топливно-энергетического  комплекса характеризуется высокой  капиталоемкостью, довольно длительными  сроками окупаемости инвестиций, продолжительным, непрерывным, многоступенчатым технологическим циклом производства и реализации. Эти особенности  обусловливают барьеры выхода на рынок, связанные, прежде всего, с такими большими размерами капиталовложений, которые могут себе позволить  только консолидированные инвесторы  с привлечением государственных (белорусских  или зарубежных) и международных  финансовых источников. Другой особенностью, служащей препятствием для входа  новых субъектов на рынки ТЭК, является жесткое поведение уже  функционирующих на рынке вертикально  интегрированных структур, затрудняющих новым хозяйствующим субъектам  доступ к ресурсам и источникам сырья.

Группа  отраслей транспортного комплекса  характеризуется более низким уровнем  барьеров входа на рынок, а, следовательно, большей степенью развития конкурентной среды, поскольку возможно переключение спроса услуг с одного вида транспорта на другой. В транспортном комплексе  барьеры входа на рынок дифференцированы: они могут быть легко преодолимы, например, практически сложилась  конкурентная среда на рынке услуг  автотранспорта, либо их снятие полностью  нецелесообразно (услуги железнодорожного транспорта).

Государственная политика в отношении  регулирования деятельности субъектов  естественных монополий включает два  основных направления. Первое из них  состоит в совершенствовании  государственного ценового регулирования  продукции и услуг естественных, монополий, которое основывается на следующих принципах: рационализация издержек производства и обращения; поэтапное уменьшение перекрестного  субсидирования на основе выравнивания тарифов по регионам и контингентом потребителей (недискриминационное ценовое регулирование); сокращение ценового льготирования отдельных хозяйствующих субъектов и групп хозяйствующих субъектов; дальнейшая дифференциация цен (тарифов), в наибольшей степени отражающая различие издержек при реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) в определенные периоды (время суток, сезон) с целью обеспечения более равномерного спроса потребителей и загрузка производственных мощностей. Второе направление государственной политики состоит в проведении реструктуризации субъектов естественных монополий путем разделения естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер деятельности. Здесь необходимо предусмотреть меры по усилению государственного контроля на основе обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, в том числе инвестиционной. Задача состоит в недопущении необоснованного увеличения издержек, цен (тарифов) на продукцию и услуги, производимые (реализуемые) в режиме естественно-монопольного состояния рынка.

Несмотря на отсутствие сколько-нибудь существенной импортозависимости системы жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение, канализация и др.), наблюдается тенденция значительного повышения цен именно на таких рынках, хотя осуществляется политика сдерживания цен (тарифов) на поставку электроэнергии, услуги железнодорожного транспорта, услуги общедоступной электросвязи. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в целом должно осуществляться с учетом зарубежного опыта и современных особенностей развития белорусской экономики.

Как показывает опыт, существование  естественной монополии может привести к злоупотреблению своим монопольным  положением в форме завышения  издержек и получения необоснованно  высокой прибыли. Это нередко  сводит на нет более высокую техническую эффективность и ставит в выигрышное положение единственного производителя. При этом такую экономическую ситуацию достаточно сложно проверить, поскольку реальная эффективность деятельности единственного производителя известна только ему самому, поэтому к естественной монополии добавляется монополия информации.

В связи с такой особой, социально-экономической  значимостью отраслей естественных монополий и возможностью злоупотреблений  ими монопольным положением во многих странах они были первоочередными  объектами национализации. Например, в таких странах, как Великобритания и Франция предприятия одной  отрасли (железные дороги, газовое хозяйство, телефонная связь и т.п.) были объединены в единые отраслевые государственные  корпорации. В процессе регулирования  их деятельности правительствами, использовались такие методы, как декретирование (прямое или косвенное) цен, инвестиций и т.п., а понесенные потери затем  компенсировались за счет государственного бюджета. Одной из основных причин национализации естественных монополий является то обстоятельство, что государство  несет ответственность за ситуацию в них даже в том случае, если они находятся в частной собственности. Вместе с тем, очевидно, что национализация является не единственным и далеко не всегда эффективным методом решения  проблемы контроля над деятельностью  этих отраслей. Если в них большую  долю занимают частные компании, то контроль может осуществляться либо в форме организации конкуренции за вход на рынок, либо путем регулирования их деятельности непосредственно на рынке.

Регулирование деятельности компаний и предприятий непосредственно  на рынках естественно-монопольных  отраслей может происходить в  соответствии с двумя различными моделями. В основе первой из них  лежит регулирование тарифов, в  основе другой – регулирование нормы  прибыли. Вообще, и в том, и в  другом случае регулируется как тариф, так и норма прибыли, но в первом случае прибыльность косвенно задается через соотношение величин тарифа и величины ожидаемых издержек, а  во втором – тариф устанавливается  на базе фиксированного в известном  смысле даже гарантированного уровня прибыльности.

В настоящее время необходимо использовать такой механизм регулирования деятельности естественных монополий, как организация  биржевой торговли основными сырьевыми  ресурсами. Биржевая торговля создает  условия для преодоления закрытости внутреннего рынка, его разделения по регионам и предотвращения ценовых  сговоров.

Таким образом, регулирование деятельности естественных монополий будет способствовать обеспечению добросовестной конкуренции, защите прав потребителей и устранению ценовых диспропорций, угнетающих экономический  рост.

 


Информация о работе Государственное регулирование монополий