Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:15, курсовая работа
Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как "возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к продаже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, − это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу таким образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".
Введение……………………………………………………………………………………………
3
Глава 1. Монополия и монопольная власть...……………………………...…………………….
5
1.1. Сущность монополии, причины ее возникновения и виды………………………………..
5
Глава 2. Определение и особенности естественных монополий……………………………….
10
2.1. Основные естественные монополии в РБ и их характеристика……………………………
10
Глава 3. Государственный монополизм………………………………………………………….
20
3.1. Сильные и слабые стороны государственного монополизма……………………………..
20
Глава 4. Антимонопольная политика…………………………………………………………….
24
4.1. Демонополизация экономики и ее роль……………………………………………………..
24
Заключение ………………………………………………………………………………………..
33
Список использованной литературы……………………
- обязательные условия,
- пределы изменения цен (
В соответствие
с нормами Указа организации -
монополисты принимают на себя обязательства
по недопущению нарушения
Такая мера, с учетом проводимой политики
по либерализации условий ведения
бизнеса, позволит применять в отношении
предприятий - монополистов более прогрессивный
метод регулирования, позволяющий
им развиваться, не осуществляя при
этом противозаконную
В 2010 году планируется:
- разработка законопроекта «О
внесении изменений и
- в качестве меры, обеспечивающей
эффективность проведения
Также одним
из направлений реформирования в
области антимонопольной
__________________
9 Антимонопольная политики. [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/
Заключение
В заключение хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для Беларуси в сегодняшний переходный период. Перед белорусским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно.
С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития монополий.
Таким образом,
монополии па современном этане,
с одной стороны, это преимущественно
крупные предприятия с
Еще одним
негативным фактором наличия монополий
является торможение ими развития научно-технического
прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия
создает экономические
Монополизация
также приводит к деформации хозяйственных
отношений и процессов. Создается
структура, которая отвечает цели монополии,
оптимизации монопольных
Таким образом, монополия обусловливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствие монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большое вред народному хозяйству.
С другой стороны
количество негативных факторов существования
монополий значительно больше и
первый из них - практика образования
монопольных цен. Монопольные цены
отклоняются от рыночных, создают
дополнительные прибыли монополистам
и одновременно облагают потребителя
своеобразной "данью" в свою пользу.
Покупатели вынуждены приобретать
товары по ценам, которые выше, чем
в условиях конкурентного рынка.
При этом рост цен наблюдается
в основном на внутреннем рынке, и
создается такая ситуация, когда
цены на внутреннем рынке выше, чем
на внешнем. Для укрепления такого положения
монополисты создают
________________
10 Антимонопольная политики. [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://w3.economy.gov.by/
Список использованной литературы
Особенности регулирования естественных монополий в РБ и в целом
В нашей стране монополизм сложился в результате огосударствления экономики в условиях командно-административной системы управления. В отличие от рыночных монополий в западной экономике белорусские, так называемые ведомственные монополии создавались по приказу. Управленческая и организационная монополия сопровождалась концентрацией власти на всех уровнях и функциональных направлениях централизованного планирования и управления.
Группа
отраслей топливно-энергетического
комплекса характеризуется
Группа отраслей транспортного комплекса характеризуется более низким уровнем барьеров входа на рынок, а, следовательно, большей степенью развития конкурентной среды, поскольку возможно переключение спроса услуг с одного вида транспорта на другой. В транспортном комплексе барьеры входа на рынок дифференцированы: они могут быть легко преодолимы, например, практически сложилась конкурентная среда на рынке услуг автотранспорта, либо их снятие полностью нецелесообразно (услуги железнодорожного транспорта).
Государственная политика в отношении
регулирования деятельности субъектов
естественных монополий включает два
основных направления. Первое из них
состоит в совершенствовании
государственного ценового регулирования
продукции и услуг
Несмотря на отсутствие сколько-нибудь существенной импортозависимости системы жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение, канализация и др.), наблюдается тенденция значительного повышения цен именно на таких рынках, хотя осуществляется политика сдерживания цен (тарифов) на поставку электроэнергии, услуги железнодорожного транспорта, услуги общедоступной электросвязи. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в целом должно осуществляться с учетом зарубежного опыта и современных особенностей развития белорусской экономики.
Как показывает опыт, существование
естественной монополии может привести
к злоупотреблению своим
В связи с такой особой, социально-экономической
значимостью отраслей естественных
монополий и возможностью злоупотреблений
ими монопольным положением во многих
странах они были первоочередными
объектами национализации. Например,
в таких странах, как Великобритания
и Франция предприятия одной
отрасли (железные дороги, газовое хозяйство,
телефонная связь и т.п.) были объединены
в единые отраслевые государственные
корпорации. В процессе регулирования
их деятельности правительствами, использовались
такие методы, как декретирование
(прямое или косвенное) цен, инвестиций
и т.п., а понесенные потери затем
компенсировались за счет государственного
бюджета. Одной из основных причин национализации
естественных монополий является то
обстоятельство, что государство
несет ответственность за ситуацию
в них даже в том случае, если
они находятся в частной
Регулирование деятельности компаний
и предприятий непосредственно
на рынках естественно-монопольных
отраслей может происходить в
соответствии с двумя различными
моделями. В основе первой из них
лежит регулирование тарифов, в
основе другой – регулирование нормы
прибыли. Вообще, и в том, и в
другом случае регулируется как тариф,
так и норма прибыли, но в первом
случае прибыльность косвенно задается
через соотношение величин
В настоящее время необходимо использовать
такой механизм регулирования деятельности
естественных монополий, как организация
биржевой торговли основными сырьевыми
ресурсами. Биржевая торговля создает
условия для преодоления
Таким образом, регулирование деятельности естественных монополий будет способствовать обеспечению добросовестной конкуренции, защите прав потребителей и устранению ценовых диспропорций, угнетающих экономический рост.