Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:15, курсовая работа
Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как "возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к продаже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, − это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу таким образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".
Введение……………………………………………………………………………………………
3
Глава 1. Монополия и монопольная власть...……………………………...…………………….
5
1.1. Сущность монополии, причины ее возникновения и виды………………………………..
5
Глава 2. Определение и особенности естественных монополий……………………………….
10
2.1. Основные естественные монополии в РБ и их характеристика……………………………
10
Глава 3. Государственный монополизм………………………………………………………….
20
3.1. Сильные и слабые стороны государственного монополизма……………………………..
20
Глава 4. Антимонопольная политика…………………………………………………………….
24
4.1. Демонополизация экономики и ее роль……………………………………………………..
24
Заключение ………………………………………………………………………………………..
33
Список использованной литературы……………………
1) производство "фирменных" товаров, т. е. товаров высшего качества, что позволяет монополии контролировать значительную часть продукции своей отрасли на рынке, зачастую даже не представляя собой крупную фирму;
2) собственность на важнейшие и редкие виды сырья (невоспроизводимые
ресурсы), выгодное местоположение;
3) укрупнение предприятия до определенной (оптимальной) величины, обеспечивающей экономию на масштабах производства и контроль на рынке; 4) создание объединений;
5) предпринимательская деятельность и протекционистская политика государства;
6) обладание патентами, авторскими правами, лицензиями.
Можно сделать вывод, что для того чтобы обладать монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом, так как даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают.
Вспомним важное различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки.
_____________
6 Микроэкономика: Учебное пособие / С.А.Константинов, В.А.Воробьев, Л.В.Пакуш, A.M. Филипцов и др. - Астана: Фолиант, 2006г. - 520 с.
Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. В частности, мы можем использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:
Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше и монопольная власть.
Данный коэффициент
Однако, Еd теперь означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса. Заметим, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене.
Следующее ключевое понятие монопольного рынка – степень концентрации рынка. Показатель этой величины называется индексом Херфиндаля-Хиршмана.
I = S12 + S22+ S32+.+ Sn2, где
I – индекс Херфиндаля-Хиршмана.
S1 – удельный вес самой крупной фирмы.
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы.
Sn – удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, т. е. мы имеем пример чистой монополии, то S1 = 100%, а I = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых
фирм, то Si = 1%, а I = 100.
В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс
Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в
антимонопольной политике, однако, следует помнить, что и он не дает полной
картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на
отечественном рынке.
На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?
Рис.6
Мы можем ответить на этот вопрос, сравнивая излишек потребителей и
производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (мы предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у
монополиста одинаковые кривые издержек). Рис.6 показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена РC и количество продукции QC должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек.
Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены РC и количества QC к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm.
При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене РC, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (QC - Qm) по цене РC. Общая прибыль производителя,
следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из
прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки такой неэффективности.
Могут возникнуть и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые превышают полные чистые убытки в треугольниках В и С. Фирма может затратить огромные средства с общественных позиций непродуктивно, чтобы получить, удержать и использовать монопольную власть. Это может быть связано с расходами на рекламу, созданием своего "лобби" и юридическими попытками избежать правительственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства. Это может выражаться также в создании неиспользуемых дополнительных производственных мощностей, с тем, чтобы убедить потенциальных конкурентов оставить попытки проникновения на монопольный рынок.
Экономический стимул этих издержек непосредственно связан с прибылью фирмы в результате получения монопольной власти (т.е. прямоугольник А минус треугольник С). Следовательно, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии.
Проблемами общественных издержек монопольной власти занимается государство. В следующей главе рассматриваются методы регулирования деятельности монополий со стороны государственных органов.
Глава 4. Антимонопольная политика
4.1 Демонополизация экономики и ее роль
Проблема монополизма является актуальной не только стран с развитой рыночной экономикой, но и государств, которые переходят от централизованно управляемой к рыночной экономике. Однако следует иметь в виду, что причины существования этой проблемы у них разные.
В Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, монополизм имеет глубокие исторические корни. Основы монопольной структуры производства и распределения были заложены в России еще до октября 1917 г. (в то время Беларусь входила ее состав) и прямиком проследовали в социалистическую плановую экономику.
По своей сути, административный монополизм - это искусственное создание привилегированного положения отдельных субъектов, которое позволяет навязывать своим партнерам и обществу в целом собственные интересы и условия, игнорируя их реальные потребности.
Провозглашение перехода на рыночные отношения отнюдь не уничтожило монопольную структуру нашей экономики. Наоборот, первые шаги в сторону рыночной экономики обнажили ее порочность и сделали ее недостатки очевидными не только для хозяйствующих субъектов, но и для всего населения.
Антимонопольное регулирование в рыночной экономике сопровождается уменьшением злоупотреблении со стороны монополий, в национальной экономике - появлением новых видов монополий и форм их проявления.
Реформы 90-x годов в белорусской
экономике сопровождались дезорганизацией
управления, укреплением монопольных
структур, ростом негосударственных
образований спекулятивно-
Особенностями
переходного периода является резкая
активизация антимонопольной
Анализ белорусских
программ демонополизации экономики
и антимонопольного закона, а также
итогов пятилетнего периода их реализации
показал, что в республике произошла
трансформация общественно-
Эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном аппарате. Антимонопольное регулирование не позволило создать правила поведения субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.
Государственное антимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе ситуации па товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется состоянием государственной статистики как с точки зрения методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др.
Отечественная статистика не содержит
многих необходимых сведений, позволяющих
провести достаточно полный и всесторонний
анализ степени монополизации
Роль государства как
Проведение эффективной
Закон, с
одной стороны, определяет организационные
и правовые основы ограничения, пресечения
и предупреждения монополистической
деятельности, а с другой - направлен
на создание условий для развития
конкуренции в целях
В Законе определены
цели, объекты и методы антимонопольного
регулирования, а также задачи, функции
и полномочия образованного с
этой целью Государственного комитета
РБ по антимонопольной политике - в
настоящее время он называется Департаментом
антимонопольной и ценовой
В Законе дается
определение понятий «
Законом запрещается
деятельность хозяйствующего субъекта,
занимающего доминирующее положение
на товарном рынке, если она имеет
или может иметь своим
- создания препятствий для
- изъятие товаров из обращения,
ограничения производства, имеющие
целью создание или
- установления (поддержания) цены
для получения монопольно
- заключения и (или) исполнения договора, в котором навязываются невыгодные, не относящиеся к предмету договора условия для контрагента;
- заключение соглашений, которые
ограничивают свободу