Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:15, курсовая работа
Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как "возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к продаже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, − это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу таким образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".
Введение……………………………………………………………………………………………
3
Глава 1. Монополия и монопольная власть...……………………………...…………………….
5
1.1. Сущность монополии, причины ее возникновения и виды………………………………..
5
Глава 2. Определение и особенности естественных монополий……………………………….
10
2.1. Основные естественные монополии в РБ и их характеристика……………………………
10
Глава 3. Государственный монополизм………………………………………………………….
20
3.1. Сильные и слабые стороны государственного монополизма……………………………..
20
Глава 4. Антимонопольная политика…………………………………………………………….
24
4.1. Демонополизация экономики и ее роль……………………………………………………..
24
Заключение ………………………………………………………………………………………..
33
Список использованной литературы……………………
Факт доминирования, в соответствии
с Инструкцией по определению
доминирующего положения
Если доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину: факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется исходя из стабильности его доли на товарном рынке относительно размера на нем принадлежащих конкурентам долей, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных характеризующие его критериев.
В течение 2005г проведен мониторинг 60 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения. По состоянию на 1 января 2006 г. в Госреестре состоят 190 хозяйствующих субъектов. В сравнении с 2000г. прослеживается четкая тенденция сокращения количества хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках РБ. На конец 2005г. их количество уменьшилось почти на 40%(см. Табл. 1).
Таблица 1 - Количество хозяйствующих субъектов, включенных в Госреестр
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. | |
Количество хозяйствующих |
312 |
300 |
265 |
205 |
197 |
190 |
Советом Министров утверждены следующие предельные уровни рентабельности на товары, производимые и реализуемые организациями-монополистами на территории Беларуси (см. Табл. 2)5
Таблица 2 - Предельные уровни рентабельности на товары, производимые и реализуемые организациями-монополистами на территории Беларуси
Товары |
Уровень рентабельности (в % к себестоимости) |
Топливные брикеты |
40 |
Товары (работы, услуги) металлургических, машиностроительных, деревообрабатывающих организаций, организаций химической, нефтехимической, промышленности строительных материалов, других отраслей |
25 |
Товары (работы, услуги) организаций легкой промышленности |
35 |
Хлеб, хлебобулочные изделия, мука, детское питание |
15 |
Молоко и молочные товары |
15 |
Мясо и мясные товары |
10 |
Пищевая соль |
40 |
Товары издательской деятельности |
30 |
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения |
25 |
________________________
5 Ганакова Е.В. О государственных реестрах хозяйствующих субектов. Экономика. Финансы. Управление. - №3 – 2006г. – 24-29с.
По результатам проведенного в январе-августе 2008г. Департаментом ценовой политики Минэкономики мониторинга более 30 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения на товарных рынках установлен факт монополизма:
- ПРУП облгазы (ПРУП «Брестоблгаз», ПРУП «Витебскоблгаз», ПРУП «Гомельоблгаз», ПРУП «Гроднооблгаз», ПРУП «Минскоблгаз», РУП «Мингаз», ПРУП «Могилевоблгаз» по товарной позиции «распределение газообразного топлива по трубопроводам и его продажа»;
- РПУП «Строммашина» по товарной позиции «краны башенные»;
- РУП «Главгосстройэкспертиза» по товарной позиции «услуги по проведению государственной экспертизы архитектурных и строительных проектов».
Утратили доминирующее положение на товарных рынках республики:
- РТУП «Беларусьторг» по товарной позиции «оптовая торговля каменным углем»;
- СМ РУП «Дорстроймонтажтрест» по товарным позициям «строительство и ремонт сооружений на железных дорогах» и «строительство и ремонт сооружений на железных дорогах»;
- РУП
«Минский вагоноремонтный
- КУП «Новогрудский завод металлоизделий» по товарным позициям «стеллажи библиотечные мобильные» и «стеллажи библиотечные стационарные».
Все они включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Всего в этом Реестре (республиканский уровень) по состоянию на 19.08.2008 г. находятся 153 хозяйствующих субъекта.
Однако уже на 01.04.2010 г., согласно списку, опубликованному на сайте Минэкономики, монополистами признано 157 предприятий и организаций. Наибольшее их количество зафиксировано в машиностроении и металлообработке (56), отраслях производственной и социальной инфраструктуры (24), химической и нефтехимической (19), пищевой (17) и в промышленности строительных материалов (14). В этом списке значатся крупнейшие отечественные предприятия, в т.ч. МАЗ, МТЗ, Амкодор, БелАЗ, Гомсельмаш, Белкалий, Белшина, Нафтан, Мозырский НПЗ, БМЗ, Велком, МТС и др.
На сайте Минэкономики также размещен госреестр естественных монополий. Таковыми в соответствии с Законом 2034-XII являются организации, которые, с точки зрения антимонопольного органа, при отсутствии конкуренции способны удовлетворять спрос на товарном рынке эффективнее. Сейчас в списке "эффективных монополистов" 29 организаций: в сфере услуг по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам (10), по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению (6), связи (2), по услугам транспортных терминалов, аэропортов, железной дороги, обслуживанию воздушного движения (11).
Таким образом, по мнению Департамента
ценовой политики Минэкономики, позитивным
для белорусской экономики
Реальный путь преодоления монополизма - демонополизация экономики, децентрализация управления, разгосударствление и приватизация, создание альтернативных производств, формирование необходимых элементов инфраструктуры.
Демонополизация - снижение концентрации производства товаров (продуктов, услуг) и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках. Демонополизация экономики ставит свой задачей формирование конкурентных отношений в сферах производства и обращения товаров и услуг, финансов. В рамках задач построения экономики рыночного типа и интеграции в мировое хозяйство демонополизация является одной из важнейших составляющих рыночных реформ.
Цель, основные задачи и принципы демонополизации
экономики отражены в первом в
истории Беларуси антимонопольном
законе «О противодействии
Одним из приоритетных секторов экономии
при проведении демонополизации
были определены торговля и общественное
питание. Продолжающаяся структуризация
сферы торгового обращения
Главным в проведении демонополизации
должна быть не борьба с монополизмом
вообще, а усиление начал саморегуляции,
создание необходимых условий для
формирования рыночных отношений, для
становления
Конкурентоспособность экономики
любой страны во многом определяется
наличием сектора многоотраслевых
или вертикально
Вместе с тем мировая практика показывает, что неконтролируемые процессы концентрации капитала могут привести к нежелательным последствиям. Корпоративные структуры являются одной из форм монополизации экономики.
В условиях Беларуси создание финансово-промышленных групп (ФГП) возможно в перспективных отраслях - нефтехимической, радиоэлектронной, деревообрабатывающей, медицинской, топливно-энергетическом комплексе и др.
На макроуровне интеграция осуществляется путем формирования в экономике страны хозяйственных блоков - кластеров, включающих фирмы, организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением. В настоящее время для эффективного развития конкурентной среды в Республике Беларусь необходимо создание кластеров, ориентированных на: промышленное производство; в отраслях, связанных с «новой экономикой»; информационные технологии и т.д. Необходимо также создание таких кластерных структур, как технопарки и технополисы.
В Беларуси функции действующих технопарков в основном сведены к поддержке, оказанию сервисных услуг и посреднической деятельности предприятиям, особенно малым, уже наладившим выпуск своей продукции. В стране функционирует 5 технопарков, такие как Национальный инфопарк, Парк высоких технологий, Научно-технологический парк «Метолит», Научно-технологический парк при БГУ, Технологический парк «Могилев».
В настоящее время в Беларуси проводится работа по формированию инновационно-информационного поля, основой которого станет создание академтехнополиса, куда войдут научно-исследовательские организации Национальной академии наук с их научно-производственной базой, а также промышленные предприятия, компании, приступающие к технологическому обновлению производства и внедрению высоких технологий.
Использование эффекта отраслевого,
межрегионального и транснационального
характера интегрированных
Формирование рыночных отношений
диктует необходимость
В его основе - выявление и устранение
злоупотреблений доминирующим положением
хозяйствующих субъектов на товарных
рынках, предотвращение сговоров по установлению
как монопольно высоких, так и
монопольно низких цен, препятствующих
вхождению на рынок других агентов,
устранение условий неоправданной
ценовой дискриминации в
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется следующими методами:
Органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий является Министерство экономики Республики Беларусь. Если деятельность субъектов естественных монополий направлена на удовлетворение потребностей отдельного региона, то функции регулирования деятельности субъектов естественных монополий могут быть делегированы в установленном законодательством порядке местным исполнительным и распорядительным органам.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 ноября 2003 г. № 487 “О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285», Министерством экономики Республики Беларусь регулируются цены (тарифы) на товары (работы, услуги), производимые в условиях естественных монополий.
Глава 3. Государственный монополизм
Глава 3.1 Сильные и слабые стороны государственного монополизма
Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путём ограничения своего собственного объёма выпуска.6
Р. Лифман считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было
контролировать 75 % производства, однако, в ряде случаев монопольное
положение достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40-50%. На рынке она связана с характером и особенностями реализуемых товаров, их дифференциацией. Дифференциация продукции означает отсутствие однородности предоставляемых потребителю товаров и услуг. Она позволяет уменьшать ценовую эластичность спроса, что свидетельствует об усилении монопольной власти производителя. Цена может быть повышена без сокращения объемов сбыта. В условиях дифференциации продукции она не является единственным инструментом конкуренции. Важное значение приобретают качество товаров, реклама, послепродажное техническое обслуживание.
Условиями, определяющими возникновение монопольной власти и поддерживающими ее, являются: