Государственное регулирование монополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Первоначально монополия оказалась случайным явлением в экономической жизни. Так, со второй половины XIX в. глава кембриджской школы А. Маршалл считал ее частным случаем на фоне свободной конкуренции, важным исключением из общих правил ценообразования. Он определял ее как "возможность отдельного лица или объединения лиц твердо устанавливать либо количество товара, предлагаемого к продаже, либо цену, по которой он предлагается". Монополист, по его мнению, − это "человек, заботящийся о развитии бизнеса в интересах потребителя. Интерес владельца монополии: четкое приспособление к спросу таким образом, чтобы это принесло ему возможно наибольший общий чистый доход".

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………
3
Глава 1. Монополия и монопольная власть...……………………………...…………………….
5
1.1. Сущность монополии, причины ее возникновения и виды………………………………..
5
Глава 2. Определение и особенности естественных монополий……………………………….
10
2.1. Основные естественные монополии в РБ и их характеристика……………………………
10
Глава 3. Государственный монополизм………………………………………………………….
20
3.1. Сильные и слабые стороны государственного монополизма……………………………..
20
Глава 4. Антимонопольная политика…………………………………………………………….
24
4.1. Демонополизация экономики и ее роль……………………………………………………..
24
Заключение ………………………………………………………………………………………..
33
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовой проект Государственное регулирование естетсвенных монополий !!!.docx

— 99.59 Кб (Скачать файл)

Признаки  абсолютной монополии:   

1) единственный продавец, а это  означает, что чистый монополист  представляет как бы отрасль,  состоящую только из одной  фирмы;   

2) производство продукта, уникального  тем, что отсутствуют близкие  заменители;   

3) экономические и юридические  барьеры, блокирующие вступление  в отрасль;    

4) фирма осуществляет значительный  контроль над ценой, «диктует  цену».    

Естественные  монополия, в широком смысле, − это категория, выражающая экономические отношения, возникающие в конкурентно ограниченных сегментах рынка в силу сложившихся здесь технико-экономических условий. Эти условия включают: а) технологически обусловленный единый сетевой производственных цикл, благодаря которому обеспечивается существенная экономия на масштабах производства по сравнению с альтернативной конкурентной средой; б) высокую социально-экономическую значимость соответствующей сферы деятельности, ориентированной на жизнеобеспечение экономики в целом и населения; в) государственное регулирование с целью балансирования интересов корпорации субъектов рассматриваемого вида монополизма и потребителей их услуг. Как пример естественной монополии можно рассматривать службы газа, метрополитен, услуги канализации и т. д.   

Производственная (технологическая, техническая) монополия – это предприятие (объединение), контролирующее производство и сбыт определенной продукции. Специфика технологии ее производства обусловливает крупномасштабность хозяйственных единиц, входящих в объединение, и их тесные технологические взаимосвязи. Эта монополия представляет собой разновидность естественного монополизма, объектами которого могут быть метод изготовления продукции или узкая предметная специализация. Причем спрос на определенный продукт удовлетворяет одно или несколько предприятий.   

Организационная монополия представляет собой объединение одинаковых по профилю (видов деятельности) предприятий и организаций. Она формируется под воздействием как объективных (при высоком уровне концентрации производства), так и субъективных (со стороны государства – создателя отраслевых министерств) факторов.    

Известный французский экономист А. Курно определял искусственную монополию как «централизованное руководство какой-либо сферой производства, поставляющей на рынок предметы потребления. К разряду искусственных относят монополии, созданные государством в целях концентрации и специализации производства».3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________

3 Шимов В.Н., Александрович Я.М., Богданович А.В., Крюков Л.М., Рогач П.И., Соколовский Н.К. Национальная экономика Беларуси.-Мн.,БГЭУ,2009г. – 172с.

Глава 2. Определение и особенности  естественных монополий

Глава 2.1. Основные естественные монополии в РБ и их характеристика 

 Как упоминалось выше, естественные  монополия − это категория, выражающая экономические отношения, возникающие в конкурентно ограниченных сегментах рынка в силу сложившихся здесь технико-экономических условий.

 Эти условия включают:

а) технологически обусловленный единый сетевой производственных цикл, благодаря  которому обеспечивается существенная экономия на масштабах производства по сравнению с альтернативной конкурентной средой;

б) высокую социально-экономическую  значимость соответствующей сферы  деятельности, ориентированной на жизнеобеспечение экономики в целом и населения;

в) государственное регулирование  с целью балансирования интересов корпорации субъектов рассматриваемого вида монополизма и потребителей их услуг.

 То есть ситуация, когда наличие более чем одного поставщика для данной услуги (товара) не представляется возможным или нерационально.

Сферы деятельности естественных монополий:

  • службы водо-, газо-, тепло-, электроснабжения,
  • метрополитен,
  • железнодорожные перевозки,
  • услуги транспортных терминалов, аэропортов
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи

 В соответствии с действующим законодательством  – Законом Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 162-З «О естественных монополиях» и Положением о Государственном  реестре субъектов естественных монополий  Министерство экономики  Республики Беларусь формирует и ведет Государственный реестр субъектов  естественных монополий.    

Под Государственным реестром субъектов естественных монополий понимается совокупность данных, содержащих перечни объектов учета (субъектов естественных монополий) и информацию о них. В Государственный реестр включаются субъекты естественных монополий – организации (юридические лица), осуществляющие производство (реализацию) товаров в условиях естественных монополий.     

На начало 2010 г. в Государственный реестр субъектов  естественных монополий республиканского уровня включено 39 хозяйствующих субъектов, осуществляющих  деятельность в условиях естественных монополий следующих сфер:    

• транспортировка  нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;    

• транспортировка  газа по магистральным и распределительным  трубопроводам;    

• передача и распределение электрической  и тепловой энергии;;    

• централизованное водоснабжение и водоотведение;    

• услуги электрической и почтовой связи общего пользования;    

• услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;     

• услуги транспортных терминалов, аэропортов;     

• обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.    

• пассажирские перевозки в пригородном сообщении.     

В Государственные реестры субъектов естественных монополий местного уровня, осуществляющих деятельность на местных рынках областей и г. Минска, включены субъекты естественных монополий, осуществляющие деятельность в таких сферах, как:    

• передача и распределение тепловой энергии;     

• централизованное водоснабжение и водоотведение.     

Особенность переходной экономики  Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней  осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие  элементов административно-командной  системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к  рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная  система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

Процесс становления  новых организационно-хозяйственных  структур в промышленности, да и  в экономике в целом, практически  носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными  группами, корпорациями и т.п. нередко  именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике.

Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление  жесткой централизации управления финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.

В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции  как более высокая ступень  и развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались  при отсутствии капитана, как правило, путем преобразования (переименования) предприятии в акционерные общества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции  могут свободно продаваться на рынке.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая  эффективность, однообразие принципов  и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными – в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые – даже на грани банкротства.

Монополизм  – это господство на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединяющихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих аналогичный товар, контроля цен.

В бытность СССР белорусский народнохозяйственный комплекс был включен в систему  союзного разделения труда и специализировался  на автомобилестроении, приборостроении, станкостроении, тракторостроении, химической и деревообрабатывающей промышленности. До распада СССР 20 крупнейших предприятий  республики выпускали около 60% всей продукции. В промышленности Республики Беларусь достигнут высокий уровень  концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах.

Как и везде в мире, в Беларуси государственная монополия присуща  сферам деятельности, обеспечивающим институтам власти и управления выполнение функций, связанных с обороной и  безопасностью государства, а также  занятым производством и реализацией  ряда товаров и услуг, в числе которых – оружие, лекарства, ядохимикаты, ликеро-водочные и табачные изделия, драгоценные металлы4.

 

_______________________

4Современная Беларусь. Т.2: Экономический и научный потенциал – 31с.

 

Большинство предприятий автомобильного, тракторного  и сельскохозяйственного машиностроения, станкостроения, радиоэлектронной и приборостроительной промышленности являются узкоспециализированными, сосредоточившими в себе 90-100% объема производства многих видов продукции. выпускаемой в республике. Это Оршанский льнокомбинат, Гомельский химический завод, Солигорский «Беларуськалий», завод «Атлант» и т.д.

Различают естественную и искусственную монополию.

Естественная  монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

В отличие от естественных монополий, чей монополизм обусловлен технологическими и экономическими факторами, и государственных  монополий, обеспечивающих выполнение функций, связанных с обороной и  безопасностью государства, а также  занятых производством и реализацией  специфичных видов товаров, услуг (ликеро-водочные и табачные изделия, лекарства, яды и др.), искусственные монополии образовались в результате чрезмерной концентрации и специализации производства, административного установления хозяйственных связей и других факторов.

Высокая степень монополизации  республиканского рынка характерна для крупных предприятий (по стоимости  фондов, численности персонала, объему производства и др.) высокотехнологичных  отраслей машиностроения и нефтехимического комплекса. У потребителя этой продукции, как правило, отсутствуют возможности  ее замещения, что порождает жесткую  зависимость от поставщиков-монополистов. По конечной машиностроительной продукции (автомобили, тракторы, станки, другие виды) подобная зависимость менее  заметна. Такая особенность свойственна  рынкам, которые характеризуются  высокой взаимозаменяемостью товаров  и значительным их ввозом из-за пределов республики.

В деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности преобладают  средние и малые предприятия, продукция которых в целом  однородна, нет жесткой технологической  зависимости потребителей от поставщиков, что благоприятствует конкуренции. Однако и здесь складываются монополизированные рынки в силу неразвитости складской, сбытовой, информационной и транспортной инфраструктуры. Предприятия этих отраслей, работая в значительной мере на потребительский  рынок, зачастую не имеют прямых контактов  с покупателями, поскольку реализация большей части продукции происходит через систему торговых и оптово-закупочных организаций, что сдерживает развитие конкурентных отношений.

Вместе с тем в результате процессов реформирования собственности, развития предпринимательства, демонополизации  экономики в республике сформировались рынки с удовлетворительной конкурентной структурой в таких отраслях промышленности, как пищевая, легкая промышленность строительных материалов, лесная и  т.д.

Для многих рынков сельского хозяйства  характерна монопсония, то есть рынок, на котором имеется лишь один покупатель. Это в полной мере относится к  местным локальным рынкам областей, районов. В качестве такого покупателя выступают предприятия по переработке  и хранению сельскохозяйственной продукции.

Монопсония сложилась в значительной мере исторически в силу того, что  поставка сельскохозяйственной продукции  предприятиям по ее переработке и  хранению осуществляется не на экономической  основе, а путем административного  закрепления поставщиков к потребителю. При данной форме реализации сельскохозяйственные предприятия имеют возможность  продажи своей продукции только конкретному покупателю. Последний, в свою очередь, может закупать сельскохозяйственную продукцию в строго определенных сырьевых зонах. К этому следует добавить и ограниченность (отсутствие) специальных транспортных средств для доставки скоропортящейся продукции (овощей, плодов, ягод, молока) на предприятия по ее переработке и хранению. В такой ситуации зачастую отсутствует свобода в выборе поставщиков и потребителей.

Информация о работе Государственное регулирование монополий